Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история» (Россия, г. Новосибирск, 10 марта 2011 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
УЧЕНИЕ И. КАНТА О «ГЕНИИ»
Загороднева Юлия Александровна
аспирант, Саратовский Государственный Технический Университет, г. Саратов
Е-mail: milenakc@yandex.ru
Основной этап в развитии научной эстетики XVIII века представлен Г.В.Ф.Гегелем, И.В.Гёте, И.Кантом, И.Г.Фихте, Ф.В.Шеллингом, И.К.Ф.Шиллером и другими мыслителями, и особенно велика в этот период оказалась роль И.Канта. В творчестве отмеченных философов и писателей, прежде всего, были развиты некоторые положения немецких просветителей, но и сами И.Кант, И. К. Ф. Шиллер и И. В. Гете, в данном случае, выступали именно как просветите ли.
Так, например, произведение И. Канта «Критика способности суждения» (1790) явилось одним из основополагающих творений в истории мировой эстетики. И. В. Гете, Ф. В. Шеллинг и Г. В. Ф. Гегель, в той или иной степени, опирались на этот труд и развивали содержавшиеся в нём идеи, отвергая либо принимая их, но всегда оценивая их достаточно высоко. Так, например, Ф.В.Шеллинг, опираясь на учение И.Канта, развивает свою концепцию «о гении», основанием которой является то, что гений – это божественное начало в человеке. А И. К. Ф. Шиллер в своем учении пишет, что гений должен стремиться к разрыву с действительностью.
«Критика способности суждения» является единственной крупной работой И. Канта по эстетике. И в этом нетрудно убедиться, проследив духовное развитие философа, ибо оно и привело его к обобщающей идее, которая содержится в отмеченной работе. Общие контуры учения сложились у И. Канта давно, но они долгое время не составляли стройной системы, поскольку единство между теоретическим и практическим разумом представлялось ему недостаточным. У И.Канта не хватало связующего звена между «Критикой чистого разума» и «Критикой практического разума». И этим звеном целесообразности и красоты между природой и свободой выступает «Критика способности суждения».
В данной работе И. Кант рассматривает рефлектирующую способность суждения, причем, анализируя её, он особо отметил тот факт, что наряду с другими формами существует ещё и способность судить о вещах по правилу, а не в связи с понятийными обстоятельствами. Эту особенную способность он назовет «эстетической».
Философия в целом и эстетическая область исследования И. Канта, характеризуются внутренней противоречивостью, но в его эстетической теории содержатся рациональные моменты. Эти прогрессивные достижения философской мысли получили развитие у И. К. Ф. Шиллер, И. В. Гете, Г. В. Ф. Гегеля.
Свой главный теоретический труд по эстетике «Критика способности суждения» И.Кант создает в «критический период», во время которого он делает попытку рассмотреть специфику эстетических принципов. И. Кант отделяет сферу эстетического не только от нравственности, но и от практики познания, как впрочем, и ото всех других видов деятельности человека общественной формации. Главной критике он подверг методологические основы рационализма и эмпиризма, присутствующие в научном осмыслении его современников, эстетики как таковой. И основным направлением в критике И. Канта явилось рассмотрение эмпирического и рационалистического изучения эстетических проблем и их анализ.
Примирение эмпиризма и рационализма как тенденция присутствует и в эстетике, и в этике И. Канта. Поскольку, по И. Канту, необходимость и всеобъемлющая суть суждений гарантируются априорными формами, присущими тому или иному субъекту, они и есть цель такого анализа, который позволяет найти соответствующие априорные формы для данной области. В сфере эстетических суждений роль отмеченной априорной формы играет принцип целесообразности. «Целесообразность природы, — пишет И.Кант, — есть... особое априорное понятие, которое имеет свое происхождение исключительно в рефлектирующей способности суждения. В самом деле, продуктам природы нельзя приписывать отношение природы в них к целям; этим понятием можно пользоваться только для того, чтобы рефлектировать о них, имея в виду связь явлений в природе, которая дана по эмпирическим законам. Это понятие совершенно отличается также от практической целесообразности (человеческого искусства или же нравственности), хотя оно и мыслится по аналогии с ней» [1, с. 179].
Книга И. Канта «Критика способности суждения» не отличается композиционной стройностью. В ней прослеживаются различные проблемы, ибо многие положения его научного труда слабо аргументируются и, в целом, он достаточно противоречив. Поскольку И. Кант уделяет внимание проблеме художественного творчества в эстетике, он должен был принять во внимание и рациональный характер человеческой деятельности. Целесообразность, в этой связи, является своеобразным аналогом активности самой природы, поэтому Гений действует подчас, как и сама природа. Мысль об этом получит развитие в последующих эстетических построениях романтиков.
Вышеизложенное подразумевает, что эстетическое суждение, по И. Канту, происходит не из рассудка как способности понятий и не из чувственного созерцания или его пестрого многообразия, но лишь из игры воображения.
Осознание возвышенного и его реальное воплощение рождает идею абсолютного, бесконечного, но эта идея не может быть нами адекватно представлена. Абсолютное представляется нам через своеобразную непредставимость, хотя разум способен осмыслить и самое величайшее, что только может иметь место в чувственном мире. И. Кант говорит о том, что в возвышенном мы представляем себя «маленькими», чувственными существами и «большими» как разумные существа.
Разум — это возвышенное, это нравственная природа человека. И так как человек верит, что непостижимое постижимо в его природе заложено желание выйти за пределы чувственно постижимого.
«Истинную возвышенность, — пишет И. Кант, — надо искать только в душе того, кто высказывает суждение, а не в объекте природы, суждение о котором дает повод для такого расположения у него» [1, с. 263]. Он ставит здесь проблему расширения сферы эстетического.
«...Вряд ли можно мыслить чувство возвышенного в природе, — пишет И.Кант, — не соединяя с ним расположения души, подобного расположению к моральному» [1, с. 278]. Эстетические учения И. Канта получили развития в его этических концепциях.
А так же И. Кант указывает, что прекрасное в природе - это прекрасная вещь, прекрасное в искусстве — прекрасное представление о вещи. Он считает, что для восприятия красоты нужен вкус, например, представить предмет и понять, нравиться он ему или нет. А для представления прекрасного требуется еще и другая способность человека – его гениальность.
В попытке прояснить природу гения И.Кант занимается анализом характерных особенностей искусства, считая главным отличием искусства от природы именно то, что искусство - это результат деятельности человека.
По И.Канту, искусство следует отличать от ремесла, ибо искусство является следствием свободного выбора, а ремесло — это деятельность для заработка, то есть по найму. Искусство, в известном смысле – игра или явление, которое приятно само по себе. Ремесло – «отчасти занятие обременительное или такая работа, которая не доставляет особого удовольствия и заманчива лишь по своему результату (например, заработку). Ремесло, в какой-то степени, является деятельностью по принуждению» [1, с. 319].
По мысли И. Канта творчество сохраняет свою свободу лишь в сфере художественной деятельности, которая отображает реальный исторический факт. А в области эстетического, считает И. Кант, творческий процесс выступает в качестве примиряющего момента между рассудком и чувствами.
Много внимания И.Кант уделил сопоставлению прекрасного в природе и прекрасного в искусстве. И он пришел к выводу, что прекрасное в искусстве не должно казаться умышленным!
Художественное произведение, следовательно, есть продукт творчества гения, а само искусство возможно только через призму гениальности. Гениальность — это суть-власть, формирующая правила или законы, представляющие собой абсолютное творческое начало. Гений, безусловно, оригинален и встречается лишь в искусстве.
В определённой степени И. Кант абсолютизирует специфику деятельности художника, как в трактовке, так и в виде творческого акта. Он делает уступки иррационализму и говорит что «Гений сам не может описать или научно показать, как он создает свое произведение; в качестве природы он дает правило; и поэтому автор произведения, которым он обязан своему гению, сам не знает, каким образом у него осуществляются идеи для этого, и не в его власти произвольно или по плану придумать их и сообщить их другим в таких предписаниях, которые делали бы и других способными создавать подобные же произведения» [1, с. 323-324].
Кант считал творчество непознаваемым процессом, что является слабой стороной его эстетических взглядов, обусловленных присущим ему агностицизмом. Эту сторону его теории впоследствии использовали романтики, придавая ей мистический ореол. Сам И. Кант окончательно не пришел к мысли о том, что творческий акт есть иррациональный или полностью подсознательный процесс. Он непоследователен в избавлении от реакционно-романтического культа гениальной личности и требует от художника развитого вкуса, но также и соблюдения некоторых правил, от которых нельзя считать себя полностью освобождённым.
При характеристике деятельности личности гения, И. Кант подчеркивает, что она отображается не столько в выполнении преднамеченной цели пластического изображения определенного понятия, сколько в раскрытии «эстетических идей». Вводя понятие «эстетической идеи» И Кант разрушает утверждение безвкусицы. В «Аналитике прекрасного» он подчеркивает всеобщность и необходимость суждений вкуса в эстетике, основываясь на том предположении, что существует общее чувство – всеобщее понимание прекрасного.
Анализируя прекрасное, И. Кант утверждает то, что оно нравится неосознанно, нравится почти всем вообще и прекрасно потому, что просто необходимо очень многим. Однако, И. Кант считал, что суждение вкуса выражает не качество предмета, а душевное состояние того, кто созерцает этот предмет. А именно по И.Канту «необходимость» вкуса есть «субъективная необходимость», которая коренится именно в субъекте – в «сознании вообще», не в логическом, а в эмоциональном аспекте. Таким путем И.Кант стремится преодолеть релятивизм в эстетической сфере, ибо релятивизм, по его мнению, не может дать положительных результатов.
В заключительной части своей работы «Критика способности суждения» И.Кант снова возвращается к проблеме всеобщности эстетических суждений, и эта проблема предстаёт перед нами в виде «антиномии вкуса»: о вкусах не спорят, и о вкусах можно спорить.
Прежде всего, следует отметить, что И. Кант возвёл эстетику в принцип и попытался разобраться в специфике подобного явления Эстетику нельзя рассматривать изолированно, как некую замкнутую область, тем более что это достаточно непростая сфера деятельности человека и немаловажная составляющая такого понятия как культура. Эстетика может быть поставлена на службу разным общественным целям: познанию, нравственному воспитанию, организации досуга, украшению жизни, но эти цели могут быть благополучно осуществлены, если в их основе заложены подлинные эстетические ценности, достойные культурного наследия человечества.
Впервые И. Кант поставил вопросы о специфике эстетических суждений и достаточно глубоко проанализировал философские аспекты общечеловеческого опыта в области эстетического восприятия окружающей действительности. Разумеется, он использовал и собственный жизненный опыт, хорошо разобрался в существе проблемы и работал над доказательством жизнеспособности эстетических суждений, которые должны обладать всеобщностью и необходимостью.
А так же И. Кант ставил вопросы и всесторонне рассматривал своеобразие процессов художественного творчества. Действительно, труд ученого и труд художника имеет свои особенности и способности к непосредственному восприятию, воображению или мышлению человека, неодинаково выступают в субъективном творчестве человека творца. Проблемы эстетики до конца не исследованы до настоящего времени и по-разному себя проявляют в мировой культуре.
Список литературы:
- Кант И. Собрание сочинений в 8 томах / И.Кант. Пер. с нем. Гулыга А.С. – М.: Юбил. изд, Т. 5. 1994. 493C.
дипломов
Оставить комментарий