Статья опубликована в рамках: XVIII Международной научно-практической конференции «Проба пера» (Россия, г. Новосибирск, 23 сентября 2015 г.)
Наука: Искусствоведение
Секция: Литература
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ИЗ ИСТОРИИ ОДНОГО ГОРОДА
Козлова Варвара
Класс 11, МБОУ СОШ № 5,
РФ, г. Кашин
Волкова Марина Александровна
научный руководитель, педагог первой категории, преподаватель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 5
РФ, г. Кашин
«Очерки истории города Кашина» Сергея Вносвилкойтыкалкина (Любимова С.В.) составлены, по словам автора, «на основании достоверных преданий и документов», представляющих размышления о судьбах города.
Изучение судьбы города и горожан, провинциальных нравов и психологических особенностей нам, живущим в иную эпоху, нежели создано произведение, представляется интересным. Интригует и подзаголовок: «Посвящается всем питомцам Кашинских учебных заведений, изучающим историю». Мы считаем, что просвещенный человек должен знать культурно-исторические, психологические нюансы той местности, где проживает. Знание «физиономии города» способствует расширению кругозора, воспитанию чувства любви к родной земле, адекватной оценке того, что происходило когда-то. Возможно, некоторые через изучение «Очерков истории города Кашина» прочитают не только прошлое, но и настоящее, что свидетельствует о вечном движении проблем. Произведение написано в пародийном жанре, что позволяет лучше выявить сущность человека, подлинные мотивы его поступков и действий. Нечто подобное мы прочитываем и в «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина.
«История города Кашина имеет поразительное сходство с историей Мидян», которая «темна и баснословна», — пишет Сергей Вносвилкойтыкалкин (Любимов С.В.).
В «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина читаем (гл. «От издателя»): «Давно уже имел я намерение написать историю какого-нибудь города… Что касается содержания, то оно по преимуществу фантастическое и по местам даже почти невероятное в наше просвещенное время».
Нам представляется не случайным подобное сходство. Некоторые литературоведы считают «Историю одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина пародией на «реальную историю русского самодержавия». Исходя из читаемых параллелей, мы предполагаем, что «Очерки истории города Кашина» являются пародией¹ на повесть Салтыкова-Щедрина «История одного города», а также пародией на жизнь провинциальных горожан.
Литературная пародия «передразнивает» изображение действительности в литературных произведениях. Отличительными особенностями ее являются:
- подражание;
- критическая направленность;
- юмор.
Объектом пародии «Очерков истории города Кашина» является жизнь, протекающая в рамках определенных стандартов провинциального жителя. Это касается непосредственно истории о том, кто основал город: «…разбойники, которые после своих знаменитых подвигов на Волге удалялись для отдохновения в место, где ныне красуется славнейший град, и варили здесь кашу». И тут же читаем совершенно иное: «… мы все-таки сомневаемся в правдоподобности версии о разбойничьей каше», так как «разбойники варили не только кашу, но и щи, кушали хлеб и выпивали водку…». Потому, по мнению автора, они (разбойники) должны были дать городу какое-нибудь другое название — «выпивочное, а не закусочное». В другом месте читаем, что город был основан цыганами, которые являлись «порядочными разбойниками».
В «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина также содержатся противоречивые сведения о происхождении города Глупова: «… наш родной город Глупов, производя обширную торговлю квасом, печенкой и вареными яйцами, имеет три реки и, в согласность древнему Риму, на семи горах построен». Или: «… головотяпы выбрали болотину и, заложив на ней город, назвали Глуповым, а себя по тому городу глуповцами. Так и процвела сия древняя отрасль».
Несомненно одно: истории обоих городов, несмотря на разные эпохи возникновения, имеют общую основу — «темную», запутанную, отражающую «физиономию» города и горожан.
Нам представляется интересным психология провинциального жителя, которому свойственно гиперболизировать отдельные факты, явления, а также «стремление заместить внешними аксессуарами то отставание в культурном развитии, которое естественно присуще провинции»¹. Например, названия городских улиц: Большая Конюшенная и Малая Конюшенная. Их происхождение связано с тем, что «на первой улице были большие, а на второй малые» конюшни. Данный факт подтверждает особую любовь основателей города к лошадям. В документах упоминаются: «Лягушкина слобода», «Кошкин ручей», «Крапивенская набережная», — свидетельствующие, по мнению автора, о том, кто первоначально населял город, что произрастало в нем. Критическая направленность, заложенная в годонимах (названия улиц), является свойством провинциального мышления.
Стараясь казаться культурно просвещенными, горожане называли улицы именами великих людей: Пушкинская набережная, наб. Салтыкова-Щедрина, а также именами кашинских домовладельцев: Погребовская, Дорогутинская, Зызыкинская, Терликовская. Однако познания горожан ограничивались исключительно знанием именитых имен. Комично выглядит ситуация с названием набережной Салтыкова-Щедрина, который «весьма непочтительным тоном описал, как в Кашине виноградные вина делали и как в Кашинском Окружном Суде пескаря судили». Обиженные жители решили отомстить великому писателю, назвав одну из самых грязных улиц его именем.
В другом произведении («История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина) автор изобразил провинциализм глуповцев, подчеркивая их невежество, малообразованность. В повести упоминается Навозная слобода: «В это самое время на выезде из города, в слободе Навозной, цвела красотой посадская жена Алена Осипова». Это достопримечательное место посещает бригадир Фердыщенко, который однажды решил отправиться в путешествие по своим владениям: «… городской выгон … не заключал в себе никаких сокровищ ни на поверхности земли, ни в недрах оной. В разных местах его валялись … навозные кучи, но они даже в археологическом отношении ничего примечательного не представляли».
Использование оксюморона подчеркивает комическое начало не только в названии данной слободы, но и во всех тех объектах, что упоминаются автором в городе Глупов. Поскольку Кашин — город старинный, нельзя не сказать о других его достопримечательностях. «В Кашине три моста и все они поучительны для историка». Ироничность автора направлена на пародируемый объект: «Добрынинский мост носит имя богатыря Добрыни Никитича», который «выстроил его лет за десять до крещения Руси». Сооружение богатырское, по древности шатается, езда шагом». Ильинский мост, названный в честь строителя Ильи Муромца, «комиссара богатырей», «сломан по стратегическим соображениям, на случай наступления неприятеля». Гротескные характеристики доводят до абсурда попытки объяснить этимологию упоминаемых объектов. К тому же, «должность» комиссара былинного богатыря ярко подчеркивает несоответствие временных пластов, что позволяет изложенный факт считать также пародией на ограниченность провинциального мышления.
Существование в начале ХХ века московской пекарни Н. Лаврикова позволило местным жителям назвать один из мостов Московским, несмотря на то, как пишет автор, «его строил Соловей-разбойник».
В «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина этимология достопримечательностей не менее интересна. Летописец связывает их происхождение с различными сферами жизнедеятельности глуповцев: Стрелецкая слобода «отличалась непреоборимым упорством»; «Болотная и Негодница» — две слободы, названные так потому, что «там жили солдатки, промышлявшие зазорным ремеслом»; Двоекуров вымостил две главные улицы, которые именовались Дворянская и Большая; Угрюм-Бурчеев решил основать город Непреклонск (на месте г. Глупова), который «со всеми входит в пререкания и всем дает чувствовать свою власть». Как видим, культурно-исторические объекты как в «Очерках истории города Кашина», так и в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина имеют общие черты: посредством создания гротескных, гиперболических образов замечаем смешные, юмористические стороны жизни обывателей, примитивизм их мышления.
Характеристика обоих городов (Кашин-Глупов) была бы неполной, если бы мы не задумались о нравах людей. Что, помимо культурных и исторических реалий, интересует горожан? Например, в «Очерках истории города Кашина» найдем, что существующие трактиры «Петроград» и «Москва», находящиеся на Московской улице, избирает учащаяся молодежь, которая, гуляя, «невольно изучает географию», этим же целям служит и тенистый сад «Бологое».
Однако кашинцам свойственно проявлять и низменные чувства. Так, в отместку М.Е. Салтыкову-Щедрину, который задел самолюбие горожан, обыватели решили, что «любознательный писатель, прибыв в Кашин, не преминет зайти на набережную, носящую его имя, где и утонет в грязи». Но не случайно гласит народная мудрость: «Нет худа без добра». Салтыков-Щедрин не приехал и не испачкал калош, зато «классическую грязь Щедринской набережной» врачи стали считать целебной. Таким же свойством стали обладать и Кашинские воды. Неслучайно «окрестные жители с незапамятных времен пьют их ведрами без всякого вреда для себя и для своих ближних». Желая окультурить и прославить свой город, горожане на горе близ вод построили великолепное водяное здание, которое существует по сей день. «Древнее пророчество сбылось: «…на горах станут воды». Воды-то стали, однако доступ к ним, на сегодняшний день, ограничили высоким железным забором, пруты которого обмазаны «грязью».
И все-таки, несмотря на мстительный характер, обыватели заботились и о красоте объектов. «Самым красивым зданием в г. Кашин является народный дом», который «имеет вид изящного воздушного замка, блещущего сказочной красотой» не в переносном, а в прямом значении этого слова, ибо «воздушные замки» существовали и существуют только в воображении всех партий, «боровшихся на выборах в Кашинскую городскую Думу».
«Просвещенная деятельность» одного из градоначальников г. Глупова («История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина), а именно Двоекурова, «была плодотворна»: он ввел медоварение, пивоварение, сделал обязательным употребление горчицы и лаврового листа, ходатайствовал о «необходимости в Глупове академии», в то время как другой градоправитель, Угрюм-Бурчеев, представил план «будущего устройства злосчастной муниципии», возведенной в ранг образцового, согласно которому «школ нет, грамотности не полагается, наука чисел преподается по пальцам. Нет ни прошедшего, ни будущего…»
Таким образом, нравы жителей обоих городов сводятся исключительно к тому, что обыватели не стремятся озаботить себя и свою жизнь чем-либо, направленным на процветание города, поскольку ограниченность и примитивизм мышления, мстительность, а также желание «погулять» — черты, характерные для провинциала.
«Очерки истории города Кашина» Сергея Вносвилкойтыкалкина (С.В. Любимова) и «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина имеют много общего, несмотря на то, что написаны в разные времена (начало ХХ века — вторая половины ХIХ века):
- пародийное начало;
- попытка рассказать об особенностях провинциальных городов;
- отражение нравов горожан, их провинциально-узкого мышления, которому свойственно многие явления гиперболизировать;
- «вечное движение проблем».
Взгляд на прошлое из настоящего, ХХI века, позволяет увидеть то, что существует и по сей день: «провинциализм» мышления горожан, который свойственен не только тем, кто живет в провинции, но и столичным жителям.
Список литературы:
- «Очерки истории города Кашина» Сергея Вносвилкойтыкалкина, 1914 г. — 10 стр.
- Строганов М.В. Литературное краеведение, Тверь, 2009 г. — 196 стр.
- Салтыков-Щедрин М.Е. «История одного города» АСТ, 2004 г. — 352 стр.
- Томашевский Б. Теория литературы. Поэтика. Аспект Пресс Москва 1999 г. — 203 стр.
дипломов
Оставить комментарий