Статья опубликована в рамках: XVI Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» (Россия, г. Новосибирск, 09 января 2014 г.)
Наука: Филология
Секция: Литературоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
отправлен участнику
ТУРГЕНЕВСКИЕ ТРАДИЦИИ В ИЗОБРАЖЕНИИ «ЛИШНЕГО ЧЕЛОВЕКА» В ТВОРЧЕСТВЕ А.П. ЧЕХОВА
Будаева Татьяна Александровна
студент 6 курса, кафедра русской и зарубежной литературы СФ БашГУ, РФ, г. Стерлитамак
E-mail: latiu@yandex.ru
Радь Эльза Анисовна
научный руководитель, канд. филолог. наук, доцент СФ БашГУ, РФ, г. Стерлитамак
Среди чеховских героев можно выделить традиционный образ «лишнего человека», получивший новые краски в соответствии с эпохой 80-х годов и с художественной манерой А.П. Чехова.
«Высокая требовательность Чехова к своим современникам, трезвость в оценке их идейной вооруженности, борьба против всех и всяческих иллюзий сказывались не только в разработке темы «лишнего человека». Все это имело последствия более широкие, привело писателя к открытиям непреходящего значения. Однако новый взгляд Чехова на традиционного героя русской литературы представляет особый интерес, так как непосредственно подводит нас к этим открытиям, помогает лучше понять их смысл и значение» [1, с. 520—521].
Рассмотрим тургеневские традиции в изображении «лишнего человека» у А.П. Чехова, которые проявляются в самых различных формах в повестях «Дуэль», «Рассказе неизвестного человека», «Огни» и др.
Уже современники видели традицию тургеневского «Рудина» в рассказе «На пути». Например, В.Г. Короленко отмечал, что А.П. Чеховым тип был только намечен, но он изумительно напомнил мне одного из значительных людей, все еще не умершего у нас, долговечного рудинского типа... [5, с. 324]. Как и И.С. Тургенев в «Рудине», А.П. Чехов рисует скитальческую, бесплодную жизнь Лихарева: «Во всю жизнь мою я не знал, что такое покой. <…> Я изнывал от тяжкого беспорядочного труда, терпел лишения, раз пять сидел в тюрьме, таскался по Архангельским и Тобольским губерниям…» [3, с. 515]. Как и Рудин, он обладает ораторским даром, увлекая Иловайскую. В традициях тургеневского «Рудина» их встреча не перерастает в любовь.
Повесть «Огни» создавалась в знаменательный для А.П. Чехова 1888 год, который справедливо считается переломным для его творчества. Мысли о бренности жизни и ничтожестве человека, ставшие центром повести, были близки и И.С. Тургеневу. Сближает эту повесть и другие произведения А.П. Чехова этого периода («На пути», «Дом с мезонином») с произведениями И.С. Тургенева — тургеневская тема «русский человек на rendes-vous». Пытаясь разрешить эту проблему, герой повести «Огни» Ананьев в духе «лишних людей» без конца размышляет, анализирует свои чувства и, наконец, позорно бежит от возлюбленной Кисочки. Правда, эта тургеневская тема разрабатывается А.П. Чеховым в другом ключе. Здесь, прежде всего, следует иметь в виду разницу эпох, объясняющих различие характеров «лишних людей» у И.С. Тургенева и А.П. Чехова.
Ананьев, персонаж чеховской повести, критикуя свое поколение людей за их виртуозность мыслей, видит в этом болезнь века: «Эту виртуозность, игру в серьезную мысль наше поколение внесло в науку, в литературу, в политику, а с виртуозностью внесло оно свой холод, скуку, односторонность…» [4, с. 168].
В отличие от И.С. Тургенева А.П. Чехов не только не идеализирует отношение Ананьева к Кисочке, но и переводит их в более прозаическую, будничную обстановку. Автор, описывая внешность Ананьева, называет его «мужчиной в самом соку», подчеркивая его физическое здоровье и уверенность в себе: «Его загорелое толстоносое лицо и мускулистая шея как бы говорили: Я сыт, здоров, доволен собой» [4, с. 138].
Встретив Кисочку, он испытывает естественные привычки, желая завести с ней роман: «Я шел за ней, любовался ее нежной шеей и плечами. Мне было приятно, что она замужем. Для мимолетных романов замужние представляют более подходящий материал, чем барышни. Приятно также было мне, что мужа нет дома…» [4, с. 150]. Он соблазняет Кисочку грубо и бесцеремонно: «Не спрашивая ее согласия, мешал ей говорить, и насильно потащил ее к себе в гостиницу» [4, с. 162]. В отличие от Ананьева Кисочка полюбила страстно и глубоко. Как истинный «сын» Гамлета, он начинает выискивать и анализировать недостатки Кисочки: «Меня немножко коробило от мыслей, что, передавая, честная и страдающая женщина так легко в какие-нибудь три-четыре часа сделалась любовницей первого встречного. Это уж мне, как порядочному человеку, видите ли, не понравилось» [4, с. 163]. Признание в любви Кисочки представляется ему сентиментальным, приторным и неумным. Во всех своих переживаниях он, по его выражению «искал, прежде всего, «глубины мысли»» [4, с. 164]. «Исполнив долг» по отношению к ней, он вернулся в свой номер и уснул крепким, «безмятежным сном туриста» [4, с. 165].
Ананьев продолжает анализировать мотивы своего поведения, особенно бегство от Кисочки. Причем в отличие от тургеневских «лишних людей» он не скрывает от себя свое «подлое бегство»: «Как видите, мое мышление не помешало мне удариться в подлое, изменническое бегство» [4, с. 165], — размышляет он. Он продолжает анализировать свой поступок с точки зрения нравственных норм, совести порядочного человека: «когда … я один на один остался со своей совестью, мне стало понятно то, <…>, что мною совершено зло равносильное убийству» [4, с. 166]. Правда, это нравственное чувство он пытается заглушить мыслью, «…что в е — вздор и суета, что я и Кисочка умрем и сгинем, что ее горе ничто в сравнении со смертью…» [4, с. 166].
Повесть «Дуэль», по справедливому мнению исследователей, — одно из самых «литературных» произведений А.П. Чехова.
В «Дуэли» писатель показывает общественный тип, героя своего времени, повторяя приемы предшественников. Лаевский — сложный, противоречивый образ, в нем сочетаются и отрицательные и положительные качества. О нем мы можем судить по его отношению к женщине и по тому, как о нем говорят другие персонажи.
Герои повести, особенно Лаевский, сопоставляют себя с героями А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого. Но чаще других А.П. Чехов обращается к И.С. Тургеневу, описавшему драматическую судьбу «лишнего человека». Лаевский аттестует себя так: «Для нашего брата-неудачника и лишнего человека все спасение в разговорах» [4, с. 381]. Он же пытается явно не без влияния тургеневской статьи «Гамлет и Дон Кихот» объяснить психологию этого типа: «Я должен обобщать каждый свой поступок, я должен находить объяснение и оправдание своей нелепой жизни в чьих-либо теориях, литературных типах, в том, например, что мы, дворяне, вырождаемся и прочее» [4, с. 381]. Лаевский выбирает себе в союзники шекспировского Гамлета: «Своей нерешительностью я напоминаю Гамлета — думал Лаевский дорогой. — Как верно Шекспир подметил! Ах, как верно!» [4, с. 392]. Частое обращение Лаевского к классикам мировой литературы объясняется и тем, что он был «когда-то на филологическом факультете» [4, с. 382]. Однако тургеневский образ «лишнего человека» в лице Лаевского выглядит в явно сниженном и даже пародийном варианте: «… пил много и не вовремя, играл в карты, призирал свою службу, жил не по средствам, часто употреблял в разговоре непристойные выражения..» [4, с. 385].
Критиком и антиподом Лаевскому в повести выступает зоолог Фон Корен. С его слов Лаевский обвиняет Тургенева в своей бездеятельности, выдумавшего неудачника и «лишнего человека». В одну компанию с тургеневскими героями Фон Корен включает Онегина, Печорина и даже байроновского Каина. Взаимная неприязнь Фон Корена и Лаевского приводит к дуэли, правда, без смертельного исхода. Сцена дуэли описана с явной ссылкой на И.С. Тургенева и М.Ю. Лермонтова: «Господа, кто помнит, как описано у Лермонтова, — спросил Фон Корен, смеясь. — У Тургенева также Базаров стрелялся с кем-то там…» [4, с. 478—479].
В.Я. Линков отмечает: «Намерение подарить нас новым изданием «лишнего человека» так и сквозит в целой повести» [2, с. 37]. Правда, по мнению ученого, эти традиции в повести «Дуэль» идут как бы в обратном направлении. В.Я. Линков выделяет следующие отличия чеховских персонажей от героев классического романа о «лишних людях» в изображении любви, во взаимосвязи с другими персонажами, пожалуй, в главном: «Герой онегинского типа — общественный тип общественного масштаба, которым измеряется его социальная ценность. У персонажа Чехова поведение не детерминировано жестко ни социальным положением, ни уровнем культуры, ни теоретическими взглядами» [2, с. 42]. В.Я. Линков делает вывод: «Читатель относится к герою не как к представителю чего-то общего (культуры, идеологии, класса), а как к единичному человеку» [2, с. 54].
А.П. Чудаков писал: «Чехов очень рано отказался от узкой социальной детерминированности характера и внешних признаков «типичности» [6, с. 248].
Для чеховских произведений характерно обращение к «случайным» эпизодам, например, в «Рассказе неизвестного человека» герой без имени, мечущийся в поисках смысла жизни, приходит в финале повести к заключению, что этот смысл — в самоотверженной любви к ближнему. И в финале он произносит слова, знакомые по повести «Дуэль»: «Я верю, следующим поколениям будет легче и виднее. К их услугам будет наш опыт… Жизнь дается один раз и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво» [3, с. 273].
В повести «Дуэль» Фон Корен демонстрирует перед слабым Лаевским свое презрение и вдруг великодушно примиряется с ним: «… я ошибся относительно вас, но ведь спотыкаются и на ровной дороге <…> Никто не знает настоящей правды» [4, с. 485].
А.П. Чудаков признает, что «неожиданные» эпизоды у А.П. Чехова имеют свою логику. Тот же Лаевский без конца мечется между долгом и чувством в своих переживаниях. И то, что автор, как всегда, в описании этих переживаний держит нейтральную позицию, осложняет проблему. Следует учитывать и то, что Лаевский — личность слабая в отличие от героев И.С. Тургенева, поддающаяся влиянию обстоятельств. Это нужно иметь в виду в объяснении последних эпизодов повести. Повесть Чехова называется «Дуэль». И все переживания Лаевского связаны с этим драматическим событием. Накануне дуэли, чувствуя приближение смерти, он хочет пересмотреть свои прежние условия жизни в Петербурге и начать новую жизнь. Он обращается к богу за прощением: «Глядя на нее молча (Надежду Федоровну) Лаевский мысленно попросил ее прощения и подумал, что, если небо не пусто и в самом деле там есть бог, то он сохранит ее» [4, с. 470]. Обращение к богу сыграло немаловажную роль в возрождении героя. Тем более, что вслед за этой сценой, Лаевский, выслушав покаяние Надежды Федоровны, прощает ее.
Нужно обратить особое внимание на финал повести, где Лаевский произносит свои символические слова о смысле жизни. Он сопоставляет жизнь с борющейся в волнах лодкой. Особую смысловую нагрузку занимают слова повести «никто не знает настоящей правды» [4, с. 487]. И хотя главные участники дуэли (Лаевский, Фон Корен) в эпилоге не знают настоящей правды, они приблизились к ней. Фон Корен сумел преодолеть свой максимализм и нетерпимость к поступкам Лаевского. Лаевский не без участия Самойленко прощает Фон Корена. О «средних людях» говорит Лаевский в своем последнем монологе: «Страдания, ошибки и скука жизни бросают их назад. Но желание правды и упрямая воля гонят вперед и вперед» [4, с. 488].
Драма «человека с больной совестью», драма «умной ненужности», унаследованная Чеховым от предшествовавшей литературы, приобрела новые очертания, наполнилась новым, более глубоким и широким содержанием. Своеобразие героев Чехова состоит в особом аспекте изображения их, который выдвигает на первый план не человеческие качества героя (добрый, злой, мужественный и т. п.), а его восприятие жизни и отношение к ней. «Лишний человек» как характерная фигура для классической русской литературы возвышается над той средой, к которой он принадлежит по воспитанию и общественным связям. Как правило, это — недюжинная, богатая натура, а чеховский герой совершенно лишен ореола умственной и духовной исключительности. Это средний интеллигент, рядовой врач, профессор или чиновник. Обстоятельства жизни, гнетущая обыденность влияют на героев, но не являются довлеющими. Сам человек виновен в своих несчастьях, поддаваясь ложной, мнимой жизни, он не сопротивляется и не пытается изменить самого себя. Такой герой самое большое, к чему может прийти — это осознание происходящего, а дальше этого ни один чеховский герой не идет.
В художественном мире Чехова нет сверхличной ценности, что и становится источником трагизма жизни героев писателя.
Список литературы:
1.Бердников Г.П. А.П. Чехов. Идейные и творческие искания. Л.: Изд-во худ. литературы, 1954. — 681 с.
2.Линков В.Я. Художественный мир прозы А.П. Чехова. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 128 с.
3.Чехов А.П. Собрание сочинений. Т. 4. М.: Худ. литература, 1960. — 590 с.
4.Чехов А.П. Собрание сочинений. Т. 6. М.: Худ. литература, 1960. — 569 с.
5.Чехов в воспоминаниях современников. / Под ред. Н.Л. Бродского. М.: Худ. литература, 1970. — 590 с.
6.Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М.: Наука, 1971. — 290 с.
отправлен участнику
Оставить комментарий