Статья опубликована в рамках: VIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента» (Россия, г. Новосибирск, 07 марта 2018 г.)
Наука: Экономика
Секция: Инновационные подходы в современном менеджменте
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОГО МЕХАНИЗМА ИНВЕСТИРОВАНИЯ КИНОПРОЕКТОВ
THE MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING THE ALTERNATIVE MECHANISM FOR INVESTING IN FILM PROGECTS
Vera Pokidko
teacher of the Department of the Department of Producers of Cinema and Television St. Petersburg State Institute of Cinema and Television
Russia, Saint Petersburg
Alexander Tutrumov
сand. of Econ., Associate Professor of the Department of Producers of Cinema and Television St. Petersburg State Institute of Cinema and Television
Russia, Saint Petersburg
АННОТАЦИЯ
В работе представлены результаты проведенного автором исследования, направленного на анализ зарубежного опыта инвестирования кинопроектов посредством механизма краудинвестинга. На основе анализа практики инвестирования в кинопроекты за рубежом, автор разработал ряд предложений, реализация которых в своей совокупности будет способствовать развитию механизма краудинвестинга, как альтернативного источника инвестирования в сфере кинематографии в отечественной практике.
ABSTRACT
The paper presents the author's research aimed at analyzing the foreign experience of investing film projects through the mechanism of crowdinvesting. Analysis of foreign experience in investing in film projects through the mechanism of crowdinvesting allows the author to develop a number of proposals, the implementation of which in their totality will contribute to the development of crowdinvesting as an alternative source of investment in cinematography.
Ключевые слова: краудинвестинг. кинопроект, инвестирование, альтернативные финансы, зарубежный опыт.
Keywords: crowdinvesting, film project, investment, alternative finance, foreign experience.
По итогам количественного анализа кинопроизводства в России за 2016 год можно констатировать заметный рост числа производимых фильмов: за последние пять лет оно выросло в полтора раза в отношении игровых картин.
Однако, следует отметить, что резких изменений средних производственных бюджетов в рублях не наблюдается, тогда как в связи с падением курса национальной валюты бюджеты российских фильмов в евро, очевидно, снизились. Что касается структуры рынка производства фильмов для кинотеатрального проката, то ведущие позиции на нем занимают компании, получающие бюджетные субсидии по линии поддержки лидеров Фондом кино.
Лишь немногие независимые продюсеры могут составить им конкуренцию – и то только в том случае, если они также получают поддержку Фонда кино или Министерства культуры (для анимационных и документальных фильмов) или сотрудничают с такими компаниями. Тогда как огромное количество продюсеров, снимающих фильмы без государственной поддержки, в Москве и особенно в регионах, не являются конкурентоспособными ни по числу выпускаемых картин и бюджетов, ни, соответственно, по результатам в прокате. [1].
Таким образом, в современных условиях хозяйствования сфера кинематографии в России, как никогда, нуждается в новых формах инвестирования, в частности, альтернативных формах, таких как краудфандинг и краудинвестинг. Для формирования ряда предложений по совершенствованию системы альтернативного инвестирования в России, следует проанализировать зарубежный опыт функционирования системы альтернативного инвестирования кинопроектов, основываясь на следующих критериях:
- система правового регулирования краудинвестинговых платформ
- схема работы краудинвестинговых платформ, специлизирующихся на инвестировании в кинематографию.
Краудинвестинг на протяжении последних нескольких лет является альтернативным источником финансирования, вызывающем неподдельный интерес со стороны инвесторов. Это обусловлено, прежде всего, наличием правового регулирования данной системы: в сентябре 2013 года Барак Обама подписал «Jumpstart Our Business Startups Act» (JOBS Act), который, во-первых, во многом упростил процессы инвестирования и корпоративного управления, а во-вторых, очертил портрет инвестора, который может работать с краудинвестинговыми платформами [2].
Сначала компаниям была открыта возможность публично рекламировать выпуск акций и привлекать средства только от так называемых аккредитованных инвесторов — состоятельных частных лиц и компаний (их в США, по оценкам, около 8 млн.). А с 2015 года стало возможным публично предлагать купить ценные бумаги на сумму до $ 1 млн. в год - уже самым простым американцам. За три года индустрия краудинвестинга, безусловно, сформировала свои базовые основы. Краудинвестинг с точки зрения этих требований стал сопоставим с «мини-IPO», зато с принятием части IV закона JOBS Act, в краудинвестинге получили возможность участвовать и простые жители США, даже с невысоким уровнем годового дохода [3]. Количество краудинвестинговых платформ, после введения данного законодательства в США, да и в мире значительно выросло: правительства других стран сами смогли оценить эффективность альтернативного инвестирования, особенно в текущих экономических условиях. Инфографика по краудинвестинговым платформам представлена на рис.1 [4].
Конечно, подобные изменения в законодательстве и общая заинтересованность альтернативными формами инвестирования не могли не заинтересовать игроков одной из самых высокодоходных и одновременно высокорисковых отраслей экономики - киноиндустрии. Так, относительно недавно была создана IndieCrowdFunder.com – онлайновая краудинвестинговая платформа, где профессиональные голливудские кинематографисты размещают проекты по созданию фильмов и телешоу. Проекты могут финансироваться как профессиональными инвесторами, так и фанатами киноиндустрии.
Условия размещения проектов на данной платформе таковы:
- возраст – от 18 лет;
- есть подтвержденный опыт работы в индустрии развлечений;
- есть зарегистрированный аккаунт, подтвержденный администрацией платформы.
Расчеты производятся с помощью банковских карт, перевода со счета на счет или чеков. Все расчеты осуществляются в долларах. Не требуется наличие аккаунта в WePay.
Комиссия платформы зависит от суммы сделки в случае успешного завершения проекта: 6 % для проектов, получивших менее $1 млн., и 5 % для проектов, получивших более $1 млн.
Продолжительность кампании – 35-60 дней. Проект может быть закрыт администрацией платформы, если сроки реализации проекта будут сочтены нереалистичными.
Кинематография является достаточно специфическим видом инвестирования. Фильм является аудиовизуальным произведением, потому нуждается в качественной экспертной оценке. Исходя из чего, схема работы краудинвестинговой платформы, занимающейся инвестированием в кинопроекты, разительно отличается от прочих. Для обшего понимания функционирования механизма приведём пример схемы работы IndieCrowdFunder.
Схема работы платформы:
1. Авторы проекта, инвесторы и обычные пользователи регистрируются на сайте. Профессиональные кинематографисты и инвесторы должны отправить свою кандидатуру на рассмотрение. Новые инвесторы должны получить от администрации платформы подтверждение права первого вклада либо заполнить анкету аккредитованного инвестора, данные которой подтвердят его статус. После подтверждения можно запускать кампанию или начать финансировать любой из понравившихся проектов.
2. Необходимо выбрать проект для финансирования, используя фильтры по типу проекта, жанру или локации. Сервис предоставляет всю необходимую правовую информацию, а также дает доступ к комментариям пользователей о проекте.
3. Как аккредитованные, так и частные инвесторы обязаны подтвердить свое понимание условий проекта, а также основных принципов инвестирования. В случае отсутствия необходимых знаний инвестор может получить консультацию при помощи сервиса ICF University.
4. Инвестор приобретает акции или выбранный вид вознаграждения. При покупке акций инвестор подтверждает согласие с условиями пользовательского соглашения.
5. Сумма, которую может внести один инвестор за период в 12 месяцев, ограничена правилами SEC (главным органом, осуществляющим функции надзора и регулирования американского рынка ценных бумаг). Комиссия:
- 5 % от суммы чистого дохода, если он не превышает $100 000;
- 10 % от суммы чистого дохода, если он превышает $100 000;
Максимальный взнос не может превышать $100 000. [5].
6. Денежные средства поступают на счет проекта.
7. Инвесторы получают уведомления, когда проект собирает 50 % и 100 % от заявленной суммы. Заявленная сумма может быть превышена, т. к. финансирование проекта проходит вплоть до конечной даты кампании. За 48 часов до окончания кампании инвестор получает финальное уведомление.
8. Инвесторы получают долю в проекте в соответствии с суммой инвестиций и условиями финансирования.
9. Отмена взноса может быть произведена не позднее, чем за 48 часов до окончания кампании. При наступлении означенного срока право на возврат средств не предоставляется. Каждый случай отмены и возврата средств тщательно контролируется платформой и проходит проверку в течение 7-14 рабочих дней.
10. При покупке акций после завершения проекта инвестор получает временный электронный сертификат, подтверждающий право собственности. При покупке ревардов ( в качестве ревардов выступает ,чаще всего, различная сувенирная продукция с символикой проекта) пользователь получает вознаграждение по почте в течение 7‑14 дней. Реварды отправляются получателю за счёт автора проекта.
11. Если проект не достигает заявленной суммы или закрывается по решению автора, все перечисленные денежные средства возвращаются инвесторам в полном объеме по завершению инвестиционного периода.
12. В случае успешного завершения кампании автор проекта обязан предоставлять инвесторам полугодовые или годовые отчеты, финансовую отчетность, налоговые и другие соответствующие документы.
13. Инвестор обязан уточнить условия по перепродаже ценных бумаг, возможные ограничения права голоса и / или другие ограничения прав собственности акционера. ICF не несет ответственности за поддержание связи между эмитентом и инвесторами после окончания периода финансирования.
Авторам проектов разрешено размещать на платформе несколько проектов одновременно. Компании могут также выступать в качестве авторов проекта. Налоговые вычеты соответствуют законодательству страны регистрации инвестора [6].
Данная платформа является одной из первых платформ, получивших лицензию FINRA и SEC, что значительно прибавило ей авторитет в глазах инвесторов.
Очевидно, благодаря данному факту, 27 октября прошлого года платформа IndieCrowdfunder анонсировала запуск $50-миллионного фонда Raven Fund I. Благодаря поправкам к закону (JOBS Act Title IV), IndieCrowdfunder может оценить потенциальный интерес инвесторов до фактического начала продажи ценных бумаг, экономя, таким образом, и время, и деньги. Судя по всему, по состоянию на сегодняшний день, фонд весьма востребован и перспективен.
Менее, чем за неделю, IndieCrowdfunder сгенерировал более $20 млн. потенциального интереса инвесторов, и, если этот импульс сохранится, кампания вполне способна достичь заявленной цели.
В его планы входит финансирование кинопроизводства, управление активами и инвестирование в диверсифицированный портфель развлекательных проектов индустрии ужасов.
Согласно пресс-релизу платформы, фонду обязуются помочь такие профессионалы отрасли, как режиссер, сценарист и продюсер Даниэль Мирик («Ведьма из Блэр»), режиссер, сценарист и продюсер Синтаро Симосава, исполнительный продюсер Рэнди Гринберг, Отем Бэйли-Форд (Autumn Bailey-Ford) [7].
К настоящему моменту фонд Raven Fund 1 смог оценить степень интереса инвесторов, который в настоящее время составляет более $53 млн. В ноябре 2016 года фонд зарегистрировал более $20 млн. интереса всего за семь дней. Согласно правилам Reg A+, эмитент может привлечь до $50 млн. инвестиций.
Стоимость одного проекта будет составлять от $500 000 до $5 млн. Текущее предложение можно назвать «слепым пулом», так как компания до сих пор не сделала каких-либо инвестиций в своей отрасли и не может похвастаться портфелем успешных проектов.
Компания рассчитывает обеспечить ликвидность путем размещения простых акций на внебиржевых рынках, что должно произойти в течение трех лет с момента завершения раунда. Минимальная инвестиция составляет $100 ($1 за акцию). Расходы на обслуживание раунда оцениваются в $1 млн., так что, если Raven Fund 1 сможет собрать лишь минимальную заявленную сумму инвестиций ($2 мл.), компания не сможет располагать 50 % полученных средств.
По мнению команды IndieCrowdFunder, успешность проектов в жанре ужасов во многом основана на оригинальном концепте, что не подразумевает работы с высокооплачиваемыми «звездами». Действительно, история жанра знает немало низкобюджетных хитов, которые удерживают планку на протяжении многих лет [8].
Что же касается инвестирования кинопроектов через механизм краудинвестинговой платформы в России, то, увы, пока данный способ не увенчался успехом: российский краудинвестинг уже располагает успешными примерами проектов в других сферах. В частности, очень успешным оказался проект детских футбольных школ FootyBall, реализованный на краудинвестинговой платформе StartTrack [9], но ни одной творческой задумки до сих пор реализовано не было.
По мнению Фёдора Мурачковского [10], генерального директора Планеты, создание инвестиционной экосистемы на Planeta.ru – естественный ход развития краудфандинга. Уже несколько лет авторы проектов с нетерпением ждут возможности привлечь действительно крупные денежные суммы, а инвесторы – инструментов для вложения средств в достойные стартапы.
Фонд этногеографических исследований и авторы успешного выпускника Планеты, документального фильма "Атлантида Русского Севера" запустила в прошлом году первый в России краудинвестинговый проект в области кино - документальный фильм «Сказки о маме».
Бюджет будущей ленты, по задумке авторов, должны были составить собранные на публичной площадке вложения частных инвесторов, которые после выхода фильма получили бы прибыль от проката. Общий бюджет цикла составит 24 млн. рублей, на данный момент открыт сбор инвестиций на первую серию в размере 2 млн. рублей. Минимальная сумма участия в инвестировании составляла 100 тыс. руб. Однако, краудинвестирование оказалось невозможным из-за невнятных условий для инвесторов. Большинство потенциальных инвесторов сочло, что документальный проект не окупит вложенных в него средств. Проект, в конечном итоге, собрал чуть меньше миллиона рублей, посредством краудфандинга. Сейчас проект «Сказки о маме» находится на этапе постпроизводства [11].
Почему же, имея неплохой потенциал развития рынка альтернативных финансов России (объем российского рынка краудинвестинга и краудлендинга за год вырос на 420 процентов — с 148,6 миллиона в 2015 году до 786 миллионов рублей в 2016 году) через данный механизм не могут быть реализованы инвестиции в кинопроекты [12]?
Главная проблема краудинвестинга в России — это отсутствие государственного, налогового, финансового регулирования. Так как на деятельность основных игроков этого рынка распространяются только общие нормы Гражданского кодекса РФ, а также некоторые положения специальных законов — «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений». Это вызывает вопросы к прозрачности работы краудинвестинговых компаний.
Ранее краудинвестинговая платформа StartTrack заявила, что она стала одной из первых краудинвестинговых организаций, которые добровольно отчитались перед Центробанком за 2015 год и первый квартал 2016 года.
Помимо этого, отсутствует специализированная платформа для инвестирования конкретно в кинопроекты, а соответственно, и механизм отбора данных проектов, потому как кинопроект отличается от любого другого проекта в секторе реальной экономики.
Все это вкупе создает предпосылки для разработки предложений по совершенствованию механизма инвестирования в кинопроекты.
Проанализировав зарубежный опыт альтернативного инвестирования в сфере кинематографии, можно сделать следующий вывод: их опыт наиболее полно соответствует нынешним тенденциям и современным веяниям в сфере альтернативного инвестирования в кинопроекты. В этой связи предлагаются следующие направления совершенствования системы инвестирования в кинематографию РФ. Развитие каждого из этих направлений, по мнению автора, позволит обеспечить хоть и медленный, но постепенный экономический рост киноиндустрии, как важной экономической отрасли.
Полагаясь на опыт краудинвестинговых платформ в США, одним из первых направлений совершенствования должно стать разработка законодательства в сфере краудинвестинга, в котором должны быть отражены следующие положения:
- правовой статус инвесторов (как профессиональных, так и микроинвесторов), их гарантии.
- определён процент, получаемый инвесторами от реализации проекта. Здесь возможны несколько вариантов:
- доля инвестора прямо пропорциональна его вложениям
- инвестор сам определяет источник получения им дохода (в кинематографии возможно получение дохода либо от кинотеатрального проката, либо от вторичных рынков сбыта и получает фиксированный процент, прописанный в договоре)
- положение об обязательном мониторинге Центробанком России всех краудинвестинговых площадок, ведущих деятельность на территории России.
Следующим направлением предлагается разработка проекта краудинвестинговой платформы, осуществляющей деятельность в сфере кинематографии.
Проект должен включать в себя:
- Механизм функционирования данной платформы применительно к сегодняшним условиям (основываться данный механизм будет на существующих схемах работы зарубежных краудинвестинговых платформ, специализирующихся на инвестировании в кинопроекты)
- Систему критериев оценки кинопроектов в зависимости от художественно-постановочной сложности и их задач
- Организационно-правовую форму платформы.
Третьим направлением совершенствования может быть создание инфраструктуры рынка, краудинвестинга, включающей в себя, в первую очередь, взаимодействие краудинвестинговых площадок с венчурными фондами, бизнес-ангелами. Исходя из зарубежного опыта, краудинвестинговые платформы привлекают внимание инвесторов, но они предпочитают сотрудничать с краудинвестинговыми платформами через венчурные фонды, так как именно фонды правильно и грамотно диверсифицируют риски. Кроме того, многие венчурные фонды за рубежом с удовольствием соглашаются на слияние с краудинвестинговыми платформами, так как техническая простота совершаемых операций в режиме онлайн избавляет от подготовки ненужной документации и долгих бюрократических процедур.
Таким образом, в рамках совершенствования системы альтернативного инвестирования кинематографии предполагается: разработка проекта краудинвестинговой платформы, осуществляющей деятельность в сфере кинематографии, создание инфраструктуры рынка краудинвестинга, включающей в себя взаимодействие краудинвестинговой площадками с венчурными фондами, бизнес-ангелами. А сама реализация данных направлений, по мнению автора, обеспечит успешное функционирование механизма альтернативного финансирования в РФ.
Список литературы:
- Исследование Nevafilm Research. Публикация Европейской аудиовизуальной обсерватории. Кинопроизводство и экспорт фильмов за рубеж.
- Покидко В.В. Потенциал рынка краудинвестинга в России: возможности и перспективы развития. Петербургский экономический журнал. 2015. № 2. С. 25-32.
- Рост IT-компаний в США благодаря JOBS Act. [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: https://geektimes.ru/post/164181/ (Дата обращения 25.02.2018)
- Отчёт Всемирного банка «Потенциал роста краудфандинга в развивающемся мире» [Электронный ресурс] – Режим доступа–. URL: https://www.pwc.ru/ru/banking/publications/fintech-global-report-rus.pdf (Дата обращения 25.02.2018)
- INDIECROWDFUNDER – онлайновая краудинвестинговая платформа для профессиональных кинематографистов и авторов телешоу. [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://crowdsourcing.ru/sites/324 (Дата обращения 25.02.2018)
- Выбор Голливуда: чем краудинвестинг выгоднее краудфандинга с точки зрения кинематографистов. [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://crowdsourcing.ru/article/vybor_gollivuda_chem_kraudinvesting_ vygodnee_kraudfandinga_s_tochki_zreniya (Дата обращения 25.02.2018)
- Фонд, созданный INDIECROWDFUNDER, зарегистрировал более $53 млн интереса инвесторов. [Электронный ресурс] – Режим доступа– URL: http://crowdsourcing.ru/article/fond_sozdannyj_platformoj_indiecrowdfunder_zaregistriroval_bolee_53_mln_interesa (Дата обращения 25.02.2018)
- Raven Fund I может получить $25 млн инвестиций [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL:http://crowdsourcing.ru/article/raven_fund_i_ mozhet_poluchit_25_mln_investicij?link=themelist (Дата обращения 26.02.2018)
- Краудинвестинговая платформа StartTrack. Oфициальный сайт. [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: https://starttrack.ru/ (Дата обращения 26.02.2018)
- Первый российский краудинвестинговый кинопроект запущен на Planeta.ru [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://unikino.ru/stories-about-mother-planeta/ (Дата обращения 26.02.2018)
- Рынок краудинвестинга и краудлендинга за год вырос на 420 процентов. [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: https://lenta.ru/ news/2017/03/15/starttrack/ ( Дата обращения 26.02.2018)
- . Как устроены сервисы по финансированию стартапов. Режим доступа. –. [Электронный ресурс] – URL:http://www.rbc.ru/newspaper/2016/08/04/57a1 b7409a7947a150fd24a9 (Дата обращения 26.02.2018)
- Краудинвестинг в России: быть или не быть?. Режим доступа. –. [Электронный ресурс] - URL:http://www.http://rb.ru/opinion/zac/ (Дата обращения 27.02.2018)
дипломов
Оставить комментарий