Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Гендерные исследования в гуманитарных науках» (Россия, г. Новосибирск, 09 июля 2012 г.)
Наука: Междисциплинарные исследования
Секция: Вопросы гендера в педагогике
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ: ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Коробкова Светлана Александровна
канд. пед. наук, доцент ВолгГМУ, г. Волгоград
E-mail: korobkovasa@mail.ru
Преобразования, происходящие в российской системе образования, - ее вхождение в европейское и мировое научно-образовательные пространства с сохранением отечественных образовательных традиций – ориентированы на развитие духовно-суверенной, социальной, граждански ответственной и творчески инициативной личности. Современная социокультурная ситуация предполагает развитие нового российского гражданского общества – многонационального и поликультурного. В связи с этим актуальной становится проблема развития личности в условиях поликультурной образовательной среды, возрастает значимость этнонациональной составляющей личности, проблем ее этнической и гражданской идентичности, толерантности, культуры межнациональных и межконфессиональных отношений.
В каждой поликультурной образовательной среде различается отношение к личности ребенка по гендерному принципу, т. к. этнокультурные методы обучения и воспитания подрастающего поколения разнятся. Отношение к женской и мужской личности зависит от культурных традиций и меняется со временем из-за социальных и экономических реформ. Это сказывается на характере и особенностях взаимодействия субъектов в поликультурной образовательной среде. Согласно зарубежным психолого-педагогическим исследованиям [4, с. 390] взаимодействие в межнациональных коллективах требует формирования таких навыков, умений и качеств личности, которые:
- обеспечивают преодоление различных трудностей во взаимодействии и общении представителей различных этнических общностей;
- обусловливают готовность корректно, отзывчиво и грамотно откликаться на запросы, поведение и переживания людей другой этнокультуры;
- позволяют создавать благоприятную психологическую атмосферу, необходимую для эффективного межнационального общения и достижения положительных результатов в совместной деятельности;
- дают возможность по отношению к каждому этносубъекту выбирать оптимальные способы обращения, контакта, участия, которые, не расходясь с требованиями общечеловеческой морали, отвечают его индивидуальным этнокультурным и гендерным особенностям.
С развитием гендерных исследований в педагогике наряду с понятием «гендер» (совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает людям в зависимости от их биологического пола) появились понятия «гендерного дисплея» личности, «гендерной социализации», «гендерного стереотипа» и другие термины, применяемые учеными-исследователями [2, с. 35; 186—189]. Но вопрос о том, как они должны трактоваться в этнопедагогике, все еще остается открытым. Например, «гендерный дисплей» личности юноши или девушки, отвечающий за соотношение ролей и статусов мужчин и женщин в обществе, оказывается очень разным для россиян и для представителей ближнего и дальнего зарубежья в силу культурных норм, традиций, религиозных установок и др.
В педагогических исследованиях предпринимаются попытки выявить гендерные особенности обучаемых, влияющие на эффективность образовательного процесса, определить организационно-педагогические условия обучения студентов на основе гендерного подхода и представить специфику работы педагогов на основе гендерного подхода [1, с. 129]. В то же время для этнопедагогики приоритетным становится исследование гендерного подхода в образовании как новой стратегии обучения и воспитания юношей и девушек разных этнокультур.
Несмотря на прогрессивность гендерных исследований в России, все еще отсутствует «рецепт» построения образовательного процесса на основе гендерного подхода в условиях поликультурной образовательной среды, гендерные особенности обучаемых разных возрастных категорий еще не получили достаточно полного освещения в теоретико-прикладных исследованиях, а технологии обучения на основе гендерного подхода заслуживают дальнейшей разработки. Анализ отечественной и зарубежной литературы показал отсутствие наработок по вопросу влияния этнокультурных особенностей на гендерные особенности юношей и девушек в образовании.
Анкетирование и опрос, проведенные среди преподавателей гуманитарных вузов г. Волгограда, подтвердили неготовность большинства из них работать на основе гендерного подхода в этнокультурной образовательной среде. Опрошенные преподаватели (72 %) считают, что в процессе обучения в первую очередь необходимо учитывать уровень знаний. Преподаватели вузов, где обучаются разные по этническому составу студенты (37 %) отмечают, что они давно заметили, что юноши и девушки по разному подходят к изучению дисциплины. Однако преподаватели не знакомы со спецификой образовательного процесса таких студенческих групп, при этом особое значение имеет базовая подготовка по дисциплинам студентов разных этнокультур (например, уровень знаний у студентов из Китая значительно отличается от подготовки студентов из Махачкалы). Другие преподаватели (21 %) полагают, что работа с учетом специфики этнокультурной образовательной среды на основе гендерного подхода поможет сделать обучение более интересным и эффективным для студентов. Результаты анкетирования позволили сделать вывод о том, что большинство студентов вне зависимости от этнокультурного происхождения (79 %) считают, что было бы гораздо интереснее изучать дисциплину, если бы преподаватель уделял внимание женским и мужским способностям и возможностям по преподаваемому курсу, особенно если речь идет о естественнонаучной дисциплине.
Проблемы, существующие, с одной стороны, перед преподавателями (практика обучения юношей и девушек разной этнокультурной принадлежности), с другой – перед обучаемыми (реализация своих гендерных и этнокультурных особенностей в процессе обучения), детерминируют следующие задачи исследования:
- определение основных идей и принципов гендерного подхода в поликультурной образовательной среде вуза;
- обоснование в теории педагогики концептуальных основ гендерного подхода в поликультурной образовательной среде вуза;
- создание концепции гендерного подхода в поликультурной образовательной среде;
- разработка и обоснование модели организации обучения юношей и девушек разных этнокультур на примере конкретной учебной дисциплины.
Гендерные особенности, специфика их проявления в образовательном процессе, а также сущностные характеристики взаимоотношений педагога с обучаемыми с учетом гендерных различий служат основанием для гендерных исследований образовательного процесса в этнопедагогическом контексте.
К основным принципам гендерного подхода относятся следующие:
- целенаправленный учет интересов девушек и юношей в образовательном процессе, осуществление образовательной деятельности на основе их гендерных особенностей и возможностей при обучении конкретной дисциплине;
- обеспечение необходимых условий для реализации потенциала женской и мужской индивидуальности, личности, ее функционирования как субъекта гендерных отношений в процессе обучения;
- недопущение дискриминации в способностях девушек / юношей при обучении той или иной дисциплине [3, с. 40].
Этнокультурные и гендерные особенности зарубежных студентов взаимно дополняют друг друга и позволяют наиболее полно представить структуру взаимоотношений между преподавателем и студентами и выделить эмоционально-поведенческий, когнитивно-ориентировочный и ценностно-рефлексивный компоненты, в основе которых заложено взаимодействие преподавателя и студентов разной этнической и гендерной принадлежности в личном и деловом аспектах отношений [3, с. 63].
К сожалению, все еще отсутствует единая концепция гендерного подхода в образовании в этнокультурном аспекте. В отечественной педагогической науке немало исследований посвящено изучению разных этносов, в их числе работы о народах Калмыкии, Башкирии, Татарстана, Узбекистана, т. е. исследовались и изучались народности, в основном, России и ближнего зарубежья. Этнокультурный контекст в образовательном процессе широко представлен в работах Н.Б. Крыловой, В.Б. Манджиевой, Г.А. Палаткиной и др. Существенный вклад в этнопедагогику вносят также научные труды Г.Н. Волкова, О.Д. Мукаевой, Г.Ю. Нагорной, М.Г. Харитонова, касающиеся проблем профессионально-педагогической подготовки педагога к деятельности в этнокультурной среде. Однако исследований по педагогике, связанных с обучением и воспитанием представителей этносов дальнего зарубежья и, тем более, рассматривающих гендерные и этнокультурные различия и особенности представителей разной этнической принадлежности в образовании на примере таких этносов, как индийский, африканский и азиатский, очень мало. Наш научный интерес как раз и вызван потребностью педагогической практики в вузах, реализующих образовательные программы с поликультурным компонентом. Работа по обоснованию в теории педагогики концептуальных основ гендерного подхода в поликультурной образовательной среде вуза, а также разработка модели организации обучения студентов разной гендерной и этнокультурной принадлежности продолжается.
Список литературы:
- Гендерные исследования в образовании: проблемы и перспективы: сб. науч. ст. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. Волгоград, 2009. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2009. – 342 с.
- Гендерная психология. Практикум / Под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2009. – 496 с.
- Коробкова С.А. Образовательный процесс в условиях поликультурной среды вуза: теория и практика реализации гендерного подхода: Монография. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. – 156 с.
- Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология / Ги Лефрансуа. – Спб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 576 с.
дипломов
Оставить комментарий