Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Гендерные исследования в гуманитарных науках» (Россия, г. Новосибирск, 09 июля 2012 г.)
Наука: Междисциплинарные исследования
Секция: Вопросы гендера в философии
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
Кодар Замза Муташовна
д-р филос. наук, директор НИИ СГИ Казгосженпу, г. Алматы
E-mail:
Философия как специфический феномен культуры, как известно, возникла в постархаическую эпоху, — в эпоху, в которой доминирующее положение в обществе и культуре прочно заняли мужчины, это, если пользоваться феминистской и гендерной терминологией, эпоха патриархата.
Философия исторически возникла первоначально в Древней Индии, в Древнем Китае и в Древней Греции. В культуре Древней Индии самыми значительными и соответственно философски значимыми являются Брихадараньяка упанишада и Чхандогья упанишада. Как и во многих антропогонических мифах древности, в упанишадах присутствует сюжет о сотворении мужчины и женщины. Мужчине, согласно учению упанишад, следует соединяться с женщиной и половой акт расценивается как жертвоприношение, от которого рождается человек [2, с. 153].
Древнекитайская философии, как известно, первоначально возникла в виде двух противоположных учений — Лао-цзы и Кун-цзы, или Конфуция. Первый положил начало даосизму, второй — конфуцианству. В древнекитайской философии гендерная тематика рассматривается преимущественно на метафизическом уровне — на уровне соотношения космических начал Инь и Ян. Это имеет место, прежде всего, в даосской философии. И хотя, как отмечено выше, согласно «И цзину» и «Си цы чжкани», оба они равноправны и должны находиться в гармонии, в философском даосизме дело обстоит иначе. Здесь на онтологическом уровне обосновывается «земное» гендерное неравенство. Древнегреческих философов также занимали проблемы социальной структуры общества, равенства и неравенства. В философии Эмпедокла мы еще не замечаем явного неравенства. Ученик Сократа Ксенофонт из Афин касается гендерной тематики в сочинении «Домострой» («Экономика»).
Платоном в диалоге «Пир» обсуждается феномен любви и бог любви — Эрот (или Эрос). Государство в утопии Платона является высшей целью и ценностью, его же граждане — это всего лишь средство для его существования. Целью брака является производство потомства (в первую очередь сыновей) для Государства. Но, конечно, и мужчина является средством для Государства.
Для Аристотеля идея гендерного неравенства — нечто не только само собой разумеющееся, но, согласно ему, данное неравенство укоренено в природе. Согласно Демокриту, главная функция женщины — деторождение.
Из всех древнегреческих философов только киники ратовали за эмансипацию женщин, за их равенство с мужчинами. Киник Кратет в письме к своей жене Гиппархии писал: «Природа не создала женщин более слабыми, чем мужчин. Так, амазонки, совершив столько подвигов, ни в чём не уступали мужчинам. Помни об этом и придерживайся такого мнения» [7, с. 261].
Эпоха Средневековья в Западной Европе охватывает период со II по XIV вв. (т. е. до эпохи Возрождения). На Ближнем Востоке она охватывает период с VIII по XV вв. В Европе это период утверждения и господства христианства, на Ближнем Востоке это господство возникшего в первой половине VII в. ислама.
Средневековье как раз и считается периодом классической арабской философии. Социальная (и гендерная, если она затрагивалась) тематика в арабо-мусульманской философии во многом была ангажирована исламской догматикой. Абу Наср Мухаммад Ибн Тархан аль-Фараби (870—950) рассматривает мужчину и женщину в антропологически-биологическом и отчасти психологическом аспекте. Примечательно то, что различия между ними он видит в естественном основании и никому из них не отдаёт предпочтения. Примечательно также, что он не считает женщину ниже мужчины по интеллекту. Но это — различие на уровне пола (то, что по-английски определяется как sex). Но в целом аль-Фараби почти не касается гендерной тематики, его занимают люди как таковые и те города (фактически это — города-государства, аналогичные греческим полисам), в которых они проживают. Согласно ему, «целью существования человека является достижение счастья…» [1, с. 116]. Гендерный элемент просвечивается в учении аль-Фараби лишь в том, что для него является само собой разумеющимся то, что во главе всякого города стоит правитель, то есть мужчина.
В гендерном вопросе аль-Газали в большей степени ориентируется на Коран и Сунну, чем аль-Фараби. У него нисколько не возникает сомнение в том, что мужчина во всём превосходит женщину. Авторитетом для него является Аллах. Женщину аль-Газали относит к разряду наслаждений.
Позиция аль-Фараби в значительной мере свободна от исламской влияния и он в значительной мере толерантен по отношению к женщине. Аль-Газали же почти не отступает от установлений и норм Корана и Шариата и потому женщина в его учении — вне зависимости от его личных намерений — предстаёт существом второсортным, подчинённым власти мужчины. Мыслитель не считает необходимым скрывать свои сексистские установки, поскольку, считает свои взгляды само собой разумеющимися.
Теперь следует обратиться к философии средневековой Западной Европы. Западноевропейское Средневековье начинается в V в. н. э., т. е. после крушения Римской империи. Но Римская империя оставила в наследие католическое христианство. Христианская Европа, как отмечено выше, объявила всё античное духовное наследие языческим, несовместимым с духом монотеизма. Один из отцов Церкви, Тертуллиан писал о необходимости брака. Гендерная позиция Аврелия Августина намного мягче тертуллиановской. Он уже не предписывает женщине, как ей одеваться и ухаживать за своим телом. Он спорит с теми, по мнению которых, женщина, не по своей воле совершившая грех должна покончить с жизнью. В гендерном вопросе Августин всецело опирается на Священное писание. Гендерную проблематику Ф. Аквинский решает в рамках христианской антропогонии. Для него бесспорным и не подлежащим сомнению является библейская догма о сотворении первого человека (Адама) «из праха земного», а первой женщины (Евы) — из ребра Адама. Средневековые теологи-философы, придерживается гендерной позиции, как она представлена в Ветхом и Новом Заветах. Для них гендерное неравенство в пользу мужчины — незыблемый закон мироздания, созданного и контролируемого Богом.
На смену Средневековью в Западной Европе приходит эпоха Ренессанса. В Италии он начался в XIV в. и длился по XVI в., в других странах начался на столетие позже и завершился в том же XVI в. Теоцентризм средневекового мировоззрения уступил место мировоззренческому антропоцентризму. В центр и на вершину Мироздания Ренессанс возвёл человека как всесторонне развитую творческую индивидуальность. В общем умонастроении эпохи изменилось отношение к человеку вообще и в какой-то мере — отношение к женщине. Это, в частности, проявилось в куртуазной поэзии, что объясняется усилением светского начала в культуре. В эпоху Ренессанса появились философские и околофилософские сочинения, в которых женщина уже не рассматривалась как всего лишь служанка мужчины. Появились также сочинения о светской любви. Эпоха Ренессанса сменилась эпохами Реформации и Контрреформации, которые фактически существовали одновременно. К концу XVI в. новые формы христианства, основанные М. Лютером и Ж. Кальвином (имеющие общее название «протестантизм») победили в борьбе с католичеством и завоевали автономию. На смену этим эпохам пришло Новое время, основными чертами которого было зарождения буржуазного строя и отодвижение на второй план культуры религии и Церкви. На первый план вышла наука в лице естествознания. Произошла также трансформация мировоззрения. Ренессансный антропоцентризм сменился натуроцентризмом. Место Бога фактически заняла природа, которая понималась теперь как нечто самосущее, не нуждающееся в опеке со стороны Бога. Естественное в человеке и обществе стало считаться главным. Так в философии Нового времени сформировались понятия естественного происхождения человека и общества, естественного права, естественной свободы и т. д. Эти идеи легли в основу договорной теории общества, сформулированной первоначально Т. Гоббсом и впоследствии подхваченной и разработанной философами эпохи Просвещения. В «Энциклопедии» Дидро и Даламбера естественная свобода человека и его естественное право определяются как синонимы…» [6, с. 219—220]. Изначальное состояние человечества, согласно теоретикам общественного договора, было состоянием равенства всех без исключения. Отношение мужчины и женщины, согласно Канту, есть половое общение: «брачный договор не произвольный, а необходимый договор по закону человечества…» [4, с. 219—220].
К. Маркс смотрел на гендерные отношения с позиций гуманизма. Согласно Марксу, в будущем коммунистическом обществе, которое возникнет вследствие преодоления всех форм отчуждения, действительное, соответствующее сущности человека отношение между мужчиной и женщиной предстанет в чистом виде.
Ф. Ницше в отношении женской проблематики и гендерного подхода Ницше отличался крайним радикализмом, он исповедует откровенно сексистскую точку зрения на гендерные отношения… В то же время, как и большинство его предшественников-философов, в целом Ницше придерживается презумпции превосходства мужчины над женщиной. Правда, в сочинении «Человеческое, слишком человеческое» он пишет: «Совершенная женщина есть более высокий тип человека, чем совершенный мужчина, но и нечто гораздо более редкое» [5, с. 415]. Но это — исключение… Известна его несчастная любовь к Лу Саломе — женщине, интеллект которой поразил его. Она его отвергла, возможно, это и породило в нем ненависть ко всему женскому полу. Как пишет Сергей Жеребкин: «С одной стороны, философия Ницше… известна своей мизогинистской идеологией. С другой стороны, Ницше,… принадлежит исключительная роль в изменении традиционной конструкции метафизики и традиционного способа философствования и обосновании так называемой неклассической философии, базирующейся на принципах неиерархического и небинарного мышления. В результате, неклассическая философия Ницше впервые в истории философии формулирует концептуальные основания для 1) репрезентации феномена женского в философском дискурсе и 2) подрыва тем самым классической патриархатной, унижающей женщину традиции в философии» » [3, с. 418].
Таким образом, мы рассмотрели философские представления о «мужском» и «женском» в классической философии, и можем отметить, что еще сильны устои патриархатной идеологии, женщина здесь рассматривается как вторичное, как неполноценное, как дополнение к мужчине. Но уже грядут перемены, инициатором которых будут женщины. Самые крупные изменения произойдут в ХХ веке.
Список литературы:
- Аль-Фараби. Гражданская политика // В кн.: Аль-Фараби. Социально-этические трактаты. — Алма-Ата: Наука, 1973.
- Брихадараньяка упанишада // В кн.: Упанишады. — Изд. 2-е, доп. — М.: Восточная литература РАН, 2000.
- Жеребкин С. Гендерная проблематика в философии // В кн.: Введение в гендерные исследования // В 3-х частях. — Хрестоматия. — Харьков: ХЦГИ; М.: Алетейя, 2001. — Ч. 1.
- Кант И. Метафизика нравов в двух частях // В кн.: Кант И. Соч. // В 2 т. — М.: Мысль, 1965. — т. 2. — Ч. 2.
- Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов // В кн.: Ницше Ф. Соч. // В 2 т.— М.: Мысль, 1990. — Т. 1.
- Философия в «Энциклопедии» Дидро и Даламбера. — М.: Наука, 1994.
- Фрагменты сочинений киников и кинизирующих писателей // В кн.: Антология кинизма. Фрагменты сочинений кинических мыслителей. — М., Наука, 1984. — Т. I. — Зенон и его ученики.
дипломов
Оставить комментарий