Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы истории, этнографии и антропология» (Россия, г. Новосибирск, 10 мая 2011 г.)

Наука: История

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кузьмичева О.В. КРУГ ВОПРОСОВ НОВОЙ ИСТОРИИ В ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССОРА В.И. ГЕРЬЕ // Актуальные вопросы истории, этнографии и антропология: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

КРУГ ВОПРОСОВ НОВОЙ ИСТОРИИ В ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССОРА В.И. ГЕРЬЕ

Кузьмичева Ольга Вячеславовна

аспирант, Московский государственный областной университет, Московская область, г. Зарайск

Имя Владимира Ивановича Герье - одного из крупнейших дореволюционных российских историков, занимавшихся всеобщей историей, - занимает видное место в летописях нашей науки и просвещения. Работы В.И. Герье и его учеников получили всеобщее признание не только в России, но и за рубежом.

Научная концепция В.И. Герье как ученого сложилась под влиянием работ его учителей – Т.Н. Грановского, П.Н. Кудрявцева и особенно С.М. Соловьева.

В.И. Герье тяготел к помещичье-буржуазному течению русского либерализма и пытался в своей научной работе распространить принципы этой школы на всеобщую историю [13, с. 74–111].

Основополагающей в жизнедеятельности В.И. Герье была педагогическая деятельность, особое место в которой занимал курс западноевропейской новой истории.

Свой первый университетский курс «Очерк развития исторической науки» В.И. Герье подготовил с помощью профессора С.В. Ешевского, заведующего кафедрой. «Очерк» этот содержит обзор ряда религиозно-исторических, историко-философских, социологических и исторических построений и заканчивается критикой «Истории цивилизации в Англии» Бокля) [8, с. 6].

В 1860-е гг. работы отечественных историков всеобщей истории носили, в основном, обобщающий характер (в частности, труды М.Н. Петрова и В.В. Бауера). Однако, это были первые в русских университетах самостоятельные систематические курсы новой истории. В Москве вскоре (вслед за опубликованием в 1861 г. в Харькове сводного историографического труда М.Н. Петрова – первой отечественной академической работы по новой истории, и почти одновременно с началом преподавательской деятельности В.В. Бауера в Петербургском университете) стали появляться и большие специальные исследовательские монографии, посвященные новому времени [3, с. 415].

В.И. Герье заслуженно называют «первым пионером и, вместе с тем, основателем русской научной школы в области новой истории» [2, с. 130; 1, с. 137], так как он был первым русским историком, попытавшимся анализировать историю нового времени как единый поступательный процесс развития европейского общества.

В.И.Герье – противник материалистического понимания истории. Профессор полагал, что в развитии европейского общества определяющее значение играл великий духовный переворот, торжество национальной идеи. Анализируя события раннего периода новой истории, В.И. Герье обратил внимание, прежде всего, на роль ведущих идеологов и философов, сделавших решающий вклад в изменение духовного состояния европейского общества.

Лекционные курсы В.И. Герье рассматриваемого периода посвящены истории идей и политических учреждений [22, с. 102].

Каковы же вопросы и проблемы, которые В.И.Герье затрагивал в своих исследованиях и преподавательской деятельности? Среди них – проблемы переходного периода от средних веков к новому времени (отметим сближение с кругом основных научных интересов М.Н. Петрова и В.В. Бауера), о роли личности в истории [см. 7], противостояние двух разных моделей государственности, двух политических систем в период польского династического кризиса и «войны за польское наследство» [см. 4]; вопросы истории Франции XVIII в. (главным образом, Великой французской революции).

Необходимо также сказать, что В.И. Герье предложил свою периодизацию истории человечества. Древняя история – эпоха владычества языческих идей, Средневековье – появление христианства, способствовавшего нравственному совершенствованию человека. Начало Нового времени он связывал с Реформацией, считая, что идеи, привнесенные ею, составили новую эпоху в духовном развитии человечества. Идеи Реформации и Французская революция обусловили переход к новому времени. Ученый различал два периода Нового времени (не определяя четких рамок хронологии): первый период – XVI – XVIII вв. (распространение идей Реформации), второй – с XVIII в. (эпоха Просвещения и Французской революции) [24, с. 156]. Специализацией В.И. Герье была история XVIII в., в частности, эпоха Просвещения, старый порядок и революция [21, с. 12–126].

Подробно рассмотрим вопросы курса по истории Французской революции, как одного из основополагающих в его преподавательской деятельности.

Курс истории Французской революции В.И. Герье читал на протяжении сорока лет, начиная с 1868 г. Именно он стал систематически вести курс истории этого периода, читая лекции в Московском университете [20, с. 45].

Вторая часть курса новой истории, посвященная Французской революции, была своего рода монографическим исследованием В.И. Герье XVIII в. в Европе, предпринятого на широком источниковедческом материале. Ученый рассказывал студентам о тех типах источников, с которыми предстоит работать специалисту в архивах и библиотеках: о политических брошюрах и памфлетах, периодике, депутатских наказах, дневниках и воспоминаниях очевидцев. В.И. Герье указывал также на имеющиеся в современной историографии концепции Французской революции Зибеля, Токвиля, Тэна, Мишле и др. [25, с. 225].

Так как тема Французской революции конца XVIII в. занимает особое место в творчестве В.И. Герье, то истории Франции ученый посвятил несколько работ. Первой печатной работой стала написанная в 1873 г. статья «Республика или монархия установится во Франции?», но изданная лишь в 1877 г. [12, 107–110]. Почти тридцатью годами позднее, в 1904 г. Герье перепечатал ее вновь под измененным заглавием «Историческая роль монархии во Франции» в сборнике своих выходивших в разное время статей «Идея народовластия и французская революция 1789 года».

В своей книге «Идея народовластия и французская революция 1789 года» В.И. Герье выясняет почву, создавшую и развившую идею народовластия во Франции, рассматривает, какое применение эта идея получила, и как она восторжествовала [23, с. 343–345].

В 1880–е гг. В.И. Герье опубликовал ряд статей о французских просветителях (о Г. Мабли, Ж. Руссо) [см. 14; 16; 9; 10].

В 1911 г. ученый познакомил русского читателя с трудом французского историка И. Тэна «Происхождение современного строя во Франции». Произошло это благодаря публикации в журнале «Вестник Европы» ряда статей, опубликованных в 1878-1890 гг. и позднее составивших книгу «Французская революция 1789 – 1795 гг. в освещении И. Тэна» [см. 15]. В своем курсе он также отразил этот вопрос. Причем можно проследить радикальную перемену взглядов Герье на революцию. В книгу (как глава) была введена новая работа «Якобинский суд над Тэном»; ею Герье включился в полемику, развернувшуюся в историографии по поводу изданной А.  Оларом книги, содержавшей суровую критику Тэна. Причины, побудившие выпустить новую книгу, лежали в событиях 1905 и следующих годов [см. 19].

На торжественном собрании Московского университета 12 января 1884 г. В.И. Герье произнес речь «Понятие о власти и о народе в наказах 1789 года», впоследствии изданную в виде книги. В.И. Герье стал первым историком, который дал подробный критический, источниковедческий анализ наказов [см. 11].

Основные положения вышеперечисленных публикаций, конечно, перекликались с основными тезисами лекций, прочитанных Владимиром Ивановичем в университете.

Также отметим, что в качестве лектора, инициатора семинарских занятий в университете и автора этюдов и книг по истории и историографии революции В.И. Герье, став в 1870 г. профессором, первым из русских либералов приступил к самостоятельной разработке истории Великой французской революции.

В.И. Герье не только решился ввести революционную тематику в практику университетского преподавания, но и превратил французский XVIII век — «эпоху Просвещения», «старого порядка» и самой революции — в свою основную научную специальность.

В.И. Герье продолжил традицию С.М. Соловьева и распространил ее на конкретную историю Франции предреволюционного и революционного периодов. С того, чем кончал С.М.Соловьев, Герье начинал свои занятия французской революцией [3, с. 450].

Еще один круг вопросов в преподавательской деятельности В.И. Герье рассматривается в курсе по истории Востока. В.И. Герье являлся преподавателем и Лазаревского института, где с 1872 г. читал Новую историю Востока (на третьем курсе). Новая история Востока – обратное течение, Запада на Восток (зародившееся на Куликовом поле), повествовала о распространении европейского владычества на Востоке; главным образом В.И. Герье задерживал внимание на движении России в Среднюю Азию, отчасти – на истории Индии с XVIII в., и в русской школе то была новинка.

Курса по истории Востока В.И. Герье не издал. Лекции эти были выпущены в виде литографической записи.

Начинал В.И. Герье Новую Историю с 1472 г., – года завоевания великим князем Московским Иваном III Перми и Вятки. Это и открыло движение на Восток России, т.е. европейской культуре. Россия у В.И. Герье олицетворяет единую общечеловеческую, западно-европейскую культуру. Он описывает походы России в Азию, подробно, до утомительности, пользуясь, очевидно, военными пособиями. В.И. Герье в курсе истории Востока останавливается только на внешности, на завоеваниях. Далее следует конспективный обзор Персии, заканчивается курс историей Афганистана. Турция из курса В.И. Герье исключалась. Устремляясь в Среднюю Азию, В.И.Герье инстинктивно выполнял задачу русского востоковедения [17, с. 444–447].

Готовя лекции, В.И. Герье, главным образом, отмечал идейную сторону исторического процесса, историю идей, их эффективность и активность [5, с.187–286].

В.И. Герье первым из русских историков, изучающих период нового времени, вовлек в научный оборот свежий материал, и, притом, из наших архивов, напечатал его в приложении к своей монографии и наглядно продемонстрировал тем самым его значение для изучения не только отечественной, но и зарубежной истории.

С конца 1860 — начала 1870-х годов В.И. Герье занял ключевую позицию в развитии нашей академической историографии всеобщей и, в частности, новой истории.

Он выступал главным инициатором самостоятельного, конкретного изучения у нас истории французской революции и специальных занятий ею в высшей школе.

Так, профессору В.И. Герье принадлежит заслуга в исследовании многих исторических вопросов, в совершенствовании методики преподавания всеобщей истории в России, в частности, преподавания Новой истории. И еще раз укажем на то, что одними из главных в преподавательской деятельности В.И. Герье были вопросы по истории Великой французской революции, ставшие его специальностью.

 

Список литературы:

  1.  Бузескул В.П. Всеобщая история и ее представители в России в XIX и начале XX в.ч.1., Л.,1929, с.137
  2. Бутенко В.А. Наука новой ист ории в России // Анналы, 1922, №2, с. 130
  3. Вебер Б.Г. Начало университетского преподавания новой истории в России (М.Н. Петров, В.В. Бауэр). Появление специальных исследований (В.И.Герье, И.В.Лучицкий) // Очерки истории исторической науки в СССР. - М., 1960. – Т.II. – Гл.VII. – С. 393-445.
  4. Герье В.И. Борьба за польский престол в 1733 году: Историческая диссертация. — М., 1862.
  5. Герье В.И. . Идея народовластия и Французская революция. — М., 1904, С. 187-286
  6. Герье В.И. История Франции XVIII в., последнее десятилетие. Лекции. — М., 1888
  7. Герье В.И. Лейбниц и его время. - СПб., 1868-1871. - Т. 1-2
  8. Герье В.И. Очерк развития исторической науки – М., 1866, с. 6
  9. Герье В.И. Политическая теория аббата Мабли // Вестник Европы. 1887. №1
  10. Герье В.И. Понятие о народе и народовластии у Руссо // Русская мысль. 1888, №5, с. 104 – 105
  11. Герье В.И. Понятие о власти и о народе в наказах 1789 года. М., 1884. С. 141
  12. Герье В.И. Республика или монархия установится во Франции? // Сборник государственных знаний. / Под. Ред. Безобразова В.П. – СПб., 1877. – Т.III. – С. 107 – 170
  13. Герье В. И.. Сергей Михайлович Соловьев // Исторический Вестник, 1880, т. I, с. 74—111
  14. Герье В.И. Учение о нравственности и социальные утопии Мабли // Русская мысль. 1883, №4
  15. Герье В.И. Французская революция 1789-1795 годов в освещении И. Тэна. – СПб., 1911
  16. Герье В.И. Французский этик и социалист XVIII в. // Русская мысль, 1883. №11
  17. Гордлевский В. Герье как историк Востока. 1837-1919 // Новый Восток, 1922, кн.1, с. 444 – 447
  18. Кареев Н.И. Памяти двух историков//Анналы, 1922, №1, с. 160 – 161
  19. КареевН.И. Тэн перед судом Олара// Русское богатство. 1907.
  20. Кареев Н.И. Эпоха Французской революции в трудах русских ученых, 1904. Т.1, с. 45
  21. Кареев Н.И. Эпоха Французской революции в трудах русских ученых за последние 10 лет // Историческое обозрение, СПб, 1912. Т. XVII, с. 12 – 126
  22. Косминский Е. Столетие преподавания истории средних веков в Московском университете // Историк-марксист. 1940. Кн.7 (83). С. 102
  23. Котляревский С. Рецензия на книгу В.И.Герье «Идея народовластия и Французская революция» // Исторический вестник, 1904, апрель, с. 343 – 345
  24. Погодин С.Н. В.И.Герье как историк и методолог// Вопросы истории, 2004, №10, с 151-162
  25. Цыганков Д.А. Профессор Московского университета В.И.Герье (1837-1919) // Новая и новейшая история, 2002,№5, с. 219 – 231 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий