Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LVI Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 27 апреля 2016 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть 1, Сборник статей конференции часть 2

Библиографическое описание:
Паршина Е.С., Анисимов Н.В., Марченко М.Н. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ // Инновации в науке: сб. ст. по матер. LVI междунар. науч.-практ. конф. № 4(53). Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 30-35.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ

Паршина Екатерина Сергеевна

магистрант, Кубанский государственный университет,

РФ, г. Краснодар

Анисимов Николай Васильевич

магистрант, Кубанский государственный университет,

РФ, г. Краснодар

Марченко Марина Николаевна

магистрант, Кубанский государственный университет,

РФ, г. Краснодар

ENVIRONMENTAL PRINCIPLES DESIGN ENGINEERING​

Ekaterina Parshina

graduate student, Kuban State University,

Russia, Krasnodar

Nikolai Anisimov

candidate of Cultural Studies, Associate Professor, Department of Design, technical and computer graphics

Kuban State University,

Russia, Krasnodar

Marchenko Marina

doctor of pedagogical sciences, professor, Head of the Department of design, technical and computer graphics Kuban State University,

Russia, Krasnodar

 

АННОТАЦИЯ

Цель статьи заключается в рассмотрении ряда экологических принципов в дизайн-проектировании, выделяемые российскими учеными. При анализе данных принципов мы определили, что принципы основывались на сформулированных в конце ХIХ в. главному правилу в дизайне: форма следует функции (Л. Мис ван дер Роэ, 1920-е гг.), а также благодаря системному и средовому подходов в проектировании. Благодаря выявленным принципам экологизации на данном этапе развития дизайна появляется возможность использовать технологии и процессы при проектировании, не наносящие вреда окружающей природе.

ABSTRACT

The purpose of the article is to address a number of environmental principles in the design engineering, allocated by Russian scientists. In the analysis of these principles, we have determined that based on the principles set out in the late nineteenth century. The main rule in the design: form follows function (L. Mies van der Rohe, 1920.), as well as through the system and environmental approach to design. By identifying principles greening at this stage of the design it is possible to use the technology and processes for the design, are not harmful to the natural environment.

 

Ключевые слова: дизайн; дизайн-проектирование; экологизация; экология; современные проблемы дизайна.

Keywords: design; design engineering; greening; ecology; modern design problem.

 

Дизайн-проектирование охватывает практически всю предметно-пространственную среду обитания человека и его потребностей, объединяет в себе и научно-технический подход, и художественные образы, и философскую составляющую. Благодаря дизайнерам сегодня можно узнать о новиках в технологиях, материалах и конструкциях. Именно они воспитывают вкус, организуют жизненное пространство и часто создают новый поток потребления.

Экология – это наука о проблемах сохранения природной среды в ее первозданном виде. Самым сильным разрушителем природы является современная мощная индустрия. С одной стороны – ежедневно происходит добыча полезных ископаемых в огромных количествах, с другой стороны, обработка этих ископаемых ведет к появлению отходов, которые, так или иначе, вредят окружающей среде. Когда дизайн и экология работают вместе, то можно проследить становление проблематики дизайна в любой сфере. Так, например, экологические проблемы возникают при выполнении дизайнером заказов на объекты промышленного дизайна, другие неизбежные проблемы присутствуют в дизайне среды и в архитектуре, появляются в процессе проектирования пространственных объектов, инсталляций и др.

Целью экологического дизайна, безусловно, является удовлетворение человеческих потребностей без нанесения вреда окружающему миру. Дизайн, чтобы быть экологически ответственным и социально отзывчивым, должен следовать природному принципу наименьшего усилия: создавать максимальное разнообразие с помощью минимального инструментария или добиваться максимальных результатов минимальными средствами. Это означает – потреблять меньше, пользоваться вещами дольше и проявлять экономию при повторном использовании материалов. Существует принцип природопользования 3R: reduce, reuse, recycle – сокращать, повторно использовать, перерабатывать органично включается в дизайн-проектирование [10].

Принципы экологического дизайна как области научных исследований базируются на основных положениях нескольких современных динамично развивающихся научных направлений. Основополагающими являются теория дизайна как системной проектной деятельности и теория устойчивого развития, формирующаяся с 1970-х гг. Их дополняют антропология, экологическая социология, экологическая этика и многие другие науки.

Слово «принцип» (от лат. principium) в словарях имеет трактовку «начала, основы, происхождения». Многие философы дают обозначение этому слову как «основание совокупности фактов или знаний, исходный пункт объяснения или руководства к действиям» [7]. В методологии науки принцип служит основополагающей, фундаментальной идеей, правилом поведения, следование которому помогает наилучшим образом достигать поставленных целей [8].

В данной статье обозначим три значения слова «принцип», рассматривая их с точки зрения экологического дизайна:

  • в качестве основного научного определения текущего направления;
  • как правило, обозначающее нормы экологизации;
  • как общеизвестное правило установления взаимосвязи в направлении экологического дизайна.

Развитие в истории правил дизайна как норм проектирования, появились еще в начале XX века. Их появлению прошествовал закон дизайна: «форма следует функции», сформулированный Людвигом Мис ван дер Роэ, а также различные подходы в дизайн-проектировании: экологический, средовой и системный [9].

Обобщая взгляды на современный дизайн, российские ученые выделяют ряд принципов дизайн-проектирования:

  • принцип системности и структурной иерархии. Взаимосвязанность и взаимозависимость архитектурных решений и экологических факторов внешней среды, в соответствии с которыми каждый структурный элемент архитектурного решения рассматривается как элемент системы более высокого иерархического ранга;
  • принцип целостности, автономности и пространственной взаимосвязи. Оптимальная эколого-архитектурная организация всего комплекса достигается в результате взаимодействия всех ее составляющих элементов, несмотря на то, что для каждого иерархического уровня характерен свой круг задач;
  • принцип комфортности. Повышение качества среды жизнедеятельности, обеспечение во внутренней среде зданий и на открытых территориях физиологического, психологического и социального благополучия потребителей;
  • принцип контактности. Контактная зона здания должна обеспечивать рациональную связь элементов внешней среды. В том числе природного ландшафта с внутренней средой сооружения, не приводя к нарушению комфортности;
  • принцип преемственности. Формированиие архитектурных объектов с учетом природных, культурно исторический, этнографических, строительно-технологических и других национальных и местных традиций района строительства;
  • принцип оптимальной функциональной структуризации. Оптимальная функциональная структура, оптимальное функциональное зонирование и оптимальный режим природопользования;
  • принцип гармонизации архитектурной и природной среды. Согласованность с устоявшимися закономерностями, формирование композиции в конкретной местности, основывается на художественных традициях;
  • принцип энергосбережения. Создание решений, обеспечивающих комфортные условия при наименьших затратах на устройство инженерно-технических систем, потребляющих энергию от невозобновляемых источников энергии;
  • принцип приоритета природоохранных мероприятий. Обеспечивание на всех этапах проектирования максимально бережного отношения к природным ресурсам. Природная среда должна быть защищена от экологически неблагоприятного воздействия средового комплекса, в т. ч. здания должны быть био-позитивными;
  • принцип экологической безопасности. Выбор архитектурных решений, соответствующих условий охраны человека природных комплексов от негативных природных и антропогенных воздействий, защищающих от любых экологически-неблагоприятных воздействий.

Опора на экологию и экологизацию присутствует со всех вышеперечисленных принципах. Виктор Папанек в своей книге «Дизайн для реального мира» говорил о том, что «в настоящее время невозможен и неприемлем дизайн, не связанный с социологическими аспектами и экологией окружения» [10].

Следуя данным принципам, возможно создать объект полностью экологичный по отношению к природной среде или максимально экономичный и долговечный. Помимо принципов экологизации в процесс проектирования нужно включать формообразование и эстетику [4].

Глобальность и массовость внедрения дизайн-продуктов в повседневную жизнь обязывают дизайнеров учитывать степень возможного вредного влияния на природную среду на всех этапах их жизненного цикла. Проблема рациональности стоит на первом месте уже на этапе проектирования. Здесь дизайнер должен учесть оптимальность соотношения затрат материалов, продолжительности жизни изделия и возможности его последующей утилизации; должен прогнозировать, учитывать и предотвращать возможный экологический ущерб как в процессе изготовления, так и эксплуатации, и утилизации.

Эти принципы аккумулируют в себе наиболее рациональные черты функционализма, системного и средового подходов в дизайне, а также идеи многих естественных и гуманитарных наук и должны реализовываться в любом объекте дизайна как актуальные, логичные, экономичные и этичные. Экологический подход должен быть ведущим, закладываться в процессе профессиональной подготовки дизайнеров.

Изучение основ экологического дизайна в вузе позволит сформировать у обучающихся необходимые профессиональные компетенции, ценностные представления о выгодном взаимодействии окружающей среды и человека, ознакомиться с приемами экологизации, которые следует использовать при проектировании архитектурной среды и объектов дизайна [1; 2; 3; 5; 6].

 

Список литературы:

  1. Ажгихин С.Г. Содержание профессиональных компетенций будущих дизайнеров с учетом регионального аспекта / Преподаватель XXI век. 2011. Т. 1. № 1. С. 12–18.
  2. Ажгихин С.Г. Активные методы обучения проектированию в графическом дизайне. 2010. Т. 1. № 4. С. 96–105.
  3. Ажгихин С.Г. Инновации в дизайне и дизайн-образовании. Искусство и образование. 2010. № 4. С. 94–100.
  4. Быстрова Т.Ю. Направления и проблемы развития «устойчивого» дизайна // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. – 2012. – № 1.
  5. Мирошников В.В. Структурный анализ семантического содержания формы в средовом дизайне / Научный альманах. 2015. № 7 (9). С. 1454–1457.
  6. Мирошников В.В., Мирошникова В.М. Социокультурные аспекты современного формообразования в дизайне / Путь науки. 2014. № 10 (10). С. 113–114.
  7. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. – Минск: Изд. В.М. Скакун, 1998.
  8. Основы духовной культуры, 2000 / Безрукова В.С. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://didacts.ru/dictionary/1010 (9.03.2016).
  9. Панкина М.В., Захарова С.В. Принципы экологического дизайна // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1.
  10. Папанек В. Дизайн для реального мира. – М.: Издатель Д. Аронов, 2008.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.