Статья опубликована в рамках: LVI Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 27 апреля 2016 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть 1, Сборник статей конференции часть 2
дипломов
О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ БАКАЛАВРА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН» НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСУНКУ
ABOUT FORMATION OF PROFESSIONAL PERCEPTION OF THE BACHELOR OF THE DIRECTION OF PREPARATION “GRAPHIC DESIGN” ON CLASSES IN DRAWING
Ksenia Kravchenko
candidate of pedagogical science,associate professor of drawing,painting and art education of Institute of arts of the Novosibirsk state pedagogical university,
Russia, Novosibirsk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается роль рисунка в процессе подготовки будущего дизайнера. Отмечается, что стилизация и декоративность являются необходимыми качествами изображения, активизирующими формирование профессионального восприятия бакалавра направления подготовки «Графический дизайн».
ABSTRACT
In article the drawing role in the course of training of future designer is considered. It is noted that stylization and decorative effect are the necessary qualities of the image intensifying formation of professional perception of the bachelor of the direction of preparation “Graphic design”.
Ключевые слова: рисунок, декоративность, силуэт, профессиональное восприятие.
Keywords: drawing, decorative effect, silhouette, professional perception.
Рисунок является многофункциональным фундаментом всех знаний, умений и навыков в структуре подготовки полноценной творческой личности дизайнера.
Дизайнер, прошедший основательную школу рисунка, выгодно отличается от дизайнера, не имеющего этой школы, так как если заложена устойчивая художественно-графическая база, то присутствует понимание основных принципов и понятий искусства, от которого уже можно уверенно отталкиваться в решении проблем дизайн-проектирования.
Целенаправленные задания по рисунку способствуют развитию изобразительных навыков, профессионального восприятия будущего дизайнера, знакомить с принципами и приемами стилизации, которые являются неотъемлемой частью проникновения в искусство и осознания этапов творческого дизайнерского проектирования в графическом дизайне [3, с. 205–207].
Рисунок содержит в себе большие возможности, как для изучения основ изобразительной грамоты, так и для создания декоративно-графического образа, что является целью любого проекта графического дизайна.
В основе обучения будущего дизайнера рисунку лежит организованный процесс познания, способствующий активизации профессионального восприятия, а также методологическим знаниям, которые позволяют самостоятельно открывать для себя неизвестные ранее свойства, особенности, закономерности процесса изображения, находить способы осуществления эффективной творческой деятельности по реализации декоративного замысла в графическом материале.
Первоначальный период обучения академическому рисунку сводится к изучению закономерностей построения объемной формы геометрических тел в пространстве. Затем студенты переходят к изучению предметов быта, т. е. более сложных конструктивных форм. Этот период обучения является важнейшим источником знаний и умений в академическом рисовании. Студенты должны знать и практически владеть системой рисования (конструктивной и тональной), а также уметь анализировать натуру, компоновать, выбирать наиболее рациональное объемно-пространственное конструктивное построение и тонально выразительное решение конкретной натурной постановки.
В начале обучения академическому рисунку предполагается решение учебных задач, однако и эти занятия включают в себя определенные элементы декоративности, что становится актуальным уже на старших курсах, когда творческие задачи выходят на первый план. Это утверждение основано на том, что содержание любой натурной постановки само по себе предполагает определенную декоративность решения, которая обусловлена характером модели для рисования.
Отличительной особенностью графического дизайна является применение плоскостного стилизованного изображения, так как именно оно выражает декоративные качества и влияет на усиление выразительности.
На занятиях по рисунку целесообразно акцентировать решение творческих задач, направленных на создание декоративного графического образа:
- стилизация предметов;
- плоскостное решение пространства;
- условность изображения;
- трансформация объемных форм;
- оверлеппинг (частичное совпадение или наложение одной формы на другую);
- членение плоскости на части;
- ритмическая организация изобразительной плоскости и т. д. [1, с. 86].
Это предполагает анализ студентами-дизайнерами декоративных особенностей натурных постановок, а также отбор графического материала и техники, наиболее подходящих для создания выразительного декоративно-графического образа.
При этом студенты акцентируют внимание на отработке силуэтных форм предметов, линейно подчеркивая выразительные стороны натуры, а также композиционно-ритмически организовывая взаимное расположение объектов на плоскости с обязательным выделением доминантного объекта, вокруг которого группируются остальные. На этапе тональной проработки происходит четкое, плоскостное разграничение тоновых пятен, что создает ощущение декоративности.
В специальном рисунке для бакалавров направления подготовки «Графический дизайн» изображение носит линейно-пятновой характер, поэтому необходимо развивать линейное и пятновое видение у студентов, так как оно лежит в основе их профессионального восприятия. При линейном видении акцент делается на контуры; изображение получается с подчеркнутыми краями, т. е. форма очерчивается линией. Линейное видение, ограничивая предмет, отделяет его от пространственной среды. При пятновом видении внимание отвлекается от краев, контур становится более или менее безразличным глазу. Основным элементом впечатления являются предметы как видимые пятна. Для пятнового изображения характерна размытость, стушеванность краев предметов. Линейное видение чаще всего сочетается с пятновым, так как это способствует выявлению силуэтной формы предметов в изображении. В данном случае это имеет первостепенное значение с точки зрения художественного выражения, так как придает силуэтам четкость и читаемость.
Рассматривая силуэты моделей для рисования более подробно, можно выделить два их вида: конструктивный, повторяющий формы предметов, и декоративный, который, отойдя от естественных форм предметов, создает новую композицию, основанную на определенном замысле.
Студентам предлагается один и тот же объект рассматривать, ставя различные задачи, и каждый раз раскрывать его новые качества и связи с окружающим миром, создавать его новый образ на основе ассоциаций. В этом контексте замысел рисунка фиксирует результаты восприятия о модели, а представление в замысле присутствует как первоначальное предвидение всей декоративно-графической концепции изображения, однако в процессе практической работы замысел существенно корректируется, обогащается и вместе с тем является стержнем целенаправленной, последовательной работы дизайнера [2].
Построенный таким образом процесс обучения рисунку будущих дизайнеров будет влиять не только на качество работ студентов, но и значительно повышать их интерес к профессии, активно развивать их мыслительные способности, обеспечивать оптимальные условия протекания учебного процесса. Введение декоративного начала в изобразительный процесс будет способствовать решению главной задачи – совершенствованию профессиональной подготовки бакалавров направления подготовки «Графический дизайн».
Список литературы:
- Кравченко К.А. Формирование декоративного восприятия студентов художественного колледжа на занятиях по рисунку: дисс. канд. педагогических наук. – Омск, 2009.
- Сафиулин Р.А. Формирование художественного восприятия на занятиях по рисунку у студентов начальных курсов: дисс. канд. педагогических наук. – Омск, 2005.
- Свиридов Д.А. Развитие у будущих дизайнеров интереса к пластическому решению формы на занятиях по рисунку // Омский научный вестник, 2011. № 4 (99). – С. 205–207.
дипломов
Оставить комментарий