Статья опубликована в рамках: LVII Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 30 мая 2016 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть 1, Сборник статей конференции часть 2
дипломов
КОНВЕРГЕНЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИСКУССТВА В СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИНСТАЛЛЯЦИЙ
THE CONVERGENCE OF MODERN TECHNOLOGY AND ART IN ARTISTIC INSTALLATIONS
Natalia Algazina
associate professor of Design, drawing and painting Federal public educational institution of higher education “Omsk state institute of service”,
Russia, Omsk
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена проблемам создания экспозиционных пространств, тенденциям их развития в условиях конвергенции технологий и современных форм изобразительного искусства. Рассмотрены вопросы проектирования новых форм выражения в экспозиционном дизайне, опираясь на культурные традиции и новаторские приемы. Приводится анализ инновационных решений интерактивных художественных инсталляций, основанных на мультимедийной платформе. Затрагивается проблема выработки цифрового изобразительного языка при создании инсталляций, который смог бы отвечать сегодняшним требованиям человечества. Приведены примеры дизайн-проектов из фондов кафедры Дизайна, рисунка и живописи ОГИС.
ABSTRACT
Article is devoted to problems of creation of exposition spaces, tendencies of their development in the conditions of convergence of technologies and modern forms of the fine arts. Questions of design of new forms of expression in exposition design are considered, relying on cultural traditions and innovative receptions. The analysis innovative of the art installations based on a multimedia platform is provided. The issue of development of digital graphic language at creation of installations which could meet today's requirements of mankind is touched. Examples of design projects from funds of chair of Design, drawing and painting of Omsk state institute of service are given.
Ключевые слова: экспозиционный дизайн, инсталляция, мультимедиа, современное искусство, цифровые технологии.
Keywords: exposition design, installation, multimedia, modern art, digital technologies.
В инсталляциях ХХI века в наибольшей мере реализуется свойственное авангарду ХХ века понимание искусства как интеллектуального проекта. Инсталляция «поглощает» не только все предшествовавшие ей жанры, но и самого зрителя, она трехмерна, это не просто «объект», а пространство, организованное по воле художника, обращенное к сокровенным личным переживаниям, являясь катализатором духовного перерождения общества.
Создавая необычные сочетания обычных вещей, художник придает им новый символический смысл. Эстетическое содержание инсталляции – это игра смысловых значений, которые изменяются в зависимости от того, где находится предмет – в привычном бытовом окружении или в выставочном зале.
Цель данного исследования заключается в попытке проанализировать необходимость сближения технологий и искусства в современной инсталляционной выставочной культуре. В современном проектировании художественно-образной среды дизайнеры все чаще используют экспериментальные подходы конвергенции технологий и изобразительного искусства, синтезируя инновационные технологии и традиционные приемы экспонирования. При этом важным аспектом является эмоциональное погружение зрителя в данное экспозиционное пространство.
В последние десятилетия в художественной культуре активно развиваются видеоинсталляции и комбинированные пространственные композиции, включающие как предметные статические элементы, так и всевозможные фото, слайдо-, кино-, видео-элементы, компьютерные объекты, лазерные установки и другие новинки современного научно-технического прогресса.
Инновационные решения интерактивных художественных инсталляций основаны на мультимедийной платформе. Графические элементы, оживленные с помощью 3D-технологии, мультимедийное художественное оформление, проекционные интерактивные декорации и компьютерные бэкграунды, создают эксклюзивный, впечатляющий антураж выставочных экспозиций [1, с. 65].
Сложно представить современное общество без продукции мультимедиа, без сетевых коммуникаций, без компьютеров. Возрастающая роль информации в жизни современного общества и использование в различных сферах профессиональной деятельности, как традиционных информационных технологий, так и интеллектуальных информационных технологий (ИИТ) позволяют выделить информационную компетентность в качестве базовой [5, с. 43–44].
Согласно утверждениям отечественных исследователей, «специфической особенностью мультимедиа как вида искусства – является синтез не только всех выразительных средств аудиовизуальных искусств, но и цифровых компьютерных и лазерных технологий, информационных и средств коммуникаций. Язык мультимедиа «синкретичен по своей природе, представляя собой конгломерат или сплав различных, достаточно хорошо известных и изученных языковых систем. Синтаксис и языковые приемы собираются из разных искусств и разных сфер деятельности человека и применяются в форме современных высокотехнологичных и сложных экранных систем» [4].
Технологии мультимедиа уделяется все больше интереса. Это обусловлено рядом причин:
- возникновение мощных компьютеров;
- наличие программного обеспечения;
- создание авторских систем;
- отличительные признаки мультимедиа;
- интеграция разных видов информации;
- работа в реальном времени;
- уровень интерактивного общения человек-компьютер.
На сегодняшний день мультимедиа технологии с успехом применяются в сфере образования и профессиональной подготовке. Мультимедиа – это процесс работы художников и дизайнеров, включающие видео, аудио, слайды, фотографии, тексты, перформанс и т. п. Основной в современном искусстве становится некая средовая коммуникация, которая образует определенные артефакты, определяемые нами по-прежнему как произведения искусства. Следовательно, если мы говорим о произведении современного искусства, то должны отдавать себе отчет в том, что оно существует во времени коммуникации, а не истории искусства [2].
В настоящее время не искусство осмысляет новые технологические возможности передачи замыслов, а цифровые технологии придают смысл мультимедийному искусству.
Новыми концептуальными тенденциями в современном искусстве навеяны и работы молодых авторов – студентов и выпускников кафедры ДРЖ ОГИС. Следуя современным инновационным достижениям, но при этом, руководствуясь традиционным культурным наследием поколений, молодые творческие умы не боятся экспериментов, и смело ввергаются в противоречие современности и догматических постулатов.
В рамках учебного процесса студенты специализации «Средовой дизайн» выполняют концептуальные задания по проектированию, такие как «Экспозиция выставочного пространства», «Проект художественной инсталляции», и «Световое оформление объектов среды». Подобного рода профессиональные тренинги позволяют студентам раскрыть свой творческий потенциал, максимально направленный на создание эмоционально выразительного художественного образа, где соединяются культурологическая основа, художественная грамота, инновационные презентационные технологии и неотъемлемое стремление к самовыражению [1, с. 65].
Современные цифровые технологии иначе интерпретируют культуру, формируя в итоге иные культурологические особенности. Человечество тесно связано с технологическими и коммуникативными механизмами. Интерактивные практики демонстрируют социальную и коммуникативную природу творчества.
Перед современными мультимедийными технологиями стоит задача выработки языка, который смог бы отвечать сегодняшним требованиям человечества. Этот технологический язык искали многие авангардисты прошлого века, ощущая исчерпанность языковых средств. Выработка цифрового языка интенсивно ведется в области интерактивных инсталляций, арт-проектов и т. д. Демократичность мультимедийных технологий позволяет выразить возможности экспериментальных практик.
В данном контексте в качестве примеров приведем некоторые концептуальные проекты из фондов кафедры ДРЖ ОГИС.
В виртуальном проекте «Выставка-инсталляция предметов средневековой культуры» (автор курсового проекта Долгорукова Елена, руководитель Алгазина Н.В.) средством решения поставленной задачи является свет, т. е. возможность использования естественного освещения наряду с современными световыми технологиями для создания художественно-смыслового пространства (рис. 1). Свет становится главным действующим лицом – «проводником» в мир культуры прошлых веков, волнующей и притягивающей современного человека подчас на уровне подсознания или родовой памяти. Для реализации своей идеи автор обращается к готической и романской архитектуре. Местом для проекта выставочной инсталляции виртуально становится полуразрушенная базилика (рис. 1, 2).
Рисунок 1. Проект «Выставка-инсталляция предметов средневековой культуры». Общий вид центрального зала. Автор – Долгорукова Елена, руководитель – Н.В. Алгазина
Рисунок 2. Проект «Выставка-инсталляция предметов средневековой культуры». Эскизы интерьеров. Автор – Долгорукова Елена, руководитель – Н.В. Алгазина
Сближение новейших технических средств плюс творческий потенциал проектировщика в создании интерактивных художественных инсталляций позволяют в настоящее время создавать масштабные зрелищные проекты. Воплощение невидимой идеи в зримый образ является, по сути, процессом реконструкции материальных форм в их взаимосвязи с миром иных ценностей, тем самым, переводя их из мира физического в мир духовный.
Автор проекта соотносит свое творчество с основной задачей средневекового архитектора, относительно которой было не просто достигнуть эффекта «божественного свечения», а заставить лучи света двигаться и преломляться по определенной траектории в строго заданное время. В своей работе автор рассматривает эстетику формы отдельно взятой эпохи созвучно со световыми решениями современных технологий.
Для проектирования другого выставочного пространства «Деньги мира» (автор Ермолина Александра, руководитель Алгазина Н.В.) выбрана Денежная кладовая историческо-культурного центра «Омская крепость».
В своей концептуальной основе проект пронизан контрастами: денежные знаки сами по себе как объект экспонирования, безусловно, интересны нумизматам, но кому-то могут показаться материей строгой и скучной – мы предлагаем рассмотреть деньги как увлекательный путеводитель по разным странам и континентам, с их помощью можно виртуально перемещаться во времени и пространстве. Проект предполагает «переместить» человека из обычной жизни, посредством созерцания денежных единиц вкупе с интерактивными средствами, в другую реальность. Важный компонент в проектировании выставки – создание живого, интерактивного пространства при максимальном погружении в тему конкретной инсталляции. Это позволяет вовлечь зрителя в особую среду, провоцируя его на новые эмоциональные переживания (рис. 3).
Рассмотрев в качестве примера два концептуальных проекта, средством художественного выражения которых является современный язык мультимедийных технологий, отметим, что создавая необычные сочетания обычных вещей, дизайнер придает им новый символический смысл [1, с. 66–69].
Рисунок 3. Проект выставочного пространства «Деньги мира». Автор – Ермолина Александра, руководитель – Н.В. Алгазина
Интерактивные мультимедийные технологии не претендуют на роль «истинного искусства». Их цель: предвидеть и подготовить возникновение другого, усовершенствованного, современного типа информационного обмена. На сегодняшний день разработано множество инновационных мультимедийных практик, направленных на создание новых методов передачи человеческого знания. В этих практиках мультимедиа находит свой «язык», свои новые выразительные средства, и они практически не имеют отношения к классической культуре, к художественному искусству, какое оно было в предшествующие века [4]. Но эстетика проектирования в дизайне среды непосредственно сопряжена с творческим процессом, который всегда начинается с замысла. Последний есть результат восприятия и комплектации жизненных явлений, в понимании и преобразовании творческой личностью этих явлений в той степени одаренности, опыта и общекультурной подготовке, которые присущи индивидууму.
Фактор, порождающий художественный замысел, есть креатив – ядро общей концепции, вокруг которого, собственно, и группируется художественная идея автора во всем многообразии нюансировок.
В силу повышенной образности (и ценностности) проектного воображения пространство проектной культуры существенно открыто совокупной художественной культуре общества. Жанровая структура и стилистические диалекты искусства, его пластический язык, способы пластической концептуализации схватываемых искусством жизненных реальностей, самообразы художника-творца являются живым источником дизайнерского вдохновения [3].
Итак, резюмируя все вышесказанное, необходимо отметить, что современное искусство инсталляции вбирает в себя и новейшие технологии, и классические жанры, и непосредственно самого зрителя, который невольно становится участником инсталляционного процесса. Инсталляция трехмерна, это не просто «объект», а пространство, организованное по воле художника-проектировщика, который не боится экспериментов и постоянно находится в поиске новых средств выражения.
Список литературы:
- Алгазина Н.В. Проектирование. Выставочное пространство: монография / Н.В. Алгазина, Л.Н. Козлова. – Омск: Омский государственный институт сервиса, 2012. – 185 с.
- Аронсон О.В. Участие в сообществе – неучастие в произведении – [Электронный ресурс] – / Художественный журнал. № 41. 2001 – Режим доступа: http://xz.gif.ru/numbers/41/aronson/ (Дата обращения 20.01.2016).
- Генисаретский О.И. Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна – [Электронный ресурс] – / PROMETA – Режим доступа: http://prometa.ru/olegen/publications/19 (Дата обращения 20.01.2016).
- Деникин А.А. Мультимедия и искусство: от мифов к реалиям – [Электронный ресурс] – / Художественная культура. Электронный рецензируемый научный журнал. Вып. № 1 (6). 2013 – Режим доступа: http://sias.ru/magazine/vypusk-6-2013/yazyki/843.html (Дата обращения 15.08.2015).
- Настащук Н.А. Програмное обеспечение интеллектуальных информационных технологий / Н.А. Настащук // Информационные технологии на базе свободного программного обеспечения: материалы Всероссийской научнопрактической конференции – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. – 215 с.
дипломов
Оставить комментарий