Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLIV Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 27 апреля 2015 г.)

Наука: Экономика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Щанкина Э.В. ИДЕЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ИДЕАЛОВ СТУДЕНТОВ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА // Инновации в науке: сб. ст. по матер. XLIV междунар. науч.-практ. конф. № 4(41). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

 

ИДЕЯ  ФОРМИРОВАНИЯ  НРАВСТВЕННЫХ  ИДЕАЛОВ  СТУДЕНТОВ  ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО  КОЛЛЕДЖА

Щанкина  Эмма  Викторовна

заместитель  директора  по  информационным  технологиям,  Самарский  финансово-экономический  колледж  —  филиал  федерального  государственного  образовательного  бюджетного  учреждения  высшего  профессионального  образования  «Финансовый  университет  при  Правительстве  Российской  Федерации»,  РФ,  г.  Самара

Е-mail: 

 

FORMATION  IDEA  OF  STUDENTS’  MORAL  IDEALS  OF  FINANCIAL  AND  ECONOMICS  COLLEGE

Emma  Schankina

deputy  Director  of  Information  Technology,  Samara  Financial  and  Economics  College,  Branch  of  Federally  Funded  National  Higher  Vocational  School  “Financial  University  under  the  Government  of  the  Russian  Federation”,  Russia,  Samara

 

АННОТАЦИЯ

В  данной  статье  в  контексте  парадигмы  самоутверждения  как  одной  из  парадигм  безопасности  выявляются  факторы,  представляющие  угрозу  падения  нравственности;  обосновывается  идея  формирования  нравственных  идеалов  студентов  —  будущих  экономистов-бухгалтеров;  раскрывается  суть  идеи  «Быть  подлинно  самим  собой». 

ABSTRACT

In  the  context  of  self-esteem  paradigm  as  one  of  the  paradigms  of  security,  factors  that  threaten  the  fall  of  morality  are  identified  in  the  article;  the  idea  of  moral  ideals  formation  of  students  -  the  future  economists,  accountants  -  is  justified;  the  essence  of  the  idea  "to  be  truly  yourself"  is  revealed. 

 

Ключевые  слова:  студент;  безопасность;  нравственный  идеал;  идея.

Keywords:  student;  security;  moral  ideal;  idea. 

 .

 

Формирование  нравственных  идеалов  студентов  —  будущих  экономистов-бухгалтеров  является  одним  из  факторов  обеспечения  государственной  безопасности  как  «состояния  защищенности  жизненно  важных  интересов  личности,  общества  и  государства»  [8,  с.  8].  Решение  данной  проблемы,  связанное  с  воспитанием  экономиста-бухгалтера  нравственного,  позволит  в  контексте  парадигмы  самоутверждения,  в  которой  «безопасность  понимается  как  утверждение  себя,  а  отрицание  опасностей  имеет  вторичный  характер  и  рассматривается  в  качестве  необходимого  условия  самоутверждения»  [8,  с.  223],  противодействовать  коррупции  в  финансово-экономической  деятельности. 

Суть  парадигмы  самоутверждения  заключается  в  преодолении  опасности,  представляющей  угрозу  самоутверждению  человека.  Одной  из  таких  угроз  является  угроза  падения  нравственности,  что  становится  питательной  основой  для  появления  «коррупции,  терроризма,  экстремизма  и  других  преступных  посягательств  на  права  и  свободы  человека  и  гражданина»  [9].

Угроза  падения  нравственности  возникает  вследствие  различных  факторов.  Такими  факторами  могут  быть  «заблуждение  корысти»  (Г.  Ибсен  [Цит.  по:  10,  с.  112]);  ориентация  на  «Довольным  быть  самим  собой»  [10,  с.  112],  «Я  есть  то,  чем  обладаю»  [10,  с.  111].  Как  результат, 

...гюнтское  «Я  сам»  есть  легион

Желаний  и  влечений,  и  страстей; 

Есть  море  замыслов,  порывов  к  цели,

Потребностей…  ну,  словом,  то,  чем  я

Дышу,  живу  —  таким,  как  я  есмь  (Г.  Ибсен.  —  [10,  с.  112]),  —

сменяется  потерей  души,  собственного  «Я».  «Его  (П.  Гюнт.  —  Э.Щ.)  охватывает  ужас  пустоты,  перодолеть  который  он,  не  имеющий  собственного  «Я»,  не  в  силах.  Он  вынужден  признать,  что  в  погоне  за  всеми  благами  мира,  которые,  как  ему  казалось,  и  были  его  интересами,  он  потерял  душу,  или  <…>  самого  себя»  [10,  с.  112].

Одним  из  возможных  способов  предотвращения  угрозы  падения  нравственности  является  формирование  нравственных  идеалов  студентов  —  будущих  экономистов-бухгалтеров.

Формирование  таких  идеалов  студентов,  осуществляемое  в  контексте  парадигмы  самоутверждения,  должно  базироваться  на  адекватной  ее  сути  идее.  Такой  идеей  является  идея  «Быть  подлинно  самим  собой»  [10,  с.  112].

«Быть  подлинно  самим  собой»  —  значит  быть  субъектом  собственной  деятельности,  быть  приверженным  собственным  интересам,  соотносящимся  с  интересами  других  людей.  В  таком  соотнесении  интересов  и  возникает  точка  зрения  золотого  правила  нравственности.  Это  должен  быть  базирующийся  на  гуманистической  совести  интерес,  которая  указывает  человеку,  что  важными  для  него  являются  собственная  жизнь  и  искусство  жить  среди  людей.

«Гуманистическая  совесть,  —  пишет  Э.  Фромм,  —  оценивает  все  наши  действия;  она  есть  знание-в-себе,  знание  о  всех  наших  успехах  и  неудачах  в  искусстве  жить.  Но  хотя  совесть  и  есть  знание,  она  больше  чем  просто  знание,  данное  абстрактным  мышлением.  Ее  воздействие  характеризуется  свойством  эмоциональности,  ибо  ее  отклик  —  это  отклик  всей  нашей  личности,  а  не  только  одного  ума»  [10,  с.  126].  Главное  же,  по  мысли  Э.  Фромма,  состоит  в  том,  что  гуманистическая  совесть  —  «это  голос  нашего  истинного,  подлинного  «я»,  обращенный  к  нам  самим,  к  тому,  чтобы  жить  продуктивно.  <…>  Это  —  блюститель  нашей  чистоты»  [10,  с.  126];  это  «умение  ручаться  за  себя  и  с  гордостью,  стало  быть,  сметь  также  говорить  «Да»  самому  себе»  (Ф.  Ницше  [Цит.  по:  [10,  с.  126]).

«Быть  подлинно  самим  собой»,  с  нашей  точки  зрения,  означает  жить  в  соответствии  с  объединяющими  людей  нравственными  идеалами,  значением  которых  обладают  нравственные  ценности;  быть  ориентированным  на  другого  человека.  Смысл  слова  «гуманистический»  означает  «нацеленный»  на  другого  человека,  у  которого  также  есть  свои  интересы  и  который  также  должен  учитывать  интересы  взаимодействующего  с  ними  человека.  На  необходимость  такого  учета  интересов  указывает  гуманистическая  совесть,  выводящая  взаимодействующих  субъектов  к  жизни,  соответствующей  золотому  правилу  нравственности.

В  базирующемся  на  таком  правиле  взаимодействии  субъектов,  как  подчеркивает  В.П.  Бездухов,  получает  отражение  «рефлексия  на  себя  и  на  другого  как  на  себя.  Рефлексия  на  себя  и  на  другого  как  на  себя,  регулируя  деятельность  и  взаимодействия,  становится  отправной  точкой  для  выбора  ценностей  и  оценки  действий  и  поступков.  Такая  рефлексия  на  себя  и  есть  нравственность»  [2,  с.  74].

Выбор  ценностей  есть  и  выбор  нравственных  идеалов,  ибо,  как  это  было  обосновано  выше,  ценности  обладают  статусом  нравственных  идеалов.

Функцию  регуляции  деятельности  и  взаимодействия  с  миром  и  с  людьми  выполняют  и  нравственные  идеалы,  которые  «фиксируют  “сущность”,  “назначение”  человека,  раскрывают  ему  общий  смысл  и  общую  цель  его  действий,  <…>  являются  ориентирами  для  выработки  конкретных  решений  “на  каждый  день”»  [4,  с.  53].

В  идее  «Быть  подлинно  самим  собой»,  как  мы  полагаем,  зафиксировано  превращение  человеком  своих  возможностей  в  действительность,  в  утверждении  жизни,  достойной  человека.  Утверждать  такую  жизнь  способен  человек,  который  стал  самим  собой  или  подлинно  самим  собой.  Одним  из  возможных  способов  становления  человека  самим  собой,  подлинно  самим  собой  является  формирование  у  него  нравственных  идеалов.

«Быть  подлинно  самим  собой»  —  значит  осуществлять  свободный  выбор  нравственных  ценностей  в  процессе  решения  моральной  задачи,  которая  «ставится  перед  человеком  не  просто  как  свободным  принимать  то  или  иное  решение,  но  и  свободным  по  отношению  ко  всем  существующим  регулятивам.  Мораль  обращается  к  человеку  от  имени  всех  людей,  а  значит,  и  от  имени  его  самого.  Она  не  угрожает  никакими  санкциями,  она  обращается  через  голос  совести»  [3,  с.  276].

Перед  экономистом-бухгалтером  также  стоит  моральная  задача  —  задача  обеспечения  государственной  безопасности.  Голос  совести,  гуманистической  совести  «нашептывает»  ему  быть  честным  при  сборе  и  регистрации  статистической  информации,  при  выполнении  расчётов  статистических  показателей  и  др.  Быть  честным  —  значит  осознавать  собственное  достоинство,  которое  есть  прежде  всего  «внутренняя  уверенность  в  собственной  ценности,  чувство  самоуважения,  проявляющиеся  в  сопротивлении  всяким  попыткам  посягнуть  на  свою  индивидуальность  и  определенную  независимость»  [7,  с.  209].

Уверенность  экономиста-бухгалтера  в  собственной  ценности  позволяет  ему  не  поддаваться  давлению,  имеющему  целью  фальсификацию  статистических  показателей,  а  значит,  быть  свободным  в  выборе  поступков  и  действий.  Свобода  —  это  не  столько  необходимость,  сколько  «сознательный  (то  есть  основанный  «на  познании  необходимости»)  выбор  из  ряда  возможных  вариантов  поведения»  [11,  с.  123]. 

Уверенный  в  своей  ценности  экономист-бухгалтер  и  является  «подлинно  самим  собой»,  он  испытывает  чувство  собственного  достоинства,  одним  из  проявлений  которого  является  благородство,  характеризующее  нравственное  величие  личности.  «Быть  подлинно  самим  собой»  значит  быть  благородным.  Благородство  «присуще  любому  человеку,  способному  честно  и  самоотверженно  выполнять  свой  долг,  жить  по  высоким  нравственным  меркам,  не  роняя  человеческого  достоинства»  [7,  с.  216].

Предлагаемая  нами  ведущая  идея  формирования  нравственных  идеалов  студентов  —  будущих  экономистов-бухгалтеров  согласуется  с  научными  представлениями  о  нравственных  идеалах,  статусом  которых  обладают  ценности.  Претворение  ведущей  идеи  в  педагогической  деятельности  преподавателя  финансово-экономического  колледжа  делает  возможным  выводить  студентов  на  осознание  своего  назначения  в  обеспечении  государственной  безопасности,  в  утверждении  жизни,  достойной  человека,  в  решении  моральной  задачи  по  предотвращению  коррупции.

На  уровне  претворения  ведущей  идеи  в  педагогической  деятельности  преподаватель  финансово-экономического  колледжа,  осуществляя  формирование  нравственных  идеалов  студентов,  решает  и  задачу  воспитания  будущих  экономистов-бухгалтеров.  Воспитание,  как  подчеркивает  М.С.  Каган,  —  это  «формирование  системы  ценностей  с  ее  специфическим  содержанием  <…>,  способ  превращения  ценностей  социума  в  ценности  личности»  [5,  с.  69].  Ценности,  как  это  было  показано  выше,  обладают  статусом  нравственных  идеалов  тогда,  когда  они  рассматриваются  как  относящиеся  к  сфере  должного.  Нравственные  идеалы  есть  должное,  становящееся  предметом  устремлений  человека.  Такое  должное  в  форме  нравственных  ценностей  и  нравственных  идеалов  переводится  на  уровень  личностно  значимого  в  процессе  воспитания,  которое  есть  «приобщение  человека  к  ценностям»  [1,  с.  69].

Нравственные  идеалы,  статусом  которых  обладают  нравственные  ценности,  выполняя  функцию  формирования  личности,  выполняют  воспитательную  роль,  заключающуюся  в  развитии  нравственности,  которая  и  есть  мир  ценностей  человека,  определяющих  его  нравственный  мир,  в  превращении  возможного  в  действительное.  Для  превращения  возможного  в  действительное,  как  подчеркивают  А.В.  Бездухов  и  Ю.В.  Лопухова,  необходимо  движение,  направление  которому  указывают  выбираемые  обществом  социально-нравственные  ориентиры.  Превращение  возможного  в  действительное  осуществляется  в  деятельности  воспитания  [1,  с.  71—72]. 

Нравственные  идеалы  выступают  в  качестве  нравственных  ориентиров.  Идеалы  выполняют  функцию  ориентации  в  жизни.

Реализация  ведущей  идеи  делает  возможным  воспитывать  у  студентов  чувство  собственного  достоинства,  развивать  уважительное  отношение  к  достоинству  другого  человека.  «Тот,  кто  не  уважает  достоинство  другого,  тем  самым  оскорбляет  не  только  чужое,  но  и  собственное  достоинство»  [7,  с.  217]. 

Человек,  испытывающий  чувство  собственного  достоинства,  является  автономной  личностью,  а  автономия,  как  подчеркивает  И.  Кант,  есть  «основание  достоинства  человека  и  всякого  разумного  существа»  [6,  с.  96].  Достоинство  как  нравственный  идеал,  очерчивающий  эскиз  будущего,  «потребного  будущего»,  составляет  основу  возможности  «Быть  подлинно  самим  собой». 

 

Список  литературы: 

  1. Бездухов  А.В.  Воспитание  как  движение,  превращающее  возможное  в  действительное  /  А.В.  Бездухов,  Ю.В.  Лопухова  //  Известия  РАО.  —  2011.  —  №  1(17).  —  С.  66—75.
  2. Бездухов  В.П.  Золотое  правило  нравственности  в  деятельности  учителя  /  В.П.  Бездухов  //  Известия  РАО.  —  2013.  —  №  2(26).  —  С.  68—74.
  3. Гусейнов  А.А.  Этика:  учебник  /  А.А.  Гусейнов,  Р.Г.  Апресян.  —  М.:  Гардарики,  1998.  —  472  с.
  4. Дробницкий  О.Г.  Проблемы  нравственности  /  О.Г.  Дробницкий.  М.:  Наука,  1977.  —  334  с.,  53.
  5. Каган  М.С.  Философская  теория  ценности  /  М.С.  Каган.  СПб.:  Петрополис,  1997.  —  205  с. 
  6. Кант  И.  Критика  практического  разума.  СПб.:  Наука,  1995.  —  528  с.
  7. Мишаткина  Т.В.  Честь  и  достоинство  /  Т.В.  Мишаткина  //  Этика  :  учебное  пособие  /  под  ред.  Т.В.  Мишаткиной,  Я.С.  Яскевич.  Минск:  Новое  знание,  2002.  —  С.  208—223.
  8. Рыбалкин  Н.Н.  Философия  безопасности:  учебное  пособие  /  Н.Н.  Рыбалкин.  М.:  МПСУ,  2006.  —  296  с. 
  9. Стратегия  национальной  безопасности  Российской  Федерации  до  2020  года.  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html
  10. Фромм  Э.  Психоанализ  и  этика  /  Э.  Фромм.  М.  :  Республика,  1993.  —  416  с.
  11. Шишкин  А.Ф.  О  некоторых  философских  проблемах  этики  /  А.Ф.  Шишкин,  К.А.  Шварцман  //  Предмет  и  система  этики.  М.:  Институт  философии  АН  СССР  ;  София:  Институт  философии  БАН,  1973.  —  С.  92—131.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.