Статья опубликована в рамках: XLVII Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 29 июля 2015 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ЗООМОРФНАЯ СИМВОЛИКА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОРИЕНТАЦИИ В ПРОСТРАНСТВЕ ПАЛЕОЛИТИЧЕСКОГО ЧЕЛОВЕКА В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
Карелин Владислав Георгиевич
канд. техн. наук, ведущий научный сотрудник,
ОАО «ВНИИМТ»,
РФ, г. Екатеринбург
ZOOMORPHIC SYMBOLICS IN FIGURAL NAVIGATION SYSTEM IN SPACE OF A PALEOLITHIC HUMAN IN WESTERN EUROPE
Vladislav Karelin
candidate of Technical Sciences, senior Research Scientist,
OJSC Scientific-Research Institute of Metallurgical Heat Engineering “VNIIMT”,
Russia, Ekaterinburg
АННОТАЦИЯ
В статье изложен принципиально новый взгляд на функционирование в палеолите зооморфной символической системы в настенном искусстве Западной Европы. Потребность в создании такой системы была вызвана необходимостью усовершенствовать способность человека палеолита ориентироваться в пространстве при передвижении на большие расстояния. Изображения мамонта, бизона и лошади являлись символическими маркерами, путеуказателями, содержащими понятия «перевал-направление на перевал».
ABSTRACT
A fundamentally new way of view on functioning in the paleolithic zoomorphic symbolic system in the wall art of Western Europe is described in the article. The necessity in such a system was caused by the need to improve a paleolithic person's ability to navigate in space when traveling in long distances. Images of mammoth, bison and horses are symbolic markers of path pointers containing the concept of "pass-the direction to the pass".
Ключевые слова: зоомофная символика; палеолитическое искусство; Западная Европа, ориентация в пространстве; мамонт; бизон; лошадь; маркеры; путеуказатели; визуальные понятия «перевал-направление на перевал».
Keywords: zoomorphic symbolic; paleolithic art; Western Europe; navigation in space; mammoth; bison; horse; markers; path pointers; visual concepts "pass-the direction to the pass".
«Весь мир смотрит на то, на что
смотрю я, но никто не видит
того, что я вижу»
Ламенис
За время, прошедшее со дня открытия Marcelino de Sautuоla настенного палеолитического искусства в Altamira, в Западной Европе обнаружили более 300 мест с различными изображениями. Найдены рисунки, гравировки, скульптура. Такие произведения обнаружены как в темных пещерах, так и на открытом воздухе. Установлено, что тематика изображений в пещерах и на открытом воздухе одинакова. Высказаны более десятка различных гипотез целей палеолитического искусства. Однако до сих пор не получено убедительного ответа на вопрос «зачем» появилось палеолитическое искусство. Более того Clottes J. считает, что «бесполезно искать смысл в древнекаменном искусстве». Sieveking А. утверждает: Вполне возможно, что мы так никогда и не узнаем значения росписей, созданных в эпоху палеолита». Jonson Р. однозначно утверждает, что цель палеолитического искусства «мы не знаем и мы никогда не узнаем».
Тем не менее имеется шанс ответить на поставленный выше вопрос. Leroi-Gourhan A. сформулировал важную гипотезу о том, что изображения животных в пещерах были не просто образами реальных животных, но и символами определенных идей, сформулированных человеком каменного века. По его мнению организация изображений в пещерах представляет собою четко оформленную семантическую систему предназначенную для коммуникации между людьми палеолита [4]. Такую мысль поддержал Sauvet G., считая, что палеолитическое искусство является знаковой системой, своего рода языком, который служил для коммуникаций между людьми посредством своеобразного канала, отличного от обычной речи [5]. Однако конкретные коды и содержательные формы, декларируемые этими французскими авторами коммуникационной системы, остались не раскрытыми. Указанные авторы ограничились общими соображениями о религиозных обрядах, проводимых в пещерах, и записи мифов (мифографии) в форме образов искусства. Тем не менее, соображения высказанные Leroi-Gourhan A. и Sauvet G., послужили одной из отправных точек в наших разысканиях.
В нашей работе [1] была высказана и подтверждена гипотеза о том, что в период неолита на Среднем и Южном Урале функционировала знаковая система на наскальных писаницах на открытом воздухе, которая в виде знаков содержала информацию об удобных местах переходов из долины одной реки в другую, соседнюю, через перевальный участок, их разделяющий. На Урале в период неолита древний человек использовал своеобразную путеуказательную знаковую визуальную коммуникационную систему, элементы которой являлись маркерами, указателями при передвижении в пространстве. Нами показано, что комплексная визуальная фигура, состоящая из полутора десятка знаков и расположенная на скале «Двуглазый Камень» на реке Нейва, является древней схемой (каменной картой) верховьев реки Нейва [2]. Ряд знаков (треугольники, углы, дуги и т. п.) на уральских «писаницах» подобны знакам, встречающимся на каменных стенах палеолитических пещер Западной Европы. Это позволило нам высказать мысль о том, что они (знаки) в Западной Европе также являются символическими маркерами, помогающими древнему человеку ориентироваться в пространстве. В этой настенной палеолитической системе ранее геометрических символов широко использовались и зооморфные изображения, которые по нашему мнению также играли роль путеуказателей [3].
В глубокой древности человек перемещался в пространстве в основном по рекам. Система рек, стекающих с Центрального массива во Франции в западном направлении, представляет своеобразный «веер». Река Dronne течет в юго-западном направлении. А река Dоrdogne и правые притоки (Lot, Aveyron, Tarn) реки Garonne имеют направление примерно на запад. Поэтому, чтобы древнему человеку добраться от истоков реки Dronne до района среднего течения реки Dоrdogne, приходится спуститься по рекам Dronne и Isle, а затем подняться вверх по реке Dоrdogne. При этом преодолев расстояние по рекам в два раза большее, чем по прямой линии. Со временем древний человек осознал такую ситуацию. И начал поиск более короткого пути, преодолевая пешком водораздельные участки между реками Dronne, Isle, Vezer, Dоrdogne. После отыскания таких коротких прямых путей потребовалось каким-то образом промаркировать эти пешие пути, обозначить точки на местности, от которых было удобно перейти в нужном направлении из долины одной реки в другую, соседнюю. И тогда древний человек изобрел информационную систему, позволяющую с помощью маркеров-указателей передавать знания о коротких перевальных путях всем своим сородичам бесконтактным визуальным способом в виде зооморфных изображений, фиксируемых на каменных поверхностях на открытом воздухе и в пещерах.
В основу такой информационной системы были положены зооморфные изображения различного вида, которые символизировали понятие «перевал», воспринимаемый как понижение между двумя соседними вершинами, и символов, характеризующих направление движения на «перевал».
Для отображения понятия «перевал» древний человек стал использовать изображение мамонта. Человек палеолита охотился на мамонта и прекрасно различал детали его массивного туловища. И по подобию совместил общий вид перевала, как понижение между двумя соседними вершинами, с частью дорсальной линии мамонта — от головы через резкое понижение до спины. В итоге мамонт в целом стал восприниматься символом перевального участка. Палеолитический человек стал изображать мамонта в качестве указателя пути к перевалу в соседнюю долину реки. Полноплановые изображения мамонта находятся в большом количестве в палеолитических пещерах Западной Европы. Центром символического содержания у мамонта была указанная выше часть дорсальной линии голова-спина. Со временем вместо полной фигуры мамонта стали изображать только часть тела мамонта, которая содержала эту линию. Достаточно было отразить главный смысловой элемент фигуры мамонта, а остальные детали тела мамонта уже не имели существенного значения. Поэтому в пещерном искусстве встречаются именно такие неполные изображения мамонта. В более позднее время человек произвел дальнейшее упрощение и вместо части фигуры мамонта стал использовать знак в виде углообразной линии, отображающей именно эту указанную выше часть дорсальной линии голова-спина у мамонта. Таким образом изображение мамонта было символическим указателем пути в перевалу.
Но в каком направлении следовало двигаться к перевалу от места, где был изображен мамонт? Для конкретизации направления движения на перевал палеолитический человек использовал изображения бизона и лошади. Характерная линия горба бизона воспринималась древним человеком как подобная дугообразной линии дневного движения солнца по небосводу и стала символизировать южное направление движения на перевал. А в целом фигура бизона стала символом южного направления. У лошади весьма характерной частью тела является голова, ориентированная вниз. Нижняя линия морды лошади представляет собою кривую линию в виде дуги, изгиб которой расположен в нижней части. В восприятии палеолитического человека эта линия морды лошади стала символизировать направление противоположное линии движения солнца по небосводу — то есть северное направление. А собственно фигура лошади стала символом северного направления. Таким образом бизон и лошадь, а позднее дуги с изгибом, расположенным вверху или внизу, представляли собою бинарную оппозицию: юг-север. Со временем изображения бизона и лошади стали упрощаться: вместо полного изображения стали отображать только их характерные части: у лошади — голова, у бизона — голова с горбом спины. В конечном итоге вместо лошади стали отображать дугу с изгибом внизу, а вместо бизона — дугу с изгибом вверху. На этом этапе произошел переход от рисунка к знаку, что значительно упростило нанесение информации на каменные поверхности и привело к закату палеолитического рисуночного искусства.
Логично считать, что совместное изображение мамонта и лошади или мамонта и бизона, будет составлять законченное информационное сообщение: «перевал на севере» или «перевал на юге». Сочетания «мамонт-лошадь (или голова лошади)» найдены на плитке известняка под навесом Laugerie-Haute, на блоке известняка в гроте La Marche, на гальке, найденной у скалы La Colombiere и др. В настенном пещерном искусстве сочетание «мамонт-лошадь» встречается в ряде пещер (Placard, Les Combarelles I, Font de Gaume и др.). В ряде случаев лошадь изображена непосредственно на изображении мамонта (Font de Gaume, Les Combarelles I, Arcy-sur-Cure). Пара «мамонт-бизон» известна также в ряде пещер (Bernifal, Rouffignac и др.). А в нескольких пещерах совмещены изображения мамонта и бизона (Font de Gaume, Les Combarelles I, Deux-Ouvertures и др.).
Следует отметить любопытный факт объединения на полном изображении мамонта знаков в пещере Rouffignac. На теле мамонта изображен угол и дуга с изгибом вверху. Такой комбинацией изображения мамонта и знаков дважды подчеркивает символическое понятие «перевал-юг». Скорее всего знаки наносились позднее уже на существующее изображение мамонта.
Используя зооморфную логику изображений, сделанных рукою палеолитического человека на стенах пещер и символизирующих понятие «перевал-направление на перевал», можно с достаточной степенью уверенности сделать следующие предположения.
Носорог в палеолитическом искусстве был символом островершинной конусообразной горы. Острый рог носорога по подобию отражал такую гору. Палеолитические изображения носорога найдены в пещерах Chauvet, Arcy-sur-Cure, Rouffignac, Bara-Baho, Cussak, Les Combarelles и др. Здесь следует отметить следующий факт: если на западных склонах Центрального массива найдены одиночные изображения носорога, то в восточных районах обнаружены рисунки нескольких носорогов, изображенных рядом, что является естественным в более горной местности. Отметим также, что если уже в знаковой системе вместо мамонта изображали углообразную линию с углом, расположенным внизу, то носорога изображали углообразной линией с углом, расположенным вверху.
Среди пещерных палеолитических изображений встречаются тектиформы. Скорее всего конкретная тектиформа является визуальным отображением определенной скалы, которую следовало отыскать при передвижении по некоторому маршруту и на которой находится пещера с изобразительной информацией для дальнейшего пути. Например, тектиформа, изображенная в пещере Lascaux в виде прямоугольника с горизонтальными и вертикальными линиями в значительной мере близка к внешнему виду скал около Les Eyzies. Или три рядом изображенных тектиформы в пещере Altamira соответствуют трем вертикальным скалам на побережье моря в районе пещеры Pena del Perro.
Следует также отметить удивительное сближение изображения руки (кисть с пятью пальцами) красного цвета в пещере Lascaux с пятью большими петлями русла реки Vezer на участке от пещеры до устья реки Beune в районе Les Eyzies, как рекомендации двигаться вниз по течению реки на расстояние, ограниченное только пятью большими петлями реки.
На скале Poisson, расположенной на правом берегу реки Vezer в районе Les Eyzies, на потолке имеется изображение рыбы, которое, возможно, имело следующее символическое содержание: следует плыть (собственно изображение рыбы) вверх по течению реки (рыба изображена на потолке, вверху).
В значительном числе французских пещер с палеолитическими рисунками одновременно находятся попарные изображения «мамонт-бизон» и «мамонт-лошадь». В этом нет ничего противоречивого. Конкретная пещера была промежуточным пунктом глобального передвижения людей в направлении примерно север-юг и наоборот. Поэтому каждый путник в зависимости от его направления перемещения выбирал нужные ему смысловые изображения.
В завершении следует отметить, что, пожалуй, самым грандиозным и эффектным является комплекс зооморфных изображений в пещере Rouffignac, который по сути является каменной картой обширного района (впрочем об этом речь следует вести отдельно).
Таким образом, настенное палеолитическое искусство в Западной Европе возникло как потребность людей бесконтактным визуальным способом в форме зооморфных маркеров, путеуказателей передавать информацию об удобных путях перемещения в пространстве, а исчезло в итоге упрощения и замены зооморфных изображений сначала на части последних, а затем на знаковую систему.
Изложенные выше соображения представляют собою только первый, начальный шаг в решение проблемы семантики рисуночных и знаковых изображений в палеолитических пещерах Западной Европы. В настоящей статье предложено, обозначено направление пути решения указанной проблемы.
Список литературы:
- Карелин В.Г. Путеводная гипотеза семантики уральских писаниц // Наскальное искусство в современном обществе, т. 2. Кемерово, 2011. — с. 37—44.
- Карелин В.Г. Каменная «картосхема» верховьев реки Нейвы // Девятые Татищевские чтения. Екатеринбург, 2012. — с. 329—334.
- Карелин В.Г. Семантическая общность древнего искусства: от палеолита до уральских писаниц // II международная научная конференция: История и археология. Пермь, 2014. — с. 80—82.
- Leroi-Gourhan A. L'art parietal. Langage de la prehistoire. Grenoble, 1992. — p. 420.
- Sauvet G. La communication grafique paleolithique // Antropologie, — 1988. — т. 92 — № 1 — р. 3—15.
дипломов
Оставить комментарий