Статья опубликована в рамках: XLVIII Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 31 августа 2015 г.)
Наука: Психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ЭМПАТИЯ КАК ФОРМА ТРАНСЛЯЦИИ ХРИСТИАНСКОЙ ЛЮБВИ К «БЛИЖНЕМУ»
Карташова Елена Николаевна
ассистент кафедры психологии
Саратовский государственный технический университет
РФ, г. Саратов
E-mail:
Архипова Людмила Юрьевна
канд. мед. наук, старший преподаватель кафедры психологии, педагогики и ювенального права
Институт Социального Образования филиал Российского государственного Университета в г. Саратов
РФ, г. Саратов
E-mail: milarchstef@yandex.ru
EMPATHY AS A FORM OF TRANSMISSION OF CHRISTIAN LOVE TO THE NEIGHBOR
Elena Kartashova
assistant of Psychology Chair, Saratov State Technical University,
Russia, Saratov
Lyudmila Arkhipova
candidate of Medical Sciences, Senior Lecturer of Psychology, Pedagogy and Juvenile law Chair,
Institute of Social Education, Branch of Russian State University in Saratov,
Russia, Saratov
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена анализу ценностно-духовного направления личности студенческой молодежи, в частности одного из его основ, таких как эмпатия. В исследовании приняли участие 91 студент СГТУ с христианской аутентичностью и неверующих (атеистов). По результатам исследования было зафиксировано заметное преобладание православных альтруистов над альтруистами из атеистической выборки.
ABSTRACT
The article is devoted to the analysis of the value and spiritual direction of the students’ personality, in particular one of its foundations, such as empathy. 91student of SSTU with Christian authenticity and non-believers (atheists) participated in research. According to research results a noticeable predominance of Orthodox altruists over altruists of atheistic sampling is fixed.
Keywords: empathy; love to the neighbour; orthodoxy; atheism.
Ключевые слова: эмпатия; любовь к ближнему; православие; атеизм.
Современное экономическое развитие общества поставило вопрос обращения к духовным и культурным ценностям человека. Сегодня будущее как отдельных государств, так и всего человечества зависит от развития человеческих ресурсов. Обеспечение достойного качества жизни человека становится целью социально-экономического развития современных государств. Но экономический рост сам по себе не способен решать духовно-нравственные вопросы.
Рассматривая социальные процессы в динамике, посмотрим в этом ключе на феномен эмпатии. С развитием современного общества, как меняются параметры эмпатии в нем. Становится ли больше высоко эмпатийных людей, или напротив, всё больше растёт число эгоистичных личностей, не способных к сопереживанию и искреннему стремлению помочь «ближнему»? Ряд авторов отмечают заметное «очерствение» человеческих душ в сопряжении с коммертизацией и информатизацией общества, все более популярной становится позиция: «Моя хата с краю» …
На наш взгляд, ценностно-духовная основа в первую очередь детерминирует способ отношения к окружающему миру, к людям. Источники, формирующие культуру высокой ценности человеческой личности, равно и безусловно доброжелательного отношения к каждому человеку, являются необходимой базой «человечности» для современного стремительно меняющегося социального мира, т. е. «духовно-нравственные ценности (любовь, добро, благо, совесть, долг, нравственный императив) определяют «ядро» личности и носят внеситуативный характер» [1, с. 8—11].
При знакомстве с множеством взглядов и научных позиций в отношении феномена эмпатии [8, с. 97—98], нельзя не обратиться к тем, что рассматривают эмпатию в связи со способностью любить, как высшей духовной способностью человека. Так, С.Л. Рубинштейн рассматривал эмпатию как компонент любви человека к человеку, как эмоционально опосредованное отношение к окружающим. Подлинно эмпатическим отношениям учёный противопоставляет феномен «расширенного эгоизма» [8, с. 97—98].
В связи с этим, известно, что идея о бескорыстном, безусловном, жертвенном служении человеку является центральной в христианском вероучении. Для христианина Бог есть любовь, а Христос — воплощенный на земле идеал любящего всех людей и жертвующего собой богочеловека. Истинные христиане, как носители принципа любви и реализаторы заповеди о любви к ближнему, гипотетически не должны обладать низкими показателями эмпатии.
Отсюда традиционно понятие «эмпатия» рассматривается как отклик одной личности на переживания другой, как способность к сопереживанию, сочувствию. По мнению Л.И. Михайловой, на Руси испокон веков эти качества были связаны с оказанием помощи и поддержки нуждающимся. «На этих качествах основана православная религия, которая была принята именно потому, что она соответствует мировосприятию и мироощущению россиян» [6]. В этом ключе для исследователей, эмпатия является источником подлинного альтруизма.
О связи эмпатии с мотивами альтруистического поведения заявили в своих работах Е.П. Ильин, А. Маслоу, В.П. Морозов, Ч. Райкрофт, Р. Фрэнкин, Х. Хекхаузен и др.
Т.П. Гаврилова [3, с. 108] на основании своих исследований доказывает, что различные формы эмпатии базируются на чувствительности человека к своему и чужому миру. Лица, у которых высокий уровень эмпатийности, проявляют заинтересованность в других людях, пластичны, эмоциональны и оптимистичны. Для лиц, обладающих низким уровнем эмпатийности, характерны: затруднительность в установлении контактов, интровертированность, ригидность и эгоцентричность. Эмпатия как механизм формирования межличностных отношений способствует их развитию и стабилизирует, позволяет оказывать поддержку партнеру не только в обычных, но и в трудных, экстремальных условиях, когда он особенно в ней нуждается.
Как отмечает А.П. Василькова [2, с. 29], для проявляющих высокую степень эмпатии характерны мягкость, доброжелательность, общительность, эмоциональность, а для демонстрирующих низкую степень эмпатии — замкнутость, недоброжелательность.
По данным Дж. Сальзера и Р. Бергласа, субъекты, которым свойственна высшая степень эмпатии, менее склонны приписывать людям вину за неблагоприятные события и не требуют особых наказаний за их проступки, т. е. проявляют снисходительность. П. Мартин и Т. Туми выявили, что у тех, кто более склонен к эмпатии, меньше проявляется агрессивность [5].
И.О. Елеференко [4] считает эмпатию синергетическим явлением, базисной составляющей которого является нравственность.
В свою очередь интересным представляется рассмотреть вопрос, как отличается уровень эмпатии верующих православных христиан (как предполагаемых реализаторов принципа любви к ближнему) от уровня эмпатии людей неверующих (атеистов). Можно предположить, что показатели эмпатии, а также данные по шкале альтруизма должны быть выше у православных верующих, чем у приверженцев атеистического мировоззрения.
Здесь уместно представить также данные зарубежных исследователей, опубликованные ранее по данной тематике, где было показано, что вера в Бога тесно связана со способностью понимать и сопереживать, тогда как неверующие в Бога люди обнаруживают невысокие показатели уровня эмпатии, то есть те, кто проявляет больше эмпатии и понимания других людей, оказались более религиозными. «Среди аутистов, как показало исследование канадских нейробиологов, очень мало религиозных индивидов. По всей видимости, это связано с их низкой способностью понимать и моделировать психику других людей. Независимые статистические корреляции с использованием соответствующих показателей обычных людей только подтвердили это заключение. Те характеристики, которые связаны с репрезентацией реакций других людей, лучше всего коррелируют с религиозностью» [7].
В свете заявленной тематики нами было проведено исследование уровня эмпатии студенческой молодёжной среды г. Саратова, где были получены интересные результаты, дающие повод к размышлению и мотивацию для дальнейшей верификации заявленной гипотезы. Целью данной работы является анализ феномена эмпатии как формы трансляции христианской любви на примере исследования студенческой молодёжи с православной и атеистической самоидентичностью.
В ходе психологического тестирования студенческой молодёжи Саратовского вуза из 91 человека 60 имеют христианскую аутентичность, из них 35 чётко определили себя, как православные, 11 человек считают себя атеистами. По результатам тестов диагностики социальной эмпатии и диагностики личностной установки «альтруизм-эгоизм» [9, с. 21], были выявлены количественные различия с тенденцией преобладания числа лиц, с высоким и средним уровнем эмпатии у православных верующих, над числом атеистов с аналогичным уровнем эмпатии (из православной выборки 11,44 % имеют высокий и 71,5 % средний уровень эмпатии, тогда как атеистов на данном этапе исследования, с высоким уровнем эмпатии не оказалось вовсе (0 %), а средний уровень эмпатии выявлен у 45,45 % атеистов. Низкий уровень эмпатии отмечается у 17,16 % православных и у 54 % атеистов). Далее, методом количественного сравнения была зафиксирована разница в процентном соотношении лиц альтруистической направленности православных и неверующих респондентов, показывающая заметное преобладание православных альтруистов над альтруистами из атеистической выборки (25,74 % альтруистов из общего числа православных испытуемых и 9 % альтруистов с атеистическими убеждениями).
Таким образом, предварительные данные могут свидетельствовать о том, что уровень эмпатии преобладает у лиц с православной аутентичностью. Измерение эмпатии может быть представлено в качестве одного из критериев нравственно-духовного основы личности для профессиональной и личностной идентификации.
Список литературы:
- Акутина С.П., Калинина Т.В., Маркеева М.В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в православно общеобразовательном учреждении (на примере гимназии г. Арзамаса) // Социально-психологические аспекты духовно-нравственного воспитания личности: Материалы V межрегиональной научно-практической конференции. — Нижний Новгород-Дивеево. 2013. — 148 с. — С. 8—11.
- Василькова А.П. Эмпатия как один из специфических критериев профессиональной пригодности будущих специалистов-медиков: Специальность: 19.00.03 — Психология труда. Инженерная психология. Автореф. дис. канд. психол. наук. — СПб., 1998., — 31 с.
- Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. — 1974. — № 5. — С. 107—114, — С. 108.
- Елеференко И.О. Синергическая составляющая эмпатии. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7790822&lng=en (Дата обращения 02.08.2015).
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/emocionalnye_tipy_e.p._ilin/ (Дата обращения 01.08.2015).
- Михайлова Л.И. Эмпатия и агрессия в современном обществе. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rusnauka.com/17_APSN_2013/Psihologia/12_141376.doc.htm (Дата обращения 01.08.2015).
- Наймарк Е. Аутистам свойственна низкая религиозность: Аутистам свойственна низкая религиозность. 27.06.12 / Психология, Елена Наймарк [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://elementy.ru/news/431855 (Дата обращения 26.10.2013).
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1989. — С. 97—98.
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. — 490 с., — С. 21.
дипломов
Оставить комментарий