Статья опубликована в рамках: XX Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 20 мая 2013 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
КАРТИНА МИРА В ДНЕВНИКЕ М.М. ПРИШВИНА
Ольховская Юлия Ивановна
канд. фил. наук, доцент кафедры литературы и методики преподавания Кф НГПУ, г. Куйбышев
E-mail: olky-yuliya@yndex.ru
WORLDVIEW IN THE DIARY OF MIKHAIL PRISHVIN
Olkhovckay Yuliya
Ph.D., Associate professor of the Literature and Teaching Technologise Department, Kuybyshev branch of Novosibirsk State Teachers’ Training University
АННОТАЦИЯ
В статье анализируется картина мира, реконструируемая на основе дневниковых записей М.М. Пришвина. Рассматриваются центральные категории пришвинской художественно-философской концепции, мифологическое пространство, пространственно-временная структура, ритмическая организация.
ABSTRACT
In the article there is examined a worldview reconstructed on the basis of diary records by Mikhail Prishvin. There are briefly reviewed the principal categories of Prishvin’s artistic-philosophical conception, mythological space, space-time structure, rhythmic organization.
Ключевые слова: Пришвин; картина мира; дневник; миф; хронотоп; ритм.
Keywords: Mikhail Prishvin; worldview; diary; myth; chronotope; rhythm.
На основе дневниковых записей М.М. Пришвина воссоздается картина мира, в которой главное место занимают онтологические проблемы: смерть и жизнь, феноменология, бессмертие, счастье, вера и т. п. Через них раскрывается мироощущение человека, стремящегося преодолеть личную трагедию через гармоничное отношение к природе и самопознание. Субъективная картина мира отображает феномены душевного мира автора. В дневнике формальным выражением восприятие Пришвина, его alter ego, является лирический герой. Образ объединяет два подхода в постижении жизни: интуитивный (восприятие утра как рождения души, ночь символизирует время проникновения в «тайну» мира) и аналитический (решение философских и эстетических проблем).
Картина мира дневника Пришвина дуалистична, в ней есть разделение на добро и зло, свет и тьму, сказку и реальность. С одной стороны, противоположные категории выражают трагедию существования, но, с другой стороны, преодоление антиномизма происходит через стремление писателя к синтетическому, целостному рассмотрению всей системы мира и деятельности в нем человека.
В художественно-философской концепции Пришвина природа и человек могут выступать как аллегории, раскрывающие сущность бытия. Возникающая модель мироздания, имеет иносказательный смысл. Изображение в миниатюре строится на основе психологического параллелизма: первый план — изображение природы, второй план — изображение человека. Природа помогает преодолеть трагизм существования и становится главным спасением от хаоса цивилизации. Человек, пытающийся утвердиться в природе, закрепить свое «я», по мнению Пришвина, обречен: «Человеком называется такое существо в природе, которое действует так, будто нет бога, закона и вообще нет ничего, кроме человека — царя природы» [3, с. 117]. «Человек цивилизации» отделен от природы: он либо стремится к ней (автор, лирический герой дневника), либо разрушает ее (крестьяне, рубящие лес; петербургские декаденты).
Проблему взаимоотношения человека и природы художник решает через ощущение и осознание индивидуумом своего единства с миром живой и неживой природы. В трактовке своей концепции Пришвин идет дальше. В его понимании человек — это «душа» природы. Мир природы, обладающий красотой и «мировым покоем», открывает человеку суть бытия, смысл жизни, в основе которого лежит идея «сопричастности всему»: «…Вдруг при каком-нибудь нечаянном взгляде на мир, какая-нибудь березка, птица, река являлись в необыкновенной красоте, и тогда я, как бы пронзенный красотою, я с любовью обращался к людям» [3, с. 79]. Понимание законов природы выводит героя дневника «из одиночества к людям». Воплощением такого подхода в философии Пришвина стал «природный человек», живущий в гармонии с окружающим миром. В раннем дневнике концепция «природного человека» нашла воплощение в образе старика-киргиза. Его песнь, в которой герою слышится «что-то испанское», рождает в сознании героя желание «войти внутрь этой пастушеской жизни», приобщиться к миру «первобытных людей». Жизнь кочевника есть «истинная» жизнь. «…Вот потому я с природой и с первобытными людьми», — запишет Пришвин в своем дневнике [3, с. 73].
Самая общая идея, которую разрабатывает художник в дневниковых записях — идея космоса, живой вселенной, пронизанной всепроникающими связями. Взгляды Пришвина очень близки идеям русского космизма, например, идее всеединства, идее преображения мира как смысла человеческого существования, отношение к человеку как части космоса. В дневниковых записях Пришвин пытается воссоздать модель космоса, обладающего гармонией и «тайной» (в понимании художника «тайна» мира тождественна смыслу жизни). Миром (вселенной) управляет красота: «Добро и красота есть дар природы» [3, с. 64]. Ощущение красоты рождается от понимания истины и доброты, а «из добра счастье, сначала мое, а потом всеобщее» [3, с. 21]. Заметно, что в пришвинской концепции красота из эстетической категории переходит в этическую.
Восприятие природы у Пришвина дифференцировано: она может указать человеку путь к постижению «тайны» или обернуться своей разрушительной стороной, ее победа может стать началом космической гибели. Природа требует от человека понимания, через него она познает и ощущает себя. В то же время в дневниковых миниатюрах сама природа остается равнодушной к человеку: «…Природа творит свое дело, не подчиняясь желанию человека! — приходит к выводу писатель. — Так что с природой считаться нужно» [3, с. 99]. Природа живет по своим законам, в которых герой дневника Пришвина пытается найти гармонию. В раннем дневнике гармония еще не приобретена, ощущение «мирового покоя» появляется лишь на мгновение и исчезает: «И так ясно: не удалось устроить самому, войти внутрь жизни, и вот, куда ни пойдешь, везде кажется не так, непохоже то и далеко от него…» [3, с. 54—55].
Графической моделью мира в поэтике писателя становятся круг или спираль, отражающие гармоническое начало. Благодаря симметричному соотношению точек по окружности они есть проявление ритма. Пространственная симметрия связана с временной (времена года, сутки, часы и т. д.). Спираль — символ жизненной силы, она сочетает форму круга и импульс движения, является символом времени, циклических ритмов сезонов года, рождения и смерти, фаз «старения» и «роста» Луны и Солнца. Спираль как часть плавной и бесконечной линии символизирует развитие, продолжение, непрерывность, центростремительность. В круге заключается одновременно идеи постоянства и динамизма. Круг, в представлении Пришвина, идеальная форма.
В основе космоса лежит принцип вечного движения по кругу: «В природе совершается круговорот. Это простой, но таинственный круг» [3, с. 24]. Движение вселенной незаметно для человека, чья жизнь является лишь мгновением в жизни вселенной (в миниатюрах возникает образ песчинки). Только очень внимательный человек, близкий природе, может заметить проявление движения вселенной в каждое мгновение бытия. Циклическое движение выражает идею бессмертия. Вопрос о бессмертии решается Пришвиным в духе народной философии: личное бессмертие человека обретается только в роде.
В построении картины мира важную роль играет лейтмотив пути. Его семантика реализуется через образы-топосы дороги, тропинки, следа и образ героя-путешественника, появляющегося впервые в раннем дневнике. Мотив пути в раннем дневнике появляется как путешествие, которое является для лирического героя способом познания мира, возможностью «очиститься» от всего, что тяготит. С течением времени мотив приобретает дополнительные смыслы и становится лейтмотивом (Путь к Другу, путь к Правде). Путь помогает оценить прошлое и найти себя, выйти «из одиночества к людям». С течением времени в творческой концепции Пришвина отказ от личного становится необходимым условием.
Лейтмотив пути объединяет несколько мотивов: круговорот вселенной, мотив путешествия, мотив общей «тропинки». Сюда же входит мотив познания мира и уникальности каждого человека: «Какая масса людей проходит даром, как тени, и кажется, все этот ненастоящие, неинтересные люди, между тем в действительности все они настоящие, все интересные, стоит только попасть с любым из них на одну тропинку, как откроется неизбежно их природа в ужасающей силе, и тогда понимаешь действительность, все равно как, глядя на мелькнувшую падучую звезду, догадываешься о действительной движущейся, мчащейся природе неба, а не спокойной, как кажется» [3, с. 91].
В художественно-философской концепции Пришвина человек сам выбирает свой путь. В дневнике появляется идея о «прямом» и «обратном» пути. Идущий прямым путем избегает страданий, его путь определен обычаями и нравственными устоями, но ищущий себя, сходит с прямого пути. В этот момент возникают «разные обстоятельства», которые писатель назвал «крестом» человека. Благодаря им человек выходит на прямой путь и достигает цели, то есть обретает гармонию в «стране обетованной». Образ библейской родины неоднократно появляется в творчестве Пришвина под разными именами: «страна голубых бобров», о которой рассказывал отец маленькому Пришвину; «Азия», куда бежал он гимназистом; «золотой луг», напоминающий рай и искомый уже взрослым писателем. Следует заметить, что в мировоззренческой системе Пришвина путешествие не тождественно странничеству, ассоциирующееся с отказом от всего того «мирского»: «Мелькает мысль все чаще и чаще о бездомье и одиноком странничестве с палочкой»; «Странничество — конец. Освобожденный дух влечет умершее тело» [2, с. 122]. Путешествие в представлении писателя становится одним из способов самопознания: познавая мир — человек познает себя.
Отношение к творчеству становится одной из составляющих картины мира дневника писателя. Многие эстетические вопросы получают свое осмысление через проблему творчества, которое в понимании Пришвина становится универсальным принципом бытия мира, цивилизации и личности в их взаимосвязи. Искусство дает художнику способность видеть жизнь непосредственно и различать подлинное в ней. Творческий процесс связан с разгадыванием «тайны» природы, то есть с постижением смысла жизни и приобщением к «мировому покою». Истоками творчества Пришвин называет любовь и детство. «Все мои поэтические переживания, — подчеркивает Пришвин, — происходят из двух родников: детства и любви…» [3, с. 19]. Для того чтобы познать «тайну» жизни художник должен отказаться от личного и раствориться во всеобщем.
Категории любви и детства часто в дневниковых записях Пришвина ставятся вместе. Воспоминания о них открывают человеку тайну, которая не поддается анализу. Любовь в различных своих проявлениях помогает человеку узнавать мир, реализовывать себя. «Любовь — это чувство вселенной, — пишет Пришвин, — когда все во мне и я во всем, а история любви все равно, что история светила, — говорят, что бывает какой-то толчок, падение одного небесного тела на другое, сгущение эфира и так возникает новое светило, оно пламенеет, горит и гаснет и после мертвое светит чужим светом — этот мертвый свет луны в душе человека есть то, что остается после любви» [3, с. 125]. В любви человек обретает свободу, но того, чтобы быть счастливым, необходимо вернуть детство: «Человеку надо вернуть себе детство, и тогда ему вернется удивление и с удивлением вернутся и сказка» [3, с. 320]. Именно удивление как возможность чувствовать мир в представлении писателя связано с детством.
Пришвину присуще острое понимание антиномичности искусства и жизни: искусство устремлено к реальности, но сама природа связи жизни с искусством трагична. В художественной эстетике писателя появляется образ креста, символизирующего страдание. «Тайна» творчества заключена в том, что путь художника подобен подвигу Христа — жизнь и смерть ради других. Художник виден «как день, как цвет», а страдания — «одинокая тайна, ночь и зима жизни» [3, с. 147]. Но крестный путь не должен быть замечен теми, ради которых он совершается. Призвание художника состоит в том, чтобы «как цвет украсить путь для отдыха, чтобы страждущие забыли свой крест» [3, с. 147]. В основе творчества лежит инстинкт продолжения, идея личного бессмертия: «Из одного источника происходят дети наши кровные и дети нашего сознания» [3, с. 413].
Пришвин жил согласно своим творческим принципам и творил в соответствие со своим мировоззрением. В художественной эстетике автора постепенно оформляется принцип «творческого поведения», в основе которого лежит идея жизнетворчества: «Профессия писателя определила в значительной степени и мое поведение» [3, с. 381]. Воспринятая у символистов идея преображения мира через собственную творческую интуицию, переосмысливается художником. По мнению Пришвина, в основе творчества лежит любовь, движение и мастерство. Суть творчества — «путь к вечности» [3, с. 200], при котором единственной реальностью оказывается творческая личность. «Личное творчество» должно преобразиться во всеобщее. Свое собственное поведение, по словам писателя, «определит форму жизни многих существ живых» [3, с. 620].
Миф для Пришвина становится способом выражения общих онтологических понятий в повседневной жизни. Писателя привлекали напряженность духовных исканий, внимание к личному началу в искусстве, «космический» характер мышления, поиск путей слияния искусства с жизнью и поэтическое восприятие действительности. Пришвин подчеркивал свою связь с земным и обыкновенным, пытался вжиться в мир: «Я — частица мирового космоса… Эту частицу, которая слита со всеми другими существами, я изучаю» [3, с. 325]. В произведениях это реализовалось через идею «невыделенности» человека из природы, проявляющуюся на всех уровнях: смысловом, стилистическом, словесном и др. Описание модели мира есть рассказ о происхождении различных вещей; события прошлого являются необходимые элементы описания. Цель пришвинского мифа — гармонизация внутреннего мира и личного отношения к космосу.
Мир в миниатюрах строится по мифопоэтическим законам, предполагающим единство образов природы и образов сознания, реального и идеального. Создавая мифологический мир, Пришвин отказался от многих атрибутов объектно-реалистического повествования: от топики, от бытовой, социально-психологической и исторической конкретики, от метрического пространства и хронологии. Синкретичность мифологизма дневника Пришвина выразилась в неотделенности литературы от философии. Мифологизм в творчестве Пришвина является одним из «инструментов» организации повествования. «Я почувствовал еще, что делаю самое удивительное и нужное дело…миф», — запишет художник в своем дневнике [3, с. 324]. В картине мира дневниковых миниатюр Пришвин создает собственный миф, в котором обнаруживаются черты фольклора.
Сюжетообразующим для некоторых дневниковых миниатюр становится миф о «потерянном» рае, который иногда соединяется с мифом о «золотом веке». О их внутренней близости писал в «Поэтике мифа» Е. Мелетинский (1). Популярность мифа свойственна эпохе серебряного века, особо актуальным он становится в постреволюционную эпоху и находит отображение в творчестве В. Набокова, И. Бунина, И. Шмелева и других представителей русского Зарубежья. В пришвинской мифологии воплощением «потерянного рая» становится сад усадьбы Хрущево. В дневниковых миниатюрах он становится постоянным местом многих медитаций автора. Постепенно в пришвинской концепции сад ассоциируется с душой художника. Обретение рая тождественно обретению «мирового покоя». Пришвинский миф сконцентрирован на метафизических проблемах и его движение направлено от космоса к хаосу. В мифологической картине мира дневника можно выделить конкретные исторические детали, выражающие «постоянные и вечные принципы» развития человечества и всей вселенной.
С процессом мифологизации тесным образом связана символизация текста. Множество архетипических понятий, которыми насыщено человеческое подсознание, активизируется и высвечиваются благодаря образам-символам. Художник отбирает для своего повествования такие символические детали, позволяющие существовать читателю вместе с автором в реальном и мифологическом измерениях. Символ открывает возможность «погрузиться в прошлое и найти в нем черты настоящего» [6, с. 106]. Движение образа сопровождается накоплением дополнительных смыслов, в результате чего образуется смысловая «канва» произведения. Расширение смысловых сфер может привести к «расщеплению» образов-символов и образованию собственных «ареалов» [5]. В пришвинском дневнике встречаются различные типы символов: библейско-христианские символы (солнце, вода, земля, крест, Адам и Ева, странничество), фольклорные (Кащей, Марья Моревна), индивидуально-авторские (водопад, капелька, черный сад, весна света, камень-сердце). Многие традиционные образы в пришвинском дневнике приобретают индивидуальное значение. Например, дорога превращается в «тропинку» как символ общего пути людей; роза и ландыш обозначают естественную красоту природы. Символизация текста дневниковых миниатюр создает единый метатекст.
Предметами записей пришвинского дневника становятся проблемы онтологического характера, социально-исторического, вопросы частной жизни. Все это явления длительного времени, поэтому в таких записях отсутствуют традиционные пространственно-временные образы. В пришвинском контексте они обретают обобщенно-символический характер. В картине мира дневника пространство и время одновременно являются формальными и философско-эстетическими категориями. С их помощью происходит упорядочение жизненного материала и его осмысления, выражаются разнообразные явления действительности и душевные переживания автора.
В дневниковых миниатюрах существует два типа времени: субъективное время лирического героя и объективное природное время. В первом случае пространственно-временная организация дневниковых миниатюр выстраивается изнутри и отражает субъективное восприятие авторского сознания. Процесс духовного становления в дневнике развивается по законам психологического времени. При втором типе в миниатюрах указывается время суток, месяца и года (исключением является ранний дневник Пришвина), но они не имеют основного значения. Отсюда, можно говорить о двух типах хронотопов дневниковых миниатюр. Для первого типа характерен условный хронотоп, соединяющий локальные и психологические признаки. Часто, важное для автора может не укладываться в рамки ежедневной записи и продолжается в записи следующих дней. Психологическое время подчиняется душевным ритмам автора, и его границы условны. Топосами в дневнике становятся воспоминания, деформирующие традиционную пространственно-временную организацию. Многие пришвинские записи изображают момент вечерней медитации, когда все бытовое заслоняется. Таким образом, для дневниковых миниатюр характерен, в основном, статичный хронотоп как следствие ослабления событийно-повествовательного элемента, но может меняться в зависимости от типа повествования. Второй тип — астрономический хронотоп — имеет относительно четкие координаты. Точное датирование выражает идею цикличности. Пришвин вводит понятия «большого» времени природы и «малого» времени человека. Линейность человеческой жизни вписывается в космический круговорот. Человек отождествляет свои ритмы со структурой вселенной и «перечитывает» самого себя в им же созданном контексте. Планетарно-космическое пространство-время имеет условно-метафорический характер, благодаря которому совершается выход к вечным ценностям, слияние имманентного и трансцендентного.
Во многих дневниковых миниатюрах время сконцентрировано, сгущено и редуцировано до мгновения. В художественной системе Пришвина постепенно оформляется «поэтика мгновений», формальным выражением которой стала миниатюра как форма, способная «поймать» пролетающее мгновение. В философско-художественной системе писателя мгновение — одно из важнейших понятий, означающее короткий промежуток времени, за который человек способен прикоснуться к «тайне мира». В работе Е.С. Яковлевой «Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия)» категория «мгновения» рассматривается как показатель непосредственного восприятия времени в его «первозданности», выражает «вечное», не связанное с «бытовыми» ассоциациями и наполненное «эмоциональными переживаниями» [8]. «Поскольку миги и мгновения не обладают какой-либо объективной мерой длительности, с их помощью легко описывается субъективное эмоциональное время, где мигу или мгновению может соответствовать целый фрагмент жизни», — подчеркивает Е.С. Яковлева [8, с. 121]. Подобное определение применимо и к пришвинской миниатюры. Внимание к мгновению превращается для художника в возможность выразить жизнь бытия в его частице.
Образ пространства в дневнике так же служит выражением философско-художественной концепции. В поэтике миниатюр соотносятся различные пространственные сферы: бытовое и поэтическое как выражение отношения к событиям. Нарушение событийного потока создает дискретное пространство миниатюр: перечень текущих событий прерывается или размышлениями автора на философские, нравственные или другими отвлеченными темами. Автор фокусирует внимание на различных уровнях — бытовом, природном, социальном, философском. Каждая сфера отражения авторского сознания создает в итоге целостность в восприятии картины мира.
Важным мировоззренческим понятием писателя является ритм, связавший мифопоэтическое и лирико-философское начала. Ритм в миниатюрах организуется на тематическом уровне (творчество, любовь, личность, природа и т.п.), стилевом (схожие места, цветовые лейтмотивы), лексическом (сквозные семантические ряды, повторы ключевых слов). Повторы позволяют объединять миниатюры в циклы, где ритм как способ организации материала несет идейно-содержательную нагрузку. Например, цикл, состоящий из дневниковых миниатюр, в которых автор излагает и осмысляет историю своей первой любви. В отдельные циклы можно объединить лирико-философские миниатюры медитативного характера, содержащие размышления на определенную тему этико-эстетического плана. Условно их можно назвать «Творчество», «Любовь», «Красота», «Жизнь и смерть», «Женщина» и т. д. Повторяемость этих тем в дневнике свидетельствует о важности проблем для самого Пришвина.
Для Пришвина ритм видится как начало жизни, первое ее движение, постепенно становясь универсальным средством строительства мира и личности, превращая Хаос в Космос, «все определяя и связывая между собой» [6, с. 139]. Круговорот космоса образует «благоговейный» ритм. Став для художника одной из главных мировоззренческих категорий, ритм воплотил «универсальное средство строительства мира и личности, нераздельно слитых». Поэтическое слово воспринимается как явление ритма и распространяется во всей вселенной. В.Д. Пришвина отмечала: «Мы замечаем у Пришвина особый ритмический строй речи: это музыкальная последовательность в построении слов и внутреннее в ней созвучия; это ритмическое развитие самой мысли: речь идет о расширяющимися смысловыми кругами и приводит к обобщающему мыслеобразу как к завершающему кругу» [4, с. 185].
В представлении писателя, ритм создает личность как систему. Таким образом, с ритмом связан процесс осмысления мира и личности как нового явления. Разум соприкасается только с частью целого, и ритм «мирового дыхания» помогает воссоздать целое. Восхождение человека к «космическому чувству», ощущение им единого мирового ритма рождает чувство свободы человека.
Характеризуя поэтику художественных произведений Пришвина, Е.А. Яблоков отмечает «стремление возвратиться к началу и стремление сохранить весь ценный опыт, накопленный при движении вперед к оси времени» [7, с. 9]. Это определение применимо и к дневниковым миниатюрам. Одна из задач ритмической организации в миниатюрах Пришвина состоит в передаче движения жизни космоса. Формально это выражается через фенологический принцип фиксации событий с указанием точных дат и времен года. В художественном произведении этот принцип впервые будет использован в «Календаре природы».
На текстуальном уровне ритм создается за счет повторов фраз, которые превращаются в рефрены, образов-символов и интонаций. Значительную роль в ритмической организации текста играет синтаксис: отрывистые фразы, прерывистость предложений, парцелированные конструкции дают возможность воссоздать возникновение и развитие мысли-эмоции. В рассказах-миниатюрах прозаическая строфа имеет подчеркнутое отношение к характеру ритму, она содержит дополнительную художественную энергию, объединяющую микротемы и наделяющую их эстетической ценностью.
Дневник в творчестве писателя стал главной книгой, отразившей основные этапы эволюции творческой личности. Анализ концептосферы пришвинского дневника, мотивно-образного воплощения отдельных концептов позволяет выявить внутреннее единство книги, взаимосвязь концептов и мотивов. Это единство предполагает наличие внутренних коллизий, их динамическое развитие, отражающее драматизм духовной жизни автора, напряженность исканий и одновременно — кризисное состояние бытия, борьбу в нем противоположных тенденций.
Обратившись к анализу художественного мира дневника, отметим, что в нем обнаруживается устойчивое единство хронотопа, его определившаяся структура. Традиционные пространственно-временные образы обретают обобщенно-символический характер. В картине мира дневника пространство и время одновременно являются формальными и философско-эстетическими категориями. С их помощью происходит упорядочение жизненного материала и его осмысление, выражаются разнообразные явления действительности и душевные переживания автора.
Список литературы:
- Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Академия, 2000. — 407 с.
- Пришвин М.М. Дневники. 1920—1922. М.: Московский рабочий, 1995. — 334 с.
- Пришвин М.М. Собрание сочинений: В 8 т. М.: Художественная литература, 1986. — Т. 8. — 759 с.
- Пришвина В.Д. Круг жизни: Очерки о М.М. Пришвине. М.: Художественная литература, 1981. — 239 с.
- Токарева Г.А. Миф и символ в повести М. Пришвина «Жень-шень» // Дальний Восток. — 1998. — № 10. — С. 291—298.
- Токарева Г.А. «Целомудренная проза» (особенности символизации в прозе Пришвина) // Русская речь. — 2000. — № 1. — С. 105—112.
- Яблоков Е.А. Философско-этические и эстетические взгляды М.М. Пришвина 20-х — начала 30-х годов // Вестник Московского государственного университета. — Сер. 9. — Филология. — 1988. — № 6. — С. 3—10.
- Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М.: Гнозис, 1994. — 344 с.
дипломов
Оставить комментарий