Статья опубликована в рамках: XX Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 20 мая 2013 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗА РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИКА В РС(Я)
Шкурко Наталья Сергеевна
канд. филос. наук, доцент кафедры культурологии Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск
E-mail:
A CULTURAL APPROACH IN THE FORMATION OF THE REGIONAL POLICY AT THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)
Shkurko Natalia
Associate Professor of the Department of cultural studies of the North-Eastern Federal University. оf M.K. Ammosov str., Yakutsk
АННОТАЦИЯ
Массовому сознанию жителей Республики Саха (Якутия), как и населению других регионов России, присуща склонность к персонализации власти, увязыванию ее с конкретными политическими фигурами. Встраивая в архаическую основу «культурного героя» востребованные региональным сообществом элементы образа защитника и «хозяина территории», политтехнологи сформировали в региональных СМИ аттрактивный образ первого Президента Якутии М.Е. Николаева как преемника легендарного правителя прошлого, поднявшего республику на новый уровень.
ABSTRACT
The mass consciousness of the inhabitants of the Republic of Sakha (Yakutia)., as the population of other regions of Russia, has a tendency to personalize the authorities, coordinating it with the concrete political figures. By embedding in the archaic the basis of the «cultural hero» demanded the regional community of the elements of the image of the protector and «master of the territory», political strategists created in regional mass media an attractive image of the first President of Yakutia M.E. Nikolayev as successor of the legendary governor who has lifted the republic on new level.
Ключевые слова: политическая мифология; СМИ; культурный герой Нового времени; «отец нации»; деятельная забота; этнорегиональные традиции.
Key words: political mythology; mass media ;cultural hero of New time; «father to nations»; active care; ethnicо-regional tradition.
В условиях реформирования и трансформаций российского общества существенно возросла роль региональных политиков — политических менеджеров, лидеров общественных движений, руководителей разного уровня. Региональное сообщество формирует свое отношение к носителям власти под влиянием СМИ, транслирующих в массовое сознание выстроенные политтехнологами политические мифы, и национально-культурных стереотипов «защитника», «героя», «правителя» и др.
Культурологический подход в исследовании политического мифа позволяет проследить динамику развития мифических образов, формировать теоретическую базу для понимания, дальнейшего исследования и реконструкции ролевых архетипов и современных универсалий (анализ глубинно-смысловой подоплеки культурных образов и временных эпох). Н.В.Логинова определяет культурологический подход как « совокупность теоретико-методологических положений, обеспечивающих анализ любой сферы человеческой жизни через призму системообразующих культурологических понятий, таких как «культура», «культурные образцы», «регулятивные образования в культуре», «культурная среда», «культурная деятельность и интересы и др.». В рамках культурологического подхода, — по мнению автора, — политическая мифология может быть охарактеризована как культурная форма, синтезирующая способы, механизмы и продукты культуротворческой деятельности в сфере политики, связанные с ними отношения, политико-культурные институции и потребности.
Характер и направленность деятельности глав регионов, руководителей региональных органов представительной и исполнительной власти детерминированы борьбой за символическую власть, рыночной специализацией региона, его территориальными и этнокультурными приоритетами, социально-профессиональными и демографическими характеристиками элит и электората, реализуемой политико-идеологической доктриной. Значимыми «якутскими» факторами выступают: удаленность от центра, алаасный менталитет (алаас — маленькая поляна с озером, окруженная тайгой, — северный вариант «родного хуторка»), аффирмативность, клановость, легитимизация уникальных черт и особенностей титульного этноса.
Неоднородный характер политического пространства Республики Саха (Якутия) с 36-ю северными, промышленными и традиционно сельскими улусами [1] определяет специфику политических процессов, преломление имиджей региональных политиков в зависимости от предпочтений наиболее сплоченных электоральных групп (Так, 30 % населения республики — население традиционных сельских улусов и перебравшиеся в столицу республики мигранты из сельской местности составляют, — по мнению официальных экспертов, — электорат находящегося у власти Президента РС(Я) Е.А. Борисова).
С целью воздействия на политическое восприятие регионального электората на основе произвольно трактуемой историко-культурной памяти ангажированными СМИ, политтехнологами и представителями символьной элиты осуществляется разработка и трансферт региональных политических мифов, способствующих активизации и консолидации конкретных электоральных групп. Бинарная оппозиция архитипов «мы-они» позволяет представить современный политический процесс в стране и в регионе как арену противостояния сил Добра и Зла, а модернизация архаической матрицы «культурного героя» — победителя битвы за спасение своего этноса «предстает авторитетом, легетимизирующим обновление институционального порядка, и закрепляющим способ организации и управления социально-политическим устройством в координатах настоящего и будущего» [2, с. 209].
Позитивный образ регионального политика (в т. ч. главы региона как воплощения верховного носителя власти), — это сложный социокультурный феномен, результат трансляции СМИ комплекса политических, психологических, коммуникативных и культурологических характеристик, отражающих гендерные стереотипы и социальные ожидания влиятельных электоральных групп. Так, М.Е. Николаев — первый Президент РС(Я)) — при контролируемом информационном пространстве и консолидированной элите — вошел в историю региона как «герой-созидатель земли олонхо». Инициировав написание текста новой Конституции, зафиксировавшей суверенитет и возрождение «четырехсотлетней государственности», глава региона обрел классические мифические характеристики творца нового мира, а два срока его нахождения у власти получили у региональных историков и публицистов такие оценки: десятилетие «радикального обновления строительства новой демократической Якутии»; эпоха поступательно-неуклонного дрейфа Якутии к «стабильности и благополучию» в рамках «циркумполярной цивилизации».
Обратившись к историко-культурной памяти титульного этноса региона (народа саха) создатели региональных политических мифов нашли яркое креативное решение для «легенды», сопоставив отдельные биографические черты и результаты деятельности Первого Президента РС(Я) с Тыгыном, могущественным вождем хангаласских якутов [3, с. 25], владельцем бесчисленных пастбиш, стад и табунов, повелителем многочисленных воинов и холопов-хамначитов. Истребив профессиональных богатырей и сломив сопротивление независимых родов, он как владыка-тойон племен Центральной Якутии заложил в первой четверти XYII века, — по мнению ряда региональных историков и правоведов, — основы якутской государственности.
На оценку аттрактивного образа Президента повлияли транслируемые СМИ компоненты образа-легенды:
1. «Народность» регионального политика. Для титульного этноса Якутии — это происхождение из простой сельской семьи, когда сын колхозников упорным трудом получает высшее образование и возможность построить карьеру.
Первый Президент Республики Саха (Якутия) Михаил Ефимович Николаев — уроженец маленькой деревни, но, заняв пост главы суверенной Якутии, воплотил заветные мечты своих избирателей об образовании как социальном лифте для молодежи титульной национальности, о социальных программах для сельской глубинки. Ни в одном регионе РФ в «лихие 90-е» не было таких масштабных инвестиций в социокультурную сферу: создание сети Президентских школ, обучение молодых саха в престижных заграничных и российских вузах, 25 % надбавки сельским учителям, врачам, работникам культуры, гранты и именные стипендии, кредиты молодым семьям. «Алмазные» отчисления могущественного концерна «АЛРОСА» позволили построить Национальный медицинский Центр и больницы с самым современным оборудованием, развивать высшее образование, проводить международные конгрессы и конференции, посвященные самобытной культуре титульной нации, стимулировать национальный, олимпийский и детский спорт (в том числе Международные Игры «Дети Саха-Азия»).
В трактовке образа ныне действующего главы республики Е.А. Борисова региональные политтехнологи также акцентируют его народное происхождение (он — уроженец Чурапчинского улуса с ярко выраженными этнокультурными традициями, жители которого в своих предках числят внука легендарного прародителя народа саха, культурного демиурга Элляя-Боотур Ууса), но дополняют образ «своего» лидера чертами управленца-профессионала: умение отстаивать интересы Якутии перед центром; хозяйственность; силу; прагматизм.
2. Деятельная забота регионального политика, направленная на решение социально-значимых и частных проблем своих избирателей. В Якутии это особенно высоко ценится теми социальными группами, которые не имеют экономической независимости. Так, 1/5 сельская семья официально живет ниже уровня бедности; долги фермерских хозяйств республики превышают их годовые доходы (сельский электорат активно поддерживал первого Президента РС(Я) и является опорой ныне действующего Президента РС(Я) Е.А. Борисова).
3. «Всеприсутствие» — показывает реальное знание политиком всех проблем своих избирателей. Русско- и сахаязычные издания предоставляют целые страницы, региональное телевидение — прайм-тайм для политиков, принадлежащих к пропрезидентскому окружению, чтобы информировать якутян о содержании встреч и выездных заседаний, прямых эфиров; снятии с постов провинившихся чиновников; об облетах территорий, пострадавших от наводнений и пожаров, оказании помощи при катастрофах. Политикам от оппозиционных партий труднее пробиться на страницы массовых СМИ.
Таким образом, образ М.Е. Николаева формировался на культурных архетипах «защитник», «отец народа», был умело инсталлирован с легендарным правителем древности Тыгыном и дополнен в региональных СМИ такими востребованными электоратом чертами: влиятельный, уважаемый за пределами республики лидер, поддерживающий национальные традиции и культуру, поднявший свою республику на новые высоты. Уход М.Е. Николаева с поста главы республики в 2001 году стал поводом для создания целой серии политических мифов о «золотом веке республики», сохраняющих прочные позиции в массовом сознании якутян спустя десятилетие: «он…, «возведший духовность в ранг государственной политики», «устроитель новой Якутии, в XXI столетии высокообразованной, цивилизованной страны» [4, с. 147].
Список литературы:
- Балынская Н.Р. Специфика участия средств массовой информации в политическом процессе современной России: монография. Екатеринбург: УрАГС, 2009. — 234 с.
- Гоголев А.Е. Социальная история якутов в XVII — 50-х гг. XIX веков // Общество, право, личность в условиях российской колонизации. — Якутск: СО РАН, 2004 — С. 18—28.
- Николаев М.Е. — Президент: в 2 ч. — Ч. 1. — Якутск: Бичик, 2001. — 360 с.
- Улус — административно-территориальная единица в Республике Саха (Якутия), соответствующая району.
дипломов
Оставить комментарий