Статья опубликована в рамках: XXII Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 15 июля 2013 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО РОССИЙСКОЙ ЭМИГРАЦИИ В КИТАЕ И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В 20—40 ГОДЫ XX ВЕКА
У Яньцю
Аспирант ДВФУ, г. Владивосток,
E-mail:
20—40' S OF THE XX TH CENTURY RUSSIAN IMMIGRANT ORGANIZATION AND ITS ACTIVITIES IN CHINA
Wu Yanqiu
Postgraduate FEFU, Vladivostok
АННОТАЦИЯ
Октябрьская революция в России принесла Китаю марксизм ленинизм, также русских беженцев. Состав этих беженцев был сложным. Среди этих эмигрантов были не только царские дворяне, генералы, помещики, предприниматели, банкиры и их потомки, но и простые военные, служащие и интеллигенты. Кроме того, ещё много других российских национальных беженцев. Например евреи, украинцы, поляки, грузины, казаки, армяне, тюрко-татары, латыши, литовцы, эстонцы и др. Цель данной статьи заключается в том, чтобы исследовать национальное сообщество этих эмигрантов в Китае и их деятельность.
ABSTRACT
The October revolution brought not only Marxism-Leninism to China, returned to China has brought many Russian refugees. These refugees composition is complex, Czar Era nobilities, generals, landowners, entrepreneurs, bankers and their descendants, as well as ordinary soldiers, workers and many intellectuals. In addition, There are many other ethnic Russian refugees, including: Jews, Ukrainians, Poles, Georgians, Cossacks, Armenians, Turks-Tatars, Lithuanians and so on. This paper mainly studies the organization of these ethnic people in China and their activities.
Ключевые слова: российская эмиграция в Китае; национальное общество.
Keywords: China Russia immigrant; ethnic people organization.
В 1920 г. в Китае русских насчитывалось 147 100 чел. После 1922 г. в Китае было, по различным источникам, от 250 тыс. до 500 тыс. чел. В это число входит, как отметила автор, и то российское население, которое проживало в Китае с конца XIX в. В 1930 г. в Китае проживали 125 тыс. русских. Из них 60 тыс. чел. были эмигранты, остальные — советские граждане. В 1942 г. в Маньчжурии находилось 69 468 чел. и в 1945 г. в Китае — 71 843 чел. Многие эмигранты в 30-е годы уехали в Австралию, Соединенные Штаты Америки, и страны Южной Америки [4]. А среди этих эмигрантов была часть евреев, украинцев, поляков, грузин, казаков, армян, тюрко-татар, латыши, литовцы, эстонцы и др.
По некоторым данным, опубликованным в современных исследованиях, к 1917 г. в Маньчжурии насчитывалось около 32 тыс. украинцев, 6 тыс. поляков, более 1 тыс. грузин; к 1919 г. — от 7 до 10 тыс. евреев [6].
Струве Г.П. сказал, что Воды этого отдельного, текущего за рубежом России потока, пожалуй, больше будут содействовать обогащению этого общего русла, чем воды внутренние [5]. Этому способствовала созданная в эмиграции система национального общества, важную роль в котором сыграли различные национальные организации: «Украинская национальная колония», «национальный совет евреев Восточной Азии», «Грузинская национальная колония», «Харбинское армянское общество», «Украинская народная колония», «Национальная еврейская община в г. Харбине», «Национальное армянское общество», «Тюрко-татарская духовная национальная община» и др.
При этом важно отметить, что евреи, занимали первое место среди российских эмигрантов по численности, кроме русских. Эти евреи вместе с работниками КВЖД приехали в Китай, и ещё избежали сюда из-за октябрьской революции. В 1925 году русский человек Очеретин провел статистику о профессиональном состоянии россиян в Харбине и за городом. В 1922—1923 гг. среди 56369 российских эмигрантов было 48674 русских человек, 5738 евреев, 922 поляка, 196 латышей, 92 эстонца, 3 финна. 164 чеха, 11 германских людей с русским гражданством, 459 эмигрантов других наций, которые вошли в русское гражданство [1,с. 25].
Одной из самых крупных и богатых, была Харбинская еврейская духовная община (ХЕДО). Численность ХЕДО к концу 1930-х гг. доходила до 2500 человек. Она взяла на себя в первую очередь организацию религиозного обслуживания еврейских военнослужащих, и заботилась о раненых, помогала в захоронении убитых солдат на участке еврейского кладбища, выделенном администрацией КВЖД. Благотворительность является одним из важнейших направлений деятельности ХЕДО. Она оказала помощь и поддержку всем прибывавшим в Харбин евреям, особенно бедным семьям, старикам и инвалидам. В 1906 г. при ХЕДО было создано Дамское благотворительное общество. Оно оказывало приехавшим из России еврейским женщинам поддержку, снабжая малоимущих одеждой, деньгами, дровами и углем. Оно также помогало нуждающимся еврейским семьям платить за жилье, учебу детей в школе и пр.
После 20-х годов в период гражданской войны активизировалась деятельность еврейской общины Харбина. Именно в 1921 г. в России разразился голод. Управа ХЕДО оказала помощи голодающим россиянам от призывов Э.К. Озорнина [2]. 5 октября 1921 г. создано общегородское совещание всех местных еврейских организаций согласно инициативе управы ХЕДО, чтобы обсуждать вопросы, которые связаны с организацией помощи. В выпущенной по инициативе совещания листовке говорилось: «И вы придете на помощь. Вы докажите нашим братьям, что мы вместе с ними в их великой нужде, в их большом горе». Вот это благородная деятельность, являющаяся одной из ярких страниц в истории ХЕДО.
ХЕДО занималось антифашистской пропагандой, выражало протесты против антиеврейской политики гитлеровской Германии, когда Японии присоединила к союзу с Германией, а позднее и оказало помощь еврейским беженцам из Европы. Таким образом, важнейшим направлением деятельности ХЕДО в эти годы стала антифашистская пропаганда. При очень смутных условиях ХЕДО не только действовало, но и учредило некоторые организации: например, Дамское благотворительное общество; еврейская общественная библиотека; еврейская национальная народная школа (Талмуд-Тора); две синагоги; пасхальная комиссия; комиссия по сбору пожертвований «Вместо цветов к празднику — бедным» и также акционерное общество «Еврейский народный банк».
В конце июня 1947 года правительство СССР разрешило русским эмигрантам в Китае вернуться на Родину. Итак, большими партиями русские эмигранты, включая евреев, вернулись в СССР, ещё часть переехала в Америку, Австралию и другие страны. Мероприятия всех организаций существовали только на словах. После образования КНР еврейское совместное общество стало учреждением, которое отвечало за благотворительное и врачебное дело, похороны и т. д. В июле 1956 года шанхайские евреи эмигрировали в другие страны, здесь численность постепенно снизилась. В 1967 году в Шанхае «еврейское совместное общество» закрылось. А евреи в Харбине большими партиями вернулись на Родину в СССР, численность резко уменьшилась, до 1955 года в Харбине евреев было не более 100 чел, и ХЕДО прекратило своё существование [2, с. 118].
Что же касается «Шанхайского совместного еврейского общества», которое официально открылось 7 августа 1932 года, то оно находилось в здании европейской архитектуры, с парком на улице Бисюнь № 83, все сооружения были предоставлены неким шанхайским еврейским миллионером. В начальный период в этом обществе состояло 75 членов, до 1933 года уже 200 чел. Основателем являлся известный еврейский коммерсант Булох. Здесь еженедельно устраивали различные вечера и проводили культурно-просветительную деятельность. В этом обществе был известный «Литературный кружок» русских эмигрантов Шанхая, и здесь проводили «Вечер четверга» еженедельно. Долгое время еврейский клуб был центром основной деятельности российских эмигрантов [3, c. 21].
«Казачья ассоциация в Шанхае» — до конца 1922 года в Шанхае казачьих эмигрантов очень немного. Но после поражения антибольшевистского движения генерал Старк возглавил флотилии белоэмигрантских беженцев, приехавших в Шанхай, особенно после прибытия генерала Глебова со своей дальневосточной казачьей армией, численность казачьих эмигрантов резко повысилась. Кроме того, ещё много казачьих офицеров, солдат и др. последовательно прибыло в Шанхай через Харбин и другие города, и осело здесь.
В середине XX века казаки как и другие эмигранты оказались в самых трудных условиях жизни беженцев. И в этом случае по инициативе Шинникова и др. создана «казачья ассоциация в Шанхае». Принятый устав 12 апреля 1925 года, установил, что цель этой ассоциации — «'соединить всех офицеров казачьей армии в Шанхае, помочь друг другу материально и духовно, сохранить казачье объединение, их традиции и культуру, защитить права казаков, определить обязанности, укрепить эти права и обязанности казаков в строительстве будущей России, также исследовать и решить основные вопросы вставшие перед казаками в их жизни».' Европейцы считали, что ассоциация является общей экономической организацией всех казачьих офицеров в Шанхае и других городах Китая. Главные ответственные работники по очерёдности: председатель — Шинников, Пологов и Кечинев, с 1934 года началось пожизненное назначение председателя. Зам председатель: Балакин (1925—1934), Дмитриев (1947) и др. всего 10 чел. Адрес ассоциации: сначала у. Сяфэй № 383, в 1926 г. переселили на у. Хуанлун № 311, в середине 40 годов на у. КВЖД № 1292 [4, c. 6].
Казачья ассоциация является одной из самых эффективных и крупных организаций русской эмиграции в Шанхае. В её состав входили военнослужащих из 10 бывших казачьих армий, численность членов насчитывала от 700—1000 чел. Эта ассоциация рекомендовала многих своих членов на работу, организовывала разные курсы для подготовки водителей, курс английского языка и прочее. 20 сентября 1929 года казачья ассоциация открыла клуб — «Дом казаков». С одной стороны, он стал административным центром ассоциации; с другой стороны, образовательной базой казачьей культуры в Шанхае. Хотя казачья ассоциация не зависела от тогдашних главных эмигрантских организаций, но она никогда не была сторонним наблюдателями крупных событий в эмигрантских кругах.
Эта ассоциация также тратила крупные деньги и время на культурное дело, старалась повысить материальное благо членов, поэтому среди её членов было мало безработных, хотя иногда кто-нибудь остановился безработным, тот тоже мог своевременно получить субсидий из сберегательной кассы.
15 января 1934 года на правлении казацкого союза в Шанхае, решили создать казачий сенат, чтобы удобнее координировать и решать различные вопросы о казаках вне Шанхая. Сенаторами стали адмирал Жуков, майор Димин и полковник Кузнецов. Казачий сенат, продолжая древнюю традицию казаков, учреждён 20 января 1934 года в Шанхае [5, c. 55].
Теперь конкретно расскажу о доме казаков. «Дом казаков» — был построен 20 сентября 1929 года. Он расположен на ул. Сяфэй № 383, и здесь же состоялась церемония открытия. В этом клубе был читальный зал, общежитие для инвалидов и спортивный отдел. Его администратором являлся полковник Худяков. Весной 1930 года в данном клубе добавился гостиный зал, ресторан и библиотека. По четвергам устраивали домашние вечера, организовали серию конференции для решения военных, исторических и географических вопросов казаков. На начало строительства насчитывалось 152 члена клуба, и через один год численность резко увеличилась до 300 чел. [1].
В начале XX в. в городах Хайларе, Маньчжурии и Харбине возникли тюрко-татарские мусульманские общины. Тюрко-татарское общество в Шанхае обычно действовало в «Доме Казаков».
Ещё было много национальных обществ, например,
1. Шанхайское латышское эмигрантское объединение, ещё назывался «Генеральным советом Латвии в Китае». Специально служило латышским эмигрантам в Шанхае, его адрес на ул. Хаосыкэр (теперь Чжунчжоу) № 20.
2. Литовское эмигрантское общество в Шанхае — адрес: ул. Хайгэ № 435, кв. 5. Дата открытия не определена.
3. Украинский эмигрантский комитет в Шанхае — его адрес: ул. Айдо № 1292. Председателем являлся Милкин, зам председателем — Васильевич.
4. Грузинское эмигрантское общество в Шанхае — адрес: ул. Пуши № 764 [6, c. 7].
5. Армянский комитет помощи — в этом комитете почти все члены были армянами. После подготовительных собраний по инициативе кружка, в середине июля 1938 года он открылся. Данный комитет располагался на ул. Чжаочжуцзяо № 269, его поприще обширно, и тут состоялись конференции, секции, концерты, выступления и др. Армянский молодёжный кружок был здесь же. Цель данного комитета в том, чтобы служить и помогать бедным армянским эмигрантам в Шанхае.
6. Эстонский комитет помощи — это благотворительное учреждение специально для эстонцев в Шанхае, в середине 30 годов уже отмечено. Адрес: ул. Сяфэй № 706 [7, c. 4].
В Тяньцзине российские эмигранты тоже создали разные общественные организации. В ноябре 1937 года создали тюрко-татарскую национальную организацию. В этом же году учредили кавказское и украинское общества, в январе 1938 года открыли бюро по делам российских еврейских эмигрантов и русский национальный клуб (с декабря 1922 года комитет был при комитете антикоммуниста в Тяньцзине) [3].
Таким образом, способствуя возникновению национальных объединений в Маньчжурии, общество российской взаимопомощи (ОРВП) впоследствии смогло дать не только кров и работу, но и стать очагом родной культуры. Для большинства бывших российских граждан в Харбине и на линии характерно также чувство общей родины — России, активное участие в культурной и духовной жизни русской общественности полосы отчуждения.
Ссылка:
- Очеретин.《Харбин — Фуцзядянь: экономика и статистическое сведение. Харбин,1925 г. — 25 c.
- Вестник иностранных дел из вестников про. Хэйлунцзяна, Хэйлунцзянское народное издательство, Харбин, 1993 г, — 118 c.
- Некоторые вопросы об исследовании истории россиян за рубежом, на русском языке, Москва, 1993 г. — 21 c.
- «Sha Zaria», 05.11.1929 г. —6 с.
- Ван Чжичэн, «жизнь русской эмиграции в современном Шанхае», шанхайское издательство научных справочных пособий, Шанхай, 01.12.2008, — 55 с.
- «Sha Zaria»,19.04.1936, —7 c.
- «Slovo»,27.07.1938,—4 c.
Список литературы:
- Ван Чжичэн. Жизнь русской эмиграции в современном Шанхае, шанхайское издательство научных справочных пособий, 2008. 58 с.
- Кауфман А.И. Поселок Харбин: Бюллетень Игуд Иоцей Син, 1994 — № 334. — 10 c.
- Ли Сингэн. Ряска под ветерами и дождями: русские эмигранты в Китае: 1917—1945 гг. Центральное компилирующее издательство, 1997. — 124 с.
- Россияне в Азиатско-Тихоокеанском регионе: Сотрудничество на рубеже веков: Материалы Первой междунар. науч.-практ. конф. Владивосток, 1999. —123—129 с.
- Струве Г.П. Опыт исторического обзора зарубежной литературы. Русская литература в изгнании / Г.П. Струве. — Париж: ИМКА-ПРЕСС, 1984. —7—8 с.
- Чернолукция Е.Н. К вопросу о численном составе российских национальных колоний в Маньчжурии до 1917 г.: Россияне в Азиатском-Тихоокеанском регионе. Сотрудничество на рубеже веков. Материалы первой международной научно-практической конференции. Книга вторая. Владивосток, 1999. — 26, 27, 29, 31, 33 с.
дипломов
Оставить комментарий