Статья опубликована в рамках: XXIII Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 12 августа 2013 г.)
Наука: Философия
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ГУМАНИЗМ КАК УСЛОВИЕ БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ «ГЛОБАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА РИСКА»
Калинина Наталья Анатольевна
аспирант ИСОиП (филиал) ДГТУ, г. Шахты
HUMANISM AS CONDITION OF SAFE DEVELOPMENT OF «GLOBAL SOCIETY OF RISK»
Natalia Kalinina
post-graduate of Institute of a services sector and businesses (branch) Don state technical university, Shakhty
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается роль гуманизма как необходимого условия дальнейшего развития научно-технической деятельности человека в «глобальном обществе риска». Используя исторический, философский и социальный методы, автор приходит к выводу, что гуманизм является условием развития современного рискогенного общества, позволяющего человеку выработать стратегию обеспечения безопасности за счёт редуцирования опасностей и рисков.
ABSTRACT
In article the humanity role as necessary condition of further development of scientific and technical activity of the person in "global society of risk" is considered. Using historical, philosophical and social methods, the author comes to a conclusion that the humanity is a condition of development of the modern riskogenny society allowing the person to develop strategy of safety at the expense of reduction of dangers and risks.
Ключевые слова: глобальное общество риска, гуманизм, безопасность.
Keywords: global society of risk, humanity, safety.
С развитием науки и технологий произошла трансформация нового научно-технологического знания в опасное, несущее многие угрозы, в том числе и угрозу выживания человеческого рода. Возникают новые реалии социокультурной действительности, используя их, человек стал крайне рискованно манипулировать социокосмосом, биокосмосом, средой своего обитания. С их помощью он дерзко вторгается в глубинные основы природы и человеческой личности, и на свой страх и риск редактирует, закодированную в человеческих генах, наследственную информацию. Всё это связано с вступлением человечества в «глобальное общество риска», где отсутствие защищённости, увеличение рисков и опасностей являются отличительными чертами научно-технологического прогресса и процессов глобализации.
В связи с этим приходит понимание того, что глобальному обществу риска необходима безопасность, которую можно определить как комплекс достаточных и необходимых мер, способных обеспечить: благосостояние каждого человека; защищённость всех сфер жизнедеятельности человека от неконтролированных и непредсказуемых рисков и угроз. В таких условиях мировоззренческий потенциал гуманизма приобретает особую актуальность, поскольку именно гуманизм и гуманистическое мировоззрение может стать решением проблемы будущего развития человечества.
Растущий интерес в научных кругах к проблеме гуманизма в настоящее время показывает отсутствие единодушия мнений, неопределённость позиций и противоречивое отношение. С одной стороны, былое доверие к нему настолько потеряно, что существует мнение о кризисе гуманизма во всех его аспектах и контекстах. С другой стороны, существует точка зрения о необходимости формирования в современном обществе гуманистического мировоззрения с идеалами и нормами выживания в глобальном обществе риска. Но, несмотря на представление о кризистности, в нашем исследовании мы представляем гуманизм как ценностную ориентацию развития современного рискогенного общества, позволяющую человеку выработать стратегию.
Сегодня главной задачей общества является выработка нового гуманизма, который бы вписывался в техногенную эпоху с её компьютерами, генной инженерией, микроэлектроникой, стоял бы на страже прав человека, боролся за его свободу и достоинство, а также указывал на его долг перед человечеством.
С трансформацией общества происходит и трансформация системы ценностей, моральных норм, падение нравственности. В глобальном обществе риска цинично переоценилось и уничтожилось многое из того, что считалось ценным в прошлом. Среди причин деформации ценностей в современном обществе можно назвать такие как: утрата духовных и нравственных ценностей, отказ от мировоззрения, основанного на справедливости, отсутствие внимания и уважения к человеку, обесценивание жизни человека и его нравственности, отсутствие чувства ответственности и вины.
Разрушение высших гуманистических ценностей закономерно приводит к стремительному снижению ценности личности как таковой, ее жизни, пренебрежению ее достоинством и честью. Этическое и моральное самоуничтожение общества идет быстрее, чем формирование новых гуманистических ценностей. Есть ли место гуманистической морали среди тех личных качеств, которыми будет обладать новое поколение?
Для начала, хотелось бы рассмотреть развитие представлений о гуманизме в философском дискурсе. Термин «гуманизм» происходит от лат. humanitas — человечность, humanus — человечный, homo — человек. В нашем исследовании под гуманизмом мы будем понимать общенаучное определение в следующем виде «Гуманизм — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности» [2].
Точный период появления понятия «гуманизм» наукой не установлен. Как научный термин «гуманизм» был введён немецким педагогом Ф. Нитхаммером в 1808 г., под ним он подразумевал «высшую самодостаточную и самосознающуюся значимость человека» и полагал античеловеческим всё, что способствует отчуждению и самоотчуждению человека [5, с. 272].
Усиление гуманистических тенденций в России наблюдается с середины XIX века. Существенный вклад в изучение гуманизма внесли такие деятели просвещения, как гуманисты Н.И. Пирогов и К.Д. Ушинский. Н.И. Пирогов придерживался в своей работе принципа воспитания в человеке, прежде всего Человека с большой буквы, качествами которого признаются нравственная свобода, развитый интеллект, преданность убеждениям, способность к самопознанию и самопожертвованию, сочувствие и воля. По мнению К.Д. Ушинского, «влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще» [13, с. 307]. Идеи гуманизма, заложенные в его работах, получили дальнейшее развитие в воззрениях и концепциях отечественных философов.
В основе гуманизации человека лежат такие гуманистические ценности, как отзывчивость, сострадание, чуткость, внимание, доброта, самоуважение и уважение других людей. Ещё Ф.М. Достоевский утверждал, что сострадание — главное свойство человеческой души.
Особое место в истории гуманизма занимают идеи В.С. Соловьева и Л.Н. Толстого. По мнению В.С. Соловьева, важную роль в жизни человека играет воспитание, основная задача которого состоит в подготовке человека к «единению всех в совершенном добре». Истинное воспитание, по мнению мыслителя, призвано выполнять миссию подготовки человека к служению добру, к исполнению его законов, что должно привести к гармонии и спасению. Всё творчество философа посвящено утверждению идей социальной справедливости и нравственных отношений между людьми. Гуманизация общества возможна, по мысли Толстого, только при осознании того непреложного факта, что мир един и все его элементы взаимосвязаны. В этом плане он отводил определенную роль религии. Религия — проводница связи человека с миром и другими людьми. Он полагал, что гармония человеческих отношений возможна только тогда, когда законом этих отношений станет принцип непротивления злу насилием. Ему представлялось, что это единственное средство борьбы со злом и единственный принцип развития человека. Гуманизация Толстого направлена на формирование лучшего человека, сознающего свою высшую, духовную природу и имеющего соответствующую ей систему ценностей. Концепции Толстого суждено было пережить столетие и получить новое звучание в атмосфере беспрецедентной глобализации культуры, стремительно набирающей темпы ввиду развития новых информационных и коммуникационных технологий, разрушающих расстояния между людьми и культурами в связи с необходимостью не только целенаправленного, но и ценностнонаправленного развития человека.
Развитие гуманизма можно связать также с именем В.А. Сухомлинского. «Азбука воспитания человечности в том, чтобы ребенок, отдавая тепло своей души другим людям, находил в этом личную радость» [12, с. 210]. Согласно Сухомлинскому, только уважая достоинства другого, человек может снискать уважение к самому себе.
ХХ век — возможно, самый трудный в тысячелетней истории российской цивилизации. Сегодня ясно, что лозунг социалистического общества «Всё для блага человека, всё во имя человека» был обманом. Социалистический гуманизм носил классовый характер. Простой советский человек был лишён многих прав и свобод. Гуманизм подразделялся на буржуазный, мелкобуржуазный, пролетарский, или социалистический, и высший тип гуманизма — коммунистический. Мнение современной философии состоит в том, что гуманизм не имеет классового характера.
Мы уже ранее отмечали, что в современной философской литературе существует критическое отношение ряда исследователей к гуманизму. Они утверждают, что современное общество, «осуществилось не в виде «Общества Свободы, Справедливости и Всеобщего Благоденствия», а в форме «глобализирующегося общества рисков» [8]. Пафос нашего исследования вслед за «Гуманистическим манифестом-2000» состоит в том, что «Гуманизму есть, что предложить человечеству перед лицом проблем двадцать первого века и, более того, грядущего третьего тысячелетия. Многие из прежних идей и традиций, унаследованных человечеством, уже не отвечают новым реалиям и тому, что готовит нам будущее. Коль скоро нам предстоит справиться с задачами складывающегося ныне мирового сообщества, нам необходимо и новое, не рутинное мышление, и такое мышление составляет отличительный признак гуманизма» [4].
В настоящее время понятие «гуманизм» имеет широкое наполнение, в том числе, различают религиозный и светский. Заметим, что гуманизм разделился на две основных ветви, несущие разные идеалы, нормы и ценности, в основе разделения лежит противоположение веры и разума, бога и рацио. Каждый из видов предъявляет к человеку свои требования. Гуманизм религиозный «предполагает совокупность воззрений, отводящих человеку, его правам, свободам, любви к нему особое место в системе религиозных ценностей» [11]. Пол Куртц в «Энциклопедии неверия» определяет светский гуманизм в трёх ипостасях: как метод исследования; мировоззрение и систему ценностей [14, c. 330—331]. В данном исследовании мы остановимся на возможностях и потенциале светского гуманизма.
Цель гуманизма — воплотить в культуру и повседневную жизнь принципы и идеалы гуманистического мировоззрения. «Гуманизм никогда не был чистой теорией, игрой ума или просто фантазией. Он всегда объединял людей деятельных и творческих. Сам факт их единства и солидарности делал идеи гуманизма коллективным, социальным мировоззрением» [1]. Гуманизм — это образ жизни людей, который воплощается не только в произведениях искусства и литературы, но и в цивилизованных, разумных и нравственных отношениях, в юридических, экономических, и политических институтах общества, определяющих облик каждой страны.
Характерными чертами гуманизма XXI века должно стать стремление человека к осмыслению мира и своей жизни, а также понимание того, что он часть этого мира. Этому соответствует идея, развиваемая В.А. Лекторским, о том, что «развитие современной цивилизации связано с повышением значения деятельности отдельного человека, а это значит — с ростом его свободы и ответственности» [7, с. 25].
Рассмотрение сущности гуманистического общества свойственно многим авторам, размышляющим о гуманизме. В частности, Ю.Г. Волков считает, что главными качествами целостной гуманистической личности будущего общества будут являться достоинство, знания, творчество, свобода, справедливость и человеколюбие. Кроме того, «достоинство само по себе может превратиться в самолюбие, а знания без единства с человеколюбием могут стать опасной для людей антигуманной силой. Абсолютная свобода человека, без уважения достоинства и свободы других личностей, приведет к необузданной свободе одного индивида» [3, с. 88].
Задача формирования гуманистических общественных институтов и движений светского гуманизма требует консолидации людей, уже считающих себя гуманистами. Организованный гуманизм, его психология, методы работы и идеи, запрещают такие гуманитарные технологии, которые позволяют использовать приёмы персонального или корпоративного внушения, управления и манипуляции людьми. Психологический и педагогический аспекты гуманизма предлагают человеку разобраться в своём внутреннем мире, навести в нём порядок. Гуманистический призыв — это прежде всего призыв к человеку не принимать что-то извне слепо и равнодушно, а обрести себя с помощью собственного разума и объективных возможностей, кроме того, «это призыв дойти до себя, раскрыть в самом себе позитивные основы своей ценности, свободы, достоинства, самоуважения, самоутверждения, творчества, общения и равноправного сотрудничества с себе подобными и со всеми иными — социальными и природными — не менее достойными и удивительными реальностями» [1].
Если гуманизм — это основа системы взглядов на мир, то человек является основой гуманистического мировоззрения. «В гуманистическом мировоззрении находит своё выражение отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, составляющие содержание гуманистической сущности личности» [9, с. 253].
На наш взгляд, современная трактовка гуманизма может быть осуществлена на более высоком уровне, выходящем только за рамки этической и моральной проблематики. Постигая нормы и идеалы гуманизма, оценивая их личностную значимость, современная личность чувствует необходимость в их реализации в качестве своих потенциальных навыков, способностей и черт — стать ответственным свободным творцом самого себя, а, следовательно, и общества. Именно в этом заключается специфика гуманизма, т. е. в признании человека высшей ценностью, ни в коем случае ни средством и в утверждении его интересов и потребностей.
Многообразие определений гуманизма обусловлено, тем, что это явление культуры связано с другими её областями: наукой, политикой, философией и др. В нашем исследовании понятие гуманизма рассматривается в контексте взаимосвязи с наукой и адаптировано к глобальному обществу риска. «Гуманизм и наука рассматривают разум как одну из высших, едва ли не высшую человеческую ценность. Вместе с другими общечеловеческими ценностями (всегда так или иначе удостоверенными разумом), научное мировоззрение является краеугольным камнем гуманизма» [1].
Развитие индустрии наукоёмких технологий способно облегчить условия человеческой жизни, избавить человека от необходимости тяжелого труда, от болезней и нищеты, расширить возможности человека во времени и пространстве, украсить его отдых и досуг, продлить среднюю продолжительность жизни. Но, к сожалению, как мы уже отмечали, новое знание способно порождать и новые труднопредсказуемые риски. Кроме того, появляется опасность, связанная с их бесконтрольным использованием. В глобальном обществе риска, где такие проблемы как экологические разрушения, экстремизм, терроризм стали отличительной чертой современности и оказывают негативное влияние на повседневную жизнь людей, человечество посредством обращения к теме ценностей гуманизма должно найти пути их решения.
В условиях современного общества образование, являющееся одним из основных социальных институтов, может стать оплотом гуманизма в обществе риска и опасностей. Опираясь на поддержку правильной государственной политики, оно способно обеспечить человеку и стране будущее. Гуманистический потенциал позволяет рассмотреть образовательно-воспитательное поле в новом контексте глобального общества риска и перейти к новой парадигме выживания человека в рискогенном обществе.
Современное общество возрождает гуманизм в новом качестве: признавая человека высшей ценностью, акцентирует внимание на его ответственности за свою судьбу, судьбы других людей, на изменении сознания индивида, его отношения к природе, к самому себе и обществу. Применительно к образованию гуманизация заключается в очеловечивании всех структурных элементов образовательной системы. Гуманизация образования, по мнению Л. Мусалова, представляет «поворот образования к человеку» [10, с. 19].
Гуманизация образования должна предполагать создание образовательной системы, которая будет отвечать таким гуманистическим ценностям и идеалам как личная свобода, человеческое достоинство, социальная справедливость. Иными словами, «должна измениться парадигма образования, в которой гуманизация способна дать обучаемому знания о культуре, обществе, человеке, способствуя между тем всестороннему развитию личности» [6]. В своём стремлении к совершенству человечество ищет идеальный образ с гуманистическими ценностями. Но, к сожалению, гуманизм является пока роскошью для нашего общества. Главная цель гуманизации образования заключается в воспитании личности, способной развить в себе чувство единства со своим народом, с его радостями, его горем, личности, способной жить и творить мир правды, добра и гармонии для себя и своего народа. Именно через систему образования индивид усваивает нормы, правила и ценности культуры общества, в котором живёт. Кроме того, целью гуманизации образования должно стать формирование свободного, открытого мышления и новое восприятия социальной действительности, которое обеспечивает единство ценностей, знаний и способность человека самостоятельно действовать. Основаниями системы ценностей такого сознания выступают достоинство личности, свобода, самодисциплина, приоритет жизни, ответственность, долг перед самим собой, творчество, терпимость, человечность и др.
Обобщённая характеристика идей позволяет представить гуманистическую направленность образования как: воспитание и образование личности, направленное на актуализацию субъективных основ личности — осознание смысла жизни, своего места в мире, ценностей, переживаний; воспитание индивидуальности и свободы личности; создание условий для развития и реализации человеком всех своих лучших качеств; обеспечение демократических условий для свободного развития личности; воспитание и образование, основанное на принципе ненасилия в природе и в обществе; приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство национальной культуры; воспитание чувства патриотизма к своему отечеству, преданности и любви к своему народу и отчизне; воспитание гуманистических идеалов и норм; воспитание чувства ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности; воспитание у молодежи интереса к вековым традициям и обычаям и обрядам своего народа, приобщение к этническим нормам; воспитание отношения к труду как личностно-значимой потребности. Кроме того, образование должно охватывать все стадии жизни человека, создавая условия для быстрого освоения научно-технических достижений, т. е. носить непрерывнй характер.
Решение названных задач даёт возможность заложить фундамент для развития гуманной гармонично развитой личности. Гуманистической системе образования должны быть характерены следующие критерии: приоритет общечеловеческих интересов, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, уважение к правам и свободам человека, благо человека. Учить жить достойно, толерантно общаться, творчески работать и увлеченно познавать — в этом состоит смысл и цель образования.
Следовательно, в современных условиях образование должно базироваться на принципах гуманизма, толерантности, информатизации и непрерывности. В своей совокупности эти принципы обеспечат реализацию таких социальных ценностей в глобальном обществе риска, как человечность, уважение, равенство, ответственность, терпение, свобода, равенство, справедливость. Кроме того, образование, построенное на выше перечисленных принципах должно обеспечить человеку будущее, создав необходимые условия для воспитания личности, способной жить в единстве с природой и обществом, адаптироваться к ним, принимать их как истинные ценности.
Таким образом, гуманизация социальных институтов общества, в первую очередь, образования, призвана обеспечить формирование нравственных, этических и гуманистических ценностей через единство человека, науки и технологий, необходимого для уменьшения нарастающих опасностей и рисков знания и технологий.
Современные гуманисты признают, что, творцы технонауки, создающие наукоёмкие технологии для блага человечества, должны учитывать, то обстоятельство, что современное общество состоит не только из высокоморальных граждан. «Игнорирование этой особенности человеческого общества не освобождает учёных от моральной ответственности за то, что в обществе найдутся граждане, которые станут применять достижения учёных во зло человечеству. Это означает, что творцы сверхтехнологий не имеют права на «моральный идеализм» [8], т. е. они должны нести нравственную ответственность за применение своих достижений.
Всё вышесказанное по проблеме «человек-знание-гуманизм» позволяет нам прийти к выводу, что:
· идея гуманистического начала может изменить идеологию безопасности, позволяющей выработать стратегию выживания за счёт уменьшения опасностей и рисков;
· гуманизм должен стать необходимым условием дальнейшего развития и перспективой выживания человечества в глобальном обществе риска;
· гуманизация образования должна обеспечить формирование нравственных, этических и гуманистических ценностей через единство человека, науки и технологий.
Список литературы:
1.Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А. Основы современного гуманизма. М.: Российское гуманистическое общество, — 2002. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.humanism.al.ru
2.Википедия: свободная энциклопедия. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%F3%EC%E0%ED%E8%E7%EC
3.Волков Ю.Г. Манифест гуманизма (Идеология и гуманистическое будущее России). М.: АНО РЖ «Социально-гуманитарные знания», 2000. — 137 с.
4.Гуманистический манифест-2000: Призыв к новому планетарному гуманизму. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.humanism.ru/manifest/
5.История философии: Энциклопедия. Минск: «Интерпрессервис»; «Книжный дом». 2002. — 1376 с.
6.Калинина Н.А. Гуманизация образования: философский аспект Гуманитарные и социальные науки. — 2011. — № 4. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://hses-online.ru/2011/04/09_00_08/06.pdf
7.Лекторский В.А. Идеалы и реальность гуманизма // Вопросы философии. — 1994. — № 6. — С. 22—28.
8.Лукьянец В.С. Гуманизм и ирония будущего. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/463/39/
9.Педагогика. М. 1997. — 512 с
10.Подуфалов Н. О гуманизации, гуманитаризации: словом, о состоянии // Alma mater. — 1997. — № 8. — С. 18—21.
11.Религия: справочник-словарь. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://sr.artap.ru/g_humanus.htm
12.Сухомлинский В.А. Павлышевская средняя школа: обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе. М. Просвещение, 1979. — 393 с.
13.Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. — 557 с.
14.The encyclopedia of unbelief / Ed. by Stein G. Buffalo (N.Y.), 1985. Vol. 1: A-K. P. 330—331.
дипломов
Оставить комментарий