Статья опубликована в рамках: XXIV Международной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск, 09 сентября 2013 г.)
Наука: Юриспруденция
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ДИКОСТЬ, ИЛИ СВОБОДА ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Вздорова Людмила Павловна
соискатель кафедры уголовного процесса Южный Федеральный Университет, г. Ростов-на-Дону
E-mail:
SAVAGERY OR FREEDOM OF HUMAN RIGHTS
Vzdorova Lyudmila
applicant of criminal procedure, criminology and operational-search activity Southern Federal University, Rostov-on-Don
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются обряды, обычаи и традиции различных народов и племен, которые, с точки зрения современных «цивилизованных» норм права, можно рассматривать как дикость и правонарушения. В то же время автор указывает на то, что некоторые общественные отношения, которые можно назвать дикими и архаичными, существуют в любом обществе, независимо от правовой системы и стадии развития цивилизации.
ABSTRACT
The article deals with rituals, customs and traditions of the various peoples, tribes, which from the point of view of modern "civilized" rules of law can be seen as savagery and offense. At the same time, the author points out that some public relations, which can be called savage and archaic exist in any society, regardless of the legal system, and the stage of development of civilization.
Ключевые слова: свобода, права человека, бремя права, дикость, традиция, обряд, обычай.
Keywords: freedom of human rights, the burden of right, wildness, tradition, ceremony, custom.
В истории человечества жребия распределены различно;
для каждого народа поставлена своя задача,
и ни один народ не лишен случая внести в великую ткань истории свою,
хотя весьма и скромную нить [8, с. 795].
Что же такое «дикость»?
«Первое, приходящее любому человеку на ум, — это что-то далекое и отличное от него, его культуры и восприятие мира, иными словами, мировоззренческой позиции…» [3, с. 13]
«В обычном словоупотреблении — крайняя степень некультурности» либо введенное в 1767 году Фергюсон, затем Морганом и Энгельсом в труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» понятие о дикости, отличавшее от его обычного филологического значения и означавшее «первый этап человеческой истории, сменившегося варварством, а затем цивилизацией» [1].
Данная статья является второй частью моей работы, называвшейся «Свобода права человека, или то, что называется дикостью» [3, с. 10—18].
Теперь подвергнем, пусть и совсем небольшому сравнительному анализу поведение, нравственные границы, обычаи различных культур, наций, этносов, национальностей под призмой различий восприятия и рефлексии понятия права; или заменяющим последнее - обычаю, традиции, несоблюдение которых, иногда даже влечет более серьезные последствия, за которые приходится отвечать своей жизнью, нежели там, где царит такие понятия, как права и закон, предствлены в легитимном виде.
Чтобы не было суждений о том, что автор производит подмену понятию права, наверное, в начале работы стоит отметить, что обычай рождает традицию, традиция - понятие нормы, норма (в том числе религиозная) служит предпосылкой нормы права и закона. Именно по этой причине, для определения свободы и границ права человека, мы обратимся к первоисточнику формирования права. На первый взгляд, выбор стран покажется читателю бессистемным, но в скором времени причинно-следственная связь будет становиться всё очевиднее и явственнее.
Как правило, с самого начала появления общественного взаимодействия, особому регулированию обычаями и традициями в жизни человека подвергается четыре момента: рождения, взросления, процесс заключения брачно-семейных отношений и их последующая реализация, смерть.
Хотелось бы отметить, что во второй части моей работы при описании традиций и обычаев, того что считается диким, будет сделан упор на обряды рождения, взросления, и смерти.
Начнем мы, наверное, с одной из самых загадочных стран по своей культуре и истории на Земле — Тибета, и остановимся, как и было обещано, на обряде погребения. Как и во многих странах, которые отдалены от центров развития и инноваций современной цивилизации, здесь силен религиозный дух, и в нашем случае это дух зороастризма, проходящий через много столетий историю Тибета, соблюдаемый во многих обрядах, в том числе и в особо значимых для жизни человека, не исключая привилегированных персон, а порой придавая им возвышенное значение различными обрядами.
В Тибете были и есть монастыри, где «священных» собак или птиц «джатор» (преимущественно грифов) кормили и кормят мясом умерших монахов (причем с высоким статусом), после процедуры освежевания тела монахами, имеющими специальный статус для проведение данной процедуры (существует мнение, что данная традиция зародилась из-за каменистой почты и не возможности проводить похороны). Кости, которые остаются после, мелко перетираются и добавляются в лепешки, которые затем вновь отдаются на съедение животным или птицам.
«Сакральная значимость собаки» и птицы, «а также связь этого культа с культом мертвых достаточно хорошо прослеживается по самим зороастрийским текстам и по внешним свидетельствам», берущим свое начало ещё от Геродота и Страбона. «Видевдат» (XIII, 20—28) специально предписывал, какого рода еду следует давать собаке или птице, этот обычай также закрепился тибетской «Книгой мёртвых» [6].
Перед вами непременно встанет проблема: в том, в чем другие видят норму, сакральный смысл, причастность к священному, веруя, что душа переселится в тело собаки, принося бренное тело духам своих предков, мы видим статьи уголовного Кодекса, и первое, что можем сказать: это дикость, забывая про свою собственную историю — историю традиций своей страны, так, например, обряды погребения в Сибири, которые сохраняются до сих пор у некоторых самоедских народов. Один из способов захоронения покойника, когда тело не могут закопать в землю из-за состояния вечной мерзлоты, скованные невозможностью выполнения положенной процедуры, — замотать его тело в ткани, привязывая за голову и ноги между двумя деревьями, чтобы звери не смогли съесть.
Теперь перенесемся в Рио-де-Жанейро — столицу самого большого по площади и населению государства в Южной Америке.
Немного повернем вектор на обряды, связанные с моментом приобретения мальчиком статуса взрослого мужчины. У местных индейских племен (территория Бразилии) существует обряд инициации мальчиков, когда последние надевают специальные варежки с муравьями “Paraponera clavata”, доказывая тем самым, что они настоящие мужчины. “Paraponera clavata” «обладают очень сильным ядом, умея жалить свою жертву так, чтобы невыносимая боль чувствовалась еще целые сутки. По силе и действию жаления этот муравей не уступает даже осе, скорее превосходит ее в несколько раз». Часто такие случаи заканчиваются весьма плачевно, необходимостью хирургического вмешательства, в то время как местные продолжают считать это достаточно веселым и красивым праздником [2].
Жестокость, верно? Ещё и к детям — в Швеции и Финляндии родителей бы лишили прав, придавая общественности этот случай как вопиющую жестокость, да и не только там... Но проблема намного глубже, чем кажется среднестатистическому обывателю и ярому либералу прав и свобод человека, запрещая нормативно проведение определенное время этого обряда, лишь перевело на латентное поле, эту весьма сомнительную процедуру.
Восточная Африка — удивительное место, охватывающее страны Африки к востоку от Нила за исключением Египта, где объектом для изучения будут три ортодоксальных племени: масаи, мурси и караваи, которые и будут рассмотрены в данной статье в прямой указанной последовательности.
У масаев (маасаи) «сохранился такой же уклад жизни, как и тысячи лет назад», и последние «уверены, что Верховный Создатель Энгай подарил им всех животных на планете». Многие понятия, не исключая определения собственности просто не существуют в их мировоззрения, «поэтому они часто воруют скот у других племен и считают это вполне правомерным» [5].
По-моему, на взгляд любого, даже не самого квалифицированного юриста, уже виден состав преступления, но проблема в том, что для людей, населяющих данное племя нет состава, потому что это норма и, следовательно, нет преступного деяния, так как это не преступно.
География нахождения племени караваев предопределила во многом образ жизни — между труднопроходимых гор и двух рек, к ним почти невозможно добраться, а тем, кому повезло это сделать, следует знать, что «поймать и съесть чужеземца для каравая священная традиция», помимо того что караваи едят и своих сородичей, принося последних в жертву богам, как правило, красивых женщин.
Помимо выше представленного нормой является то, что практически всё племя курит наркотические средства с возраста 5—6 лет до самой смерти.
Поражает тот факт, что караваи обладают достаточно глубокими знаниями процедуры мумификации, но такой чести удостаиваются лишь «особо отличившиеся воины или просто уважаемые члены племени», других же не хоронят, а заворачивают «в пальмовые листья и относят в лес на съедение диким животным» [5].
Согласитесь, уже не кажется столь ужасающим обычай остаточного зороастризма в Тибете по освежеванию трупа как при прочтение в первый раз.
Следующим племенем нашего небольшого анализа будет племя мурси, женщины которого практически увешаны с ног до головы украшениями, которые сделаны из человеческих костей. По местному обычаю, «когда нарушается местный устав, например, происходит кража, то вору отрезают кисть и отдают ее потерпевшей стороне», и как правило потерпевшая сторона должна сделать украшение [5].
Не стоит обделять вниманием племена индийского архипелага на островах Фиджи. Индийский архипелаг находится между Австралией и Азией, и является самым большим скоплением островов на земном шаре.
Остановимся подробнее на самых крупных племенах, проживающих на данных островах: идаанах, каянах, даяках.
У идаанов существует убеждение, «что все, кого они убьют в этой жизни, будут служить им в качестве невольников после смерти». Столь весомый довод, фактически дает им право убивать всех налево и направо, для создания комфортных условий в загробной жизни. У каянов перед смертью господина происходило убийство всех его рабов и тех, кого бы он хотел иметь у себя в рабстве; а у даяков положение в обществе при жизни и после таковой, в том числе и социальный статус, определялось числом «голов».
Были и обычаи, которые объединяли эти племена, имеющие общий корень, как, например: «Отец, потерявший сына, должен выйти и убить первого встречного ему человека в виде погребального обряда», а «молодой человек не имеет права жениться», пока не раздобудет себе определенное количество голов, в связи с этим появилась даже традиция «подкарауливать людей и убивать их из-за головы, что сделалось национальной забавой у даяков» [7].
До недавнего времени церемония погребения господина на островах Фиджи заключалась в удушении всех его жен (их количество иногда превышало 20 человек) и использовании тел последних в качестве «травы для выстилки могилы». Причем женщин одевали как на празднество, приводя в порядок голову, нанося различные татуировки и одевая красивую одежду [7].
Также не обошел в XXI веке Индию и такой интересный обычай, как «воровство жениха», видимо сохраняя остатки матриархата, в то время как в Кении в деревне Тумай в 2001 году местные женщины организовали матриархат; в Минангкабау на острове Суматру матриархат сопряжен с мусульманством, что представляет собой практически уникальное явление регулирования отношений; Каньябаке на побережье Гвинеи-Бисау и Хучитан на юге Мексике достойно пополняют данную группу, имея длительную историю управления и подчинения женщинам. Но всё это меркнет по сравнению с племенем туарегов, или, как называют последних в просторечии, «синим народом пустыни», где мужчины, начиная с совершеннолетия, ходят в платках, покрывающих лицо, напоминающих паранджу; вдобавок к тому, что выше указанное племя имеет свое женское письмо (специально разработанная письменность, которая понятна только женщинам), а мужчины пишут арабскими буквами.
У цыган до сих пор сохранился такой обычай помолвки, как «цыганский поцелуй», который по факту закрепляет брачно-семейные отношения между мужчиной и женщиной одним лишь поцелуем, причем согласие со стороны женщины не всегда требуется.
На Бали при рождении ребенка устраивают празднества по данному поводу (продолжатся в течение 210 дней) и хоронят по обряду старшего ребенка. На Бали детям имеют право дать всего несколько имен: Уайан, Путу Кадек, Неман, Комэнг, причем детям принято давать имена в строго перечисленной выше последовательности, а если детей больше, то список имен начинается заново.
Япония — страна восходящего солнца, по истине страна контрастов, начиная с того что люди всё чаще селятся в интернет-кафе и начинают вести там «полноценный» образ жизни (только в Токио их насчитывается около 10 тысяч), проводящая ежегодные обряды обнаженных мужчин (с каждым годом количество участников праздника только увеличивается), и заканчивая тем что, в Японии есть такое явление как само-мумификация.
У людей, придерживающихся буддистских воззрений, была распространена само-мумификация (процесс доведения себя до состояния мумии, занимает в среднем 5,5 лет), и в начале XX века в Японии был издан закон, запрещающий проводить данное действие (процесс в монастырях практически невозможно остановить); в то время как в Индии тоже имеется специфичная форма самоубийства, правда используемая в основном женщинами, — обычай, именуемый сати (самосожжения вдовы), который официально был запрещен в 1987 году (в год насчитывается несколько десятков случаев).
Албания сильна своими обычаями и следованию Кануна, где особый интерес вызывает 88 параграф, оказывающий большое влияние на общественные взаимоотношения и устанавливающий правонаследование только лишь по линии сыновей, что породило такое явление, как бурнеша (женщины-мужчины). Вследствие данного факта женщины переодеваются в мужчин и начинают вести их образ жизни (в настоящее время таких насчитывается около 5 тысяч), давая клятву, что никогда не выйдут замуж и не родят детей.
В Китае строго запрещена процедура реинкарнации, на проведение которой надо получить разрешение, что вызывает много неудобств у буддистских монахов.
Особняком стоит такой вопрос, как жертвоприношения, обряд, присущий многим народам: например, в Кампале распространены жертвоприношения детей, в то время как в Голландии официально разрешена эвтаназия детей (8 % детей подвергаются этой процедуре).
Но некоторые общественные отношения существуют в любом обществе не зависимо от правовой системы и стадии развития цивилизации, например, работорговля и проституция. Например, в Мавритании официально рабство отменили лишь в 2007 году; а в незаконных формах оно распространено по всему миру и по сей день. МОТ насчитывает количество рабов по официальным данным от 10 до 30 млн, только в США в детском секс-рабстве, по предварительным оценкам, находится около 100 000 людей.
Проституция издревле скрывается в самых различных формах, прикрываясь рамками приличия даже в тех странах, где, по идее, она должна быть искоренена. Например, в Индии женщины, положение которых итак весьма затруднено, не говоря уже о легком поведении, выходят замуж за деревья; в то время как в некоторых мусульманских странах, где проституция карается очень жестко, данный вопрос решается «ночным муллой», который легализует брак на ночь.
Многие обычаи и по сей день живы — это «дикость»?
Большинство из приведённых здесь законов являются правовым анимизмом и анахронизмом - это факт; были выбраны наиболее яркие примеры, чтобы показать антагонистическую пропасть между нормами в понятии одних людей и дикосттю в мировоззрении по отношению к норме со стороны других людей.
Молодежь все меньше и меньше соблюдает их с каждым годом, стремясь к европеизации и американизации своей жизни и культуры, но в то же время религиозные нормы, размываясь, оседают в правовой менталитет нации, определяя границу свободы права каждого человека в отдельности, социальных групп, наций, проживающих совместно национальностей, создавая правовую обособленность менталитета и суверенитета государства.
Юридическим парадоксом является уже то, что наши правовые системы тоже не лишены дикости и анахронизмов в своем выражении, к которым так все стремятся, и на сегодняшний день. Законы, поражающие своей нелепостью и абсурдностью, есть и рождаются в современности романо-германской и англо-саксонской системе права, чему и будет посвящена моя следующая работа.
Бремя своего права.
В противоположность с общепринятой тенденцией в юриспруденции, мы не будем использовать иносказательную форму бремени права как процесса доказывания чего-либо, а будем трактовать это понятие в его самом что ни на есть прямом смысле — ноша [4, с. 22]. Ярые и непримиримые либералы не поймут меня и будут ратовать за режим демократии и свои идеалы как лекарство от всех бед в обществе, подчеркиваю лишний раз, что людям нужен большой круг прав. Но в свете всего выше сказанного для меня всегда было загадочно и даже удивительно, почему люди, говоря слово права, вкладывают в это только возможности для совершения чего-либо по субъектной концепции, не понимая, какова величина того бремени, таящегося в этой свободе права. Бремя на возможность своего выбора всегда тяготит любого субъекта, особенно если ему это не нужно — правовая атрофия как конфуз общественных отношений, порождает своим следствием непринятие, неисполнение, груз свободы выбора поведения в условиях отсутствия такой необходимости.
Не обойдем вопрос и различия норм поведения в обществе, и один из самых известных для всех пример, наверное, будет, что в странах с общепризнанной мусульманской идеологией и культурой, женщины должны находиться в хиджабе или парандже, в то время как в странах с другими религиозными представлениями такой нормы поведения нет. Исключительность всей ситуации заключается в том, что, приезжая в другие страны, женщины-мусульманки не стремятся снять с себя одежды, а наоборот, манифестирует данную поведенческую норму как свободу выбора своего права — свободу своей религии и её норм.
И с этой позиции становится совершенно закономерным вопрос о том, что в разных правовых системах точек соприкосновения ещё меньше, и как результат этого проявляется на сегодняшний день ситуация, когда гегемония одних и подавления других любыми мерами ведёт к правовому тоталитаризму.
В своё оправдание по столь смелой позиции, не надо приводить особых доводов, а всего лишь посмотреть на современный исторический процесс и понять, что законы хороши в исполнении, без политики при исполнении, а не в декларировании деклараций.
Что же такое свобода права человека, если для одних является нормой то, что для других — отражение ограничения свободы...
Список литературы:
1.Большая советская энциклопедия, 1-ое издание. — 1935. — Т. 22.
2.Варежки с муравьями: жестокий обряд инициации в Бразилии [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.moesoznanye.ru/obryadu/496-varezhki-s-muravyami-zhestokij-obryad-iniciacii-v-brazilii.html (дата обращения 21.06.2013 г.).
3.Вздорова Л.П. Свобода права человека, или то что называется дикостью», статья опубликована в рамках 12 Международной заочной научно-практической конференции «Инновации в науке» (Россия, г. Новосибирск 17 сентября 2012 г.) ISBN 978-5-4379-0129-8 — стр. 10—18.
4.Даль В.И. Толковый словарь живаго великорускаго языка Спб.1863—1866 гг. — С. 22.
5.Дикий Дикий Мир [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://wildwildworld.net.ua/istoiya-i-kultura (дата обращения 09.05. 2013 г.).
6.Как хоронят в Тибете? Небесные похороны [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.stepandstep.ru/catalog/learn-as/150794/kak-horonyat-v-tibete-nebesnye-zahoroneniya.html (дата обращения 02.09.2012 г.).
7.Культурология, культура, традиции и обычаи различных народов [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://o-kulture.ru/opisanie-zhestokix-obychaev / (дата обращения 13.07. 2012 г.).
8.Ратцель Ф. Народоведение Проф. д-ра Фридриха Ратцеля, типография Товарищества «Просвещение», — 7 рота, — 20 стр.795 — 1903 год
9.Тайлор Э.Б. Первобытная культура [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://moy-bereg.ru/mifyi-i-myi/eduar-bennet-taylor-pervobyitnaya-kultura-10.html (дата обращения 25.12. 2012 г.).
дипломов
Оставить комментарий