Статья опубликована в рамках: LVI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 16 марта 2022 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Гражданское, жилищное и семейное право
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПРАВОВОЙ АСПЕКТ СПРАВЕДЛИВОСТИ: ОТ ДРЕВНЕГО КИТАЯ ДО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
THE LEGAL ASPECT OF JUSTICE: FROM ANCIENT CHINA TO THE MIDDLE AGES
Roman Diner
Postgraduate of Department of Civil Law, Siberian Law University,
Russia, Omsk
АННОТАЦИЯ
В работе автор исследует категорию справедливости в научно-правовой плоскости.
ABSTRACT
In the article the author explores the category of justice in the scientific and legal plane.
Трансформация социальных установок, качественное изменение общественного порядка и возрастание роли права в распределении материальных благ обуславливают актуальность рассмотрения справедливости как одного из фундаментальных понятий гуманитарных наук, включая правовую теорию.
Несмотря на существенный объем научной литературы, предметом изучения которой является категория справедливости [12], недостаточно специализированных работ, посвященных исследованию категории справедливости в научно-правовой плоскости. В работах правоведов указанная категория рассматривается: как общеправовой принцип (В.Д. Перевалов, В.И. Леушин); как отраслевой принцип (С.А. Иванова); как атрибут права (Л.А. Морозова); как внеправовая категория (М.Н. Марченко, В.А. Четвертин). Это свидетельствует о сохранении дискуссионности в понимании справедливости в правовой сфере.
К тому же, многие научные труды отражают представления о справедливости согласно господствующему в соответствующее время мировоззрению. Примером могут служить работы советских правоведов, которые пронизаны коммунистическим сознанием [5]. Исследование справедливости во взаимосвязи с правом, таким образом, необходимо осуществлять через призму ретроспективы, что даст возможность определять сегодняшние тенденции развития понятия справедливости в юридической сфере.
Подходы к определению справедливости в разные хронологические периоды отличаются.
Первые воззрения о справедливости были связаны с древнекитайским периодом. Представителем последнего являлся Конфуций, учение которого оказало существенное влияние на жизнь Китая и Восточной Азии. Под справедливостью он понимал «все то, что способствует укреплению централизованной власти правящих слоев, сохраняет единовластие, укрепляет патриархально-рабовладельческие установления; что возводит в незыблемый закон сыновнюю почтительность, уважение к старшим и вышестоящим в социальной иерархии» [15, c. 141-142]. Из этого следует, что именно система социальной иерархии является основой первых представлений о справедливости в Древнем Китае, где отношения подчиненности отражались и в государственных вопросах.
Иное понимание справедливости существовало у представителей древнекитайского направления легистов, которые уделяли ведущую роль правовому аспекту [7, c. 45]. Они отказываются от несправедливости социальной иерархической системы, предложенной Конфуцием, и рассматривают возможность реализации справедливости только через законы [7, c. 46]. Так, последователи конфуцианства делали акцент на нравственных основах общества, в то время как «Школа законников» на первый план выдвигает законы и доказывает, что государственные дела несовместимы с нравственностью. Гуан Чжун выдвигал следующую концепцию: «Правитель и чиновники, высшие и низшие, знатные и подлые – все должны следовать закону. Это и называется великим искусством правления» [7, c. 49]. Закрепление собственности на земельные участки и присвоение служебных званий по способностям и заслугам – это, по мнению легистов, и есть истинная справедливость [7, c. 45].
Следующим основным этапом развития категории справедливости является период Древней Греции. На основе идей о распределяющей справедливости закономерным образом возникает справедливость воздающая, которая олицетворяется в богине правосудия Фемиде. Воздающая справедливость характеризуется взаимными действиями лиц, где воздается благом или злом за фактическое деяние блага или зла соответственно [3, c. 9]. Аристотель следующим образом описывал подобного рода справедливость: «В самом деле, либо стремятся [делать] зло в ответ на зло, а [вести себя] иначе кажется рабством…» [17, c. 5]. Далее Аристотель развивал концепцию воздающей справедливости, связывая последнюю с идеями социального наказания: «Если кто вырвал кому глаз, то справедливое не в том, чтобы в ответ и ему только глаз вырвали, но в том, чтобы он потерпел еще больше, с соблюдением пропорциональности: ведь и начал он первый, и поступил несправедливо; он несправедлив вдвойне, и справедливо, чтобы пропорционально несправедливостям и он претерпел в ответ больше того, что сделал» [18, c. 3]. К тому же в работе «Этика» Аристотель выделил справедливость в качестве юридической категории, где справедливость отождествлялась с законностью. Относительно этого Аристотель писал: «Все установленное законом в известном смысле справедливо, ибо все, что положено законодателем, законно и каждое отдельное его постановление мы называем справедливым» [1].
Немаловажным шагом в разработке понятия справедливости являлось учение Эпикура. Мыслитель утверждал, что справедливость может проявляться как природное начало, так и продукт социального взаимодействия, которое проявляется в многообразных правилах общежития [6, c. 217]. Однако с динамичным развитием общественных отношений, развитием государственности и культуры общества в целом природное начало справедливости теряет свое предназначение общего мерила, а в некоторых ситуациях предстает и несправедливостью [6, c. 217]. В таких ситуациях общество в целях возрождения природного начала справедливости сознательно формируют второй вид справедливости (продукт социального взаимодействия) путем условного права. Когда природный закон не способен урегулировать интересы общества, он должен трансформироваться в соответствующий человеческий закон. В том случае, по утверждению Эпикура, если данный закон не выступает должным регулятором взаимоотношений людей, то он является несправедливым [10, c. 28]. Справедливость по Эпикуру, таким образом, представляет собой соглашение между людьми, смысл которого зафиксировать интересы каждой стороны.
Для римского права категория справедливости в ее многогранном понимании находит отражение в принципе «aequitas». Под последним следует понимать фундаментальный принцип римского права, имеющий существенное значение в деятельности римских юристов. «Во всех делах, в наибольшей же степени в праве, необходимо руководствоваться справедливостью». («In omnibus, maxime tamen in iure aequitas spectanda est» Paul, D. 50, 17, 90.) В период окончательного формирования Римской империи «многие юридические решения были вдохновлены принципом aequitas» [16, c. 354], благодаря чему произошло скрещивание справедливости и естественного права [9, c. 253]. Римляне придерживались позиции, согласно которой право берет свое начало из категории справедливости, поскольку право есть совокупность доброго и справедливого [4, c. 83, 87]. Это объясняет тот факт, что большинство европейских языков не разграничивают понятия «справедливость» и «юстиция», которые по-прежнему именуются одним термином – «justice».
Цицерон в своем трактате «Об обязанностях» рассматривал справедливость как совокупность двух правил: в своих действиях не причинять вред третьим лицам и служить общей пользе (communi utilitati serviatur) [13, c. 20, 31]. Это означает, что Цицерон рассматривал категорию справедливости не с позиций полезности для правящего круга лиц, а с позиций полезности справедливости для всего римского населения.
Принцип «aequitas» также применялся римлянами для устранения iniquitas (несправедливости) – юридического казуса, противоречащего справедливости. По утверждению Цицерона, «человеческие усмотрения» обязаны соответствовать справедливости, «ибо справедливость и право не зависят от мнения и усмотрения людей» [14, c. 65]. «Аequitas» тем самым выражает естественно-правовой характер справедливости, которая решающим образом определяла позитивное законодательство Древнего Рима. Так, М. Бартошек относительно этого писал: «Aequitas становится рядом с правом, контролирует его и по мере возможности смягчает его суровость» [2, c. 26].
Таким образом, в период Древнего Рима происходит заимствование древнегреческих представлений о справедливости, в которых последняя связывалась с единством природы, и вместе с тем начинался процесс выделения справедливости как полноценной юридической категории. Так, советский философ А.И. Новиков отметил: «Именно в Риме понятие справедливости было переведено с языка философских рассуждений на точный язык правовых формул» [3, c. 17].
Справедливость в рамках Средневековья выражена в теологическом укладе общества, где любые процессы принимали религиозную форму. Обратимся к представлениям о справедливости итальянского теолога и философа Фомы Аквинского. По его мнению, основным регулятором общественной жизни является «вечный закон», который имеет божественную природу, из него исходит естественный закон – отражение вечного закона в сознании людей и который формирует человеческий закон – отражение естественного закона в позитивном законодательстве [8]. Продолжая традицию античности, Фома Аквинский определял справедливость как «постоянное и непрестанное стремление воздавать каждому своё» [11, c. 147]. Однако в трудах выдающегося философа Средневековья отчетливо проявляется приоритет божественного первоначала. Так, Т.Д. Стецюра замечает: «Цель труда у Фомы не экономическая, а в первую очередь религиозно-нравственная – спасение души» [11, c. 263]. Это свидетельствует о всецелом лишении категории справедливости природного и социального характера и трансформации ее в инструмент религиозного укрепления населения.
В заключении следует указать, что для каждого исторического промежутка существует собственная мера справедливости, а также способ ее толкования. Категория справедливости является онтологическим началом развития права, где нормативные предписания должны быть продолжением справедливости. В противном случае такие предписания являются неправовыми.
Список литературы:
- Аристотель. Этика: научное издание / Аристотель; пер. Н.В. Брагинской, Т.А. Миллер. – М.: АСТ, 2002. – 494 с.
- Бартошек М. Римское право: понятия, термины, определения. М., 1989. С. 26.
- Гринберг Л.Г., Новиков А.И. Критика современных буржуазных концепций справедливости. Ленинград, 1977. С. 17.
- Дигесты Юстиниана / пер. с лат.; отв. ред. Л.Л. Кофанов. Т. 1. М., 2002. С. 83, 87.
- Кашанина Т.В. Оценочные понятия в советском праве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Свердловск, 1974; Экимов А.И. Справедливость и социалистическое право. – Ленинград, 1980.
- Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 217.
- Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. – М., 1981. С. 45.
- Писарев Д.И. Историческое развитие европейской мысли / Полное собрание сочинений и писем в 12-ти томах. Том 6. – М., 2003.
- Покровский И.А. Указ. раб. С. 253.
- Рассел Б. История западной философии. М., 1959. С. 28.
- Стецюра, Т.Д. Хозяйственная этика Фомы Аквинского. М., 2010. С. 147.
- Хеффе О. Политика, право, справедливость: Основоположения критической философии права и государства. М., 1994; Прокофьев А.В. Справедливость или преодоление человеческой природы // Этическая мысль. М., 2003.
- Цицерон Марк Туллий. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1974. С. 20, 31.
- Цицерон. Избранные сочинения. М., 1975. С. 65.
- Ян Юн-го. История древнекитайской идеологии. - М., 1957. С. 141-142.
- Berger A. Encyclopedic dictionary of Roman law. Сlark, 2008. P. 354.
- EN, 1132b 34–1133a, P. 5
- ММ, 1194а, 38–1194b, P. 3.
дипломов
Оставить комментарий