Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 16 декабря 2020 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Актуальные вопросы противодействия преступности, носящей коррупциогенный характер

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Гасаналиева А.Ш. К ВОПРОСУ О ПРАВОСОЗНАНИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. XLI междунар. науч.-практ. конф. № 12(40). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 6-10.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

К ВОПРОСУ О ПРАВОСОЗНАНИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Гасаналиева Алина Шарабутиновна

аспирант, юридический институт, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,

РФ, Республика Дагестан, г. Махачкала

TO THE QUESTION OF SENSE OF JUSTICE IN RUSSIAN NOWADAYS SOCIETY

 

Alina Gasanalieva

Post-graduate student of the law Institute of Dagestan state University,

Russia, Republic of Daghestan, Makhachkala

 

АННОТАЦИЯ

В исследовании рассмотрены общие вопросы, касающиеся правосознания современного российского общества. Выявлены ключевые факторы и причины, обусловившие низкий уровень правосознания в российском обществе. Сделан вывод том, повышение уровня правосознания в России невозможно без учета исторического опыта страны и российского менталитета при проведении государственных реформ.

ABSTRACT

The study examines general issues related to the legal consciousness of modern Russian society. The key factors and reasons for the low level of legal awareness in Russian society are identified. It is concluded that raising the level of legal awareness in Russia is impossible without taking into account the country's historical experience and the Russian mentality when carrying out state reforms.

 

Ключевые слова: государство, низкий уровень правосознания, правовая культура, менталитет, правосознание современного российского общества.

Keywords: state, low level of legal awareness, legal culture, mentality, legal consciousness of modern Russian society.

 

Вопросы, касающиеся правосознания, выступают одними из ключевых в теории государства и права. Вместе с тем данная сфера служит предметом пристального внимания в социологии и философии, что указывает на то, что правосознание является комплексной категорией. Однако для права она имеет особое значение.

В наиболее общем виде правосознание выступает производной от общего понятия сознания. Собственно, термин «правосознание» представляет собой объединение двух слов – «сознание» и «право». Соответственно, правосознание – это та часть общественного и индивидуального сознания, объектами которого являются законодательство в целом, отдельные акты и нормы, права, свободы и обязанности личности и других участников правоотношений, правоприменительные акты, правомерное и противоправное поведение, правопорядок и законность и многое другое [1, c. 299].

Правосознание, будучи сложным структурным явлением, носит двойственных характер, определяющий его роль и место в процессах создания и реализации правовых норм и в конечном итоге формирования правового государства.

С одной стороны, правосознание – это необходимый созидающий фактор при формировании позитивного права. Иными словами, получению выражения в правовых нормах, результатах деятельности правотворческих органов, соответствующих интересах и потребностях людей, предшествует их прохождение сквозь призму воли и сознания индивидов, которые создают нормы права. Собственно, система позитивного права выступает результатом творческого претворения в жизнь правосознания, главным образом правовой идеологии и в некоторой степени правовой психологии законодателей. Законодатель в России в некоторой степени обезличен, поскольку при принятии законов, как правило, имена их авторов не называются. В то же время нельзя не принимать во внимание тот факт, что авторы законопроектов являются носителями собственного правосознания, которое находит воплощение в продуктах их деятельности. Вместе с тем законодатель прямо либо косвенно подвержен воздействию правосознания определенных групп и индивидов, а также общественного правосознания, что в конечном итоге наложит отпечаток и на содержание нормативно-правового акта.

Как отмечал И.А. Ильин, «для того чтобы нормы положительного права подверглись обновлению и исправлению, необходимо, во-первых, чтобы люди в этом действительно нуждались (потребность в реформе), во-вторых, чтобы эта нужда была осознана (выяснение потребности), в-третьих, чтобы сложилось уверенное знание того, что именно и в какую сторону должно быть изменено (составление проекта реформы), и, наконец, в-четвертых, чтобы эта осознанная потребность могла бы побудить уполномоченных создателей права осуществить реформу (предложение, принятие и утверждение проекта)» [3, с. 110].

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень взаимосвязи правосознания законодателя и общества определяет возможности обеспечения эффективности позитивного права, качественную характеристику правовых норм, а также их адекватность потребностям современного российского общества. Посредством правосознания формируется мотивация правового поведения, воплощаемая в существующую правовую действительность.

Рассматривая правосознание современного российского общества нельзя не отметить, что уровень научного осознания правосознания российского общества не отвечает требованиям современных реалий в Российской Федерации. Кризис правосознания современного российского общества главным образом обусловлен низким уровнем правовой культуры. Вследствие кризиса правосознания российского общества, непосредственно отражающегося на правовой жизни, происходит обесценивание права, возникает нигилистическое отношение к правовым ценностям.

Сложности развития государственно-правовой системы в современной России во многом связаны с изменением и ломкой правовых ценностей. Государство утрачивает возможность влияния на аксиосферу права, сворачивает правовоспитательную работу, отказывает в содействии освоению правовых ценностей гражданами [2, с. 260]. Обесценивание права и правовой нигилизм, присущие современному российскому обществу, являются прямым подтверждением того, что кризис правосознания в России непосредственно отражается на правовой жизни.

Особую значимость в данном контексте начинают приобретать проблемы исследования правосознания личности, выступающие своего рода инструментом претворения должного в сущее право.

В первую очередь важно отметить ключевые факторы, обусловившие низкий уровень правосознания в российском обществе, среди которых:

– кризис общей культуры России;

– изъяны и недостатки в деятельности органов государственной власти, а также должностных лиц, что приводит к подрыву их авторитета у населения;

– юридическая безграмотность большей части населения страны;

– отсутствие у населения возможностей, а зачастую и желания, правового просвещения;

– проникновение криминальной субкультуры в правовую культуру современного российского общества;

– неприятие правовых ценностей и т.п.

Среди причин неудовлетворительного уровня правосознания российского общества необходимо отметить и тенденцию реформирования различных сфер общественной жизни в России на западный манер, что не находит опоры и отклика в сознании российского общества, поскольку не учитывает собственный исторический опыт страны и российский менталитет. Как отмечает Л.А. Морозова, в настоящее время идет процесс интенсивного насаждения, внедрения в жизнь российского государства институтов, категорий, ценностей, законов западного образца жизни, которые могут быть хороши с точки зрения западной цивилизации, но совершенно не соответствуют менталитету россиян. Любые реформы обречены на провал, если они не опираются на традиции российского общества [4, с. 16].

В данном контексте важно обеспечить проведение всех реформ с учетом самобытности и уникальности российской культуры и традиций и сложившегося на их основе российского правового менталитета, а для этого требуется, как отмечает С.А. Юнусов, изучение собственных социально-культурных, исторических и специальных юридических основ российской правовой системы [5, с. 53].

 

Список литературы:

  1. Арановский А.В. Конституционная традиция в российской среде. – СПб. : Юридический центр Пресс, 2003. – С. 299.
  2. Бондаренко Г.И., Берсиров Т.Б. Правосознание населения современного российского общества // Общество и право. – 2012. – № 3 (40). – С. 260–265.
  3. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве. О сущности правосознания // Собрание сочинений. Конец 1930 – начало 1951 г. Цюрих. Т. 4. – М. : Русская книга, 1994.
  4. Морозова Л.А. Российская правовая система и международное право: современные проблемы взаимодействия // Государство и право. – 1996. – № 2. – С. 16.
  5. Юнусов С.А. Принцип справедливости в уголовно-исполнительном праве: вопросы теории : дис. … канд. юрид. наук. – Рязань, 2014. – 221 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.