Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXIII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 24 июня 2019 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: История государства и права России и зарубежных стран

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Велижанин А.В. ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАРОЖДЕНИЯ ПРАВА НАЦИЙ (НАРОДОВ) НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. XXIII междунар. науч.-практ. конф. № 6(22). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 29-33.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРЕДПОСЫЛКИ ЗАРОЖДЕНИЯ ПРАВА НАЦИЙ (НАРОДОВ) НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Велижанин Алексей Владимирович

аспирант, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского»,

РФ, г. Саратов

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются предпосылки зарождения права наций (народов) на самоопределение. Проводится анализ общественно-политической и правовой мысли, определившей идеологию буржуазно-демократических революций в Европе. Рассматриваются процедуры оформления народного волеизъявления того времени.

ABSTRACT

This article examines the prerequisites for the birth of the right of Nations (peoples) to self-determination. The analysis of socio-political and legal thought, which determined the ideology of bourgeois-democratic revolutions in Europe, is carried out. Discusses the procedure of obtaining the people's will.

 

Ключевые слова: национальное самоопределение, национальный суверенитет, принцип национальности, независимость.

Keywords: self-determination, national sovereignty, the principle of nationality, independence.

 

Конец XX – начало XXI вв. выдвинули реальные вопросы, связанные с реализацией права наций (народов) на самоопределение. Выработка определенных критериев и установления более ясных границ реализации данного права невозможны без изучения истории его возникновения.

Право наций (народов) на самоопределение начало зарождаться в результате борьбы за утверждение основных прав и свобод человека. Первые упоминания о нем обычно связывают с эпохой Просвещения, когда  общественная мысль передовых европейских стран пришла к отрицанию абсолютизма  и пыталась теоретически обосновать  «суверенитет народа» через теорию «естественного права». Своим возникновением идеи национального самоопределения обязаны таким мыслителям, как Дж. Локк, Г. Гроций, Эмер де Ваттель, Вальтер, Ж.Ж. Руссо.

Дж. Локк в своих трудах указывал, что политический порядок является результатом добровольной передачи гражданами части своих полномочий верховному правителю. В обмен на это правитель обязуется гарантировать гражданам безопасность, свободу и неприкосновенность имущества. Соответственно в случае злоупотребления своими полномочиями правитель «лишается той власти, которую передал в его руки народ для совершенно противоположных целей, а эта власть возвращается народу, который имеет право восстановить свою первоначальную свободу» [6, с. 390].

Другой философ Эмер де Ваттель в своем сочинении «Право народов» затрагивал вопрос о необходимости закрепить за нациями право на самоопределение, вплоть до отделения. По его мнению, «… все нации свободны, независимы и равны… и состоят из людей, от природы свободных и независимых, …всякой нации должна быть  представлена возможность мирного использования той свободы, которую она имеет от природы» [2, с. 46].

Под влиянием данной идеологии в Англии в XVII веке свершились две революции против абсолютистских режимов, а также произошло восстание американских колоний против британской короны в конце XVIII века. Считая британские законы о налогообложении колоний несправедливыми, жители Штатов объявили  о своем праве не подчиняться им, а впоследствии, когда Британия попыталась восстановить свой суверенитет силой, заявили о своем отделении [10, с. 117].

Из Декларации независимости США 1766 г. следует, что правительства «черпают свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства считается губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье» [4].

Аналогичное общественное мнение сформировалось в XVIII веке и во Франции. Основные концепции народного суверенитета в своих сочинениях излагали Вольтер и Ж.Ж. Руссо. В фундаментальном труде «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762 г.) Ж.Ж. Руссо изучает развитие представлений о государстве как субъекте права и рассматривает народ уже не как носителя, а как источника государственной власти [9]. Под девизом «Свобода, равенство, братство» во Франции в 1789 г. началась Великая французская революция, которая привела к свержению абсолютной монархии и провозглашению Первой французской республики. Одним из важнейших итогов Великой французской революции стало появление Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

В статьях 1-2 данной Декларации нашли свое воплощение идеи о том, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах, и что целью всякого политического союза является обеспечении этих прав. Статья 3 Декларации прав человека и гражданина 1789 г. называет нацию источником суверенной власти, а статья 12 еще раз подчеркивает, что государственная сила создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена [5]. Данные положения были продублированы и в первой французской Конституции, принятой 3 сентября 1791 г.

Таким образом, в Декларации независимости США 1776 г., французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и Конституции Франции 1791 г. впервые законодательно были заложены основы для будущей идеи самоопределения. При этом уточнялось, что права и свободы присущи только индивиду, принадлежащему к конкретной нации. Как отмечает Р.А. Алиев, на смену господствующему в политической мысли того времени принципу «государственного интереса» пришел «принцип верховенства нации», концепция «государственного суверенитета» сменилась концепцией «национального суверенитета» [1, с. 1468].

Буржуазно-демократическая революция во Франции 1848 г., целью которой было установление гражданских прав и свобод, также официально провозгласила «принцип национальности».  Данный принцип заключается в объединении в одном государстве территорий, население которых говорит на одном языке, и проведении государственных границ в соответствии с лингвистическими особенностями. Как верно отмечал современник революции А. Кошю, этот принцип, «уже потрясает мир. Новый догмат столь сильно овладел сознанием, что, безусловно, необходимо считаться с ним» [3, с. 238].

В XIX в. к этому принципу стали обращаться национальные и революционные движения за независимость Польши, Греции и испанских колоний в Америке, а также население Пруссии, Баварии, Ганновера и других германских королевств и княжеств, выступавшее за объединение Германии. Ф.А. Плиева отмечает, что в данном случае мы видим зарождение такой формы идейного национализма, как ирредентизм – объединение разрозненных земель, на которых проживали представители одного народа [8, с. 25]. Вслед за образованием Германской конфедерации последовало объединение Тосканы, Сицилии, Неаполя, Умбрии, а позднее – Венеции, Рима и других территорий, которое привело к образованию Итальянского королевства. По результатам плебисцитов произошло присоединение Ниццы и Савойи к Франции в 1860 г. и Ионических островов к Греции в 1862 г.

Французский мыслитель Нгуен Куок Динь охарактеризовал происходящее следующим образом: «Быстро вышедший за границы Франции принцип национального самоопределения приносит… национальному государству рациональное обоснование, имеющее всемирное значение. Согласно этому принципу, основанному на праве народов на самоопределение, для того, чтобы суверенитет был действенным, каждая нация имеет право образовать независимое государство. Должно быть столько государств, сколько и наций. Границы государства должны совпадать с границами нации. Государство, охватывающее несколько наций, рискует расчлениться до такой степени, которая как раз и нужна для обеспечения такого совпадения границ. И наоборот, нация, поделенная на несколько частей, включенных в разные государства, имеет право на восстановление своего единства в одном и том же государстве» [7, с. 27].

Таким образом, зарождение и формирование идеи национального самоопределения можно назвать первым этапом становления права наций (народов) на самоопределение. Результатом национально-освободительных движений XVIII-XIX вв. стало признание нации (народа), населяющего государство носителем суверенитета и источником государственной власти. В общественной мысли начали появляться первые убеждения о том, что некая общность, осознающая себя народом, вправе претендовать не только на статус носителя суверенитета на территории своего проживания, но и на создание собственного суверенного государства. Вместе с этим из идей народного суверенитета и прав человека постепенно стало выводиться право населения отдельных территорий государств определять не только то, под властью какого суверена они желают быть, но и то, под юрисдикцией какого государства они желают существовать. Кроме этого, в середине XIX в. получают свое оформление такие процедуры «народного волеизъявления» относительно статуса территорий, как плебисциты. Начинает формироваться общественное осознание права на самоопределение как неотъемлемой составляющей национального суверенитета. Распространение принципа национального самоопределения достигло невероятных масштабов и стало острой международно-правовой политической проблемой, которая в полной мере не разрешена до сих пор.

 

Список литературы:

  1. Алиев Р.А. Зарождение идеи национального суверенитета // Право и политика. – 2012. – №9 (153). С. 1466-1470.
  2. Ваттель Э. Право народов или принципы естественного права, применяемые к поведению и делам  наций и суверенов. – М.: Госюриздат. – 1960. – 720 с.
  3. Даневский В.П. Система политического равновесия, легитимизм и начало национальности в их взаимной связи: Историко-догматическое исследование. – СПб.: Типография Р. Голике. – 1882. – 334 с.
  4. Декларация независимости 1776 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/indpndnc.htm (дата обращения: 20.12.18).
  5. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1789.htm (дата обращения: 20.12.18).
  6. Локк Дж. Два трактата о правлении. – Сочинения:  В 3-х томах. Т. 3. – М.: Мысль. – 1988. –  668 с.
  7. Нгуен Куок Динь Международное публичное право: В 2 томах. Т. 1. – Киев: Сфера. – 2000. – 440 с.
  8. Плиева Ф.А. Развитие института равноправия и самоопределения народов // Известия ВУЗов, Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2007. – №5. – С. 24-28.
  9. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/RUSSO/prawo.txt (дата обращения: 20.12.18).
  10. Троицкая О.В. Право наций на самоопределение: концептуальные подходы и практики применения // Полис. Политические исследования. 2015. № 6. С. 116-130.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий