Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 20 июля 2020 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: История государства и права России и зарубежных стран

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Джумакаев А.З. МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 7(35). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 25-29.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО

Джумакаев Азамат Зайнудинович

студент 1 курса очной формы обучения, Университет при межпарламентской ассамблее ЕврАзЭс,

РФ, г. Санкт-Петербург

В данной статье автор рассмотрел  наиболее важные особенности мусульманской правовой системы, выявил её сущность и затронул самые важные черты шариата, регулирующие гражданские взаимоотношения. Актуальность исследования заключается в том, что Мусульманская правовая система сыграла большую роль в становлении и в развитии государства и права в ряде стран Востока. Мусульмане проживают во всех континентах земли и в большинстве стран мира. Ислам - являясь одной из трех мировых религий, на взгляд автора, больше, чем остальные религии, взаимосвязан с государством и правом. В последнее время возросло влияние мусульманских стран на мировую политику. Мусульманские страны занимают ключевые позиции в мировой экономике. Роль, которая в настоящее время отводится мусульманскому праву в правовом развитии, политике и идеологии стран Востока, наглядно подтверждает, что оно сохранило еще достаточно широкие возможности активно действовать в новой исторической обстановке. Цель работы: исследование основ мусульманской правовой системы. Задачи работы: 1) Рассмотреть природу и источники мусульманского права. 2) Раскрыть особенности структуры права и юридической техники в мусульманском праве.

Методы исследование: Методологическую основу данной статьи составила диалектическая теория познания, особенность цели исследование определило активное использование метода сравнительно-правового анализа и формально-логического метода. Важнейшим источником Мусульманского права  считается Коран - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, приписываемых пророку Мухаммаду. Коран состоит из 114 глав (сур), разделенных на 6219 стиха (адата). Большая часть Корана имеет мифологический характер, и лишь до 500 стихов содержат предписания верующим - шары или шариат, относящиеся к правилам поведения мусульман. Шар или шариат означает в переводе «путь следования» и составляют то, что называют мусульманское право. Однако, содержащиеся в Коране положения юридического характера явно недостаточны в силу отражения в нем раннефеодальных отношений. В связи с этим в качестве следующего авторитетного источника права выступает Сунна. Сунна (священное предание) - состоит из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммада. В Сунне содержатся нормы брачного, наследственного, доказательственного, судебного и некоторых других отраслей права. Социальное положение в исламе устроено так, каждый человек имеет права на свободу. Во времена Арабского Халифата свободой обладали только мусульмане, иностранцы не обладали такими правами. Надо отметить очень важную вещь, мужчины в исламе занимают более привилегированное положение, чем женщины. Например, мусульманским женщинам запрещено появляться в общественных местах, где много народа, без сопровождения мужчины. Мусульманские женщины не могут занимать государственные должности, только мужчина обладает правом руководить женщиной, но не наоборот.  Вообще нормы шариата носят очень строгий и жёсткий характер, очень много запретов и обязанностей, которые должен соблюдать каждый мусульманин. Например, мусульманам категорически запрещено принятие алкогольных напитков, во время Арабского Халифата за это мусульманин подвергался телесным наказаниям. Кстати, такой метод наказания существует и в нынешнее время в Йемене. В шариате не формулировалась общая концепция обязательства, но практические вопросы договорного права, опосредовавшего торгово-денежный оборот, получили всестороннюю разработку. Обязательства делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные. Характерным для мусульманского общества было распространение специфических односторонних обязательств. Договор по шариату рассматривался как связь, возникающая из взаимного соглашения сторон, которое, однако, в условиях имущественного неравенства имело чисто формальный характер. Условия договора могли быть выражены в любом виде: в документе, в неофициальном письме, устно. Заключенные договоры рассматривались как незыблемые. Обязанность соблюдать "свои договоры" рассматривалась в Коране как священная. Недействительными считались договоры, заключенные с безнравственными целями с использованием "нечистых" или изъятых из оборота вещей. В семейных отношениях главенствующее положение занимает мужчина в Коране указывается: «...мужья стоят над женами (мужчины пользуются правом кавама - опекунства и власти - в отношении женщин) за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими (мужчинам по сравнению с женщинами) и за то, что они (мужчины) расходуют из своего имущества (на своих жен)». 4:34.[1] Семья в исламе это священная часть общества.  Именно поэтому довольно больше внимание в Коране уделяется семейным отношениям. По шариату мусульмане имеют права на 4 жены. Если мусульманин имеет несколько жён, то он обязан относиться к ним одинаково, он должен всем им обеспечить достойный уровень жизни. В исламе запрещены браки между родственниками. Мусульманин может взять в жёны девушку из другой веры. Мусульманским женщинам запрещено выходить замужем за человека из другой веры. При заключении брака требуется согласие женщины. Обязанности женщины в семье это уход за домом и воспитание детей. Мужчина же должен обеспечить свою жену и своих детей достойным уровнем жизни. Взаимоотношения между детьми и родителями также занимают важное место в Исламе. Пророк Мухаммед сказал, что Рай лежит у ног матерей. Почитание родителей занимает одну из верхних строк в мусульманском праве. Существует определенный кодекс обязанностей детей перед родителями. В Коране довольно часто встречаются призывы почитать родителей и стариков: «И установил твой Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и были добры к родителям. Если один из них или оба близ тебя достигнут старости, тоне говори им: тьфу! — и не кричи на них, а говори им слово уважения. И преклоняй перед ними обоими крыло смирения и говори: Господи, будь милостив к ним: они воспитывали меня совсем маленьким». Долг детей заключается в том, чтобы никогда не отступать от повелений своих родителей, стремиться приносить им радость, считать их дела важнее своих, а после смерти их всегда вспоминать с благодарностью и любовью. Главнейшей же обязанностью отца и материя является воспитание своих детей таким образом, чтобы они стали настоящими членами общества, приносили бы ему пользу. Долг всех родителей - это подготовка детей своих к самостоятельной жизни, обучение их основам религии, воспитание в них нравственных основ. Наследование в Исламе существует в двух видах по закону и по завещанию. По мусульманскому праву наследователь не может ограничить число наследников. Например, отец не может оставить всё наследство только одному сыну или дочери, если у него их несколько.Сыновья получают  в два раза больше чем дочери. Порядок и приоритет при наследовании установлены шариатом на основе трех групп наследников в соответствии со степенью родственной близости к завещателю. При этом шариат установил твердое правило: если существует хотя бы один наследник первой группы, все наследство достается ему, а вторая и третья группы не получают ничего. К первой группе относятся дети и родители умершего. Ко второй, братья, сёстры, бабушка и дедушка. К третьей, дяди и тёти. Определение преступлений и их тяжести в мусульманском праве основывается на догматах религии. Признается пять основных ценностей ислама. Это религия, жизнь, разум, продолжение рода, собственность. Преступления, посягающие на эти ценности, признаются тяжкими и караются наиболее серьезно. За вероотступничество полагается смертная казнь. Бунт также несёт за собой смертную казнь. За кражу мусульманин подвергается телесным наказаниям. Особенно сильно наказывается также прелюбодеяние.Очень сурово в исламе наказывается колдовство и магия это считается преступлением против религии и подвергается смертной казни. В исламе всегда присутствовала кровная месть. Родственники убитого могли убить убийцу, однако если пострадавшие соглашались на выкуп, то виновный в убийстве, освобождался от смерти. Смертная казнь, как самый суровый вид наказания, существует во многих Исламских странах и в нынешнее время.

Подводя итог отметим, что нормы шариата, которые были во времена Арабского Халифата, в целом не претерпели сильных изменений, в зависимости от страны. Например нормы шариаты сохранялись в первозданном виде в Саудовской Аравии, а в Турции они были чуть подкорректированы. В настоящее время в исламском мире вёдется работа против  нововведений, чтобы сохранить религию в первозданном виде. Автор в данной статье рассмотрел все особенности семейных отношений, наследственного и уголовного права в исламе. Выявил их юридические особенности, рассмотрел структуру мусульманского права. Особенностью мусульманского права является его тесная связь с религиозно-моральными нормами, предписаниями и установками. Другая особенность заключается в строгой необходимости для мусульман, где бы они ни находились, в какой бы стране ни проживали, свято руководствоваться исключительно мусульманским правом. На данном этапе более подробное изучение Мусульманского права актуально, потому что в последнее время обострились отношения мусульманского общества с немусульманским. Люди должны узнать друг друга лучше, изучая особенности каждой из культур, общество добьётся мирового диалога людей разных конфессий.

 

Список литературы:

  1. Санаи М. Мусульманское право и политика. Учебное пособие - М.: Исток, 2018. - 576 c
  2. Аляутдинов Шамиль. Мусульманское право. - М.: Диля, 2016.- 854 с
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.