Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 02 ноября 2011 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Страховое, медицинское, образовательное право и нотариат
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА СМЕРТЬ
Гоголи Давид Борисович
Соколова Валентина Александровна
студенты 3 курса, Красноярский государственный торгово-экономический институт, г. Красноярск
Е-mail: tinka3331@rambler.ru
Тиранен Василий Александрович
к.ю.н, доцент, Красноярский государственный торгово-экономический институт, г. Красноярск
Е-mail: law.tirranen@yandex.ru
В Конституции Российской Федерации есть право на жизнь, однако нет права на смерть. Под словами «право на смерть» подразумевается эвтаназия. Эвтаназия (греч.) - это "хорошая смерть". Первый раз термин был упомянут в XVI веке английским философом Фрэнсисом Бэконом. Он означал легкую, без боли и каких-либо страданий смерть. Однако позже, в XIX веке, под эвтаназией стали понимать "умерщвление пациента из жалости". До начала Второй мировой войны она широко использовалась в ряде стран Европы [2].
В настоящее время в таких странах, как Бельгия (с 2002 г.), Нидерланды (с 1980 г.) и штат Орегон США (с 1994 г.) эвтаназия разрешена законом, но только при определенных условиях и неукоснительном соблюдении определенных правил. В Бельгии уже в 2003 году эвтаназию попросили 200 смертельно больным пациентов, а в 2004 году — 360 человек. Когда-то активная эвтаназия была разрешена в одном из штатов Австралии, однако скоро этот закон был отменен. Один из австралийских врачей - сторонников легкой смерти думает о создании плавучей больницы, на которой и будет совершать эту процедуру [5].
В Нидерландах, согласно закону, для смертельной процедуры нужны следующие условия: пациент не моложе 12 лет, его требование, должно быть доказано, что его страдания невыносимы, болезнь смертельна и врачи бессильны [5]. В России эвтаназия классифицируется как преступление, а именно – умышленное убийство (часть 1 ст.105 УК РФ). Однако в этом случае будут учитываться и смягчающие обстоятельства: совершение преступления по мотиву сострадания [4].
Существуют как сторонники эвтаназии (Никонов Александр Петрович, Ричард Докинз, Терри Пратчетт, Церковь Эвтаназии), так и ее противники (Движение «В защиту жизни», Иоанн Павел II, Иоганн Христиан Рейль, Церковь Шотландии). Русская Православная и Католическая церкви также категорически против легализации эвтаназии. Патриарх Алексий II считает, что независимо от состояния больного нужно всегда надеяться на милосердие Божие и чудо. Против эвтаназии категорически выступает и католическая церковь [1].
Цель исследования - вопрос о гуманности и целесообразности разрешения в России эвтаназии и эвтаназии новорожденных в частности. Для отражения общей картины отношения к ней в обществе был проведен социологический опрос. Метод опроса – анкетирование, респонденты – студенты Красноярского государственного медицинского университета 3-6 курсов. Количество отвечающих в общем 100 человек, половое соотношение примерно одинаковое, возраст 18-28 лет. 53% студентов с факультета лечебное дело, 29% с факультета стоматологии, 10% с педиатрии, 8% с факультета фармации.
Положительное отношение к эвтаназии выразили 49% респондентов, отрицательное – 15%, 36% отметили, что относятся к ней нейтрально.
Из противников эвтаназии 6% считают, что эта процедура ничем не отличается от убийства, равное количество респондентов (по 4%) отказываются принимать эвтаназию по религиозным причинам или верит в возможность исцеления, 2% считают, что больной может принять решение необдуманно, в состоянии аффекта.
60% отметили, что эвтаназию можно применять, когда неизлечимому больному, испытывающему сильные страдания, осталось жить недолго, 15% выразили мнение, что это приемлемо когда больной может жить еще несколько лет, 9% - по просьбе больного, вне зависимости от медицинских прогнозов, 16% опрошенных считают, что нет случаев, в которых применение эвтаназии было бы гуманно. Варианты «При неизлечимом заболевании, вызывающее сильные страдания, по просьбе родственников» и «по рекомендации врача» не выбрал никто.
97% респондентов считают более гуманной активную эвтаназию.
63% студентов «за» легализацию эвтаназии, так как это является неотъемлемым правом каждого человека.
Эвтаназию рассматривают как необходимое медицинское вмешательство 40% опрошенных, 33% считают это формой самоубийства, 8% относятся к ней, как к преступлению, 19% затруднились с ответом.
Помочь больному добровольно уйти из жизни, будучи врачом, смогли бы лишь 10% студентов-медиков, 59% не выразили своего мнения по этому вопросу.
Большая часть (78%) не поддержали бы в выборе эвтаназии смертельно больного родственника, 20% затруднились с ответом и лишь 2 человека согласились бы на это.
Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод, что отношение к эвтаназии неоднозначное и расплывчатое. Это показывает большое количество нейтральных ответов. Вероятнее всего, люди, даже будущие медики, никогда не задумывались об этом. Среди ее сторонников лишь малая часть студентов ответили, что смогли бы помочь уйти из жизни больному. Между желанием облегчить муки пациента и взятием на себя такой ответственности лежит огромная пропасть. Однако больше половины поддержали легализацию эвтаназии.
Целью анкетирования, так же, было выявление мнения об эвтаназии новорожденных. Средствами массовой информации задавался вопрос, а гуманно ли рожать и воспитывать детей с врожденными тяжелыми заболеваниями, ведь мучиться им придется всю жизнь и физически и морально. Если болезнь выявлена на поздних сроках беременности, то есть ли выход? Среди опрошенных 63% аборт на поздних сроках беременности или постнатальный аборт (если известно, что ребенок родится с тяжелым неизлечимым заболеванием) отнесли к убийству ребенка, 35% затруднились с ответом и 2% отнесли к эвтаназии. 20% студентов согласились, что, при определенных обстоятельствах, это имеет место быть.
Среди тех, кто отметил, что смог бы осуществить эвтаназию либо что эвтаназия новорожденных допустима, на вопрос «Смогли ли бы вы таким образом облегчить жизнь ребенку-инвалиду?». Положительно не ответил никто. Никто не считает, что взрослые могут распоряжаться жизнью беззащитного ребенка, пусть и неизлечимо больного.
Сегодня в Российской Федерации действует закон «Об охране здоровья граждан». Статьей 45 данного закона запрещается врачам «удовлетворять просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами». Лицо, которое осуществляет эвтаназию, «несет уголовную ответственность». Однако, по сути, разрешается пассивная эвтаназия, другими словами «добровольный отказ от медицинской помощи» [3].
В России 16 апреля 2007 года Совет Федерации РФ подготовил законопроект, легализующий в России эвтаназию, который сразу вызвал волну критики со стороны общественности. Возможность появления эвтаназии в России поддерживают только организации по защите прав пациентов. Сенаторы не раз направляли запросы в медицинские круги, с целю выяснить, насколько актуальна эта тема в настоящее время для нашей страны.
Существуют известные примеры осуществления эвтаназии. В возрасте 83 лет знаменитый психоаналитик Зигмунд Фрейд, страдая от рака полости рта, попросил своего врача и друга помочь ему совершить эвтаназию. Тот дал ему тройную дозу морфина, от которой Фрейд умер 23 сентября 1939 г. Так же умер и Хюго Клаус, в последние годы жизни страдавший болезнью Альцгеймера. Последние годы жизни Георг V хронически болел очень тяжелыми лёгочными заболеваниями. Он умер 20 января 1936 года. Лишь 50 лет спустя стало известно, что его лейб-медик барон Бертран Доусон по собственной инициативе совершил эвтаназию впавшего в кому после тяжёлого бронхита короля, собственноручно введя ему морфин и кокаин [5].
Вопрос о допустимости эвтаназии относится к области морали и гуманизма. Однако морально-этическая сторона дела имеет множество граней и черта между преднамеренным убийством и милосердием перестает быть очевидной, так как понятие гуманности неоднозначно и расплывчато по своей сути. Противники говорят, что негуманно лишать жизни человека, даже если он сам этого хочет, что человек должен бороться за жизнь, а врачи должны помогать ему. Сторонники же эвтаназии утверждают, что итог очевиден, пациент хочет уйти из жизни спокойно, а медицина, отказывая больному в его воле, проявляет жестокость. Правомерны ли такие действия вопрос спорный. С одной стороны, это личное право каждого человека, неотъемлемое, как и право на жизнь, с другой же, это поощрение разновидности убийства. Стоит глубже изучить опыт других стран, чтобы прийти к какому-то выводу. Эвтаназия - это сложная проблема, она далека от разрешения. Ее введение требует как минимум зрелости к этому шагу общества.
Список литературы:
- Дмитриев Ю.А. Право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии / Ю.А. Дмитриев, Е.В. Шленева // Государство и право. - 2007. - № 11. – С. 8-12.
- Капинус О.С. Эвтаназия, как социально - правовое явление [Текст] / О.С. Капинус. – М. :Буквовед, 2006. – 300-340 с.
- Об охране здоровья граждан: Федеральный Закон от 22 июля 1993 г N 5487-1[Текст] // Российская газета. – 1999. – 11.02. – С. 15.
- Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст] : офиц. текст по состоянию на 1 июня 2000 г / М-во юстиции Рос. Федерации. – М. : Норма : ИНФРА-М, 2000. – C. 33
- Царегородцев Г.И. Проблема эвтаназии в зарубежной медицинской этике / Царегородцев Г.И. // Медицина и идеология. - М., 1985. - с. 233-266.
дипломов
Оставить комментарий