Статья опубликована в рамках: XII Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 03 мая 2012 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Теория государства и права
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Хакимов Рустам Рафаэльевич
студент КЭУК, г. Караганда
Е-mail:
Ахметова Каргаш Саматовна
Научный руководитель к.ю.н, доцент
Е-mail:
В настоящее времяРоссия находится в процессе становления правового государства и демократического общества, которое невозможно без повышения уровня правовой культуры и формирования активной жизненной позиции гражданина. Важной движущей силой на этом пути является осознание гражданами их роли в этом процессе и ответственности за свою судьбу.
В. М. Бондаренко полагает, что важнейшим требованием современной методологии, имеющим прямое отношение к истории правовой мысли в России, является строгое следование принципу историзма, на котором строится как анализ теорий прошлого, так и критерии их оценки. Юридическая мысль в своем движении отражает социально-экономические условия жизни народов, классовые противоречия, культуру, выступает в качестве теоретического обобщения правовых знаний в каждую историческую эпоху [1 , с. 30].
Понятие правовой культуры, ее виды и роль в жизни общества за последние годы получили значительную научную разработку. Об этом свидетельствуют работы С. Н. Кожевникова, Е. А. Лукашевой, А. Р. Ратинова, И. Ф. Рябко, В. П. Сальникова, А. П. Семитко и других авторов. Общим методологическим ключом к изучению этой проблемы является рассмотрение правовой культуры в качестве составной части, элемента общей культуры человечества. Однако, как отмечается в литературе, в настоящее время насчитывается более 500 определений понятия «культура», и каждое из них может послужить основой для соответствующего подхода к анализу понятия, сущности и содержания правовой культуры. Все это предопределяет сложный и многоаспектный характер научных представлений о правовой культуре [2, с. 20].
Правовая культура — часть общей культуры общества или отдельной личности. Культура как собирательное понятие имеет множество различных форм проявлений, сторон, видов, «срезов», «измерений». В данном случае речь идет о такой ее разновидности, как правовая культура, которая выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами, другими юридическими феноменами. Это — особая интеллектуальная сфера, имеющая свою специфику и выступающая предметом изучения юридической науки.
Один из современных юристов США — Л. Фридмэн в своей книге «Введение в американское право» (М., 1992) отмечает: «Правовая культура — это барометр общественной жизни, являющийся одновременно и общественной силой, которая определяет, как часто тот или иной закон применяется или нарушается на практике, как его избегают или как им злоупотребляют. Правовая система без правовой культуры не действует» [3, с. 132].
Правовая культура — это прежде всего система ценностей и норм, укоренившихся в сознании и мотивации, обусловливающих поведение индивида и выражающихся в традициях, стиле взаимоотношения между личностью и правом. Правовая культура определяет успех внедрения и функционирования демократических норм и ценностей. Она включает такие элементы, как культура правового сознания, культура правовых отношений, культура правовой деятельности, т. е. законность, правопорядок, законотворческую, правоприменительную и другие виды деятельности в сфере функционирования права. Уровень правовой культуры в обществе определяется развитостью и согласованностью элементов, масштабом и глубиной юридического образования, правового воспитания, качеством профессиональной подготовкой юристов, степенью развития науки и правового мышления граждан.
В настоящее время очевидно, что успешное решение экономических, политических, социальных задач невозможно без повышения правовой культуры общества, воспитания у каждого гражданина глубокого уважения к закону, формирования готовности непосредственно и активно участвовать в претворении нормативных положений в повседневную жизнь. В этой связи правовую культуру можно рассматривать как одну из важнейших предпосылок формирования правового государства, реализации правовой реформы. «До тех пор, пока правовая культура российских граждан не вырастет до необходимого уровня, пока идея прав и свобод человека не станет нравственной потребностью, национальной идеей, способной объединить все общество, подвигнуть его на новое правовое, политическое, социальное, экономическое и культурное созидание, не будут реализованы на практике процедуры и институты обеспечения прав и свобод человека» [4, с. 224].
Состояние правовой культуры любого государства является важным показателем степени зрелости правовой системы. В правовой культуре, как в зеркале, отражается достигнутый уровень прогрессивного развития общества. Она опосредует все основные сферы правовой жизни общества: правотворчество и законодательство; правосознание и реализацию права; учреждения гражданского общества и государства.
Формирование правового государства неотделимо от процесса развития правовой культуры населения. Это, в свою очередь, способствует созданию развитого демократического общества. Наиболее важными представляются следующие направления:
- утверждение в общественном сознании отношения к праву как к особой социальной ценности на основе социальной справедливости и гуманизма;
- совершенствование правотворческой деятельности: учет различных мнений и подготовка альтернативных правовых актов; проведение социологических опросов и референдумов и т. д. [4, с. 234].
Для повышения правовой культуры граждан и всего общества в целом необходим комплекс экономических, политических, организационных, административных, судебных, воспитательных, образовательных мер, призванных привить уважение к праву и стимулировать положительную правовую активность. Главная цель правовой культуры заключается в достижении правомерного поведения каждого члена общества.
Формирование правовой культуры — это сложный психологический процесс восприятия нормативно-правовых предписаний, своеобразно протекающий у каждого человека, имеющий подчас различные результаты. Чтобы оптимизировать этот процесс, сделать его более действенным и целенаправленным, необходимо располагать достоверной информацией о многочисленных переменных, опосредующих этот процесс, глубоко знать приемы, средства и методы достижения желаемых результатов. Нужно иметь научно обоснованную программу дидактического содержания. В правовоспитательной деятельности, а она является одним из направлений в деятельности государственных и общественных структур по формированию правовой культуры, на взгляд автора, в настоящее время возникла своеобразная ситуация: с одной стороны, признается необходимость и эффективность правового воздействия на формирование личности, а с другой — отсутствует строгая теория, научно обосновывающая пути реализации имеющихся возможностей. Преодоление этой проблемной ситуации связано в первую очередь с определением и научным обоснованием целей и задач правового воспитания. Решение этих вопросов относится к числу первостепенных научных проблем формирования и развития правового сознания [5, с. 123].
Произошедшие в предыдущие годы перемены в социально-экономической и политической жизни России вызвали изменения в структуре и иерархии ценностных ориентаций многих ее граждан.В настоящее времянаблюдается практическое разрушение системы ценностей. Это ведет к катастрофической по масштабам социальной пассивности современной молодежи, а в будущем — и к потере для государства целого поколения полноценных граждан.
Несовершенство российского законодательства, лоббизм в законотворчестве, правовая незащищенность личности негативно влияют на правовую составляющую общей культуры общества. В этой связи модернизационные процессы в стране требуют глубокого ивсестороннего осмысления, так как происходит навязывание в агрессивной форме западной культуры, в том числе в области права.
Именно нравственно-правовая осведомленность и высокий уровень правовой культуры в решении повседневных вопросов способны развивать и совершенствоваться как правовое государство.
«Для нас правовая культура ценна не только тем, что она служит идеалам нашего государства, но и тем, что в ней заключены прежде всего общечеловеческие идеалы гуманизма и справедливости. Если правовая культура порывает с этими идеалами, то она перестает служить и праву, и цивилизации» [5, с. 154].
Список литературы:
- Бондаренко М. В. Правовая культура и правомерное поведение в современном российском обществе: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 29—30.
- Вопленко Н. Н. «Правосознание и правовая культура»: Учебное пособие. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000. — С. 52.
- Матузов Н. И., Малько А. В. « Теория государства и права»// Учебник. Юрист, 2004. — С. 52.
- Общая теория права: Курс лекций//Под ред. В. К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 512.
- Сальников В. И. Правовая культура // Общая теория права. — М., 1993. С. 495.
дипломов
Оставить комментарий