Статья опубликована в рамках: XLII Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 20 октября 2014 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Уголовное право
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ИСТОРИЯ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ АБОРТОВ В ЗАРУБЕЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Аманжолова Ботагоз Атымтаевна
канд. юрид. наук, доцент Карагандинского Государственного Университета им. Е.А. Букетова, Республика Казахстан, г. Караганда
HISTORY OF THE LEGAL REGULATION OF ABORTIONS IN THE FOREIGN LEGISLATION
Botagoz Amanzholova
candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Karaganda State University of the name of academician E.A. Buketov, Republic of Kazakhstan, Karaganda
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена изучению историко-правового обзора проблемы абортов. В ней анализируются содержание и структура уголовно-правовых норм об ответственности за аборты в разных странах в различные исторические эпохи.
ABSTRACT
The article is devoted to the study of historic and legal survey of the abortion problem. The content and the structure of criminal law standards of liability for abortions are analyzed in different countries and historical era.
Ключевые слова: незаконное производство аборта; уголовная ответственность; криминальный аборт; история абортов; законы об аборте.
Keywords: illegal performance of abortion; criminal responsibility; illegal abortion; history of abortions; abortion acts.
Вряд ли можно встретить среди преступлений против личности еще одно такое преступление, как криминальный аборт, которое столь различно расценивалось бы в различные исторические эпохи, которое так разно юридически квалифицировалось бы и влекло за собой столь различные наказания: от самых серьезных мер до абсолютной безнаказанности.
История абортов уходит своими корнями в древность [5, с. 16]. Различные способы прерывания беременности были известны людям еще в эпоху первобытнообщинного строя.
В рабовладельческом обществе частые переселения, войны и голод вынуждали прибегать к абортам в качестве средства избавления от «лишних людей». Например, на острове Формоза вследствие нехватки пищи женщинам до 36 лет не разрешалось заводить детей. В противном случае жрецы, наступая на живот беременной женщины, производили выкидыш [5, с. 18].
Платон (427—347 гг. до н. э.) для предотвращения бесконтрольного увеличения численности населения Древней Греции предлагал регулировать рождаемость с помощью абортов. Его ученик Аристотель (384—322 гг. до н. э.) так же поддерживал аборты. Однако он считал, что право на аборт женщина приобретает лишь после того, как даст обществу определенное количество детей [5, с. 19].
Врачи древности также расходились во мнении в вопросе о допустимости аборта. Гиппократ считал всякий аборт противоестественным и обязывал своих учеников дать клятву о том, что никогда не будут прибегать к абортивному пессарию. Напротив, знаменитый арабский врач Авиценна одобрял аборты [5, с. 20].
Аборт относится к числу старейших проблем медицинской этики, а также философии, юриспруденции и теологии. Клятва Гиппократа запрещает врачу прерывание беременности («Я... не вручу никакой женщине абортивного пессария»). В то же время Аристотель считал аборт допустимым. В позиции Аристотеля обращают на себя внимание два момента: необходимость абортов обосновывается у него демографическими целями (регулированием рождаемости); одновременно он считал аборт дозволенным, пока в зародыше не сформировалась «чувствительность» и «двигательная активность» [5, с. 22].
В Древнем Риме, в особенности в его поздний период, аборт не считался чем-то позорным и широко практиковался. Позднее, когда Римская империя стала нуждаться в солдатах для захвата чужих земель и увеличении числа рабов, женщина и лица, способствующие производству аборта, строго наказывались. В Древнем Риме аборт не считался преступлением, если он производился с согласия главы семьи. Римское право, рассматривавшее плод в качестве составной части материнского организма, не считало нужным его охранять и аборт был широко распространен. Лишь перед распадом империи стали предприниматься запоздалые меры к недопущению абортов. Например, при императоре Марке Аврелии был наложен запрет на продажу средств для прерывания беременности. [5, с. 23].
В то время для производства аборта стали применять препараты спорыньи. К сожалению, не у всех она вызывает выкидыш, зато побочные явления появляются у всех. Известные народные названия болезней «Антонов огонь», «Злая корча» — это все явления передозировки спорыньей [5, с. 24].
В эпоху упадка империи состоятельные граждане предпочитали не иметь ни семьи, ни детей. Поначалу в римском праве зародыш трактовался как часть тела матери (parsviscerum), поэтому женщина не подвергалась наказанию за умерщвление плода или изгнание его из утробы. Только позднее эмбрион (nasciturus — «имеющий родиться») был наделен некоторыми гражданскими правами [5, с. 25]
Искусственный аборт стал трактоваться как преступление прав родителей, если кто-то стремился достичь таким путем имущественных прав. Окончательное осознание ценности эмбриона самого по себя связано с возникновением христианства. Уже в эпоху раннего христианства аборт отождествляется с убийством человека. Христианская концепция утверждала, плода лишает его благодати будущего крещения и, следовательно, является тяжким грехом. Поэтому в средние века аборт квалифицировался как тяжкое преступление, аналогичное убийству родственника. Под влиянием церкви в XVI веке почти во всех европейских странах (Англии, Германии, Франции) производство аборта каралось смертной казнью, которая впоследствии была заменена каторжными работами и тюремным заключением. Причем это касалось не только врача, но и пациентки. Один из отцов церкви Василий Великий (IV—V вв.): «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению как за убийство» [5, с.—29]. В христианской традиции отношения к аборту важное место занимает вопрос о том, когда эмбрион обретает бессмертную душу, когда происходит его одушевление.
Если у ранних христиан при этом указывалось на 40-й день для мальчиков и 80-йдля девочек, то средневековые богословы и философы-схоласты (уже не различая полов) указывали то на 40-й, то на 80-й день. Эти положения неожиданно «перекликаются» с современным законодательством об аборте, принятом в ряде стран и чаще всего допускающим прерывание беременности в первом триместре (до12 недель) беременности. В средние же века утверждение церкви об обретении эмбрионом бессмертной души в определенный момент внутриутробного развития оборачивалось суровым наказанием за аборт. Согласно своду германских законов «Каролина» (XIV в.), аборт в случае уничтожения одушевленного плода карался смертной казнью [5, с. 49]. Смертная казнь за аборт была введена в 1649 г. и в России отменена она была столетие спустя [5, с. 52].
История абортов в Средние века тесно связана с христианским мировоззрением. В Западной Европе под влиянием христианства, поднявшегося к тому времени в ранг государственной религии, сформировалась концепция, приравнивающая аборт к убийству. Константинопольский собор 629 года установил за аборт смертную казнь. Папа Стефан Y в 866 году специальным эдиктом приравнял изгнание плода к убийству взрослого человека [5, с. 54].
Логическим следствием отнесения аборта к убийству стало применение к лицам, его совершившим, суровых наказаний. В ст. 158 Бамбергского уложения (1507 г.) было предусмотрено, что «если подобное зло (аборт) совершено мужчиной, то он карается мечом (та же смертная казнь, что и за убийство), если он это сделал со злым умыслом, если же это сделала женщина себе самой или другой, то ее утопить или другим способом казнить» [7, с. 45].
Во Франции до 1437 года самоаборт был вообще ненаказуем, но с 1556 года за аборт была установлена смертная казнь. Декрет Генриха II, изданный в 1562 году, устанавливал, что за стягивание живота для того, чтобы изгнать плод, беременная женщина подвергается, как и за аборт, повешению [7, с. 47].
Средневековое русское право также было подвержено влиянию церкви. «Законы градские» писали: «Аще жена во чреве имуща и зло помыслит на свою утробу, яко да изженет младенца, биема». Уже по «Новоуказным статьям» 1669 года за аборт была введена смертная казнь [2, с. 75].
Таким образом, в Средние века аборт обычно приравнивался к убийству, а к виновным в его совершении назначалась смертная казнь. Данное обстоятельство русским ученым П.А. Сорокину и Н.С. Тимашеву позволило отнести аборт, наряду с убийством, изнасилованием, грабежом, кражей и другими деяниями, к абсолютному виду преступлений, встречающихся во всех (или почти во всех) правовых системах во все исторические эпохи. По их данным, за последнюю тысячу лет по уголовным законам Франции, Германии, Австрии, Италии и России изгнание плода неизменно признается преступлением [2, с. 78].
В XYIII столетии под влиянием буржуазных революций санкций норм, предусматривающих наказание за аборт, стали постепенно меняться в сторону смягчения. Например, в соответствии с законом 1791 года, принятым после Великой французской революции, женщина, которой произвели аборт, освобождалась от уголовной ответственности, а помогавшие ей в этом на 20 лет помещались в тюрьму [2, с. 81]. Параграф 218 Уголовного кодекса Германской империи 1871 года предусматривал для беременной женщины от 5 месяцев до 5 лет, а для помогавших ей — до 10 лет тюремного заключения [2, c. 87].
«Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» царской России 1845 года рассматривало аборт в главе о смертоубийстве [6, с. 26] Изгнание плода, совершенное с ведома и согласия самой беременной женщины влекло за собой исправительно-арестантские отделения на срок от 4 до 5 лет. Сама беременная женщина, которая «по собственному произволу и согласию с другими умышленно произведет изгнание плода своего наказывается тюремным заключением на срок от 4 до 5 лет с лишением всех особенных, лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ» (ст. 1462). Изгнание плода без ведома беременной женщины наказывалось ссылкой на каторгу на срок от 4 до 6 лет, причинение при этом беременной тяжкого повреждения здоровью каралось каторгой на срок от 6 до 8 лет, а причинение смерти — каторгой на срок от 8 до 10 лет. Наказание за аборт ужесточалось, если он был совершен врачом, акушером, повивальной бабкой или аптекарем, а также если подсудимый был прежде виновен в этом преступлении [6, с. 28].
Преимущественный интерес представляет эволюция отношение врачей и общества к проблеме аборта в течение двух последних столетий. Основоположник отечественного акушерства Н.М. Максимович-Амбодик еще в 1784 г. предвосхищая концепцию медицинских показаний искусственному прерыванию беременности, выступал за то, чтобы в критических ситуациях на первое место ставить спасение матери, а не плода [6, с. 50] В европейской медицине поворотным пунктом в окончательном формировании данной концепции стала дискуссия в Парижской медицинской академии в 1852 г.: статистика материнских смертности после кесарева сечения стала главным аргументом в этическом оправдании искусственного прерывания беременности в таких случаях [6, с. 57]. Хирургическая техника искусственного аборта путем введения в полость матки инструментов известна примерно с 1750 г. Однако вначале по причине высокого риска дипломированными врачами они делались очень редко. Если этот метод и применялся в те годы, то незаконно практикующими врачевателями.
Во второй половине XIX в. в США возникает общенациональное движение за запрет аборта. Ведущую роль в нем играло руководство авторитетной Американской медицинской ассоциации. Основываясь на эмбриологических открытиях, врачи доказывали, что плод представляет собой живое существо с момента зачатия, а не с момента ощущения матерью движений его тела (этот момент назывался «оживлением плода»). Поэтому медики настаивали, что аборт, даже в самом начале беременности, является убийством плода. В итоге к 1880 г. аборты в США, если речь не шла о случаях спасения жизни женщины, были запрещены. Принятые тогда законы в основном сохранялись до 60-х годов XX в. [8, с. 22].
В 1869 г. британский парламент принял «Акт о преступлениях против личности», согласно которому аборт, начиная с момента зачатия, стал считаться тяжким преступлением [8, с. 28] Аборт, произведенный самой женщиной, наказывался значительно строже, если он имел место после появления шевелений плода. В Германии в эти же годы производство аборта за деньги считалось отягчающим обстоятельством [8, с. 24].
Во Франции наказание усиливалось в отношении врачей, в то же время здесь был период (с 1791 по 1810 г.), когда сама женщина от наказания освобождалась вовсе [8, с. 25].
В дореволюционном законодательстве России четко различались разрешенный законодательством искусственный аборт, производимый врачом с целью спасения жизни женщины и аборт, производимый самой женщиной или каким-либо посторонним лицом с преступной целью прекращения беременности. Принадлежность лица, производящего криминальный аборт, к медицинской профессии (сюда относились и повивальные бабки) считалось отягчающим обстоятельством [8, с. 36].
Целый ряд законодательных памятников древнего мира не упоминает аборт среди наказуемых деяний. Например, нет ни одной нормы об аборте в законодательстве Хаммурапи, законодательстве древних евреев, не упоминается аборт и в обычном праве казахов.
В конце XIX и начале XX веков наказуемость аборта вызывала многочисленные возражения. В своем замечании на проект «Уголовного уложения» 1903 года профессор Легонин: «Факт громадного распространения преступного выкидыша в современном обществе не подлежит сомнению. Уже это одно указывает на то, что действующий уголовный закон не достигает цели… наказание вполне достаточно, но уголовный закон почти всегда остается без применения» [4, с. 29]. Это утверждение полностью подтверждается следующими статистическими данными: за аборт в царской России в 1884 году было осуждено всего 17 человек, а в 1910 году — 83 человека [4, с. 31].
Испокон веков искусственное прерывание беременности было вне закона. Все религиозные конфессии запрещали верующим участвовать в этой процедуре. 20 век легализовал аборты и возвел их когорту методик планирования семьи. Появление во второй половине XX века, альтернативных средств, регуляции рождаемости, изменение культурных традиций мирового сообщества заострило вопрос о нравственной оценке процедуры искусственного прерывания беременности.
Искусственное прерывание беременности распространено в современном мире более чем когда-либо в предыдущей истории. Ежедневно в мире совершается около 100 млн. половых актов, в 910000 случаев происходит зачатие, в 10 % этих случаев беременность заканчивается искусственным абортом [1, с. 66]. Как отмечала в 1996 г. Комиссия по народонаселению и развитию ООН, «во многих странах — как развитых, так и развивающихся — искусственному прерыванию беременности общественность уделяет повышенное внимание» [1, с. 68]. При этом озабоченность вызывают как медицинские последствия абортов — материнская заболеваемость (нередко приводящая к бесплодию) и смертность, так и морально-правовые — проблемы его допустимости на разных сроках беременности и законодательной регламентации.
Не лучше обстояло дело с неизбежностью наказания и в других государствах. Например, в начале ХХ века в Нью-Йорке на 1000 абортов осуждался один человек. Во Франции с 1891 по 1910 годы по фактам преступного выкидыша было возбуждено 25000 дел, из них 23000 прекращено до суда, по остальным 2000 дел проходило 5000 обвиняемых, из которых половина была оправдана судом. В Англии за тот же период число осужденных не превышало 10 человек в год [1, с. 69].
Результаты первой мировой войны не могли не отразиться на проблеме абортов. За 20 лет темпы роста численности населения в Англии сократились в 3 раза, в Германии — в 4 раза, в США — в 2 раза. Данный факт вызывал обеспокоенность правительств и некоторые государства (Франция, Германия) стали предпринимать специальные социальные меры, направленные на стимулирование рождаемости. Отдельные государства (Англия) в качестве дешевого метода повышения рождаемости избрали ужесточение уголовной ответственности за аборты.
Несмотря на широкое применение карательных мер, во всех странах число абортов неизменно росло. Во Франции в 1936 году число абортов по сравнению с 1914 годом возросло в 2 раза и достигла миллиона. В Англии наложение строгого запрета на аборт не дало ожидаемого результата: рождаемость продолжала падать [1, с. 56].
Изменения в коэффициенте рождаемости не находятся в прямой корреляционной зависимости от запрещения или разрешения абортов. Уголовно-правовые меры не могут оказывать существенного влияния на демографические процессы. Изменения в коэффициенте рождаемости в большей мере зависят от материальных условий жизни человека, культурного уровня, положения женщин в обществе, достижений научно-технического прогресса и многих других социально-экономических факторов.
Эту мысль можно проиллюстрировать на примере Франции и Японии. В 1940 году во Франции рождаемость была ниже смертности и составила — 5,1 %. После второй мировой войны в стране проводятся широкомасштабные поощрительные мероприятия (материальные пособия многосемейным, дома матери и т. д.). Эти меры не сразу, но дали положительные результаты и рождаемость стабилизировалась на 18 %. На этом фоне во Франции развернулась борьба за свободу абортов, являющейся частью общей борьбы за свободу личности [1, с. 57].
Напротив, в 1947 году рождаемость в Японии составляла 34,3 %. Перед угрозой проблемы перенаселения правительство страны было вынуждено легализовать аборты и начать широкую пропаганду противозаточных средств и даже стерилизации. Эти мероприятия совпали по времени с бурным ростом индустриализации, интенсивной урбанизацией и широким вовлечением женщин в общественное производство, и потому результат превзошел все ожидания. К 1963 году рождаемость снизилась до 17,2 % [1, с. 58].
Во второй половине ХХ столетия во всех странах мира наблюдается тенденция к расширению показаний к производству аборта. В 1950 году в Финляндии, в 1960 году в Норвегии, в 1967 году в Великобритании были смягчены законы об абортах. Если до 1967 года в Великобритании аборт разрешался только при наличии угрозы жизни беременной женщины, то с этого года перечень показаний к производству операции искусственного прерывания беременности был дополнен следующими: вредность дальнейшего продолжения беременности для здоровья женщины, вероятность появления на свет ребенка с серьезными дефектами здоровья, вредность дальнейшего продолжения беременности для физического и психического здоровья имеющихся в семье детей [1, с. 70].
В 70—80 годы в более чем тридцати странах мира произошла либерализация законов об аборте. Например, в США, Дании, Швеции были приняты либеральные законы, разрешающие аборты по желанию женщины, в ФРГ и Франции — разрешающие аборты по медицинским и социальным показаниям. Расширяя показания к производству абортов, многие страны преследуют цель минимизации вреда, причиняемого здоровью женщин нелегальными абортами (Австрия, Дания, Израиль, Канада, Нидерланды, США, Франция, Финляндия, ФРГ, Швеция, Индия, Иран, Северная Корея), а некоторые государства не скрывают, что с помощью абортов хотят добиться снижения рождаемости (Тунис, Сингапур) [3, с. 34].
Попытаемся сравнить законы об абортах в различных странах мира по степени суровости. Самые либеральные законы предусмотрены в государствах, где аборт разрешен по желанию женщины — бывшие государства социалистического лагеря, Скандинавские страны (аборт разрешен в первые 3 месяца беременности), Швеция (аборт разрешен в первые 18 месяцев беременности), Дания (аборт разрешен в первые 21 месяцев беременности), США (аборт разрешен в первые 24 месяца беременности), Тунис и Сингапур (нет ограничений к производству аборта).Самые суровые законы предусмотрены в странах, где аборт разрешен только по ограниченному кругу медицинских и генетических показаний — Бельгия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Мальта, Монако, Португалия, Албания, Бразилия. Колумбия, Сальвадор, Уругвай, Бангладеш, Индонезия, Филиппины, Алжир, Кения, Нигерия, Марокко, Новая Зеландия, Фиджи [3, с. 35].
Как видно из вышеприведенных данных, особой суровостью отличаются законы об абортах стран, в которых сильно влияние католического направления христианской религии и ислама. В таких государствах Европы как Испания, Италия, Монако, Португалия, некоторых кантонах Швейцарии запрещена свободная продажа противозачаточных средств. Напротив, такие мусульманские страны как Иран и Турция пересмотрели свои законы, и пошли на разрешение абортов по медицинским и генетическим показаниям.
В бывших странах социалистического лагеря после краха идей коммунизма отношение к абортам развивается в разных направлениях. Например, Румыния, испытавшая отрицательные результаты запрещения абортов, в 1990 году значительно расширила показания к аборту. Если за период с 1966 по 1984 годы в этой стране смертность в результате абортов возросла на 600 %, то за один год после принятия либерального закона она снизилась до 67 % [3, с. 37]. Совершенно иное отношение к абортам в современной Польше. В 1993 году под давлением католической церкви польский сейм принял закон о запрещении абортов. В соответствии с этим законом аборт допускается только в тех случаях, когда беременность явилась следствием изнасилования или инцеста. Следствием политики запрещения абортов стали резкий рост числа детоубийств и подкидывания новорожденных, в несколько раз возросло число подпольных абортов, появилась традиция совершать «гинекологические туры» в соседние страны, где аборт разрешен. Польские женщины в среднем ежегодно подпольно или за рубежом производят 40—50 тыс. абортов [3, с. 38].
Как показывает краткий историко-правовой обзор, наложение законодательного запрета на аборты не приводит к его искоренению. Наоборот, запретительная политика неизбежно приводит к росту криминальных абортов, которые характеризуются частыми осложнениями и высокой смертностью. Примерно половина всех абортов, производимых в мире, до сих пор делается нелегально. В странах Латинской Америки, где очень строгие законы, частота нелегально производимых абортов превышает частоту легальных. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире совершается до 45 миллионов абортов и около половины из них составляют подпольные аборты.
В современных цивилизованных странах проблема абортов рассматривается в контексте прав человека. Вопрос совместимости легализации абортов с признанием и охраной права человека на жизнь рассматривался конституционными судами таких западноевропейских стран как Германия, Австрия, Италия, Франция, а также Европейской комиссией по правам человека. Общим для всех решений было положение о правомерности добровольного прерывания беременности по медицинским показаниям в широком смысле, т. е. не только в случае угрозы для жизни беременной женщины, но и при опасности для ее физического и умственного здоровья.
Список литературы:
- Женщины в переходный период. Региональный мониторинговый доклад № 6. Флоренция: Международный центр развития ребенка ЮНИСЕФ, 1999. — 71 с.
- Кузнецов В.К., Баранова Е.В. История и современное состояние законодательства об абортах в странах мира //Фельдшер и акушерка. — 1980. — № 38. — С. 3—6; Кузнецов В.К., Баранова Е.В. Законодательства об абортах в странах мира //Здравоохранение РФ. — 1980. — № 5. — 50 с.
- Лебедева В.П. Пройденные этапы. М., 2013. — 117 с.
- Осложнения при аборте. Руководство по техническим и управленческим аспектам предупреждения и лечения. ВОЗ. Женева: Медицина, 1995. — 190 с.
- Равич М. Аборт в истории уголовного права //Советская юстиция. — 1936. № 34. — 310 с.
- Сантос М.Б. Проблема аборта и ее разрешение в современной Западной Европе //Социальные и гуманитарные науки. Серия 4. Государство и право. М., — 1993. — № 1. — 82 с.
- Шаргородский М.Д. Преступления против жизни и здоровья. М.: Юрид. лит., 1948. — 421 с.
- Henshaw S.K., Morrow E. Indused abortion: a world review. New York: Alan Guttmacher Institute, 1990. — 120 с.
дипломов
Оставить комментарий