Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXI Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 13 февраля 2013 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Теория государства и права

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Чеджемов С.Р. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МИРА // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XXI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ПРАВОВЫЕ  ОСНОВЫ  ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ  МИРА

Чеджемов  Сергей  Русланович

д-р  пед.  наук,  профессор,  ФГБОУ  ВПО  «СОГУ  им.  К.Л.  Хетагурова».

E-mail:  srchedgemov@mail  ru

 

Глобальные  проблемы  человечества  усиливаются  и,  на  их  фоне,  также  усиливаются  и  проблемы  региональные.  В  современном  российском  государстве  и  обществе  наблюдаются  кризисные  явления,  угрожающие  безопасности,  как  отдельного  человека,  так  всему  обществу  и  государству.  Особо  значение  предает  этому  межэтническая  и  межконфессиональная  напряженность,  международный  терроризм,  коррупция,  небывалый  рост  преступности  подрывают  моральные  и  нравственные  устои  мира  и  человеколюбия.  Проблема  культуры  мира  требует  своего  решения  на  основе  междисциплинарного  подхода. 

По  своему  национальному  и  конфессиональному  устройству  Российская  Федерация  не  имеет  аналогов  в  мире.  Формирование  правового  государства  и  гражданского  общества  неразрывно  связано  с  созданием  условий,  при  которых  всем  национальным,  этническим,  лингвистическим  и  религиозным  меньшинствам  могут  быть  обеспе­чены  благоприятные  условия  для  сохранения  своей  культуры,  традиций,  религии  и  языка. 

Правовая  основа  в  соответствии  с  провозглашенным  в  Консти­туции  РФ  приматом  норм  междунрародного  права  заложена  в  документах  ООН  и  ЮНЕСКО,  в  том  числе:  «Всеобщая  декларация  прав  человека  ООН»  1948  г.,  «Конвенция  о  защите  прав  человека  и  основных  свобод»  1950  г.,  «Международный  пакт  о  гражданских  и  политических  правах»  1966  г.,  «Международный  пакт  об  экономи­ческих,  социальных  и  культурных  правах»  1966  г,  «Заключительный  акт  совещания  по  безопасности  в  Европе»  1975  г,  «Парижская  Хартия  для  новой  Европы»  1990  г.,  «Декларации  и  Программы  действий  в  области  культуры  мира  (1999  г.)»,  «Международное  десятилетие  культуры  ненасилия  и  мира  в  интересах  детей  планеты  (2001—2010  гг.)».

Российская  Федерация  явилась  одной  из  первых  стран,  объявив­ших  формирование  культуры  мира  в  качестве  своей  задачи  стоящей  перед  национальной  системой  права  поддержав  пилотный  проект  ЮНЕСКО  и  разработав  собственную  программу  в  2000  году  «Культура  мира  в  России».

Примечательно,  что  в  данном  проекте  нашли  свое  отражение  и  национальные  особенности  реализации  этой  программы,  а  ряд  ученых  Северного  Кавказа  выступили  с  оригинальными  исследова­ниями  отдельных  ее  аспектов. 

Современная  действительность  нашего  государства  побудила  ряд  западных  исследователей  обратить  свое  внимание  на  проблемы  формирования  культуры  мира  в  общей  системе  правовой  культуры  с  учетом  западной  правовой  традиции.  Это  работы  Д.  Адамса,  И.  Галтунга,  Генерального  секретаря  ЮНЕСКО  Ф.  Майора  [1;  2;  4;  5].

Глубокая  теоретическая  разработка  поставленной  выше  проблемы  тесно  связана  с  тем,  что  не  только  российское  общество,  но  и  весь  мир  в  целом  заинтересованы  в  возобладании  идей  культуры  мира.

В  международном  праве  и  в  ряде  внутригосударственных  правовых  систем  сформировалось  устойчивое  представление  о  необхо­димости  определить  пути  установления  мирных  и  доброжелательных  отношений  между  различными  государствами,  в  том  числе  и  с  различ­ным  социальным  строем  и  религиозными  верованиями. 

Современный  период  развития  международного  права  знаме­нуется  обострением  международной  обстановки.  Все  чаще  дают  о  себе  знать  международный  терроризм,  межэтнические  и  межконфес­сиональные  противоречия,  в  том  числе  рост  преступности  и  корруп­ции,  угроза  локальных  и  мировых  войн,  экологической  катастрофы.  Эти  негативные  процессы  характерны  и  для  различных  регионов  мира,  а  в  России  Северный  Кавказ  в  конце  ХIХ  начале  ХХI  веков  прочно  удерживал  позиции  самой  «горячей  точки». 

Важнейшая  особенность  гуманистической  концепции  развития  межгосударственных  и  межличностных  отношений  состоит  в  возмож­ности  взаимовыгодного  сотрудничества  в  различных  областях  решений  внутренних  и  внешних  задач  России  в  деле  сохранения  мира,  упрочения  безопасности  и  сохранения  природы.

Политико-правовой  анализ  культуры  мира  как  одного  из  явлений  международного  права  и  одной  из  основных  проблем,  стоящей  перед  человечеством  предполагает  рассмотрение  понимания  феноменоло­гической  сущности  понятий  «правовая  культура»  и  «мир».

Определение  правовой  культуры  дается  исходя  из  анализа  многочисленных  подходов  к  ее  определению  как  многофакторного  и  явления,  имеющего  свои  прогнозируемые  перспективы,  и  в  которых  подчеркиваются  разные  стороны  этого  явления  и  понятия.

В  мировом  и  российском  научном  сообществе  под  термином  «культура»  понимается  как  исторически  определенный  уровень  развития  общества,  сил  и  способностей  человека,  выраженный  в  типах  и  формах  организации  жизни  и  деятельности  людей,  в  их  взаимоотно­шениях,  а  также  создаваемых  ими  материальных  и  духовных  ценностях. 

В  истории  развития  человечества  каждая  общественно-экономи­ческая  формация,  если  исходить  из  формационного  подхода  или  цивилизация,  исходя  из  цивилизационного  подхода,  определяется  определенным  типом  правовой  культуры,  которая  меняется  с  переходом  от  одной  формации  к  другой,  при  этом  возможно  и  наследование,  и  отрицание  прошлого  опыта. 

Культура  мира,  исходя  из  духа  и  буквы  нормативных  документов  ЮНЕСКО,  предполагает  неприятие  и  недопущение  насилия,  исполь­зования  силы  во  всех  их  формах  в  отношениях  между  государствами,  между  теми  или  иными  группами,  между  отдельными  людьми  и  разрешение  конфликтов,  разногласий,  разрешение  споров  путем  диалога  и  демократическими  методами. 

Провозглашается,  также,  решительная  борьба  (мирными,  нена­сильственными  средствами)  против  расизма,  ксенофобии,  различных  проявлений  шовинизма  и  фундаментализма,  а  также  культивирование  уважения  прав  человека  и  гражданина  и  установление  и  укрепление  демократических  принципов  внутри  стран  и  в  международных  отношениях.  К  ним  относятся  право  на  развитие  в  условиях  справедливости;  уважение  прав  меньшинств;  охрану  разнообразия  природного,  культурного,  научного,  генетического  и  этнического  наследия;  признание  права  на  мир. 

Важно  подчеркнуть,  что  в  таком  понимании  мир  как  система  взаимоотношений  государств,  обществ  и  индивидов  не  означает  отсутствие  различий  во  взглядах  и  предпочтений,  разногласий  и  конфликтов.  Мир  выступает  доминантой,  перед  которой  отходят  на  второй  план  противоречия,  т.  е.  они  не  исчезают,  ибо  без  них  немыслимо  развитие,  но  играют  второстепенную  роль  и  в  этом  проявление  важнейшей  составляющей  правовой  культуры  —  культуры  мира.  Мирное  сосуществование  мыслится  как  позитивный,  дина­мичный  и  конструктивный  процесс  при  широком  участии  институтов  гражданского  общества  и  государства.

Ценности  правовой  культуры  —  уважение  к  закону,  общечело­веческим  ценностям,  чувство  справедливости,  уважение  к  правам  и  свободам  человека  и  гражданина  и  т.  д.,  являясь  неотъемлемым  элементом  человеческого  бытия,  воплощают  в  себе  смысловую  харак­теристику  определенного  исторического  развития  человечества  в  целом  и  его  составляющие  национально-культурологические  особенности. 

Видный  исследователь  феномена  ценностей  А.С.  Запесоцкий  определяет  их  совокупность  в  виде  определенного  текста,  зафикси­рованного  в  преданиях,  обычаях,  традициях  и  обеспечивающих  смысл  существования  человека  и  общества  [3,  с.  150].  Здесь  целесообразно  добавить,  что  и  Ценности  правовой  культуры  передаются  из  поко­ления  в  поколение  и  выступают  как  образцы  поведения,  поощряемые  силой  обычая  (обычное  право)  и  государства  (писаные  законы). 

Данная  максима,  являясь  одним  из  обобщающих  подходов  к  многоаспектному  явлению  правовой  культуры,  представляется  наиболее  продуктивной  в  контексте  современных  международных  и  внутригосударственных  договоров  и  соглашений.  Мир,  как  явление  международной  жизни  и  определенное  состояние  отношений  между  людьми,  является  не  только  идеалом  человеческих  взаимоотношений,  но  и  общечеловеческой  правовой  ценностью.  Мир,  как  правовая  ценность  и  как  высшее  достижение  правовой  культуры  не  является  состоянием  покоя,  а  представляет  собой  позитивную  человеческую  деятельность,  включающую  в  себя  отношение  человека  к  самому  себе,  взаимосвязи  между  людьми  и  отношение  человека  к  человечеству  в  целом  [3,  с.  220].

В  основополагающих  документах  международного  права,  в  частности  в  Уставе  ООН,  провозглашается  цель  избавить  грядущее  поколение  от  бедствий  войны,  утвердить  веру  в  основные  права  человека,  в  достоинство  и  ценность  человеческой  личности,  в  равноправие  мужчин  и  женщин  и  равенство  прав  больших  и  малых  наций,  что  напрямую  связано  с  реализацией  идей  культуры  мира. 

На  эти  же  цели  направлены  и  программные  документы  ЮНЕСКО,  в  частности  рекомендации  о  воспитании  в  духе  междуна­родного  взаимопонимания,  сотрудничества  и  уважения  прав  человека  и  основных  свобод.  В  последующем  были  приняты  многие  нормативные  акты  регулирующие  права  человека,  отношения  между  людьми  в  социальной  сфере  и  трудовых  отношениях,  образования,  здравоохранении,  различных  отраслях  культуры,  экологии,  коммуникации  и  т.  д. 

Основополагающей  идеей  в  них  являлась  концепция  культуры  мира.  Она  овладевала  и  овладевает  умами  широких  народных  масс  и  на  различных  всемирных  и  континентальных  конгрессах  и  форумах  вырабатывались  ко  всем  людям  доброй  воли,  правительствам  стран  мира  и  неправительственным  организациям  содействовать  построению  отношений  на  основе  универсальных  правах  и  свободах  человека  и  гражданина.

Идеи  культуры  мира  глубоко  созвучны  духу  и  историческим  традициям  России  как  страны,  которая  изначально  является  союзом  народов,  и  как  никакая  другая  страна  испытала  на  себе  бедствия  войны.  Очевидно,  именно  поэтому  Российская  Федерация  стала  одной  из  первых  стран,  которая  поставила  в  качестве  своей  национальной  задачи  формирование  культуры  мира. 

Под  руководством  известного  общественного  деятеля,  доктора  юридических  наук,  профессора  И.А.  Умновой  в  нашей  стране  успешно  действует  центр  «Право  мира».  Целью  данной  организации  является  содействие  гуманитарному  развитию  общества  путем  осуществления  правовой  и  иной  деятельности  связанной  с  обеспечением  права  на  мир,  безопасность  и  устойчивое  развитие,  укрепление  отношений  дружбы  и  сотрудничества,  формирование  миролюбивого  мировоззрения,  гуманистического  правосознания  и  толерантности  между  людьми  и  социальными  общностями.

Предметом  деятельности  данной  организации  является  органи­зация  и  проведение  общественно-правовых,  просветительских  духовно-культурных  и  иных  гуманитарных  акций  связанных  с  пропагандой  и  защитой  мира  и  безопасности,  стимулирование  устойчивого  развития  укрепления  отношений  дружбы  и  сотрудничества  между  народами.

В  планах  работы  объединение  усилий  ученых  и  практиков  и  содействие  реализации  концепций  и  программ  обеспечения  мира,  безопасности  человечества,  организация  научно-профессионального  и  экспертного  обеспечения  миротворчества  и  внесение  предложений  по  совершенствованию  действующего  законодательства,  обеспечиваю­щего  мир,  безопасность  и  устойчивое  развитие  человечества,  эффектив­ность  и  развитие  разнообразных  форм  дружбы  и  сотрудничества.

Таким  образом,  полагаем,  что  цель  культуры  мира  —  это  достижение  человеком  гармонии  с  окружающим  миром  на  основе  ненасилия  и  уважения  к  правам  и  свободам  человека.  Эти  идеи  лежат  в  основе  всех  гуманитарных  наук,  но  особо  велика  роль  в  их  реали­зации  правоведения  и  педагогики.

 

Список  литературы:

  1. Адамс  Д.  История  концепции  культуры  мира  Культура  мира  и  демок­ратия.  М.,  1997.С.  18—20.
  2. Галтунг  И.  Культурный  мир:  некоторые  характеристики  //Культура  мира  в  демократии.  М.,  1997.С.  93—98.
  3. Запесоцкий  А.С.  Образование.  Философия,  Культурология.  Политика.  М.:  Наука,  2002.  —  354  с.
  4. Майор  Ф.  К  культуре  мира  //  Культура  мира  и  демократия.  М.,  1997.  —  С.  19—29.
  5. Майор  Ф.  Право  человека  на  мир  //  Культура  мира  и  демократия.  М.,  1997  —  С.  363—364.
  6. Мир,  безопасность  и  устойчивое  развитие  в  международном,  национальном  и  региональном  измерениях.  Материалы  международной  научной  конференции.  Владикавказ,  ГГАУ,  2011.  129  с. 
  7. Устав  ООН/  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://www.un.org/ru/documents/charter/preamble.shtml.
  8. Adams  David.  UNESCO  and  a  Culture  of  Peace:  Promoting  a  Global  Movement.  UNESCO  Publishing,  Paris:  1997.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.