Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXXII Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 18 декабря 2013 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Право зарубежных стран

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Ординян В.В. ПРАВА АВТОРОВ В ИНДИИ И КИТАЕ // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XXXII междунар. науч.-практ. конф. № 12(32). – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ПРАВА  АВТОРОВ  В  ИНДИИ  И  КИТАЕ

Ординян  Вануи  Вачиковна

бакалавр  юриспруденции,  студент  Российского  Университета  Дружбы  Народов,  РФ,  г.  Москва

E-mail: 

 

THE  AUTHORS’  RIGHTS  IN  THE  INDIA  AND  CHINA

Ordinyan  Vanui

bachelor  of  Law,  student  of  Russian  Peoples'  Friendship  University,  Russia  Moscow

 

АННОТАЦИЯ

Целью  настоящей  статьи  является  изучение  авторских  прав  в  Индии  и  Китае.  В  работе  исследуются  особенности  и  противоречия  авторского  права.  Обе  страны  являются  участницами  основных  конвенций  в  области  авторского  права,  а  также  имеют  свои  национальные  источники,  регулирующие  права  авторов.  Установлено,  что  подходы  к  трактовке  авторских  прав  в  Индии  и  Китае  имеют  схожий  характер.  Законодательства  стран  предусматривают  разные  сроки  действия  исключительного  права  на  произведения.  Выявлено,  что  споры  об  авторских  правах  рассматривают  в  изучаемых  странах  районные,  арбитражные  и  народные  суды.

ABSTRACT

The  goal  of  this  paper  is  to  consider  the  copyright  in  India  and  China.  In  this  paper  investigates  the  characteristics  and  identification  of  copyright´s  contradictions.  India  and  China  are  the  members  of  the  main  conventions  in  the  field  of  Copyright  Law.  At  the  same  time  these  countries  have  their  own  national  sources  that  govern  the  rights  of  authors.  It  is  found  that  the  approaches  to  the  interpretation  of  copyright  in  India  and  China  have  the  similar  character.  Legislation  in  the  countries  under  consideration  provides  for  a  different  period  of  exclusive  rights  to  the  work.  Revealed  that  the  debate  about  copyright  in  the  studied  countries  is  settled  in  courts:  arbitration,  people's  and  district  courts.

 

Ключевые  слова:  БРИКС;  авторское  право;  Индия;  Китай;  смежные  права;  закон  об  авторском  праве;  защита  авторских  прав. 

Keywords:  BRICS;  copyright  law;  India;  China;  neighbouring  rights;  the  Copyright  Act;  protection  of  authors'  rights.

 

Одним  из  важнейших  институтов  интеллектуального  права  являются  авторские  права,  без  них  существование  полноценной  системы  хозяйственных  отношений  невозможно,  так  как  развитие  новых  технологий  сделала  объекты  интеллектуальной  собственности  ценным  активом,  который  используется  как  гражданами,  так  и  юридическими  лицами. 

Стимулирование  творческой  деятельности  —  это  важнейший  двигатель  прогресса.  Богатство  национального  культурного  достояния  непосредственно  зависит  от  уровня  охраны,  предоставляемой  литературным  и  художественным  произведениям.  Чем  выше  этот  уровень,  тем  больше  стимул  для  авторов;  чем  больше  число  интеллектуальных  творений  в  стране.  В  конечном  счёте,  неоспоримо,  что  поощрение  интеллектуального  творчества,  является  одной  из  основных  предпосылок  социального,  экономического  и  культурного  развития.  На  данном  этапе  развития  общества,  все  большее  значение  приобретают  проблемы  регулирования  авторских  прав,  как  в  Российской  Федерации,  так  и  во  всем  мире.  Большой  интерес  в  сфере  регулирования  авторских  прав  представляют  Индия  и  Китай,  как  страны,  входящие  в  БРИКС,  в  пятерку  быстроразвивающихся  стран  мира.  Вместе  с  Россией,  Бразилией  и  Южно-Африканской  Республикой.  Весьма  любопытно  рассмотреть,  как  регулируются  авторские  права  в  странах  с  таким  большим  экономическим  потенциалом.

Индия  и  Китай  являются  участницами  главных  конвенций  в  области  авторского  права,  в  частности,  Бернской  конвенции  по  охране  литературных  и  художественных  произведений  (Индия  стала  участницей  Конвенции  1  апреля  1928  года,  а  Китай  —  15  октября  1992  года)  и  Всемирной  конвенции  об  авторском  праве  (всемирная  конвенция  была  создана  в  связи  с  появлением  на  мировой  арене  государств,  нежелающих  связывать  себя  положениями  Бернской  конвенции  [2,  с.  19].Исходя  из  этого,  они  должны  придерживаться  предписаний  данных  конвенций.

Что  же  касается  национальных  источников  правового  регулирования  авторских  прав  в  Индии  и  Китае,  то  свой  путь  в  Индии  авторское  право  начинало  в  1914году,  когда  был  издан  первый  закон  об  авторском  праве.  Он  был  по  образцу  смоделирован  с  Британского  Закона  об  авторском  праве  1911  года.  Закон  1914  года  представлял  собой  короткий  устав,  состоящий  из  15  разделов.  И  даже  после  приобретения  Индией  независимости,  закон1914  года  продолжал  действовать  вплоть  до  принятия  закона  об  авторском  праве  1957  г.  [9,  с.  115—116]. 

Данный  закон  и  в  настоящее  время  регулирует  вопросы,  связанные  с  авторским  правом  в  Индии,  но  закон  модернизируется,  в  него  вносятся  поправки,  ввиду  изменяющейся  технологии  и  международной  обстановки.  Примером  этому  могут  служить  поправки,  введенные  Министерством  развития  Человеческих  ресурсов  Индии  в  закон  в  2010  году.  Поправки  стремятся  сделать  положения  Закона  об  авторском  праве  1957  года  соответствующими  положениям  ВОИС  по  авторскому  праву  (ДАП)  и  Договору  ВОИС  об  исполнениях  и  фонограммах  (ДИФ).  Положения  обеспечивают  защиту  владельцев  авторских  прав,  в  виде  штрафов  и  лишения  свободы  (до  двух  лет).  Законопроект  включил  новый  раздел  65  (А)  к  Закону  об  авторском  праве  1957  года,  которые  налагает  штраф  в  размере  лишения  свободы  на  два  года  и  штраф  за  обход  цифровых  методов  защиты  авторских  прав.  Новый  законопроект  продлевает  срок  действия  авторского  права,  в  течение  жизни  автора  плюс  шестьдесят  лет  [7,  с.  94—98].

Первое  упоминание  об  «авторском  праве»  (hanquan  —  буквально  печатающий  право)  в  Китае  было  в  девятнадцатом  веке.  В  отличие  от  соседней  Японии,  которая  после  восстановления  Мэйдзи  1868  году  добровольно  ввела  защиту  авторских  прав,  а  у  Китая,  как  у  квази-колонии  Западных  держав,  было  мало  свободы,  чтобы  решить  подходила  ли  защита  авторских  прав  для  национального  интереса  или  нет.  Однако  отечественные  авторы  и  издатели  требовали  защиты  от  увеличения  печати  пиратства,  и  в  1910  году  император  Гуансюй  согласился  на  эти  требования  и  предписал  Закон  об  авторском  праве  Великой  династии  Цин  (DaQingZhuzjuoquan  Ш).  За  ним  следовал  закон  Кинга,  который  защищал  только  зарегистрированные  работы.  Права  эксплуатации  авторского  права  были  предоставлены  сроком  на  30  лет  после  смерти.  Моральным  правам  же  давалась  бесконечная  защита.  Данный  закон  пережил  суматоху  1911  года,  и  без  существенных  изменений  был  преобразован  в  Закон  об  авторском  праве  в  1915  году.  В  1928  году  он  был  восстановлен  фактически  без  изменений  как  Закон  об  авторском  праве  правительства  Гоминьдан.  В  1949  году  все  предыдущие  законы,  включая  Закон  об  авторском  праве  1928  года,  были  отменены  Центральным  комитетом  коммунистической  партии.  Первым  достаточно  полным  набором  авторских  положений  были  предварительные  положения  о  защите  авторских  прав  в  книгах  и  периодике,  принятые  Министерством  культуры  15  июня  1984  года.  Предварительные  Положения  в  значительной  степени  совместимы  с  тогдашним  существующим  проектом  Закона  об  авторском  праве  и  они,  как  говорят,  служили  в  качестве  стартовой  точки  для  ускорения  усилий  по  законодательству.  Учреждение  Национальной  администрации  по  Авторскому  праву  («NCA»)  25  июля  1985года  заложило  основу  для  эффективного  законодательства  об  авторском  праве.  NCA  был  впредь  компетентен  подготавливать  законодательство  авторского  права,  консультировать  владельцев  авторских  прав  и  заниматься  вопросами  лицензии  [10,  с.  424].

Увеличение  внутреннего  спроса  для  защиты  авторских  прав  и  давления  из-за  границы,  чтобы  придерживаться  стандартов  международной  защиты,  привело  к  принятию  7  сентября  1990  года  Закона  об  авторском  праве,  который  был  предписан  на  Пятнадцатой  Сессии  Постоянного  комитета  Всекитайского  собрания  народных  представителей  [4,  с.  61].

4  июня  1991  Государственный  совет  предписал  другое  важное  административное  связанное  с  авторским  правом  условие,  а  именно:  положение  о  защите  компьютерного  программного  обеспечения  [5,  с.  13].

В  1992  году  Китай  более  или  менее  добровольно  начал  брать  на  себя  международные  обязательства  по  защите  авторских  прав,  присоединившись  30  июля  1992  года  к  Всемирной  конвенции  об  авторском  праве  и  к  Конвенции  о  защите  производителей  фонограмм  от  Несанкционированного  воспроизведения  1  мая  1993  года.  Эти  интеграции  Китая  в  международном  режиме  авторского  права  в  основном  происходили  в  результате  одностороннего  давления  со  стороны  США  [6,  с.  5].

Относительно  субъектов  авторского  права,  в  Индии  понятие  «автор»  шире,  чем  в  Китае.  В  Индии  исключительные  права  могут  возникнуть  у  издателей  газет,  журналов  и  любых  периодических  изданий.  Конечно,  данное  положение  возможно  изменить  соглашением  между  работником  и  работодателем,  но  само  содержание  статьи  говорит  о  том,  что  в  Индии  предусматривается  возможность  возникновения  исключительного  права  на  произведение  за  не  творческими  субъектами,  в  данном  случае  работодателем  [3,  с.  13].

Владелец  авторских  прав  на  существующую  работу  или  будущий  автор  в  отношении  будущей  работы,  может  передать  любому  лицу  авторское  право  полностью  или  в  части  при  условии,  что  в  случае  назначения  авторского  права  в  любой  будущей  работе,  назначение  вступает  в  силу  только  тогда,  когда  работа  будет  выполнена.  Что  касается  режима  назначения  авторских  прав,  то  передача  авторства  без  письменной  подписи  первоначального  автора  или  уполномоченного  им  представителя  не  имеет  силу  [3,  с.  14].

В  соответствии  со  статьей  11  Закона  КНР  «Об  авторском  праве»,  авторские  права  принадлежат  автору  произведения.  Если  произведение  создается  под  руководством  юридического  лица  или  другой  организации,  выражает  их  творческий  замысел,  и  данное  юридическое  лицо  или  иная  организация  признают  свою  ответственность  за  произведение,  то  в  таком  случае  автором  произведения  признается  юридическое  лицо  или  иная  организация  [1,  с.  6].

Что  касается  соавторства,  то  если  произведение  создано  совместным  творческим  трудом  двух  и  более  лиц,  то  авторское  право  на  произведение  принадлежит  соавторам  совместно  [1,  с.  6].

Если  произведение  создано  по  договору  авторского  заказа,  то  принадлежность  авторских  прав  в  данном  случае  будет  определяться  исходя  из  условий  договора  между  автором  и  заказчиком.  Если  же  в  договоре  не  будут  указаны  данные  условия  или  договор  не  заключен,  то  авторские  права  будут  принадлежать  автору  произведения  [1,  с.  7].

Объектами  авторских  прав  в  Китае  являются  произведения  граждан,  юридических  лиц  и  иных  организаций  КНР,  вне  зависимости  от  того,  обнародованы  данные  произведения  или  нет,  а  также  произведения  иностранных  граждан,  лиц  без  гражданства,  если  они  впервые  были  опубликованы  на  территории  Китая. 

Подходы  к  трактовке  авторских  прав  в  Индии  и  Китае  в  целом  схожи:  под  объектами  авторских  прав  в  этих  странах  понимаются  произведения  науки,  литературы,  искусства.  Исключение  лишь  в  том,  что  в  Индии,  в  перечне  объектов  авторских  прав  указана  также  звукозапись  [3,  с.  10],  которая  в  Китае  относится  к  объектам  смежных  с  авторскими  правами. 

При  этом,  чтобы  являться  объектом  авторского  права,  произведение  должно  обладать  определенными  критериями,  —  в  обеих  странах  они  идентичны:  произведение  должно  быть  результатом  творческой  деятельности,  а  также  должно  существовать  в  какой-либо  объективированной  во  вне  форме.

В  Индии  срок  действия  авторского  права  на  опубликованные  литературные,  драматические,  музыкальные  и  художественные  произведения  распространяется  в  течение  всей  жизни  автора  и  в  течение  60  лет  с  начала  календарного  года,  следующего  за  годом  смерти  автора.  В  отношении  соавторства,  исчисление  указанного  срока  начинает  истекать  со  смертью  последнего  автора  [3,  с.  17].

Срок  действия  авторского  права  на  произведения  государственных  предприятий  и  на  произведения  международных  организаций  тоже  составляет  шестьдесят  лет  с  начала  календарного  года,  следующего  за  годом,  в  котором  произведение  впервые  опубликовано  [3,  с.  18].

В  КНР  авторские  права  с  неограниченным  сроком  охраны  распространяются  на  права  на  указание  авторства,  права  на  внесение  изменений  в  произведение  и  право  охраны  неприкосновенности  произведения.

Права  гражданина  на  выпуск  произведения  в  свет,  на  его  использование  и  получение  вознаграждения  охраняется  пожизненно,  а  также  в  течение  50  лет  после  смерти  автора;  срок  охраны  прав  заканчивается  31  декабря  на  50-й  год  после  смерти  автора;  в  случае  если  произведение  создано  в  соавторстве,  срок  охраны  прав  заканчивается  31  декабря  на  50-й  год  после  смерти  последнего  из  соавторов  произведения  [1,  с.  8].

Те  же  сроки  действуют  относительно  произведений  юридических  лиц  или  иных  организаций  или  служебных  произведений.

За  нарушение  авторских  прав  в  Индии  и  Китае  предусмотрена  гражданская,  административная  и  уголовная  ответственность.  В  Китае  в  случае  если  сумму  ущерба  правообладателя  или  заинтересованного  лица  и  полученной  правонарушителем  прибыли  нельзя  установить,  народный  суд  на  основании  обстоятельств  дела  определяет  сумму  компенсации  в  размере  до  500  000  юаней  жэньминьби.  Одновременно  в  соответствии  со  статьей  46  Закона  «Об  авторском  праве»  Китая  в  рамках  гражданской  ответственности  нарушитель  должен  принести  публично  извинения  [1,  с.  15].  В  Индии  подобных  мер  законодательство  не  предусматривает.

По  индийскому  законодательству  лицо,  сознательно  нарушившее  авторское  право  на  произведение,  или  любые  другие  права,  предусмотренные  Законом  «Об  авторском  праве»,  наказывается  лишением  свободы  на  срок,  который  составляет  не  менее  шести  месяцев,  но  который  может  быть  продлен  до  трех  лет.  Штраф  должен  быть  не  меньше  пятидесяти  тысяч  рупий,  но  может  варьироваться  до  200  000  рупий  [3,  с.  46].

Если  преступление  совершено  повторно,  то  лицо  наказывается  лишением  свободы  на  срок  не  менее  одного  года,  но  этот  срок  может  быть  продлен  до  трех  лет  и  штраф,  который  не  должен  быть  меньше,  чем  100  000  рупий,  но  который  также  может  варьироваться  до  200  000  рупий  [3,  с.  47].

Любое  лицо,  неудовлетворенное  решением  суда,  может  подать  апелляцию  в  течение  тридцати  дней.  В  течение  3  месяцев  после  вынесения  решения  лицо  может  обратиться  в  ведомство  по  охране  авторских  прав.  В  случае  неудовлетворения  решением  ведомства  по  охране  авторских  прав,  в  течение  3  месяцев  лицо  может  обратиться  в  Высокий  суд  [3,  с.  49].

Подводя  итог,  отметим,  что  споры  об  авторских  правах  рассматривают  в  Индии  и  Китае  суды.  В  Индии  споры,  связанные  с  защитой  нарушенных  или  оспоренных  интеллектуальных  прав  подлежат  рассмотрению  в  районных  судах  [3,  с.  45].  В  Китае  —  в  арбитражных  судах,  если  имеется  арбитражное  соглашение,  и  в  народных  судах,  если  последнее  отсутствует.

 

Список  литературы:

1.Закон  КНР  «Об  авторском  праве»  от  07.09.1990  вред.  26.02.2010  (принят  на  15-м  заседании  Постоянного  комитета  Всекитайского  собрания  народных  представителей  7-госозыва).  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://chinalawinfo.ru  (дата  обращения:  10.12.2013).

2.Подшибихин  Л.И.  Исследование  вопросов  совершенствования  правовой  охраны  авторских  и  смежных  прав  на  национальном  и  международном  уровнях.  М.:  ИНИЦ  Роспатента.  2002.  —  С.  19.

3.Copyright  Act  of  India,  04/06/1957  No.  14  (as  last  amended  by  Act  №  49  of  1999).

4.Gazette  of  the  Standing  Committee  of  the  NPC  №  4,  1990.  English  translation  in  China  Patents&  trademarks  —  №  1,  —  1991.  —  P.  61.

5.Gazette  of  the  State  Council  1991;  English  translation  in  China  Current  Laws  —  №  4,  —  991.  —  P.  13.

6.Gordon  C.K  Cheung.  Intellectual  Property  Rights  in  China:  Politics  of  Piracy,  Trade  and  Protection,  2009.  —  P.  5.

7.Hong  Xue.  Intellectual  Property  Law  in  China//  Kluwer  law  international  BV,  the  Netherlands,  2010.  —  P.  19—22.

8.Tamali  Sen  Gupta.  Intellectual  Property  Law  in  India//Kluwer  law  international  BV,  the  Netherlands,  2011.  —  P.  94—98.

9.Uma  Suthersanen,  YsoldeGrendreau.  A  shifting  empire.  100  years  of  the  Copyright  Act  1911.  2013.  —  P.  115—116.

10.Zhonghua  Remain  Gongheguofalufaguiquanshu  (Collection  of  Laws  and  Provisions  of  the  People's  Republic  of  China)  Vol  II.  Beijing,  1994—1996.  —  P.  424.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.