Статья опубликована в рамках: XXXVI Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 21 апреля 2014 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Правоохранительные органы
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ПРИЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И УДЕРЖАНИЯ ВНИМАНИЯ СУДЕБНОЙ АУДИТОРИИ
Боровков Александр Владимирович
магистр права, старший преподаватель Волгу, РФ, г. Волгоград
E-mail: borovkovav@rambler.ru
Караев Саид Таярович
студент, Волгу, РФ, г. Волгоград
E-mail: saidkaraev1989@gmail.com
TECHNIQUES TO ATTRACT AND HOLD THE ATTENTION OF THE JUDICIAL AUDIENCE
Alexander Borovkov
senior Lecturer Volga, Russia, Volgograd
Karaev Said
student, Volga, Russia, Volgograd
АННОТАЦИЯ
Провести анализ способов и методов удержания внимания судебной аудитории.
ABSTRACT
To analyze the ways and methods hold the attention of the judicial audience.
Ключевые слова: суд; речь; оратор
Keywords: cour;, speech; speaker
Один из древнейших видов ораторского искусства является судебное публичное выступление. Местом рождения судебного красноречия принято считать Древнюю Грецию. Для Древней Греции ораторское искусство было не просто практической потребностью, с написанием Аристотелем в IV в. до н. э. труда «Риторика», красноречие превратилась в целую науку. Знаменитые ораторы приобрели особый статус в обществе, их всячески одаряли почестями. Овладеть этим искусством желали многие, но немногие могли позволить себе это, обучение было дорогим удовольствием. Высшей ступенью обучения в античном образовании была риторика. Нередко на заседаниях суда в древней Греции сталкивались люди с различными политическими взглядами и убеждениями. Сам суд в Афинах представлял собой общественную трибуну и ораторы должны были обладать необходимыми знаниями и способностью убеждать народ. Искусство выступавшего было так же важно как форма и содержание речи. Поэтому любая судебная речь начиналась с вступлением, где излагалась сама суть данного дела. Таким образом, выступающий старался повлиять на судей. Оратору на судебном заседание не обязательно «покорять» умы, но умение отстаивать свои взгляды и интересы обладать даром убеждения жизненно необходимо. Убеждения посредством целенаправленной систематизации фактов и их убедительной оценки, есть искусство судебной речи. Важнейшую роль при этом, играет само мастерство оратора в его речи, способность логического анализа образностью изложения.
Немаловажную роль в убедительности судебной речи играет такой фактор как, психологический портрет подсудимого и потерпевшего, При этом, судебная речь это не обособленный акт, она должна быть обязательно сопряжена с результатами судебного следствия. В основу судебной речи, в формирование решающей процессуальной позиции участника судебных прений могут быть положены те доказательства, которые получены в результате следственных действий.
Структура судебной речи — это ее комплексный план, внутренняя логика и психология построения, взаимодействия ее частей задачам и цели судебных прений. Цель судебной речи — оказать аргументированное, взвешенное и убедительное воздействие на суд, и судебную аудиторию, на формирование внутреннего убеждения судей. При этом задачи судебной речи различны на разных ее этапах.
Судебная речь, как и любая другая публичная речь, делится на три части: вступление (вводная), основная часть и заключение. Внимание к выступлению в большей мере зависит от того, как оратор начинает его, от первых контактов оратора с судом и присяжными заседателями психологически подготовить их к своему выступлению. Для начала необходимо установить зрительный контакт с теми в аудитории кто смотрит на выступающего, затем подождать пока подымут глаза те, кто занимается своими делами. Зрительный контакт — это возможность установить отношения с аудиторий и получить обратный эффект от нее. Сохранять спокойный и нейтральный тон вступления позволяет оратору в дальнейшем усилить выразительность звучание речи. Не стоит задавать искусственно интригующее вступление; опасно начинать речь в патетическом тоне, так как удержать такой тон в течение всего выступления крайне тяжело. Изложение должно быть легким в восприятии и доступным, что во многом зависит от культуры речи оратора.
Большинство исследователей схожи во мнение, роль первых фраз крайне велика, они вводят в курс дела, и определяет лейтмотив всего будущего выступления. На них ложится большая психологическая и логическая нагрузка.
Естественная и непринужденная манера изложения обычно хорошо действует на слушателей, приглашает их к совместному разговору. Манера изложения проявляется во всем, жестикуляции, мимики лица, интонации голоса. Способна заворожить слушателей — меняющаяся интонация, красочные словесные образы, оригинальные сравнения. Кроме того, разнообразные приемы изложения способны поддержать внимания. Диалогизация речи, вопросно-ответный ход, обращение к слушателям, способны спасти положение даже в той ситуации, когда аудитория начинает скучать. Можно применять и драматические приемы речи: эмоциональное и наглядное демонстрация изображений относящихся к теме событий.
Важным элементом в речи оратора становится экспрессия выступления. Она привлекает внимание, делает выступление зрелищным и красочным, доставляет эстетическое удовольствие. Тем не менее, все должно быть в пределах разумного, жесты должны быть естественны и непринужденны. Наконец, очень важен настрой выступающего, его убежденность и эмоциональность. Если оратор искренен, это не только фокусирует внимание слушателей на проблеме, но и позволяют ему расположить к себе аудиторию и добиться сопереживания.
В целом, вводная часть сконцентрирует внимание суда и аудитории, но необходимо удержать его на протяжении всего выступления.
Основные тезисы выдвигаются в основной части судебной речи, аргументируется позиция судебного оратора, используются разнообразные инструменты убеждения суда в правильности позиции выступающего. Для того чтобы вести аудиторию по канве своих измышлений и рассуждений, оратор должен активизировать исследовательскую деятельность слушателей. Добейтесь предельной четкости и простоты выдвигаемых положений, их очевидную взаимосвязь. Основные тезисы речи должны быть легко усвояемы и легко удерживаемы в сознании слушателей. Суть основной части судебной речи — это изложение фактических обстоятельств дела. Не каких скучных пересказов фактов, это должна быть живая и динамическая картина и развития расследуемого события. Все обстоятельства дела следует излагать в хронологическом и систематизированном порядке, так как событие развивалось в действительности. В зависимости от объема и характера доказательств, определенных в ходе судебного следствия, избирается способ изложения фактических обстоятельств дела. В течение выступления оратор доказывает одни положения и обосновывает с помощью других, ранее доказанных обстоятельств. Анализ доказательств и их оценка это можно считать центральной частью судебной речи.
Способность переключить внимание аудитории на свою «волну» - лишь малая часть дела. Есть помехи более значительные, которые могут ослабить внимания и уменьшить воздействие речи оратора. Первая задача оратора: регулярно, неуклонно, активно прокладывать свою линию мысли вперед и снова вперед, не допускать остановок и топтания на месте, не давая слушателям повода уклоняться к размышлениям «о весне», «о лете» и т. п.
В числе физиологических, психологических «помех» можно отнести «быструю утомляемость современной аудитории». Если выступление большой доклад, а не краткая речь, не реплика, не возражение, то, как показывает практика, слушатели обычно через 25—40 минут начинают обнаруживать признаки невнимания.
Слушатели всегда очень внимательно следят за выступлением, в котором в течение всего времени выступления оратор раскрывает новое содержание. В самом выступлении постоянно должна присутствовать некоторая новизна, в этом случаи слушатели не заскучают и не оставят без внимания выступление. Кроме самого интереса к выступлению, существует ряд важных факторов, благодаря которым можно сохранить и поддержать внимания аудитории в течение всего выступления.
Факторы: темп и паузы, диалог с аудиторией, логическую организацию и драматизацию речи, эмоциональные приемы и убежденность оратора, и пр.
Следующая психологическая «помеха»: внимание — очень утонченная и хрупкое явление. Есть немало обстоятельств, влияние которых может легко нарушить его. Большинство из этих обстоятельств не зависят от оратора, но некоторые напротив, имеют непосредственные отношение к нему.
К объективным причинам можно отнести: посторонние шумы в помещение; теснота, духота в аудитории, низкая или высокая температура и т. п.
В эту главу «помех» можно включить такие аспекты как: поведение оратора, аудиторию могут раздражать его внешность, одежда, тембр голоса, чрезмерная жестикуляция, нарушения произносительных, грамматических, стилистических норм речи и т. д. Все эти «мелочи» могут иметь место. Задача оратора — не допускать оплошностей.
На завершающем этапе выступления оратору необходимо, либо прибегать к срочным мерам, способным освежить внимание аудитории. Ораторская речь должна действовать прямо на чувства и волю слушателей. В соответствии с этим требованием ораторская речь не должна быть сухой и, холодной, а от начала и до конца она должна быть живым, одушевленным словом человека, который во всей глубине переживает то чувство, какое хочет пробудить в слушателях.
Список литературы:
- Баишева З.В. Слово о речи юриста (на материале судебных выступлений А.Ф. Кони) / Вестник ОГУ, 9, 2004
- Введенская Л.А. Риторика для юристов. М., 2006. — 568 с.
- Воронцов А.О., Боровков А.В. Современные проблемы нравственного регулирования деятельности сотрудника ОВД в Российской Федерации // Вопросы современной юриспруденции. — 2014. — № 33. — С. 58—62.
- Виноградова Т.Ю. Психолингвистическая характеристика личности судебного оратора. Казанский Государственный Университет, 2003.
- Волков А.А. КУРС РУССКОЙ РИТОРИКИ/ М.: Издательство храма св. муч. Татианы, 2001. – 480.
- Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов). Ивакина Н.Н. М.: Юристъ, 2007. — 464 с.
- Касумов А.А. Агаев Э.Т. Проблемы общения с судебной аудиторией, Бакинский государственный университет, Баку (Азербайджан)/Вектор науки ТГУ. Серия: Юридические науки. 2012. № 3(10)
- Маренич М.Н., Боровков А.В. Сравнительный анализ профессионального кодекса этики адвоката России и США // Законность и правопорядок в современном обществе. — 2014. — № 17. — С. 169—173.
- Мельник В.В. Искусство доказывания в состязательном уголовном процессе. М., 2000. — 496 с.
- Мишева В.В. Ценностные суждения как риторический аргумент судебной речи. Волгоградский государственный университет - Волгоград, Россия/III Общероссийская студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15—20 февраля 2011 года. 6. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://rae.ru/forum2011/ (дата обращения 20.04.2014).
- Миньяр-Белоручева А.П., Быкова А.А., Коробова Е.А. Принципы построения американской судебной речи xix века/Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: лингвистика выпуск № 1 (177) , 2010.
- «Непроцессуальные контакты» судей: к постановке проблемы // В мире научных открытий. — 2013. — № 11.6 (47). — С. 334—337.
- Родионов О.В., Боровков А.В. Ведущая роль судьи в обеспечении нравственного характера судебного процесса // Вопросы современной юриспруденции. — 2014. — № 33. — С. 67—72.
- Федулова М.Н. Вестник Московского Государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова Филологические науки Выпуск № 4, 2009.
дипломов
Оставить комментарий