Статья опубликована в рамках: XXXVII Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 26 мая 2014 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Финансовое право и финансовая политика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
РИБА — ОБЯЗАННОСТЬ ИЛИ ПРАВО
Татуев Арсен Азидович
д-р экон. наук, Профессор кафедры «Конституционного и административного права» Кабардино-Балкарского Государственного Университета им. Х.М. Бербекова, РФ, г. Нальчик
Кундетова Кристина Ануаровна
магистр 2 года обучения кафедры «Конституционного и административного права» Кабардино-Балкарского Государственного Университета им. Х.М. Бербекова, РФ, г. Нальчик
RIBA — A DUTY OR A RIGHT
ArsenTatuev
doctor of Economics, professor of the Department of Constitutional and Administrative Law, Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, Russia, Nalchik
Kristina Kundetova
master’s degree student of the2nd year, Department of Constitutional and Administrative Law, Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov, Russia, Nalchik
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена раскрытию такого понятия как «риба». Данный способ «каннибализма» в экономике зародился задолго до появления денег. Поначалу процесс одалживания средств под процент носил бессистемный характер и назывался ростовщичеством, но позднее с развитием государственности, оно приобрело черты банковской деятельности. До сих пор финансовые институты ислама остаются « вещью в себе». Поэтому изучение исламского банковского дела нужно для понимания сущности работы исламских банков и возможных путей взаимодействия с исламским капиталом.
ABSTRACT
The article is devoted to the concept of riba. Suchway of “cannibalism” in economy emerged long before appearance of money. Firstly, the process of lending money a tinterest was random and it was called “usury” but later along with the development of statehood it acquired features of banking activities. Until now Islamic financial institutions remain “a thing in itself”. That is why studying of Islamic banking is necessary for understanding the essence of Islamic banks’ functioning and potential ways of cooperation with Islamic capital.
Ключевые слова: исламский банкинг; риба; ростовщичество; кредит; процент.
Keywords: Islamic banking; riba; usury; credit; percent.
Наверное, каждый мусульманин хоть раз слышал утверждение из Корана о том, что «Аллах разрешил торговлю и запретил рост» [3]. Вопросы ростовщичества неоднократно встречаются в Коране. За многие века мусульманскими учеными были написаны множество книг, в которых они разъясняли, какие именно виды экономических отношений подлежат запрету по шариатским законам в виду наличия в них такого элемента как «риба» (ростовщичество).
В узком смысле под ростовщичеством понимается «извлечение чрезмерной выгоды из денежной ссуды путем эксплуатации затруднительного положения должника», в широком — «любая договорная сделка, при которой происходит несоразмерное оказываемой услуге обогащение вследствие нужды или стесненного положения другой стороны» [6].
В это же время жизнь исламской общины (уммы) свидетельствовала о том, что после эпохи халифов, исламские экономические отношения были очень далеки от исламского идеала. Некоторые государственные деятели предпринимали попытки применить экономические принципы ислама к регионам или даже целому государству, но они сталкивались с нежеланием других участников рыночных отношений менять привычные для них способы ведения дел. Более того, в нелегких условиях бюджетного дефицита и иных проблем в экономике, они сами же нарушали экономические запреты, установленные шариатскими законами.
Откупная система, существовавшая с давних пор на Востоке, немало способствовала развитию в мусульманском мире ростовщичества. Свое влияние оказала популярная при Аббасидах система прямых вымогательств и конфискаций со стороны государства у разбогатевших на госслужбе людей. В связи с этим предоставление кредитов жертвам таких конфискаций стало обычным явлением. Люди, попавшие в безвыходное положение, были готовы брать кредиты под тысячу процентов.
Ростовщические отношения были весьма распространены и в Османском государстве. Узаконение процентных займов было ответом на пренебрежение запрета ростовщичества в деловом обороте. Теологи были вынуждены оправдать существование различных видов запрещенных шариатом отношений с точки зрения теории интереса, распространенной в классическом мусульманском праве. Согласно этой теории, все новшества, в том числе и противоречащие шариатским нормам, оправдывались улемами с акцентом на интересы всей уммы, хотя зачастую речь шла только об интересах небольшой группы людей. Использование средств, собранных в виде закята, не по назначению, получение дохода от благотворительности (вакфов), участие в качестве заемщика в ростовщических операциях — лишь примеры пренебрежения правящей элиты мусульманских государств нормами шариата.
Впрочем, ради справедливости стоит отметить, что чаще мусульмане выступали как заемщики, нежели как заимодавцы. Зачастую, представители иных конфессий пользовались двойственностью отношения мусульман к проценту. Предприниматели-мусульмане, нуждаясь в дополнительных финансах, обращались к ростовщикам-христианам, индусам, иудеям, а те охотно давали им кредит, но на более жестких условиях, нежели для представителей своей веры. В Индии, к примеру, процент кредита, который выдавался мусульманам, был в 4 раза выше, чем такой же кредит, но уже выдаваемый заемщикам-индусам. Конечно, такая ситуация не устраивала предпринимателей-мусульман, поэтому вопрос создания мусульманского банка был лишь временным вопросом. Главная проблема состояла в том, на каких же условиях такие банки будут работать.
Некоторые элементы и институты исламской экономики довольно успешно продолжали функционировать в отдельных регионах исламского мира. Это, прежде всего, мушарака, мудараба, алвуджух — партнерство, основанное на шариате, но в условиях развивающегося капитализма они уже не могли заменять собой банки. Требовались материальные и интеллектуальные ресурсы, которых на тот момент не было в нужном количестве.
Намного проще было использовать уже существовавшие банки. В 60-х годах XIX века предприниматели- мусульмане вошли в правление индийских банков наряду с индусами и англичанами. В это время начали появляться работы, которые объясняли, что Коран не против процента, а против чрезмерного процента.
В последующем находились люди, считающие, что любой процент разрешен в исламе. Теолог и бандунгский коммерсант А. Хасан высказал мнение о том, что практически все хадисы, запрещающие ростовщичество, были сфальсифицированы христианами, парсами и иудеями, дабы ослабить экономическую мощь мусульман. А. Хасаном, а также другими авторами игнорировался тот факт, что запрет риба не был придуман мусульманами, но за много веков ниспослания Корана был недвусмысленно выражен в этических учениях древности [1].
Взимание процентов было достижением цивилизации шумеров. Шумерская религия ни просто не запрещала, а наоборот поощряла ростовщичество: кредиты, предоставляемые храмами (храмовое ростовщичество), достигло наибольших масштабов. Таким государствам как Древний Египет, Хеттское государство процентные отношения не были известны.
Лишь мусульмане продолжали жить в противоречии: понимании того, что процент запрещен, но не иметь возможности полностью от него отказаться. Во второй половине ХХ века такая возможность представилась. В Иране, Судане и Пакистане были предприняты попытки исламизации экономики, но разным причинам каждый из проектов потерпел неудачу. Среди них можно назвать не только политику власти, но и само отношение мусульман. В настоящее время рьяными противниками исламских банков являются не транснациональные банки, такие как Ситибэнка или АБН Амро, а местные банки, которые разглядели в них опасных конкурентов, но и рядовые мусульмане повели себя двусмысленно. Изначально они поддерживали исламизацию экономики, но оказались не готовы нести обязанности наравне со своими правами. Например, граждане Пакистана получили пусть и не сразу реализованное, но гарантированное Конституцией право на пользование услугами неростовщических банков. Вместе с этим правом они приобрели обязанность по выплате зяката. Это понравилось далеко не всем. Немаловажным является то, что Саудовская Аравия, будучи спонсором и инициатором создания исламских банков многих стран, сама не спешит с исламизацией своего финансового сектора [4].
Не стоит забывать, что хоть исламизация экономик в некоторых государствах и не удалась, финансовые структуры остались, и любой желающий мусульманин может воспользоваться их услугами. Западные банки очень быстро осознали наличие спроса на данный вид услуг, и вышли на рынок с соответствующими шариату финансовыми продуктами.
Исламскими учеными часто обсуждался вопрос соответствия таких банков требованиям шариата: общеизвестный факт, что основная цель, которую преследуют подобные финансовые структуры, является получение прибыли, которая идет в карман к людям, далеким от религии ислама.
Какими бы не были намерения собственников традиционных неисламских банков, факт остается фактом — финансовые услуги, которые они предоставляют на высшем уровне — это альтернатива для мусульман.
Без понимания проблемы ростовщичества нельзя представить полную картину об Исламе. Она имеет не сколько богословные, экономические или правовые, сколько этические аспекты. Часто случается так, что в современном мире, при современных экономических отношениях у мусульман не всегда получается вести себя в соответствии с требованиями шариата.
За ростовщичество высказывался Мухаммад Абду, арабо-мусульманский мыслитель, представитель реформаторского движения в исламе: «Ситуация, при которой одно лицо дает другому лицу деньги взаймы и при этом получает фиксированный процент, не относится к запрещенным шариатом формам рибы. Это можно объяснить тем, что нарушение выраженных учеными положений о запрете фиксирования нормы дохода в данном случае не составляет тот вид очередной рибы, способной причинить непоправимый ущерб. При первом виде сделки доход получают и инвестор, и работник, в то время как запрещенное ростовщичество наносит ущерб только одной стороне в виду того, что она испытывает потребность, и обогащает другую сторону благодаря ее жадности и жестокости. Следовательно, непонятно, зачем оба эти вида сделок должны быть урегулированы одинаковыми нормами» [2].
Аргументом против является Постановление № 10 (10/2)Совета исламской академии правоведения (фикха) «О банковских процентных операциях и ведении операций исламскими банками»: «Любое увеличение размера кредита или введение ссудного процента по нему в обмен на продление срока выплаты, когда должник не может рассчитаться по кредиту в срок, также увеличение суммы, которая подлежит возврату, или о введении процента на момент заключения договора считать разновидностями риба, запрещенные шариатом. В качестве альтернативы предоставить операции, которые обеспечивали бы денежный оборот в соответствии с требованиями шариата. Призывать исламские государства поощрять политику банков, основывающих свою деятельность на основе законов шариата, воздать условия зарождения подобных банков» [5, с. 19].
Свобода выбора экономического поведения, которое соответствует религии человека, подтверждает, что жизнь без риба, о которой идет речь в Коране — это право. Важно, чтобы оно было у каждого мусульманина, не зависимо от его местонахождения. Именно за это надо бороться, конечно, экономическими методами.
Список литературы:
- Газета «Наш мир» [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://nm2000.kz/news/2011-05-23-40737 (дата обращения 27.05.2014).
- Газета «Наш мир» [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://politiko.ua/blogpost79737 (дата обращения 27.05.2014).
- Коран [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://koran.islamnews.ru/kuliev/2/275.html (дата обращения 27.05.2014).
- Портал «Экономистъ» [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://economuch.com/zarubejnyih-stran-hozyaystvo/mejdunarodnyiy-islamskiy-bank-15034.html (дата обращения 27.05.2014).
- Постановления и рекомендации Совета исламской академии правоведения (фикха) — фетвы. Издательство: Ладомир: 2003 — 19 с.
- Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/88832/ (дата обращения 16.05.2014).
дипломов
Оставить комментарий