Статья опубликована в рамках: XXVI Международной научно-практической конференции «Современная медицина: актуальные вопросы» (Россия, г. Новосибирск, 16 декабря 2013 г.)
Наука: Медицина
Секция: Трансплантология и искусственные органы
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
БИОЭТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ
Агеева Наталия Алексеевна
канд. филос. наук, доцент кафедры истории и философии Ростовского государственного медицинского университета, РФ, г. Ростов-на-Дону
BIOETHICAL DIMENSION OF TRANSPLANTOLOGY
Nataliya Ageeva
candidate of philosophical sciences, associate professor of History and Philosophy Department, The Rostov State Medical University, Russia Rostov-on-Don
АННОТАЦИЯ
Новые возможности медицины и медико-экспериментальной науки ставят перед специалистами и общественностью все более острые морально-правовые вопросы, при решении которых на первый план выдвигаются права граждан и, в связи с этим, возрастает роль биомедицинской этики как новой идеологической парадигмы медицинских работников.
ABSTRACT
New opportunities of medicine and medical and experimental science raise for professionals and community more topical ethical and legal issues dealing with which civil rights are highlighted. As a result, the role of biomedical ethics as a new ideological paradigm of medical professionals has risen.
Ключевые слова: трансплантация; коммерциализация; «презумпция согласия»; «презумпция несогласия».
Keywords: transplantation; commercialization; “presumed consent”; “presumed dissent”.
Современная медицина может не только поддерживать жизнь, но также имеет реальную возможность «давать» жизнь (искусственное оплодотворение), умеет определять и изменять ее качественные параметры (генная инженерия, транссексуальная хирургия), отодвигать время смерти (реанимация, трансплантация, геронтология). «Забвение нравственной компоненты медицины грозит обществу бездумным и бесконтрольным внедрением в практику новых технологий, применение которых связано с неопределенностью последствий и опасностью воздействия на жизнь конкретного индивида и всего социума» [2, с. 138].
В массовом сознании трансплантология является областью, овеянной множеством слухов, домыслов и страхов. Однако, современная медицина немыслима без трансплантологии, дающей человечеству примеры жертвенности ради спасения других людей. На фоне стремительного развития биомедицинских технологий взаимоотношения религии и медицины осложнились. Религиозные конфессии, опираясь на многовековые религиозные традиции, опасаются злоупотреблений в медицинской деятельности в плане нарушения прав человека на жизнь и достойную смерть, а потому критически относятся к достижениям науки, лишенным этической составляющей.
Большинство мировых религий категорически запрещают трансплантацию органов на коммерческой основе, утверждая: донорство должно быть безвозмездным, а принятие решения о помощи ближнему — добровольным и осознанным. Пересадка органов и тканей от трупа к больному человеку возможна при соблюдении ряда условий: констатация смерти, безвозмездность, согласия родных умершего или согласие покойного, сделанное им при жизни и т. п.
В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» от 2000 года признается изъятие органов от живого донора исключительно на «добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека». Только информированное согласие на эксплантацию органов от живого донора и «посмертное донорство» могут быть признаны образцом проявления христианской добродетели: любви и сострадания. В документе отмечено: «...добровольное прижизненное согласие донора является условием правомерности и нравственной приемлемости эксплантации. В случае, если волеизъявление потенциального донора неизвестно врачам, они должны выяснить волю умирающего или умершего человека, обратившись при необходимости к его родственникам. Так называемую презумпцию согласия потенциального донора на изъятие органов и тканей его тела, закрепленную в законодательстве ряда стран, Церковь считает недопустимым нарушением свободы человека» [3, с. 80].
Многие проблемы в трансплантологии связаны с неясностью формулировок современного законодательства. Своеобразным камнем преткновения в трансплантологии является принцип «презумпции согласия», который допускает изъятие органов и (или) тканей у трупа, если умерший человек, его родственники или законный представитель не выразили на это своего несогласия. Иными словами, согласия нет, но оно подразумевается по умолчанию, а изъятие органов и (или) тканей из тела умершего человека осуществляется вопреки воле покойного, без испрошенного и полученного согласия. С точки зрения этического сознания, любое действие, направленное на личность умершего человека и осуществляемое над его телом без его согласия, определяется как насилие [4].
Насильственное превращение умершего в донора, при отсутствии его согласия на трансплантацию органов и тканей, сделанного им при жизни, является нарушением основного принципа нравственных взаимоотношений между людьми, игнорированием воли и согласия человека вступать в подобные взаимоотношения. Согласно статьи 22 (ч. 1) Конституции РФ, к числу неотъемлемых прав личности относится и право на личную неприкосновенность, исключающее незаконное воздействие на человека как в физическом, так и в психическом смысле. «Физическая неприкосновенность» охватывает не только прижизненный период существования человеческого организма, но и создает предпосылки для правовой охраны тела умершего человека. Статья 5 (п. 1) Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (с изменениями и дополнениями) гласит: «Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее — волеизъявление умершего) — пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме <…> о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела» [5]. В случае отсутствия волеизъявления умершего о согласии или несогласии на изъятие органов и (или) тканей из его тела право на разрешение таких действий имеют супруг, близкие родственники, иные родственники либо законный представитель умершего, а при отсутствии таковых — иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего.
О волеизъявлении о согласии или о несогласии на изъятие органов и тканей из своего тела после смерти для трансплантации (пересадки) указано в статье 47 «Донорство органов и тканей человека и их трансплантация (пересадка)» Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» [6], а глава 8 «Медицинские мероприятия, осуществляемые в связи со смертью человека», посвящена проблемам, имеющим отношение к трансплантации: 1). Определение момента смерти человека и прекращения реанимационных мероприятий (ст. 66); 2). Проведение патолого-анатомических вскрытий (ст. 67); 3). Использование тела, органов и тканей умершего человека (ст. 68). В данном законе отражены три принципа этически безупречного установления диагноза «смерть мозга»: 1) принцип единого подхода; 2) принцип коллегиальности; 3) принцип организационной и финансовой независимости бригад, участвующих в трансплантации.
Неоднозначность формулировок закона может иметь двоякое их толкование и исполнение, стать камнем преткновения в деле развития трансплантологии. Иногда законодательное противоречие в законах, регламентирующих трансплантацию в РФ, явно бросается в глаза. Известно, что донорство несовершеннолетних в России запрещено, а в тексте статьи 8 Закона о трансплантации упомянут «законный представитель» (умирающего) без уточнения (дееспособного или недееспособного, взрослого или ребенка). «Проблемы трансплантологии будут решаться быстро и эффективно при условии совершенствования законодательной базы в этой сфере, с учетом правовых, организационных и этических аспектов донорства и трансплантации органов и тканей человека» [1, с. 20].
В современном обществе всеобщего потребления у индивидов преобладает рыночная ориентация характера. Именно поэтому многие люди распространяют принцип «использовал–выбросил» на человека. Люди, живущие в модусе «Обладания», стремятся использовать других людей в своих корыстных целях, в результате чего возникают новые формы организованной преступности. «Торговля человеческими органами» — незаконный оборот человеческих органов и тканей, возникший в результате развития трансплантологии. Извлечение органов и тканей человека является одним из видов эксплуатации в определении термина «торговля людьми».
В 1987 году Декларацией Всемирной медицинской ассоциации о трансплантации органов и тканей было провозглашено: «Купля-продажа человеческих органов строго осуждается». В России запрещена купля-продажа человеческих органов и тканей, так как эти «биологические материалы» не должны становиться объектом коммерциализации по причине их принадлежности к человеческому организму. Это созвучно «категорическому императиву» И. Канта — основному закону нравственных взаимоотношений между людьми, который утверждает, что человек не может рассматриваться как средство для достижения цели другого человека. Этическое понимание человека как личности (а не вещи), обладающей свободой, волей и достоинством, не предполагает нарушение прав личности как при жизни индивида, так и после его смерти.
Органы и ткани человека являются частью его организма, и поэтому не могут иметь статус вещи и, следовательно, не должны иметь рыночного эквивалента и становиться предметом сделки купли-продажи. Игнорирование этической составляющей в медицинской деятельности и отсутствие ясной законодательной базы в сфере трансплантологии способствуют злоупотреблениям в медицине и нарушению прав человека, что тормозит развитие современной науки и мешает успеху общего дела в сохранении жизни и здоровья граждан. В случае игнорирования фундаментальных этических оснований человеческого существования, велика опасность стирания границы между вещным и личностным, что может иметь необратимые последствия для жизни на Земле.
Список литературы:
1.Агеева Н.А. Этико-правовые аспекты трансплантологии // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2013. — № 5. — с. 20.
2.Агеева Н.А. Этический аспект проблемы взаимоотношения врача и пациента // Гуманитарные и социальные науки. — 2012. — № 5. — с. 138.
3.Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // ИБ ОВЦС МП. — 2000. — № 8. — с. 80.
4.Силуянова И.В. Антропология болезни. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2007. — 304 с.
5.Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://base.garant.ru/105870/ (дата обращения 25.11.2013).
6.Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://base.garant.ru/12191967/ (дата обращения 25.11.2013).
дипломов
Оставить комментарий