Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CIII Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 29 июля 2024 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Шаровара К.А. ЦЕННОСТНЫЕ КОНСТАНТЫ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: К МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. CIII междунар. науч.-практ. конф. № 7(95). – Новосибирск: СибАК, 2024. – С. 105-110.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЦЕННОСТНЫЕ КОНСТАНТЫ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: К МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Шаровара Кристина Артемовна

ассистент кафедры социальные и гуманитарные науки, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова,

РФ, г. Новочеркасск

THE VALUE CONSTANTS OF RUSSIAN CIVILIZATION: TO THE RESEARCH METHODOLOGY

 

Kristina Sharovara

Assistant of the Department of Social Sciences and Humanities, South Russian State Polytechnic University (NPI) named after M.I. Platov,

Russia, Novocherkassk

 

АННОТАЦИЯ

В статье предлагается обзор научно-теоретических концепций по данной теме, определяющиеся возросшей потребностью в углублении теоретических представлений о сущности цивилизационной специфики России. Что приводит автора к анализу естественной актуализации цивилизационного подхода к пониманию происходящих процессов, сформировав потребность в осмыслении исторической особенности и миссии России с точки зрения ее цивилизационного статуса через социально-философскую концептуализацию ее как самостоятельной цивилизации.

ABSTRACT

The article provides an overview of scientific and theoretical concepts on this topic, determined by the increased need to deepen theoretical understanding of the essence of the civilizational specifics of Russia. This leads the author to analyze the natural actualization of the civilizational approach to understanding the ongoing processes, forming the need to comprehend the historical features and mission of Russia from the point of view of its civilizational status through the socio-philosophical conceptualization of it as an independent civilization.

 

Ключевые слова: цивилизация; цивилизационный подход; культурно-цивилизационной идентичности; цивилизационно-ценностные констант; социокультурный подход.

Keywords: civilization; civilizational approach; cultural and civilizational identity; civilizational and value constants; sociocultural approach.

   

Сложившаяся в современном мире ситуация в области международной политики, связанная с глобальным обострением внешнеполитических отношений, началом СВО на Украине, латентным противостоянием с НАТО существенно изменила не только объективную реальность, но и субъективное коллективное самовосприятие россиян.  На фоне длительной инерции периода рыночных институциональных реформ и сближения с Западом, когда у многих россиян сложилось ощущение глобального единства стран и цивилизаций, произошел резкий перелом в международных отношениях, вызвавший, в том числе и стремление осознать и понять глубинные причины ситуации. Долгое время, формировавшееся представление о некоторой общности России и Запада, возможности продуктивного взаимодействия с ним уступило место осознанию фундаментальных различий в мировоззрении, системе ценностей и жизненных смыслах. Это привело к естественной актуализации цивилизационного подхода к пониманию происходящих процессов и вызвало к жизни потребность в осмыслении исторической особенности и миссии России с точки зрения ее цивилизационного статуса через социально-философскую концептуализацию ее как самостоятельной цивилизации.

Актуальность исследования России как цивилизации определяется не только особенностями текущей социально-политической и международной ситуации, хотя этот фактор неоспоримо является основным. Помимо этого, она обусловлена и внутренними потребностями общественнонаучного знания, которое долгое время развивалось в условиях доминирования универсалистских подходов и концепций, начиная с марксистско-ленинского формационного подхода и заканчивая современным либерализмом. В советский период главенствовала марксистская идеологическая система представлений об универсальном единообразии исторического процесса для всех без исключения обществ, которые рано или поздно, но неизбежно должны пройти одни и те же формационные фазы социально-экономического развития от первобытнообщинного строя к коммунизму. Поскольку эта идеологическая схема транслировалась системой государственной пропаганды, она вытеснила из официальной науки все альтернативные подходы и концепции. После крушения коммунистической идеологии началось постепенное возвращение плюрализма социально-философских воззрений, однако неформально доминирующей снова оказалась универсалистская концепция либерализма, согласно которой заимствование западных (рассматриваемых в качестве универсальных) институциональных структур является необходимым и достаточным условием построения эффективной рыночной экономики и успешного вписания в глобальную систему международных экономических и политических отношений.

В результате на протяжении долгого исторического периода социально-философская наука оставляла на периферии не только цивилизационную проблематику, но и соответствующие концепции развития страны, которые получили статус альтернативных официальному мейнстриму. Некоторые элементы цивилизационной специфики принимались в рассмотрение, но главным образом в качестве исторически негативных, тормозящих развитие, обусловливающих «зависимость от прошлого пути».

В настоящее время в российском обществе происходит формирование осознанной цивилизационной идентичности, что требует углубления общественной и теоретико-исследовательской рефлексии над проблемами цивилизационного статуса России. Отсюда вытекает, в частности, необходимость изучения средствами общественных наук, прежде всего социальной и политической философии, специфических цивилизационных российских черт и особенностей, отличий коллективной ментальности россиян, институциональной матрицы и культурной традиции.

Цивилизационное своеобразие находит проявление в чертах и особенностях, сохраняющихся на протяжении очень длительных исторических сроков. Такие черты и особенности получили в современных исследованиях определение через понятие «цивилизационных констант» [1]. Термин «константы» указывает на постоянный, не изменяющийся во времени характер цивилизационных особенностей, выступающих препятствием для реформ и преобразований, не принимающих во внимание такого рода отличия.  

Одним из важнейших компонентов культурно-цивилизационной специфики социума является система ценностей. Притом, что базовые ценности в различных сообществах схожи, может различаться их интерпретация, смысловое наполнение, ранг в аксиологической иерархии. Перекрестные инокультурные влияния и заимствования на протяжении истории оказывают влияние на периферийные слои культурной традиции и ассоциированные с ними ценности, но сакральное содержание ценностного ядра остается неизменным, и здесь тоже речь может идти о цивилизационных константах в аксиологической сфере, то есть ценностных константах цивилизации.

Именно ценностные константы, постоянные глубинные ценностные ориентиры, конституируют облик цивилизации, транслируемые на протяжении веков архетипические установки, формируют ментальность народа. Исследование ценностных констант цивилизации представляется нам необходимым компонентом изучения цивилизационных процессов, проблем выбора эффективных стратегий модернизации, отвечающих специфике тех или иных цивилизационных образований, вопросов, связанных с формированием и сохранением в условиях глобализации цивилизационных идентичностей.  

Таким образом, исследование ценностных констант российской цивилизации обладает как научно-теоретической, так и социальной актуальностью. Научно-теоретическая актуальность данной темы определяется возросшей потребностью в углублении теоретических представлений о сущности цивилизационной специфики России. Социальная актуальность темы связана с потребностью российского общества в цивилизационном самоопределении на фоне усложнившейся внешнеполитической обстановки.

Изучение цивилизационно-ценностных констант предполагает использование целого ряда методологий, позволяющих выявить и зафиксировать специфику аксиологии сообщества. Прежде всего, необходимо назвать здесь широко известную концепцию сакрального ядра культуры традициолога Э. Шилза [3]. Идея Э. Шилза о неизменности во времени главных сакральных ценностей, лежащих в основе коллективной идентичности, может служить базой понимания феномена ценностных констант. Цивилизация способна сохранять и поддерживать идентичность благодаря тому, что имеются стержневые ценности, не меняющиеся во времени, приверженность которым выступает критерием отнесения к данному цивилизационному сообществу. Это сакральные, предельные (терминальные) ценности, ассоциируемые с базовыми представлениями сообщества об источнике бытия, устройстве мироздания (космогонии и космологии), устройстве социума, смысле человеческого существования. Сакральное ядро культурной традиции поддерживается неизменным на протяжении длительных исторических сроков благодаря наличию периферийной зоны, представленной менее значимыми ценностями и стереотипами, способными адаптировать традицию к меняющимся условиям существования.

Последователь Э. Шилза Ш. Эйзенштадт [4], придерживающийся методологии символического структурализма, рассматривает сакральное ядро традиции как совокупность не только важнейших смысложизненных ценностей, но и неизменяющихся архетипических (прообразных) структур, фиксирующих и транслирующих эти ценности на уровне бессознательных представлений и установок. Архетипические структуры локализуются в коллективном бессознательном, укоренены в глубинных пластах коллективной психики, конституируя культурно-символический код цивилизации.

Наряду с концепциями Э. Шилза и Ш.Эйзенштадта, позволяющими вскрыть ценностные механизмы сохранения культурно-цивилизационной идентичности, методологическое значение для исследования ценностных констант имеет социокультурный подход и теория социокультурной динамики П.А. Сорокина [2]. Согласно Сорокину, существуют три основных типа культур, выделяемых по критерию отношения к духовным ценностям и их трансцендентному истоку: идеациональная, идеалистическая (промежуточная) и чувственная культуры. Циклически сменяя друг друга на протяжении истории общества, эти типы определяют его культурный облик в конкретные продолжительные исторические периоды. Общая траектория культурной динамики в своих тенденциях является единой для человечества, но могут иметь место локальные динамические различия на уровне отдельных цивилизаций.      

Исследование российской цивилизации в рамках цивилизационного подхода предполагает постановку и решение не только задач, связанных с описанием ее исторических особенностей и факторов ее формирования, но и связанных с анализом ее отличий на уровне сакральных ценностей и культурных кодов. Поэтому цивилизационный подход как общая методологическая канва исследования должен быть дополнен такими методологиями, которые дадут возможность рассматривать российскую цивилизацию в ее конкретных аксиологических чертах. Нам представляется, что использование методологий в комплексе даст возможность не только выявить и обосновать эти черты, но и, вернувшись на более общий уровень, показать цивилизационную преемственность России с восточно-христианской цивилизацией Византии, определяющую цивилизирующую роль христианских сакральных ценностей в процессе становления России как социокультурной целостности и государства.

В методологический комплекс исследования, таким образом, должны входить, наряду с цивилизационным подходом, аксиологический подход, социокультурный подход, концепция социокультурной динамики П.А. Сорокина, концепция сакрального ядра и периферийной зоны культуры Э. Шилза и Ш. Эйзенштадта. Кроме того, значительное место занимает метод сравнительного и сравнительно-исторического анализа, позволяющий аналитически сравнивать те или иные параметры российской и западной цивилизаций.

Исследование ценностных констант российской цивилизации является перспективной областью научных исследований, ориентированных на реальное приращение научного знания.   

   

Список литературы:

  1. Кривопусков В.В. «Русский мир» как ориентир цивилизационной идентификации и социальной интеграции россиян: дисс ... канд. социол. наук: 22.00.04 [Место защиты: Южный федеральный университет]. – Краснодар, 2016. – 196 с.
  2. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество / П.А. Сорокин. – М.: Издательство политической литературы, 1992. – 543 с.
  3. Шилз, Э. О содержании термина «традиция» // Сравнительное изучение цивилизаций : хрестоматия : учеб. пособие для студентов вузов / сост., ред. и автор вступ. ст. Б. С. Ерасов. – М.: Аспект Пресс, 1998. – С. 240–245.
  4. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций / Ш. Эйзенштадт. – М.: Аспект Пресс,1999. – 416 с.
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.