Статья опубликована в рамках: L Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 26 февраля 2020 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
«МАРШ ПРЕОБРАЖЕНСКОГО ПОЛКА» И ЕГО РОЛЬ В ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
Национальные гимны вернее всего отражают характер нации.
В.Вунд.
Символы России. Что это такое? По словам советского ученого-энциклопедиста А.Ф. Лосева, понятие «Символ» является «упорным, цепким, тысячелетним понятием… Этот термин часто употребляется даже в самом обыкновенном, бытовом смысле, когда вообще хотят сказать, что нечто одно указывает на нечто другое, т. е. употребляют термин «символ» просто в смысле «знак» [3, c.4].
Решаясь написать статью о роли гимна в развитии России, я хотела вспомнить о тех символах, которые являются своеобразным лицом нашей страны: это герб, флаг и гимн. Подобное триединство стало складываться сравнительно поздно, лишь с XIX века. Так же как во многих странах Европы, в России эмблемы, позднее вошедшие в государственный герб, возникли в средневековье.
Флаг Российской империи, его цвета определились гораздо позднее первых гербовых элементов – через 200 лет после появления последних на государственной печати. Бело-сине-красный флаг «подарил» России флот Петра I. В борьбе за звание «государственного» флага ему пришлось на протяжении почти двух столетий «конкурировать» с черно-желто-белым императорским стягом.
Помимо герба и флага высшим символом государства является гимн. Гимн – это торжественное музыкальное произведение, призванное сплачивать и вдохновлять всю нацию. Огромную роль играли гимны в борьбе за независимость, а так же в эпохи войн и революций.
Первой страной, где был учрежден государственный гимн, была Голландия. В 1568 году была написана нидерландская революционная песня «Wilhelmus van Nassouwe». Она была посвящена Вильгельму Оранскому, графу Оранско-Насаусской династии, возглавившему в середине XVI века борьбу Нидерландов за освобождение от испанского владычества, за провозглашение республики. Затем эта песня стала национальным Гимном всего государства.
До XVII века в России на государственных церемониях пели православные духовные песнопения гимнического характера. В 1479 году, в год создания единого государства, был создан профессиональный хор «государевых певчих дьяков».
XVIII век является новым этапом в культурной жизни России.
Петровские реформы затронули практически все стороны жизни нашего государства. В этот период истории успехи молодой державы прославлялись такими песнями, как «Виват, Россия, именем преславна», «Радуйся, Российский Орле двоеглавый», «Возвеселися, Россие, правоверная страна». Победы в Северной войне, а так же встречи разных коронованных особ отмечались «виватными кантами», являющимися разновидностью гимна. Под гром литавр и огни фейерверков канты восхваляли Бога, царя и русское оружие. Музыка этих песен полна радостной торжественностью. В течение всего XVIII века большой популярностью пользовался также гимн «Тебя, Бога, хвалим».
К хвалебным кантам, ораториям, кантатам и парадным концертам относится и старейший русский «Преображенский марш Петра Великого».
В России военная музыка существовала с древних времен. Но полковая оркестровая возникла одновременно с созданием регулярной армии. В отличие от кантов, марши звучали всегда и повсюду: на маневрах, на парадах, и, самое главное, «удваивали, утраивали армию» при атаках, как говорил А.В. Суворов. Началом военно-оркестровой службы является 19 февраля 1711 года, когда возник указ о штатах полковых оркестров.
Но до этого Царь Петр I уже начал приглашать в Россию иностранных исполнителей из разных государств: из Гамбурга выписывается в 1702 году духовой оркестр гобоистов и трубачей в составе семи музыкантов во главе с капельмейстером гобоистом Генрихом Сиенкнехтом. Послу Андрею «сыну Измайлову» поручается купить в Берлине «робят маленьких с гобои и сипоши (флейта), каких он купил наперед тому в Кролевцу» [2, c.225]. Поручение Петра I было выполнено послом: он действительно купил за 1400 золотых червонцев «из знатных музыкантов 6 человек робят» [2, c.225]. Следует заметить, что речь в основном идет о музыкантах духовиках, приехавших в Россию в этот период развития нашей страны.
С 1711 года оркестры в полках становятся постоянными. Военных музыкантов в то время обучали в специальных школах, находящихся при гарнизонах. В состав полкового оркестра в то время входили духовые музыкальные инструменты: флейты, гобои, фаготы, валторны и тубы и ударные инструменты: литавры, барабаны. К 1716 году в оркестре Преображенского полка насчитывалось уже до 40 музыкантов.
Преображенский полк считался одним из лучших полков петровской армии. Петр I сформировал его в 1787 году. Свое название полк получил от подмосковного (в то время) села Преображенское, где происходили действия «потешных войск», созданных для воспитания и обучения юного царевича Петра 1. Из «потешных» они вскоре превратились в настоящие военные отряды и в 1691 году разделились на 2 полка – Преображенский и Семеновский. Сам Петр I числился в Бомбардирской роте Преображенского полка. В 1700 году полк был назван Лейб-гвардии Преображенским. Тогда звание лейб-гвардии имели самые лучшие войска. Все годы Северной войны (1700-1721) гвардия провела в боях и походах.
Однажды один из музыкантов полкового оркестра сочинил мелодию, которая позднее стала называться «Маршем Преображенского полка». Это музыкальное произведение считается первым неофициальным гимном России.
В 1805 году офицер Преображенского Полка С.Н. Марин написал слова к музыке марша.
Какова судьба этого военного? Известно, что С.Н. Марин участвовал в войнах с Наполеоном. В битве при Аустерлице был тяжело ранен и получил золотую шпагу с надписью: «За храбрость».
Где только и когда только не звучал «Марш Преображенского полка»! Известно, что в 1814 году перед штурмом Парижа русская армия устроила «психическую атаку»: все оркестры с высот Монмартра играли военные марши, тем самым не только устрашая противника, но и поднимая боевой дух своих воинов. Среди этих маршей звучал и знаменитый «Марш Преображенского полка».
Военная музыка важна была при любых торжественных событиях, например, при возвращении Петра I из Персидского похода 18 декабря 1722 года. Оркестр шел сразу за царем и его свитой, впереди батальона преображенцев.
Вплоть до 1790-х годов, пока не был создан гимн «Гром победы раздавайся», функцию светского гимна на парадах, при выходах императоров, на приемах послов выполнял старейший русский «Преображенский марш».
Во 2-й половине XIX века «Преображенский марш» пели так же и на слова разных солдатских песен, например, «Славны были наши деды».
После 1917 года «Преображенский марш Петра Великого» обрел новую жизнь. Белые армии не могли пользоваться старым гимном «Боже, царя храни», так как не все в их рядах желали возвращения монархии. А революционные песни были для них неприемлемы.
Оставался «Преображенский марш» – символ армии, который все чаще звучал на парадах и смотрах. Под эту военную музыку встречали иностранные делегации, а так же прощались с русской землей, уезжая в другие страны.
У находившихся в эмиграции русских людей «Марш Преображенского полка» пользовался большой популярностью. Его исполняли при выносе боевых знамен и русского флага, и в других торжественных случаях.
Великая сила и музыкальная привлекательность «Марша Пребраженского полка» стали настолько известны в Европе, что в 1950-х годах адмирал английского флота Льюис Баттенберг лорд Маунтбеттен (племянник последней русской императрицы Александры Федоровны) присвоил его Третьей бригаде морских пехотинцев.
В России в советское время «Преображенский марш» также не был забыт: он звучал на парадах, демонстрациях, на народных праздниках, а также был использован режиссерами в разных исторических фильмах.
«Преображенский марш» был и остается неофициальным гимном нашей страны. Сейчас это музыкальное произведения можно услышать и в исполнении разных военных оркестров.
«Марш Преображенского полка» остался также и главным военным маршем России.
Список литературы:
- Левашова О.Е. Михаил Иванович Глинка. Книга 1 / О.Е. Левашова. – М. : Изд-во Музыка, 1987.
- Левин С.Я. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры / С.Я. Левин. – М. : Изд-во Музыка, 1973.
- Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство / А.Ф. Лосев. – М. : Изд-во Музыка, 1976.
- Серов А.Н. Избранные статьи. Т. 1 / А.Н. Серов. – М. : Изд-во Музыка, 1978.
- Серов А.Н. Статьи о музыке. Выпуск 4 / А.Н. Серов. – М. : Изд-во Музыка, 1988.
- Стасов В.В. Михаил Иванович Глинка / В.В. Стасов. – М. : Изд-во Музыка, 1953.
дипломов
Оставить комментарий