Статья опубликована в рамках: LIV Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 29 июня 2020 г.)
Наука: Искусствоведение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПРИМЕНЕНИЕ ОРНАМЕНТА В СОВРЕМЕННОЙ ГРАФИКЕ
С момента появления первых орнаментов и до наших дней произошла некоторая трансформация в этом виде изобразительной деятельности.
Поменялись цели, мотивы орнаментального изображения. Сменились и материалы, используемые в орнаментальных рисунках. Значимость и масштабность данного феномена тоже не осталась без изменений. Однако орнаментальное искусство живо по сей день и успешно используется во многих видах изобразительной деятельности. В данной статье освещаются такие аспекты как история орнамента и его существование в наше время.
Об истории возникновения орнамента. Появление первого упоминания об орнаменте уходит вглубь веков, в эпоху палеолита. В период неолита орнамент уже достиг разнообразия форм и стал доминировать. С течением времени орнамент утратил свое доминирующее положение. Познавательное свойство его также угасло, а вот эстетическое украшающее свойство сохранилось. В орнаменте запечатлелось фольклорно - поэтическое отношение к миру. Как и при помощи наскальной живописи, люди передавали потомкам знания через орнаментальные рисунки. В них отражалось общее мировоззрение, традиции народа и специфика их занятий. Развитие важности орнамента диктовали потребности народа в эстетике. Археологические данные дают возможность предположить одновременное развитие двух видов изобразительного творчества первобытного человека: «натуральное» и «орнаментальное». Последнее представляет собой упрощение, и приобретение геометричной формы исходных натуралистичных мотивов. Орнамент состоял из следующих форм: круг, овал, квадрат, ромб. А также комбинаций из этих фигур. Использовались такие узорные элементы как полоски, спирали, штриховки и другие. По сравнению с предметным изображением орнамент имеет потайной смысл и некую символику. Так, например мотив «Зигзаг» может означать молнию, ветер, воду, дождь.
Декоративные изобразительные элементы древнейшего творчества сохранились в искусстве Африки, Австралии, Океании. Большое место орнамент занял в народном художественном ремесле. В Индии, например, до сих пор сохранилось древнее искусство «ранголи» - орнаментальный рисунок - молитва. Не всегда орнаментальные фрагменты могли иметь символичное значение. Иногда они изображались просто, чтобы подчеркнуть чувство ритма, симметрии, формы. Качество декоративности зависит от насыщенности изображения, наличия симметрии и замкнутости форм. Чем меньше площадь нейтрального фона, тем меньше декоративность изображаемого объекта. В наши дни орнамент и орнаментальные композиции не утратили своей значимости. Орнаменты применяют в создании одежды, печатной промышленности и в различных видах искусства, как то графический дизайн, живопись, графика.
Орнаментальная пейзажная графика. Орнамент по исполнению бывает графическим, живописным и скульптурным. Довольно много примеров орнаментальных решений знает история искусств. В определенной степени они сходны с обучением современных художников прикладного искусства орнаментальной пейзажной графике. Главная отличительная особенность таких произведений узорчатость и высокий уровень орнаментального осмысления форм. Большая часть графических пейзажей имеет высокий уровень орнаментальной организации [1]. Природные ритмы дают художнику «пищу» для создания художественного образа на основе усиления ритмических и пластических свойств натуры. Крыши, окна и балконы домов, деревья, мосты, столбы, ритмы проводов словно созданы для графических орнаментальных композиций.
Любовь к насыщенности и пышности орнамента была присуща художнику Д.И. Митрохину. Во многих работах на восточные темы, художник дает волю декоративным подробностям. Здесь и масса восточного оружия, кубков, кувшинов, ваз и пестрые узоры ковров и тканей. А для изображения тропического леса площадь рисунка художник заполнил тончайшим кружевом из веток, листьев и цветов. Среди веток автор помещает обилие бабочек, обезьян, птиц и других обитателей леса [6].
Орнаментальная организация графического листа часто использует отказ от объемной характеристики предметов. Кроме ритма пятен, сложные ритмические структуры тоже создают линия, штрих и точка. Орнаментальные возможности линейного изображения очень велики. Ритмическое усложнение плоскостной композиции достигается путем введения в графику однотонного штриха. Ритмичное равномерное чередование штриха удачно использовано в европейском и особенно в русском лубке. Многие художники иллюстраторы и в нынешнее время используют графические приемы «лубочного» штриха в своей работе [5].
В декоративных композициях пейзажные изображения встречаются с разным условием орнаментального обобщения. Принцип орнаментации в прикладном искусстве опирается на взаимосвязь с натурными зарисовками. Поиск натуры нацелен на объекты с повышенной возможностью орнаментики (ландшафты с домами, спускающимися ярусами по склону холма, старинные улицы с булыжной мостовой, коваными решетками и фонарями, склоны гор с угловатыми камнями и вьющимися растениями, садовые парки с садовой скульптурой и т.д.). Ритмически усложненные формы таких объектов с первых набросков уже подталкивают на орнаментальное решение композиции [4]. Орнаментальными мотивами могут служить изображения черепичных крыш, цветов, деревьев с густой кроной и т.д. В качестве орнаментальной сюжетной композиции используют изображения групп людей в одеждах с орнаментом. Изображения пейзажей делятся на несколько стадий в зависимости от степени декоративности. Этот процесс может быть выражен так: 1. Натурный ландшафт, 2. Натуралистическое изображение, 3. Реальные изображения с различной степенью обобщения, 4. Орнаментальная пейзажная композиция, 5. пейзажный орнамент. Для дополнения пятен и контуров применяются точечные фактуры. Они очень хорошо усложняют орнаментальные композиции [3].
Важнейшей чертой орнаментальной композиции является ограниченное пространство. Оно может быть как полностью плоскостным, так и иметь глубину рельефа. Как правило, усиление ритмических возможностей композиции достигаются повтором элементов, выполненных одинаковым графическим приемом и средством. Очень важно, чтобы художественно-пластические средства были подчинены одной стилистике. Использование различных орнаментов должно быть гармоничным. Методы и приемы как станкового, так и прикладного искусства соединяет в себе орнаментальная графика. Когда уровень орнаментальной организации высок, это становится отличительной особенностью графики. Такую графику можно назвать орнаментальной. Граница перехода простой графики в орнаментальную очень условна, но она существует. Пейзажные композиции Д.И. Митрохина, безусловно, более орнаментальны по сравнению с графикой Д.Н. Кардовского. В произведениях Д.И. Митрохина образный строй произведений целиком основывается на орнаментальной организации листа [5].
Изображения, выполненные одним тоном и линией одной толщины, будут всегда стремиться к плоскостности. Разная толщина линий дает нам ощущение пространства, а также помогает решить композиционные задачи, такие как выделение композиционного центра. Также возможно сочетание линий и цветных пятен. Это сочетание использовали японские мастера каллиграфии. И.Я. Билибин также использовал это сочетание в своих цветных пейзажных композициях [2].
Русское искусство оставило богатое наследие в области орнаментальной пейзажной графики. Это дает обширный материал для работы в прикладном искусстве, в особенности, в искусстве ткани. Развитие этого направления позволяет существовать специфической форме графического самовыражения.
В наши дни орнамент и орнаментальные композиции не утратили своей значимости. Орнаменты применяют в создании одежды, печатной промышленности и в различных видах искусства, как то графический дизайн, живопись, графика.
Список литературы:
- Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя. – М., Просвещение, 1984.
- Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. Учебное пособие для студентов вузов. – М., Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
- Желудков А.С. Свойство элементов в декоративной и пространственной композиции. – М., 1977. – 79 с.
- Молотова В.Н. Декоративно прикладное искусство. Учебное пособие. – М., ФОРУМ, 2007. - 272 с.
- Соколова М.В. Мировая культура и искусство. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., Издательский центр «Академия», 2004. – 240 с.
- Сурис Б. Книга о Митрохине. – Л., Жудожник РСФСР, 1986.
- http://college-balabanovo.ru/
дипломов
Оставить комментарий