Статья опубликована в рамках: LXV Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 31 мая 2021 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ КАК ЗНАЧИМЫЙ ЭТАП СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ
DECORATIVE STILL LIFE AS SIGNIFICANT STAGE OF IMPROVEMENT OF DECORATIVE PREPARATION OF FUTURE DESIGNERS
Oleg Vasyukov
Senior Lecturer, Novosibirsk Institute of Technology (branch office) Kosygin Russian State University,
Russia, Novosibirsk
Zinaida Bergman
Public Relations Specialist, GOLDIKO LLC,
Russia, Novosibirsk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются этапы совершенствования декоративной подготовки будущих дизайнеров. Понимание будущими дизайнерами задач и критериев оценки, которые предъявляются к учебно-творческим работам в процессе обучения на занятиях по живописи, а также усвоение определенных знаний, умений и навыков при создании живописно-декоративного этюда натюрморта.
ABSTRACT
The article discusses the stages of improving the decorative training of future designers. Future designers understand the tasks and evaluation criteria that are applied to educational and creative works during the training in painting classes, as well as the assimilation of certain knowledge, skills and skills when creating a picturesque and decorative sketch of still life.
Ключевые слова: этапы совершенствования, декоративная подготовка, будущие дизайнеры.
Keywords: stages of improvement, decorative training, future designers.
Декоративный натюрморт, декоративное изображение фигуры и головы человека – все это способствует совершенствованию декоративной подготовки студентов, и решает задачи, как более плавно сделать переход к декоративно-живописной фигуре человека. Учитывая специфику будущих дизайнеров важно понимать, что понимание формы, умение применить стилизацию в изображении фигуры человека, используя декоративные приемы и методы, такие как членение плоскостей, явление оверлеппинга, локальные цвета. Когда будущие дизайнеры имеют представления об этих понятиях и научаться применять свои знания и навыки на занятиях по живописи, чтоб в будущем могли без затруднения выполнять и разрабатывать эскизы одежды, аксессуаров на стилизованных фигурах, выполненных в гармоничной цветовой гамме.
Понимание будущими дизайнерами задач и критериев оценки, которые предъявляются к учебно-творческим работам, позволит им избежать ошибок в процессе их создания, успешно овладеть профессиональными компетенциями. Творческая и исполнительская деятельность: «создавать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства индивидуального и интерьерного значения и воплощать их в материале», также «выполнять эскизы и проекты с использованием различных графических средств и приемов», и «самостоятельно разрабатывать колористические решения художественно-графических проектов изделий декоративно-прикладного и народного искусства».
Характер учебно-творческой работы учащихся оказывает существенное влияние на целый ряд показателей психологического порядка, относящихся к сфере эмоционально-интеллектуальной природы личности и так или иначе проявляющихся в самой работе – декоративной композиции. На ход работы и на её конечный результат существенное влияние оказывает эмоциональность (восприятие) и уровень представления об изобразительном процессе. Эмоциональный и интеллектуальный факторы являются в равной мере необходимыми в творческом процессе.
Чтобы будущие дизайнеры могли выполнить живописный декоративный этюд – цельный и выразительный., уравновешенный нужно иметь глубокие знания о композиции, о цвете, научиться запоминать, представлять, эмоционально и эстетически переживать, чувствовать, анализировать, преобразовывать, грамотно изображать живописный декоративный этюд.
Для достижения положительного результата декоративной подготовки будущих дизайнеров важно сначала освоить композиционные знания, умения и навыки, затем практически реализовать их в решении учебных заданий и, творчески применить в решении задач, связанных с созданием целостного художественного образа. Практические и творческие композиционные умения, и навыки формируются на основе определенных композиционных знаний.
Большое значение в формировании композиционных умений и навыков придается знаниям теоретических основ композиции, цветоведения, принципов стилизации, раскрывающих образные закономерности в процессе изображения. «Одним из важнейших композиционных и художественно-выразительных средств в декоративной композиции является цвет. Цвет-это один главных компонентов декоративного образа» [1, c. 164]. В результате активной мыслительной деятельности в процессе обучения живописи, постоянного наблюдения, анализа, сравнения и обобщения развивается творческие способности дизайнеров. Стилизация может идти по пути предельного упрощения и доведения до предметных символов, а может, наоборот, за счет усложнения формы и активного наполнения изображения декоративными элементами.
Натюрморт – необычайно удобный жанр для всяческого экспериментирования. Возможностей для стилизации много, важно одно: все используемые приемы должны работать на выявление идеи, быть обдуманы, взвешены и отвечать одной самой главной задаче - декоративной выразительности.
Начинать выполнение практического задания по декоративной стилизации в натюрморте необходимо с внимательного анализа натюрморта выполненного с натуры. Постановка натюрморта играет большую роль. Каждый натюрморт имеет свою характерную особенность, композиционную зацепку, повод или мотив для переработки и стилизации. Необходимо руководствоваться конкретным замыслом, придерживаться определенного стиля в трансформации реалистичного в декоративный натюрморт.
Основной принцип решения декоративного натюрморта – превращение пространственной глубины изображения в условное плоскостное пространство. В данном примере используется двухмерная перспектива в изображении пространства и предметов. В тоже время, перспектива может быть линейной и обратной. Также возможно использование нескольких планов, которые необходимо располагать в пределах небольшой глубины.
Первый этап в работе над декоративным натюрмортом – выполнение эскизов. Определение стилистики изображения, способов трансформации натюрморта. Трансформация – это изменение, преобразование формы с сохранением характера и образа предмета. Его форма меняется, но основной мотив образа сохраняется. Выбранный вариант переносится на формат.
Второй этап – выполнение рисунка композиции натюрморта на заданном формате в натуральную величину. Для достижения равновесия в данной композиции используется прием членение плоскости на части по принципу симметрии. Членение прямыми линиями плоскости листа по вертикали и горизонтали. Главный композиционный центр – ваза с букетом физалиса. Постановка строится на вертикали доминирующего кувшина и букета цветов.
Третий этап в последовательности выполнения декоративного натюрморта – изображение натюрморта в цвете. После перенесения рисунка на формат, опираясь на готовые цветовые варианты, необходимо на палитре развести колеры нужных цветов и оттенков для данной работы. Далее происходит нанесение основного цвета предметов и фона будущей композиции. Натюрморт выстроен в теплом колорите.
Четвертый этап – нанесение декоративного контура. Натюрморт является декоративным за счет изменения формы объектов и введения декоративного контура. Также на этом этапе важно обобщение всего изображения, выделение композиционного центра. Композиционная целостность зависит от взаимоотношения главного и второстепенного, от увязки всего изображения в единое произведение.
«Потребность в творческой деятельности обусловливается общественной необходимостью в конкретном новом продукте. Именно это и ведет к возникновению творческой идеи, замысла, служит побудительной силой в создании нового» [2, c. 187].
В процессе обучения на занятиях по живописи будущие дизайнеры должны усвоить определенные знания, умения и навыки: знание композиционных законов и приемов, а также цветовых закономерностей и основных характеристик цвета; знание стилистических закономерностей и приемов стилизации; знание технических особенностей работы с художественными материалами; умение точно передавать по представлению ассоциативный образ; умение создавать художественный образ; умение посредством воображения создавать оригинальный живописно-декоративный этюд; умение передавать настроение цветом; умение подбирать выразительные средства композиции, технологию работы с художественными материалами.
Список литературы:
- Беляева, С.Е. Спецрисунок и художественная графика: учебник / С.Е. Беляева, Е.А. Розанов. – Москва: Академия, 2006. – 240 с.: ил.
- Кузин В.С. Психология живописи: Учебное пособие для вузов.- 4-е изд., испр. М. : ОНИКС, 2005. С. 290-294.
дипломов
Оставить комментарий