Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXIV Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 26 декабря 2022 г.)

Наука: Культурология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Тулекова Г.Х., Ережеп А.Н. ДЕФОРМАЦИЯ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ "ЦЕЛОСТНОГО ЧЕЛОВЕКА" // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. LXXXIV междунар. науч.-практ. конф. № 12(77). – Новосибирск: СибАК, 2022. – С. 11-16.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ДЕФОРМАЦИЯ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ "ЦЕЛОСТНОГО ЧЕЛОВЕКА"

Тулекова Гульжан Хажмуратовна

канд. филол. наук, доц., проф., университет «Туран»,

Республика Казахстан, г. Алматы

Ережеп Адилхан Нурканатулы

студент, университет «Туран»,

Республика Казахстан, г. Алматы

АННОТАЦИЯ

Цель и новизна статьи заключается в определении актуальности философского содержания учения Абая Кунанбаева о «целостном человеке», его актуальности для современности, современных тенденций в решении фундаментальной философской проблемы принципа целостности личности, новое осмысление феномена духовности, составляющего сущность современной концепции «целостного человека», основанного на указанных тенденциях. В статье на основе тезиса об этических путях решения проблем сущности целостного человека и сущности бытия в казахском типе философского дискурса определяется этическая основа учения Абая на примере его стихов и прозы относительно того, кто есть "целостный человек". По Абаю, целостный человек – это человек, реализующийся в субъективном бытии, объектом которого является сам; человек, стремящийся к познанию, нравственности и реализующий собственные когнитивные и духовные интенции. По словам Абая, выраженное стремление к решению духовных проблем составляет суть целостного человека и его представлений. Такой подход весьма современен и актуален с точки зрения вопросов глобализации и модернизации в духовной сфере. Концепция Абая о «целостном человеке» — это не только применение размышлений Абая к современности, но и философское учение, соответствующее современным подходам к решению фундаментальных духовных проблем.

 

Ключевые слова: концепция «целостного человека», «Слова назидания» Абая, целостный человек, духовность, глобализация, модернизация.

 

Введение. В рамках статьи рассматривается деформация факторов формирования «целостного человека», а именно – какие качества формируют «целостную личность», какой деформации они подвержены, и т.д.

Известный восточный мыслитель и философ Абу-Насыр Аль-Фараби, подробно рассматривал качества, харкактеризующие «целостную личность» в своих трактатах. В труде «Нравы жителей добродетельного города» он описал, каким должен быть честный руководитель и каким должен быть целостный человек.

Анализ. Известный казахский поэт и мыслитель Абай Кунанбаев в своем прозаическом произведении «Слова назидания» сформулировал рекомендации грядущим поколениям о том, какой ему видится полноценная личность. Известно, что при жизни Абая в межличностных отношениях значительно преобладал авторитет старшего поколения. К примеру, отец Абая, Кунанбай-хаджи, оказывал огромное влияние на своего сына Абая, а тот, в свою очередь – на  своих детей. Все общество стремилось к сохранению существующих обычаев. Однако, в моменты коренной модернизации, характерной для периодов реформ в отечественной истории, значение прямой передачи социокультурного опыта от старшего поколения к младшему стало размываться, и на смену ему пришло разделение на приверженцев традиционалистской точки зрения и сторонников модернизации, отвергавшим опыт представителей «старшего поколения» и любые формы преемственности от него – т.е. общество стало подвержено социокультурной деформации [Г. Есим, «Абай - мыслитель». - Астана: Фолиант, 2012 ].

Система образования в обеспечении преемственности поколений выполняет две задачи, взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга по своей роли и назначению в жизни общества. Первое направление – передача предыдущим поколением подрастающему поколению социокультурных уроков, извлеченных из собственного опыта, а также привитие основ философии, науки, искусства, морали и других знаний, позволяющих человеку войти в социальную среду в качестве равноправного гражданина. Это направление, связанное с социализацией человека, позволяет личности найти свое место в социальной среде, усвоить концепции и национальные традиции, переданные старшиими поколениями. Все это является предпосылкой для определения жизненных идеалов человека и вовлечения в профессиональную деятельность. Важным направлением системы образования является содействие полноценному становлению человеческой личности, и, по словам Абая, формирование и пробуждение духовной и внутренней энергии, помощь человеку в осознании  своей принадлежности к высшему духовному миру, развитие собственного духовного «Я» в соответствии с высокими ценностями и идеалами в процессе формирования собственной личности и межличностных отношений. Постулируя: «Будь человеком!», Абай несомненно имел ввиду реализацию философско-этических принципов.

Известный казахский философ Г. Есим в своем фундаментальном труде «Абай - мыслитель» так описывает превалирование духовности в казахской культуре в любой исторический период: «За двадцать один век имел место ряд ренессансных ситуаций; в литературе ренессанс обязательно состоит из двух составных частей. Одна из них – наличие качественных имзнений, характеризующих новую цивилизацию, другая же состоит в том, что предшествующие культурные традиции не уничтожаются полностью, и развитие далее происходит эволюционным путем. [Г. Есим, «Абай - мыслитель» - Алматы: «Наука». - С. 111].

Свою прозу Абай обращал главным образом к старшему поколению, которое и считал своей аудиторией. Он учитывал уровень мышления своих читателей и слушателей, особенности их мировоззрения, и потому писал прозу доступным для них образным языком, полным афоризмов и народных пословиц и поговорок. Современники Абая свидетельствуют, что «Слова назидания» пользовались у читателей и слушателей не меньшей популярностью, чем его же поэтические произведения, так как в них Абай выражал мысли и идеи, чувства и настроения столь же интересно и своеобразно, как и в стихотворной форме.

Мухтар Ауэзов справедливо отмечал, что в своих прозаических обращениях Абай «превращается в гневного судью или поруганную совесть народа, и в таких случаях его «слова» становтся грустной исповедью человека, одинокого в мрачный период господства беспросветной тьмы». Как «гневный судья» он беспощадно обличал общественные пороки, зло и несправедливость в обществе, а как «совесть народа» глубоко печалился отсталостью и невежеством, конфликтами и ссорами, которые, по мнению поэта, ставили людей в унизительное положение. Абай верил в влияние своих слов, разоблачая и осуждая в своих произведениях все, что вредит народу, мешает прогрессу и просвещению. Однако, действительность не оставляла надежд, принося поэту разочарование. Философско-поэтическое творчество Абая стало своего рода борьбой за просвещение и формирование идеалов общества.

Девяностые годы XIX века, когда были написаны «Слова назидания», были самым плодотворным периодом творчества уже пожилого поэта. В первой главе произведения  поэт писал: «Всю жизнь я спорил, боролся и судился, столкнулся с неимоверными трудностями, устал от них, утомился и убедился в тщетности всего сущего». То есть, вся деятельность поэта измучила его, и он спрашивает себя, что же делать: «возглавить ли людей», «приумножать ли знания», «совершать ли духовные обряды», «или заниматься воспитанием детей»? Все это он считает для себя невозможным и нереальным. «Я, наконец, решил, — пишет он, — что найду покой, обратившись к бумаге и чернилам, и теперь пишу все, что думаю, подряд». Прошло девять лет, прежде чем Абай написал все сорок пять «слов», изложив в них свои сокровенные мысли, пожелания и грустные жалобы современникам, равнодушным к голосу поэта. Обращаясь к содержанию прозаических «слов» Абая, нетрудно определить их идейно-тематическое сходство с большим циклом стихов поэта тех лет. Справедливости ради следует отметить, что критическое начало в поэтических произведениях выявлено гораздо острее, чем в прозаических «Словах назидания». [Сабден О. «Абай и будущее Казахстана». – Алматы, 2016. – 362 с.].

В «Словах назиданя» Абай открыто говорил о «деформации» личности человека, без прикрас описывая пороки людей, разоблачая в своем творчестве носителей зла. «Слова» Абая неодинаковы, неоднородны по объему и характеру написания. Двадцать седьмая глава несколько отличается от остальных, она написана в форме диалога между Аристотелем, учеником Сократа, и Богом, наделившим человека высшими качествами, в итоге постулируя, что человек как таковой обязан наличием любви в своей душе исключительно Богу.

Концепция «целостного человека» – это учение, проходящее через все творчество Абая и его философское наследие, на которое регулярно ссылаются ученые и исследователи. Так, известный ученый, академик НАН РК Оразалы Сабден предложил формулировку исканий Абай в форме концепции о целостной личности.

В целом, следует правильно понимать значение термина «целостная личность» . По Абаю, целостная личность – это человек, реализующийся в субъективном бытии, объектом которого является сам; человек, стремящийся к познанию, нравственности и реализующий собственные когнитивные и духовные интенции. Такое, выраженное Абаем философское воззрение на проблематику смысла человеческого бытия, безусловно, актуально и в современном мире.

С другой стороны, при всей очевидности, термин «цельная личность» полнее отражает философский смысл учения о целостном человеке, восходя к одному из важнейших философских течений современности а именно: к принципу цельности содержания, формирующегося на определенном пространстве. На основе такого принципа цельности, в свою очередь, формируется новое направление феномена духовности, имеющего особое значение в контексте современного развития  и процветания. 

«Я искренне ненавидел невежество и тьму,

Я всегда был уверен, что дураки заслуживают презрения,

Я хотел творить мир в одиночку», — пишет поэт.

Во всем творческом наследии Абая прослеживаются его твердые взгляды на вопросы духовности, составляющие ядро цельной личности. Такой подход весьма современен с точки зрения вопросов глобализации и модернизации в духовной сфере.

В своем творчестве Абай определил значение философских вопросов в истории казахского народа, а также смысл самого главного из таких вопросов, а именно: кто есть «целостный человек»? При этом, Абай рассматривает проблему без обиняков, без заранее заданных ответов, и на основе нового понимания духовности, базирующегоя на новом понимании принципа целостности, прямо попадает в «точку» проблемы целостного человека сегодняшнего дня с актуальным пониманием проблем духовной сущности человека. Возможно, это связано с тем, что Абай, родившийся в семье авторитетных представителей казахского общества, был автоматически вовлечен в политическую жизнь своего народа того времени.

Концепция «целостного человека» не стоит особняком, но пронизывает все творчество Абая, его философское наследие, стихи и прозу.

«Слова назидания» Абая, полные глубоких философских мыслей, составляют ядро его эссеистики. Целостный человек стремится к образованию, труду, справедливости, добру, высокой нравственности. По мнению Абая, именно это стремление составляет стержень человеческой личности, диктуя духовное и нравственное развитие.

Итак, как считает Абай: «Человека формируют его ум, честь и доброе отношение к людям. Ничто другое» («Восемнадцатое слово») [Сабден О. «Абай и будущее Казахстана», стр. 36].

Что же касается стремления к знаниям, то «желание все познавать, все понимать, видеть и изучать есть высшее устремление души… душа, не ищущая познания, перестает быть душой», т.е. человеческая личность деформируется.

Учение Абая о «целостном человеке» носит философский характер, поскольку в его центре находятся этические подходы к проблемам смысла и природы человека. Взаимосвязь явлений духовности и цельности в учении о «целостном человеке» гармонирует с современными новыми способами понимания фундаментальных философских категорий цельности, духовности и принципа целостности.

Заключение

Суть философского учения Абая о «целостном человеке» совершенно несовместима с современными представлениями о целостном человеке, представляющими собой новое понимание феномена духовности, основанное на новом понимании принципа целостности. На сегодняшний день духовность – это не просто нравственность или интеллектуализм, а осознание единства с окружающим миром и вытекающая из этого осознания императивность поведения, направленного на гармоничное проживание, сотрудничество и заботу об окружающем мире.

Таким образом, как было сказано ранее в учении о «целостном человеке», проходящем через все творческое наследие Абая, целостная личность — это человек, реализующийся в субъективном бытии, объектом которого является сам; человек, стремящийся к познанию, нравственности и реализующий собственные когнитивные и духовные интенции. По Абаю, человек реализует себя как личность через свои отношения с другими людьми и обществом в целом. Центром, стержнем цельности «целостного человека» является, несомненно, духовность, включающая в себя не только высокую нравственность, но и понимание своей онтологической связи с социумом и окружающей средой, реализующееся в императиве запроса на стремление к образованию, доброму отношению к окружающим, и связанную с этим ответственность.

 

Список литературы:

  1. Есим Г. Абай – мыслитель. – Астана: Фолиант, 2012. – 384 с.
  2. Сабден О. Абай и будущее Казахстана. – Алматы, 2016. – 362 с.
  3. «Слова назидания» Абая / перевод с казахского С. Санбаева. – Алматы: Жазушы, 1970. – 128 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий