Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXXVIII Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 26 апреля 2023 г.)

Наука: Искусствоведение

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Тершукова О.О., Кыбукевич С.С., Качесов И.Н. РОЛЬ ОПТИКИ АНАТОМИИ И МЕХАНИКИ В ОБЛАСТИ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. LXXXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 4(81). – Новосибирск: СибАК, 2023. – С. 18-23.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

РОЛЬ ОПТИКИ АНАТОМИИ И МЕХАНИКИ В ОБЛАСТИ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Тершукова Ольга Олеговна

студент группы Б-1031, Сургутский государственный педагогический университет,

РФ, г. Сургут

Кыбукевич Сергей Сергеевич

ст. преподаватель кафедры социально-художественного образования, Сургутский государственный педагогический университет,

РФ, г. Сургут

Качесов Иван Николаевич

ст. преподаватель кафедры социально-художественного образования, Сургутский государственный педагогический университет,

РФ, г. Сургут

THE ROLE OF OPTICS, ANATOMY AND MECHANICS IN LEONARDO DA VINCI'S COMPOSITIONAL THINKING

 

Olga Tershukova

student of group B-1031, Surgut State Pedagogical University,

Russia, Surgut

Sergey Kybukevich

Senior Lecturer of the Department of Social and Artistic Education, Surgut State Pedagogical University,

Russia, Surgut

Ivan Kachesov

Senior Lecturer of the Department of Social and Artistic Education, Surgut State Pedagogical University,

Russia, Surgut

 

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена исследованию особенностей композиционного мышления Леонардо да Винчи, а именно выявлению в нем роли оптики, анатомии и механики. В качестве объекта исследования выступает композиционное мышление да Винчи. Предметом исследования являются научные труды в оптике, анатомии, механике.

ABSTRACT

This article is devoted to the study of the peculiarities of Leonardo da Vinci's compositional thinking, namely, the identification of the role of optics, anatomy and mechanics in it. The object of research is da Vinci's compositional thinking. The subject of research is scientific works in optics, anatomy, mechanics.

 

Ключевые слова: композиционное мышление, оптика, анатомия, механика, искусство, Леонардо да Винчи, история изобразительного искусства, теория теней, механика движения тела, наука и искусство.

Keywords: compositional thinking, optics, anatomy, mechanics, art, Leonardo da Vinci, history of fine art, theory of shadows, mechanics of body movement, science and art.

 

Во всем мире признают особый вклад, который внёс учёный, изобретатель, художник, яркий пример «homo universalis» (лат. человек универсальный) Леонардо да Винчи. «Универсальным человеком» называют человека, равно одаренного в различных областях науки и искусства, которые не пересекаются между собой. Но даже в совершенно разных науках да Винчи находил взаимосвязь, которую он в последствии учитывал в своих трудах. Его мышление до сих пор практически не подвергалось исследованию.

Оптика – это наука, которая занимается происхождением и распространением света, изменениями, которые он претерпевает и производит, и другими явлениями, тесно связанными с ним.

Учения да Винчи по геометрической оптике базировались на трудах по оптике ученых Древней Греции. Леонардо да Винчи первый дал научное объяснение природы зрения и функций глаза. Также совершает попытку переноса естественнонаучного знания в оптике в прикладную область. Далее прослеживается первое пересечение наук: да Винчи начинает свои труды по оптике с изучения строения глаза и процессов, протекающих в нем. Для изучения глаза требуется анатомия: раздобыв много глазных яблок, он начинает изучать строение, разрезая орган, также делает первые анатомические зарисовки. Из этих трудов создается модель человеческого глаза с хрусталиком, зрачком, стекловидным телом и роговой оболочкой. Леонардо подробно рассматривает вопросы аккомодации (приспособление органа в целом к изменению внешних условий) и адаптации глаза [4].

Теория теней. Да Винчи одним из первых добился рельефности, объемности изображения, используя для этого игру светотени. Именно он изобрел приемы, благодаря которым стало возможным создавать множество оттенков одного и того же цвета [5]. Для выявления закономерностей да Винчи занялся изучением образования теней, их окраски, интенсивности и форме. Особое внимание уделялось отражению лучей света от поверхностей различной изогнутости (в особенности зеркал) и преломления лучей в различных средах [4]. Также ясно, что Леонардо придавал большое значение попыткам перенести свои оптические наблюдения из одной системы (геометрические и оптические диаграммы), в другую (зарисовки и иллюстрации) в попытке обосновать собственные теории по светотени, воздушной перспективе, отражении цвета (рефлекс) и теорию пропорций в оптике [6].

Анатомия – это изучение нормального строения тела человека как наиболее фундаментального исследования в области медицины. Другими словами, это откровенное и непредвзятое исследование, которое учит тому, что существует на самом деле [7].

Первой причиной интереса Леонардо к препарированию было желание более точно определить строение человеческого тела с точки зрения художника. Однако, чтобы более ярко представить человеческое тело в том виде, в каком оно было препарировано, он начал испытывать потребность понять не только внешний вид, но и внутренние органы, и это желание в конечном итоге привело к изучению анатомии. Также можно предположить, что наблюдение, которое является естественной и врожденной привычкой, вызовет желание исследовать взаимосвязь и функции человеческой структуры [7]. Леонардо был первым человеком, который точно нарисовал скелет человека, используя современные техники, чтобы выразить его спереди, сзади и сбоку. Он сделал разрез в головной кости, оставив очень точное изображение пустого пространства в кости [8].

Увлекаясь механикой, он пытался точно понять, как передавать движения человека, Леонардо да Винчи большое внимание уделял изучению мышечной системы и строению скелета: "Природа не может заставить двигаться животных без механических инструментов..." [2].

Механика – это отдел физики, учение о движении тел в пространстве и силах, вызывающих это движение.

Леонардо да Винчи, как мы видели ранее, прочитал и усвоил идеи многих древних философов, исследовал некоторые из предложенных ими проблем и не раз возвращался к ним разными путями. Его вклад в механику можно считать уникальным, оригинальным и имеющим огромное значение для изучения окончательного перехода к научному методу, установленному научной революцией семнадцатого века [9].

В строении тела человека Леонардо да Винчи старался разобраться, исходя из законов механики. Живое тело человека было для него удивительным механизмом. Он постоянно экспериментировал и зарисовывал части тела, соединяя их в целое, используя для этого свои научные труды в области анатомии и механики.  Известно, что направление тяги, которую развивает мышца при сокращении, определяется линией, соединяющей центры начала и прикрепления мышцы.  Для упрощенного анализа действия мышц при их сокращении, Леонардо да Винчи создал способ изображения, в котором мышцы заменяются шнурами и проволоками [3].

Рассмотрев три отрасли науки, которые изучал Леонардо да Винчи, можно проследить некоторую закономерность, или даже последовательность его учений. Каждая наука в мышлении да Винчи вытекает из другой, всячески дополняя ее. Рассматривая оптику, можно увидеть связь с анатомией и механикой, в анатомии, в свою очередь, мы также видим механику и оптическую перспективу. Особенность его мышления также заключалась в том, что науку он видел образно, как художник. Для наглядности предлагаем рассмотреть схему взаимосвязи отраслей науки в том самом композиционном мышлении Леонардо да Винчи.

 

Рисунок 1. Cхема композиционного мышления Леонардо да Винчи

 

Список литературы:

  1. Анатомия эпохи Возрождения. Леонардо да Винчи как анатом. – Текст : электронный // studfiles : [сайт]. – URL: https://studfile.net/preview/5134748/page:5/ (дата обращения: 20.03.2023).
  2. Гений да Винчи: Сенсационные механические изобретения - физика и принципы механики. – Текст: электронный // livejournal : [сайт]. – URL: https://la-stryge.livejournal.com/29664.html (дата обращения: 20.03.2023).
  3. Жданов, Д.А. Леонардо да Винчи анатом – Текст: непосредственный// Ленингр. сан.-гигиен. мед. ин-т. - Москва ; Ленинград : Медгиз. Ленингр. отд-ние, 1955. - 80 с.
  4. Леонардо да Винчи. Оптика и другие науки. – Текст : электронный // liveinternet  : [сайт]. – URL: https://www.liveinternet.ru/users/stewardess0202/post328975738 (дата обращения: 20.03.2023).
  5.  Совинин, В. А. Леонардо да Винчи / В. А. Совинин. – Великие художники мира. – Москва : Рипол классик, 2014. – 40 c. – Текст : непосредственный. ISBN 978-5-386-07836-2
  6. Francesca, Fiorani. Leonardo’s Optics: Theory and Pictorial Practice / Fiorani Francesca, Nova Alessandro. – Venice : Marsilio Editore, 2013. – 358 c. – Текст : электронный // researchgate : [сайт]. – URL: https://www.researchgate.net/publication/345601763_Leonardo_da_Vinci_and _Optics_Theory_and_Pictorial_Practice (дата обращения: 20.03.2023).
  7. Jose, AM. Anatomy and Leonardo da Vinci / AM. Jose. – Текст : непосредственный // Yale J Biol Med. – 2001. 74:185-95
  8. Ok, Hee Chai. Anatomical Achievement and Thought of Leonardo da Vinci. / Hee Chai Ok, Song Chan-Hee. // Korean Journal of Physical Anthropology . – 2016. – № 29.2. – С. 35-46. Текст : электронный // – URL: http://dx.doi.org/10.11637/kjpa.2016.29.2.35 (дата обращения: 20.03.2023).
  9. Oliveira The Mechanical Sciences in Leonardo da Vinci's Work / Oliveira, R A. // Advances in Historical Studies. – 2019. – № 8. – С. 2015-238. – Текст : электронный //  – URL: https://doi.org/10.4236/ahs.2019.85016 (дата обращения: 20.03.2023)
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.