Статья опубликована в рамках: XXI-XXII Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 11 июля 2018 г.)
Наука: История
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
ПРЕПОДАВАНИЕ ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ В КОНТЕКСТЕ СТАНОВЛЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БРИТАНСКИХ УНИВЕРСИТЕТАХ XVII – XIX ВВ
THE TEACHING OF ECCLESIASTICAL HISTORY WITHIN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF THE HISTORICAL EDUCATION IN BRITISH UNIVERSITIES IN THE XVII – XIX CENTURIES
Tamara Sidorova
Doctor of Sciences (History), Professor, Sochi Institute (affiliated branch) of Peoples' Friendship University
Russia, Sochi
АННОТАЦИЯ
Автором исследованы истоки становления исторического образования в университетах Оксфорда и Кембриджа в XVII в., восходящие к преподаванию церковной истории в XI–XII вв. Раскрыта роль профессоров богословия и факультетов теологии в этом процессе.
ABSTRACT
The author researched the sources of uprising of the historical education in the universities of Oxford and Cambridge in the XVII century, ascended to the teaching of ecclesiastical history in the XI–XII centuries. The role of the Professors of Divinity and the Faculties of Divinity in this process is revealed.
Ключевые слова: церковная история, историческое образование, британские университеты, профессора богословия, теологические факультеты, Оксфорд, Кембридж.
Keywords: ecclesiastical history, historical education, British universities, Professors of Divinity, Faculties of Divinity, Oxford, Cambridge.
Ключевой вехой в становлении исторического образования в старейших британских университетах принято считать учреждение в Оксфорде 17 мая 1622 г. кафедры истории и профессорской должности по истории знаменитым У. Кэмденом, антикваром и историком, «английским Страбоном», в память заслуг которого в 1838 г. было основано историческое общество (Camden-Society) с целью публикации неизданных материалов по истории Англии [5]. Но истоки восходят к истории возникновения университетов в Оксфорде и Кембридже и неразрывно связаны с преподаванием в них церковной истории.
Оксфордский и Кембриджский университеты возникли в конце XI – начале XIII в. в стране господствующего католицизма, а с XVI в. – англиканства. Ядром их формирования являлись церковно-монастырские школы со всеми присущими им традиционными атрибутами учености – скрипториями, библиотеками, хранилищами древних манускриптов, книг, источников религиозно-церковного и общеисторического характера. В XIII в. британские университеты стали центрами притяжения доминиканских, францисканских, августинских и других монашеских орденов (в Оксфорде и Кембридже преобладали доминиканцы и бенедиктинцы), которые давали приют студентам из числа священнослужителей в «религиозных домах» и выступили организаторами процесса преподавания, внеся тем самым неоценимый вклад в становление средневековых университетов как учебных заведений. В Оксфорде и Кембридже привилегированное положение занимали теологические факультеты.
Учебный процесс в Оксфорде осуществлялся уже в 1096 г., но достоверных данных о лекциях и диспутах сохранилось мало. Известно лишь, что курсы читались выдающимися религиозными мыслителями XI–XII вв. – Р. Палленом, Р. де Чесни и З. Стэмпенсисом. Начало преподавания теологических курсов в Оксфорде связано с чтением в 1193 г. лекций на библейские и моральные темы монахом-августинцем, ученым, настоятелем аббатства Сайренсестер А. Неккамом из Сент-Олбанса (1157–1217) [1].
Традиция обучения студентов теологических факультетов крупными учеными, занимавшими высокие должности в церковной иерархии, была заложена в Средние века и сохранялась в университетской практике Оксфорда и Кембриджа длительное время. Начиная с XVI в., в Англии одновременно с кафедрами учреждались богословские профессорские должности, обязательно сочетавшиеся с церковными. Старейшая в Кембридже должность профессора теологии была учреждена в 1502 г. леди Маргарет, матерью короля Генриха VII, и в последствии получила распространение в Оксфорде: тогда же первым профессором теологии стал Дж. Фишер, католик, кардинал, теолог, канцлер Кембриджского университета; вторым в 1511 г. – Э. Роттердамский как лектор богословских курсов в Кембридже (до 2015 г. на эту должность назначались только священнослужители). Должность Королевского профессора теологии была учреждена королем Генрихом VIII: в 1535 г. ее первым обладателем в Оксфорде стал Р. Смит, настоятель собора в Сент-Олбансе; в 1540 г. в Кембридже – Э. Виган.
Задолго до появления исторических кафедр студенты Кембриджа занимались углубленным изучением истории церкви, что послужило мощным стимулом для пробуждения интереса к истории, в частности английской. Во второй половине XVI в. наставником и руководителем исторический штудий студентов в Кембридже стал архиепископ Кентерберийский, реформатор, духовник королевы Анны Болейн, М. Паркер (1504–1575). Источниковой базой для изучения церковной истории в Кембридже XVI в. служили обширные коллекции древних рукописей, хранившихся в королевских библиотеках. Одну из таких коллекций М. Паркер передал кембриджской библиотеке Корпус Кристи колледжа, где он учился, преподавал, возглавил по рекомендации Генриха VIII в 1544 г., а через год стал вице-канцлером университета [4].
В XVIII–XIX в. в Кембридже и Оксфорде появились новые профессорские должности по теологии: в Кембридже в 1777 г. – должность профессора богословия Норриса-Халса; в 1889 г. – должность профессора богословия; в Оксфорде в 1842 г. – должность Королевского профессора нравственного и пастырского богословия, в 1876 г. – должность профессора интерпретации Священного Писания) [3]. В XVIII–начале ХХ вв. большой вклад в исследование проблем теологии и ее преподавание в Кембридже внесли выдающиеся профессора богословия: Р. Уотсон (1737–1816); У. Пейли (1743–1805); Г. Марш (1757–1839); Ф. Хорт (1828–1892); У.Р. Смит (1846–1894); в Оксфорде: С. Драйвер (1846–1914); У. Сандей (1843–1920); К. Тёрнер (1860–1930); Р. Лайтфут (1883–1953) и др. [6; 9; 10; 7].
На протяжении столетий Оксфорд и Кембридж были центрами христианского образования и духовного просвещения, цитаделью национальной Англиканской Церкви. Вплоть до 1871 г. желающие обучаться в Оксфорде давали письменное подтверждение своей веры в христианские истины и согласие с «39 статьями» англиканства. Католики-«паписты» и диссентеры-протестанты не имели права учиться в Оксфорде [11].
Церковная история Англии была генетически укоренена в национальной истории, являясь ее неотъемлемой частью, и методы, впоследствии ставшие методами историческое исследования – аналитическое прочтение текстов, их критическое осмысление, сравнительный анализ, герменевтика – зародились и получили развитие именно в процессе изучения истории религии и церкви. Преподаватели церковной истории в Англии считали ее частью всеобщей истории. Кембриджский профессор церковной истории Г. Гваткин (1844–1916) и не видел принципиальных различий в подходах и методах ее преподавания по сравнению с преподаванием Античности, Средневековья, Нового времени: качественные лекции по истории церкви должны опираться на надежную источниковую базу, осмысленную критически, проверенный фактический материал, пробуждать интерес к предмету, сообщать базовые сведения и новые идеи, учить принципам исследования и критического анализа, формировать навыки самостоятельного научного поиска, быть научными и понятными [2].
Преподавание университетской церковной истории предшествовало преподаванию академической дисциплинарной истории почти на пять столетий, в течение которых профессорами богословия теологических факультетов Оксфорда и Кембриджа был накоплен огромный исследовательский опыт, способствовавший становлению исторического образования в Англии.
Список литературы:
- Alexander Neckam // Medieval Science, Technology and Medicine: an Encyclopedia. Routledge Encyclopedias of the Middle Ages / Glick, T.F., Livesey, S.J., Wallis, F. (eds.). New York: Routledge, 2005. P. 366-367.
- Gwatkin H.M. The Teaching of Ecclesiastical History // Essays on the Teaching of History. Cambridge: University Press, 1901. 104 p.Р. 1-10.
- Inman D.D. The Making of Modern English Theology: God and the Academy at Oxford, 1833-1945. Minneapolis: Fortress Press, 2014. 192 р.
- Kennedy W.M. Archbishop Parker. London: Bath & New York, 1908. 306 р.
- Maitland F.W. The Teaching of History // The Collected Papers of Frederic William Maitland. Ed. by H.A.L. Fisher. Cambridge: University Press. Vol. 3, 1911. Р. 187; Barton G.J. The UK Academic System: Hierarchy, Students, Grants, Fellowships and All That. Copyright. 2014. P. 6.
- Neill S. The Interpretation of the New Testament, 1861-1986. Oxford: University Press, 1988. 480 р. Р. 5.
- Prof R.H. Lightfoot – New Testament Studies // The Times. 27 November 1953. Р. 10.
- Thompson D.M. Cambridge Theology in the Nineteenth Century: Controversy and Truth. London: Ashgate, 2008. 208 p.
- Times staff. Death оf Canon S.R. Driver. A Great Biblical Scholar // The Times. 27 February 1914. (40458). London. col F, p. 11.
- University Intelligence // The Times (36779). London. 28 May, 1902. P. 12.
- Соловьева Т. Оксфордское движение: борьба за церковное возрождение в Англии // Альфа и Омега. – № 3 (25). – 2000. – С. 334-353.
дипломов
Оставить комментарий