Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 февраля 2010 г.)
Наука: Педагогика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II, Сборник статей конференции часть III
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ОПТИМИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕБЕНКА ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ ТАНЦЕМ
Лось Е.А.
Воспитатель высшей квалификационной категории, МДОУ №7 «Незабудка», г. Усть-Илимск
E-mail:
Физическая культура дошкольников, как и любая сфера культуры, предполагает работу с духовным миром ребенка - его знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентирами, его мироощущением применительно к телесной организации в сочетании с двигательной активностью. [1, c. 5]
Танец - это эмоции, преобразованные в движения, которые происходят в ритме современной жизни. Человек может чувствовать ритм современной жизни, попадать в него или сопротивляться. Ритм от-личает танец от других движений. [7, c. 3]
Научить дошкольников танцевать значит, научить их выражать свои эмоции через движения, помочь почувствовать ритм современной жизни. Детский танец начинается с воспроизведения знакомых, простых движений. Зачастую занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребѐнок учится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни.
Исследования показывают, что танцующие дети развиваются гораздо быстрее и достигают больших успехов в развитии, чем их нетанцующие сверстники. Большинство детских врачей по всему миру признают занятия танцами одной из лучших физических практик, рекомендованных детям. Танцы развивают и укрепляют различные группы мышц, кардиологическую и респираторную системы детского организма, у танцоров всегда великолепная осанка, и они прекрасно владеют своим телом. Танец подразумевает исследовательскую, импровизационную и изобретательскую деятельность детей. Посредством танца у детей развивают чувство ритма. В процессе танца детьми используются различные движения и их сочетания.
Музыка, движение - это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребѐнка. Большое значение для сохранения физического и психического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов. [2, c. 23] Танцевальные движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребѐнку подружиться с другими детьми, дают определѐнный психотерапевтический эффект.
Новизна организации нашего ансамбля детского танца - в интеграции программ по физическому и музыкальному воспитанию в детском саду. Музыкальное восприятие у детей, занимающихся в ансамбле, развито в соответствие с возрастом, поэтому музыка на занятиях является фоном, помогает детям передать характер движений, ритмическую основу танца. Детские танцы основаны на знакомых детям физических упражнениях. Средствами самовыражения ребенка являются основные виды движений: общеразвивающие упражнения (ходьба, бег, прыжки, упражнения в равновесии, строевые), элементы современной аэробики, художественной гимнастики, мимические упражнения и жесты, дыхательные упражнения. Взаимосвязь движения и музыки перекидывает мост от конкретно-физического к эмоционально-духовному. Танец помогает ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учит про-странственной ориентировке. [7, c. 34]
Основной целью организации танцевального ансамбля в детском саду являлось содействие развитию физических качеств, координационных способностей и функциональных возможностей организма ребенка, создание разносторонней базы двигательных навыков и умений выражать свои эмоции через движения.
Задачи я выделила следующие.
Обучающие: пробуждать осознание красоты движений, учить придавать движению и форме новый смысл; помогать формированию хорошей осанки, равновесия и координации движений.
Развивающие: улучшать гибкость, кровообращение, мышечный тонус; углублять навыки обращения с различными предметами; развивать чувство ритма, внимание, умение согласовывать движения с музыкой; развивать умения использовать различные движения и их сочетания в процессе танца; развивать навыки самостоятельного выражения движений под музыку.
Воспитательные: улучшать понимание и способность к оценке многих явлений исторической, общественной и культурной жизни; развивать самоуверенность и самоуважение благодаря побудительности танца; улучшать восприимчивость, понимание, способность к оценке других, помогать научиться уважать их как за сходства, так и за отличия.
Содержание работы строилось на следующих дидактических принципах:
-комплексного решения основных задач физического и музыкального воспитания. Предполагает гибкое применение содержания и методов в воспитательно-образовательном процессе в зависимости от возрастных особенностей ребенка;
-систематичности. Лишь при систематических занятиях могут произойти изменения морфологической структуры организма и образоваться двигательные навыки. Физические упражнения оказывают стойкое влияние только при условии их повторения; физические упражнения приводят к утомлению, поэтому нужны перерывы для восстановления сил;
-постепенности. В обучении применяется пошаговый подход к освоению танца: уровень за уровнем, причѐм каждый шаг или уровень сам по себе легко преодолеть, так что, в конце концов, становится возможным относительно легко выполнять довольно сложные действия;
- последовательности. Предполагает преемственность в процессе обучения.
Новые двигательные навыки базируются на усвоенном ранее материале, требуют постоянного повторения, которое не просто воспроизводит пройденное, но рассматривает его с новых позиций; - гуманизации педагогического процесса. Предполагает, что в центре любой учебно-воспитательной деятельности должен стоять ребенок, удовлетворение его потребностей в деятельности, общении, познании, приобретении различных навыков и умений, развитие его способностей, образных представлений, воображения, творчества, создания обстановки психологического благополучия, счастливого детства.
Систематическую работу с детьми я проводила в средней, старшей и подготовительной к школе группах детского сада. Учитывая особенности ребѐнка в дошкольном возрасте, основной формой организации являлись занятия подгруппами по 10-14 человек. Длительность занятий составляла: в средней возрастной группе 15-20 минут, в старшей - 20-25 минут, в подготовительной - 25-30 минут. Виды занятий варьировала в зависимости от поставленных задач, это были игровые занятия; сюжетные занятия; занятия-концерты.
Придерживалась следующей структуры занятий:
-подготовительная часть занимала от 5 до 15% общего времени и зависела от решения основных задач. В этой части проводились строевые упражнения (построения, перестроения, размыкание и смыкание, повороты); комплексы общеразвивающих упражнений, заранее разученные на физкультурных занятиях, выполняемые поточно, в соответствии с темпом и ритмом музыки. Для развития у детей интереса и восприятия упражнений как законченного «художественно-смыслового образа», комплексы носили сюжетно-игровой характер: «Веселые снежинки», «Гномы и Белоснежка». На первом и втором этапе выполняла комплексы вместе с детьми, осуществляя четкий показ и контроль над качеством движений. На третьем этапе дети двигались в соответствии со словесными инструкциями, применяла элементы психогимнастики. [8 ]
- основная часть занимала 70-85% времени занятия. Ее задачи: развитие двигательных умений и навыков, двигательных способностей. Центральным звеном этой части являлось выполнение комбинации движений на основе разученных, создание образа, находясь в котором ре-бенок через движение показывал его характер, настроение. Это формировало у детей возможность управлять своими эмоциями и действиями; умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства и мысли, желания и возможности; способности поддерживать гармонию душевного и физического состояния.
Заключительная часть занятия длилась от 3 до 7% общего времени и обеспечивала условия для постепенного снижения нагрузки. В заключительной части использовались упражнения на расслабление мышц, дыхательные и упражнения на укрепление осанки.
Музыку подбирала доступную восприятию ребенка: песни, песни из мультфильмов, эстрадные и классические произведения. Музыкальные стили и темп на протяжении занятия менялись, но основной темп - умеренный.
Работа проводилась в три этапа:
1. «Зеркало» - дети 4-5 лет (средняя группа).
2. «Зайчата» - дети 5-6 лет (старшая группа).
3. «Солнечные зайчики» - дети 6-7 лет (подготовительная к школе группа).
В результате освоения первого этапа дети достигли следующего уровня развития: узнали правила поведения во время занятий и научились выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с формой и ритмом музыкального произведения; выполнять танцевальные движения с предметами и без них; выполнять разученные танцы и комплексы упражнений под музыку.
Врезультате освоения второго этапа дети узнали правила безопасности во время занятий и научились двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки; выполнять перестроения и танцевальные движения с предметами и без них; выполнять разученные танцы и комплексы упражнений под музыку. импровизировать движения разных персонажей под музыку соответствующего характера, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу. [ 3 ]
В результате освоения третьего этапа дети узнали о правилах личной гигиены на занятиях; научились выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание; красиво, грациозно выполнять танцевальные движения с предметами и без них; выполнять разученные танцы и комплексы упражнений под музыку.
Таким образом, работа, направленная на физическое развитие дошкольников в танцевальной деятельности, создавала разностороннюю базу двигательных навыков и умений выражать свои эмоции через движения; сформировала исполнительские навыки и выразительность образов в танце; помогла развитию двигательного воображения, фантазии дошкольников.
Дети с огромным желанием участвовали в праздниках и концертах для родителей в детском саду и на городских площадках, в городских фестивалях детского творчества; являлись желанными гостями в качестве артистов в доме-интернате для инвалидов и престарелых.
Я считаю, что высокий уровень развитости танцевальных умений, навыков детей, их улучшившееся здоровье облегчат адаптацию детей к школе, помогут их успешному обучению. Приобретенная с детства естественная грация движений, гибкость, ловкость, пластичность и координация, способность выражать чувства и эмоции через танец помогут девочкам стать стройными барышнями с горделивой осанкой, мальчиков научат быть галантными кавалерами.
Список литературы:
1.Аверина И.Е.Физкультурные минутки в ДОУ. – М.: Айрис- пресс,2007.
2.Безруких М. М. Здоровьеформирующие физическое развитие. - Владос, 2008.
3.Буренина А. И. Ритмическая мозаика. - "Детство", 2006.
4.Иванова О.А. Занимайтесь ритмической гимнастикой. - М.: "Советский спорт", 2007.
5.Зарецкая Н., Роот З. Танцы в детском саду.- Айрис-Пресс, 2008
6.Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. - Линка-Пресс, 2007.
7.Фирилева Ж. Е. СА – ФИ – ДАНСЕ. - СПб.: «Детство-пресс», 2003.
8. Чистякова М.И. Психогимнастика.- Владос, 2007.
дипломов
Оставить комментарий