Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 25 января 2011 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Педагогическая психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции часть I, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО МИРОПОНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Полякова Ольга Юрьевна
аспирант УлГПУ им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск
E-mail: jlo124@mail.ru
Стремительное развитие общества, появление новых технологий, требуют от человека умения быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Эти изменения, происходящие в жизни, оказывают огромное влияние на воспитание и образование молодого поколения нашей страны. Меняются идеи, ценности, многие личностные качества, на которые ориентировались бы взрослые и дети.
Первой и важной ступенью в системе образования, закладывающей основу, «фундамент» будущей личности является система дошкольного образования.
Детство – особая субкультура, которая функционирует по самобытным законам, имеет свою систему ценностей, утверждает собственный стиль жизни, порой недоступный взору и разуму взрослого человека, демонстрирует специфичные особенности познания окружающего мира
В современной философской и психолого-педагогической литературе (И.С.Кон, Н.Н.Поддъяков, Д.Б.Эльконин и др.) детство рассматривается как сложный многомерный феномен, опосредованный биологическими и социокультурными факторами, как жизненная сфера, полная загадок и непознанных явлений.
Отличительной особенностью детства во все времена было стремление к миропониманию: сложное и непонятное свести к простому и ясному, загадочному дать объяснение и разгадку. Мир детей всегда является частицей «большого» мира, где распорядителями, несомненно, выступают взрослые. Реальность окружающего мира дети и взрослые видят и понимают по-разному, что обусловлено возрастом и личностным опытом. Познание ребенка, в первую очередь, направлено «вовне» – на реальности природы, предметного мира, образно-знаковых систем и социального пространства. Предметом познания для него выступает «иное», которое манит своей неизвестностью и тайной. Соприкасаясь с «иным», ребенок исследует его, выявляет смысл, и через его понимание приближается к постижению истины. Иначе говоря, познание обеспечивает ребенку определенные сведения о реальностях окружающего мира, а понимание определяет связь этих сведений с реальностями, их место в жизнедеятельности.
Если миропонимание имеет огромное значение в жизни человека (формирует его как личность), то возникает вопрос: каким же образом оно формируется.
Процесс формирования миропонимания начинается с первых лет жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте закладываются наиболее фундаментальные качества личности ребенка, в том числе его отношение к миру. Согласно представлениям Д.Б. Эльконина, в дошкольном возрасте начинают закладываться предпосылки миропонимания. Это возраст сюжетно-ролевой игры, которая, является стадией, для развития содержательной и динамической стороны детского миропонимания.
М.И. Лисина считает, что развитие миропонимания ребенка происходит путем постепенной дифференциации и усложнения той первоначальной целостности (общий способ действия ребенка по отношению к миру), которая спустя годы станет миропониманием.[4].
Примечателен подход к детскому миропониманию Н.А. Менчинской которая, ограничивается изучением сугубо научно-материалистического миропонимания и выделяет две линии его развития: интеллектуальную и эмоционально-волевую. Интеллектуальная линия проявляется как развитие от представлений к обобщенным категориальным знаниям о действительности. Эмоционально - волевая – от ситуативного использования знаний к целенаправленному их применению.[5].
Н.И. Непомнящая, не применяет непосредственно термин «миропонимание», однако считает, что в отношении ребенка к миру проявляется связь между направленностью личности и знаниями о предмете этой направленности. В её работах можно найти указания на то, что активность отношения к миру является составляющей для развития предпосылок миропонимания. [7].
Миропонимание ребенка-дошкольника И.Э.Куликовская представляет в виде трёх взаимообусловленных уровней. Каждый из них самостоятелен, имеет своё ценностное значение и является базовым для становления следующего уровня. Первый уровень – мифологическое миропонимание – появляется примерно в младшем дошкольном возрасте, второй уровень – философское миропонимание формируется в среднем дошкольном возрасте, а к старшему дошкольному возрасту начинает складываться третий уровень – научное миропонимание. Детское миропонимание исключительно динамично и зависит: а) от возраста ребенка; б) от его личностных параметров (доминирующих потребностей, пассивно-отражательной или активно-конструирующей жизненной позиции; в) от сложившейся системы ценностей, жизненных смыслов); г) от социокультурной ситуации развития (культуры, образовательной парадигмы, социально-экономических факторов).
Мифологическое миропонимание выступает чувственным, нерациональным способом познания окружающего мира, однако оно имеет свою самостоятельную ценность, обусловливая предварительные знания философского и научного миропонимания: интерпретирует элементы общечеловеческой культуры; даёт целостное представление о мире и месте человека в нём; формирует опыт моделирования социальных ситуаций; осуществляет познание ребенком причинно-следственных, пространственно-временных и иных зависимостей мира; позволяет ребенку усваивать фундаментальные общечеловеческие способы жизнедеятельности в социальном и природном мире. Без богатого чувственного опыта, без стремления приписывать всему мирозданию человеческий облик невозможен переход к следующему виду миропонимания ребенка – философскому.[3].
Философское миропонимание по своему содержанию отлично от мифологического. Философское миропонимание обусловливает гармоничное познание мира и места человека в нём. Причем, приоритет отводится разуму, с помощью которого можно всё познать и обосновать. В данном контексте примечательны слова В.В. Миронова: «Подобно тому, как музыкант улавливает в этом мире гармонию звуков, художник – гармонию цвета, скульптор – гармонию форм, поэт – ритмику мира, философ улавливает разумность бытия, раскрывающегося для нас через системы понятий и категорий, как разумная логика бытия [6]. В контексте философского миропонимания выделяются натурфилософская его составляющие.
Следующей разновидностью философского миропонимания ребенка является натурфилософия – философия умозрительного истолкования природы с целью познания её связей и закономерностей.
Натурфилософское осмысление мира осуществляется в логике и мифологического, и философского, и научного миропонимания.
Высшим уровнем в познании окружающего мира является целостность представлений о нем, включающая различные грани мира и механизмы его познания (анализ, синтез, сравнение, классификация). Познавательное развитие ребенка предполагает развитие основных познавательных процессов – восприятия, внимания, мышления и воображения. В результате у ребенка складывается целостная многоуровневая система представлений о мире, других людях, о своей деятельности и.т.д.[2]. Уже на раннем этапе дошкольного детства ребенок открывает для себя мир через произведения поэтов и писателей, в народном фольклоре и др. В процессе мыслительной деятельности ребенок объясняет сущность того или иного явления, посредством системы значений мысленно моделирует мир, включающий Мир вещей и предметов, Мир людей, Мир самого себя. Ребенок постигает основополагающие законы мироздания, опытно-экспериментальным путём устанавливает закономерности в каком-либо аспекте реальности, усваивает начальные формы понятия о живом и неживом, изменении и развитии. Теоретические положения Н.Н. Поддъякова о мыслительной деятельности дошкольников позволили определить логику научного миропонимания ребёнком: от понимания сущности отдельных предметов к пониманию системы связей между предметами и далее – к пониманию отдельных свойств и качеств предметов в системе межпредметных функциональных связей [1]. Такой подход к проблеме формирования научного миропонимания ребенка систематизирует, упорядочивает, углубляет его знания и представления о реальностях мира, способствует развитию исследовательских навыков, самостоятельного творческого мышления.
В возрастной психологии детское миропонимание рассматривается как одно из новообразований ребёнка дошкольного возраста. Для всего же нового характерна хрупкость, незащищённость. Именно поэтому экология детского миропонимания становится в наше время насущной проблемой. Погружение ребенка в дискретную научную картину мира, организация предметно-центрированной системы образования, доминирование рациональных подходов в обучении лишают детское миропонимание непосредственности, яркости и самобытности. Взрослые обрекают ребенка на жизнь в прокрустовом ложе, окруженном абсолютными законами и всеобъемлющими концепциями. Традиционная дидактика системы дошкольного образования пытается «убрать все лишнее» из предметной области «окружающий мир»: смыслы заменяются функциональным значением познаваемых объектов, понимание подменяется запоминанием, постижение истины – усвоением готовых знаний. И как следствие, – познаваемый ребенком мир приобретает черты дискретности, непонятности, холодности и враждебности. Происходит отчуждение ребёнка от мира, тем самым нарушается гармоничная целостность мироздания, ибо за его пределами остаётся важнейшая социальная единица – ребенок. На удивление нам, взрослым, в сложившейся ситуации ребенок всё же находит силы, он продолжает творить, наполнять личностными смыслами свой мир, в котором от «нашего», слишком сложного и запутанного, взято совсем немного.
Список литературы:
1.Буре Р.С. Обучение и воспитание дошкольников в деятельности: пособие для воспитателя детского сада [Текст] /Р.С. Буре. – М.:1994.– 92с.
2.Куликовская И.Э. Мировидение. Программа интеллектуально-познавательного развития детей: программа для методистов и воспитателей ДОУ [Текст] / И.Э Куликовская. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2003.– 128с.
3.Куликовская И.Э. Теория и практика развития мировидения у детей в дошкольном учреждении: монография [Текст] /И.Э.Куликовская. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2002. – 302с.
4.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка: учеб. пособие [Тест] /М.И. Лисина. – М.: Воронеж, НПО «Модэк», 1997.– 384с.
5.Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: учеб. пособие [Текст] /Н.А. Менчинская. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1998.- 448с.
6.Миронов В.В. Наука и философия в системе мировоззренческих ориентаций современной культуры: Дис. …д-ра филос. наук. М.,1998.–365с.
7.Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет: монография [Текст] /Н.И. Непомнящая. - М.: Педагогика, 1992.- 160 с.
дипломов
Оставить комментарий