Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXX Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 09 ноября 2016 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Теория и методика дополнительного образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Назирбекова Ш.Б., Махкамова С.Б. ХУДОЖЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ УЗБЕКСКОГО НАРОДНОГО ИСКУССТВА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LXX междунар. науч.-практ. конф. № 11(68). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 32-42.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ХУДОЖЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ УЗБЕКСКОГО НАРОДНОГО ИСКУССТВА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Назирбекова Шахноза Ботировна

канд. пед. наук, доц. Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами,

Республика Узбекистан, г. Ташкент

Махкамова Саодат Бахтияровна

канд. пед. наук, доц. Ташкентского государственного педагогического университета имени Низами,

Республика Узбекистан, г. Ташкент

IS ART-CULTURAL TRADITIONS OF THE UZBEK FOLK ART AT FINE ARTS LESSONS

Sunatulla Abdirasilov

the candidate of pedagogical sciences, assistant professor of the Tashkent state pedagogical university of a name Nizami,

Uzbekistan, Tashkent

Shaxnoza Nazirbekova

the teacher of the Tashkent state pedagogical university of a name Nizami,

Uzbekistan, Tashkent

Saodat Maxkamova

the teacher of the Tashkent state pedagogical university of a name Nizami,

Uzbekistan, Tashkent

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается формирования коммуникативной, культуроведческой и искусствоведческой компетент-ностей и одновременно духовно-нравственного воспитания учащихся на осно­ве использования произведений на уроках изобразитель­ного искусства Узбекистана.

ABSTRACT

In article it is considered formations of communication and cultural competences and simultaneously spiritually-moral education of pupils on the basis of use of products at lessons ­of the fine arts of Uzbekistan.

 

Ключевые слова: Развитие личности, лепка, декоративно-прикладное искусство, произведения изобразительного искусства Узбекистана, межпредметные связи.

Keywords: Development of the person, moulding, arts and crafts, products of the fine arts of Uzbekistan, intersubject communications.

 

В условиях независимости Республики Узбекистан образование и воспи­тание нового поколения, способного осуществить идею национального возрождения, является одной из приоритетных задач госу­дарства и общества.

Реализация целенаправленной политики в области образования как приоритетно­го направления социально-экономического и духовно-культурного развития обще­ства, логически привела к принятию Национальной модели и программы по под­готовке кадров. Данная концептуальная модель, не имеющая аналогов в мировой практике, сконструирована с учетом исторического опыта, отечественной образо­вательной практики, а также опыта и достижений развитых демократических стран в сфере образования. Эта основополагающая мысль Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова нашла практическое воплощение в Национальной программе по подготовке кадров Республики Узбекистан. Составной частью Национальной программы по подготовке кадров является национальная мо­дель, реализация которой позволит решить задачу формирования гармонич­но развитой, высоко духовной, свободомыслящей личности, ответственной за настоящее и будущее Узбекистана. Среди основных компонентов нацио­нальной модели подготовки кадров первыми названы личность и непрерыв­ное образование.

Главная задача непрерывного образования на современном этапе не только давать глубокие знания, формировать прочные умения и навыки, но и разви­вать личность учащегося в ее уникальности.

В решение задач как системы воплощения ценностей культуры и формирование личности учащегося, владеющей культурными смыслами собственной культуры продолжается активный поиск наиболее эффек­тивных технологий в аудиторных и внеау­диторных занятиях в школах, профессиональных колледжах, вузах особенно художественно-эстетического, творческого, педагогического профиля, приобщать подрастающие поколения к духовным цен­ностям народа, его истории, воплощенным в произведениях искусства и культу­ры, в том числе картинах художников Узбекистана.

«Так, особенное в художественной культуре на­родов определяется далеко не только обычаями и правилами, а чем-то более постоянным. Это приро­да края и способ жить, трудиться и радоваться. Эти черты, выработанные народными испытаниями в исторических событиях, это и способность пережи­вать их. Наконец, это сам строй чувств, само воспри­ятие жизни, складывающееся в процессе истории народа. Именно всем этим определяется тот особый внутренний ритм искусства, который можно ощу­тить в народном творчестве.

Он выдаёт самые сокровенные различия в наци­ональном своеобразии или в национальном характе­ре, поскольку определяет не только их зависимость от места, климата и фактов истории, но, в первую очередь, от психологического склада народа. Этот внутренний ритм вырабатывается веками. Опреде­ляет особенности народного мира, в каждом случае несёт своё переживание пространства и времени, свою систему отсчёта ценностей. Всё это в конечном счёте и создаёт неповторимую духовную реальность каждого народа» [1, с. 63].

Народные художественные промыслы имеет многовековую историю и уходящие в древность традиции. Они многообразны. Такого уникаль­ного множества видов народного искусства, каким располагает наша Республика Узбекистан сравнительно нет в других.

«В национальной специфике искусства огромную роль играет традиция, созданная художественным гением народа» [4, с. 216].

Историческое развитие народных промыслов является частью культуры нашего общества и влияет оно на профессиональное искус­ство, на формированию художественных вкусов детей.

Многие исследователи народного декоративного искусства отмечает в своих трудах родственность мироощущения в творчестве народных мастеров и детей, основу которой они видели в ясном ритме, орнаментальности. Считается, что народному искусству присущи наивность и непосредственность, поэтому оно так близко и понятно детям, и потому должно играть важную роль в их эстетическом воспитании.

В новой программе по изобразительному искусству на уроках лепки дети знакомятся с народными промыслами своего края. Эти уроки дают глубокие возможности развитию образного восприятия произведений народного искусства, которому сейчас уделяется боль­шое значение. Программа требует учить детей работать, выбирать фо­рму с учетом передачи образного состояния выбранных персонажей. А передать образное состояние помогает нам народное искусство, и в частности глиняная игрушка.

Сохранение из поколения в поколение традиционного приклад­ного искусства особенно важна. Своеобразная и самобытная художни­ца Хамро Рахимбаева лепит из белой глины персонажи народных эпос по народным национальным мотивам. Бараны с ветвистыми рогами сказочные чудовища с большими ушами и глазами. Каждая фигурка имеет огромные воспитательные цели и связаны с былиной, сказкой, народной эпоси.

И хотя эти игрушки стилизованы, мы безошибочно можем сказать у какой игрушки какой характер. Дети же все это чувствуют очень тонко и глубоко. Но им необходим настрой на образное восприятие, который может дать учитель, объясняя новый материал, акцентируя внимание на образном сочетании произведений.

Для более полного усвоения детьми народного искусства пе­ред практической работой даются уроки восприятия искусства. На уроках восприятия, посвященных декоративно-прикладному искусству, учащиеся широко знакомятся с различными художественными промыслами своего народа, выявляют отличительное особенности отдельных промыслов.

Знание народных традиций, умение, например: угадывать родину игрушек по цвету, по орнаменту и по форме значительно облегчают практические занятия, делая их более интересными и увлекательными.

Так, например, необходимо комплексно проводит занятия по восприятию искусства и лепки в 4 классе. Вначале проходит урок вос­приятия искусства, цель которого – формирование способности чувст­вовать красоту произведений отдельных художественных промыслов, дать представления о специфике и истории глиняной игрушки и произведений народного промысла в родном крае. На следующем за ним уро­ке практической деятельности учащиеся выполняют рельефный изразец / скульптура/.

Для того, чтобы успешно выполнить практическую работу, сле­дует немного изменить тему предыдущего урока – урока восприятия. На этом уроке мы предлагаем более подробно ознакомить учащихся с узбекским национальным изразцовым искусством, возникшим в ранний период. Особое внимание следует уделить сюжетному содержанию рельефному изразцу.

Рассказы о народном искусстве надо начинать с показа видеофильмов («Народное ремесло Узбекистана»), цветные репродукции, отснятых на родине того или иного художе­ственного промысла. Картины природы, архитектуры, росписи, посуда, одежды. Очень важно, чтобы дети сами наблюдали, выявляя черты стилистического единства. Важно сопровождать слайды необходимыми записью самих мастеров, сказок, былин, эпос, легенд и песен. Особенно песня и музыка помогает войти в искусство, настроить на тонкое восприятие красоты, связывает переживание с красотой родной земли, талантом ее мастеров.

Для того, чтобы заинтересовать ребят учителю нужно самому ощутить красоту и силу работ народных мастеров и помочь в этом ребенку с тем, чтобы обогатить его собственную практику. Поэтому так важно учителю провести беседы и упражнения на выявление основных художественных особенностей игрушек и затем творческие задания, предусматривающие использование понравившихся качеств.

Мы считаем, что ученику будет интересно, если учитель будет давать не сухие научные данные, а постарается как бы оживлять тот или иной предмет.

Учитель может даже сочинить сказку или легенду об игрушке, так, например, для одного из уроков нами составлена легенда о жес­током каменном мальчике.

«Давным-давно в старые времена жили муж с женой. Долго у них не было детей. И вот однажды когда они возвращались с гостя из соседнего аула /кишлака/. Вокруг тихо и ни души. И вдруг жена увидела камень, большой и красивый, своей формой напоминал фигурку маленького мальчика. Дрогнула что-то в сердце женщины, стала она мужа просить, чтобы поднять камень и в домой принести. Тогда муж согласился. И жена каждый день стала ухаживать за камнем, так согревать его, что не выдержал камень, ожил и превратился в маленького мальчика. Но сердце у него осталось каменным. Он был злой и жестокий, обижал младших и грубил старшим. Много зла он принес людям. Тогда днем и ночью плакала бедная женщина, не нашла она себе радо­сти в каменном сыне. И решила она, что не может жить человек с ка­менным сердцем среди добрых людей и попросила аллаха снова пре­вратить его в камень. Исполнил аллах просьбу женщины и превратился злой мальчика в каменного идола».

Эта сказка была придумана учителем, чтобы повысить интерес учащихся к выполнению практического задания. Многих ребят взвол­нует эта сказка и они вылепят мальчика со злым лицом.

Рассказывая сказки, легенды, были, преподаватели придает своей речи народный характер. И этот язык становится школьникам более понятным, проявляет в них творческий стимул, желание своими руками прикоснуться к народному творчеству, создать игрушку, изразец, роспись.

Сказка может быть использована учителем в различных вариан­тах. Во-первых, используется для акцентирования внимания, для поднятия интереса к практической деятельности; во-вторых, сказка может служить и заданием. Учитель выбирает отрывок из какой-либо сказки, и ребята выполняют задания по этому отрывку. В-третьих, ребятам мож­но предложить самим сочинить сказку и уже по своей сказке выпол­нять практическую работу.

Как мы уже отмечали, невозможно на уроках по изобразительному искусству обойтись без слайдов, музыки, сказок, песен, без литературных произведений, без того, что отражает и обогащает жизнь и быт людей. Речь учителя несет какой-то национальный характеру, если он будет использовать отдельные узбекские поговорки, сказки. Все это облегчает работу учащихся, помогает им сблизиться с народным творчеством.

С узбекским народным искусством детей знакомить легче пото­му что оно ближе и понятнее им, они часто встречаются с ним в пов­седневной жизни.

И если детям предложить вылепить своего соседа по парте, друга или родственника, то они с удовольствием возмутся за это задание. Здесь можно также использовать старинные легенды и нужно учащимся создать свой образ, близкий к образу сказки, и направит их на поиски выразительности.

В конце урока необходим сделать анализ ученических работ с учетом образного состояния персонажей, выбранных детьми.

Одной из ценных форм работы в этом плане является использование произведений изобразительного искусства картины художников Узбекистана, запечатлевшие родную природу, ти­пичный уклад жизни, знакомые образы людей, в целом - дорогой облик родины.

Показ стенда с репродукциями на тему; «Мать» знамени­тых картин узбекских художников Р. Ахмедова «Утро. Материнство» и «Мате­ринское раздумье», Б. Джалалова «Мать», В.И. Бурмакина «Байсунская мадонна», Н.В. Кашиной «Самаркандская мадонна», знаменитых картин итальянских худож­ников эпохи Возрождения Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна», русского художника К.С. Петрова-Водкина «Мать». Учитель подводит выводы: Женщина-мать дарит каждому из нас, будь то гений или простой смертный, самое дорогое на свете – жизнь. Женщины всех национальностей, говорящие на разных языках: опаленные солнцем и едва согретые им на Крайнем Севере – все они сестры в едином бес­покойном порыве чувства, одинаковы, когда подносят ребенка к груди. Грудью женщины вскормлен весь мир, и весь мир засыпал под ее колыбельные.

Далее подробно даётся анализ картины узбекского художника Рахима Ахмедова. Рассматривание репродукции картины «Утро. Материнство» сопрово­ждается рассказом учителя: В произведениях Р. Ахмедова воплощается мир его родины, понятый сердцем художника. Смело нарушая привычные, традиционные изображения женщины-узбечки, Р. Ахмедов пишет картину «Утро. Материнство». Впервые в искусстве Узбекистана художник словно скрытно вторга­ется в доселе тщательно оберегаемую сторону жизни. Живописец воплощает идею – мать и вечно изменяющаяся природа – это начало, источник всей жизни. Здесь все очень земное – и образ матери, сидящей в типично национальной позе, и спящий ребенок, и природа с широкой панорамой полей, грядой синих гор и трепещущих от ветра молодых топольков.

Вместе с тем этот реальный мир удивительно поэтичен, наделен ощущением весны, радости пробуждающегося утра. Мягкий колорит картины складывается из светло-зеленых, голубо-синих, желтых, темно-коричневых тонов.

Затем проводится беседа по содержанию картины: О чем эта картина? Кто в центре картины? Как изображена мать и ее ребенок? Какие чувства выразил художник? Нравится ли вам образ молодой матери, созданный Р. Ахмедовым? Удалось ли художнику передать свежесть и красоту молодой женщины, склонив­шейся над своим младенцем? Какие краски использует художник, чтобы пробу­дить у нас светлое, радостное настроение при восприятии этого произведения? Какое впечатление произвела картина на вас? Как вы думаете, почему картина называется «Утро. Материнство»? В каких деталях картины проявляется нацио­нальный (узбекский) колорит?

На следующем уроке внимание учащихся привлекается к еще од­ной картине Р. Ахмедова «Материнское раздумье». Мысли художника не случайно обращались к образам женщин, к тем, кто в годы войны вынес на своих плечах основную тяжесть тыловых дел и колхозных работ. Представление живописца об узбекской женщине, о ее духовной красоте, внутренней силе, человечности, дос­тоинстве нашли воплощение в картине «Материнское раздумье» (Рис. 1). Заранее подготовленный учащийся рассказывает историю создания картины: Летом в 1956 году Рахим Ахмедов проводит в горном местечке Бурчмулла, живет в доме старой одинокой женщины. Днем уходит писать этюды, а в длинные летние вечера, за пиалой чая, ведет неторопливые беседы с хозяйкой. Старая женщина рассказы­вает о себе, и перед Рахимом раскрывается щемящая сердце, трагическая исто­рия ... В годы войны погибли муж и двое сыновей. Казалось, что огромное горе не одолеть. Но работа, люди помогли выстоять. Пришла старость, и одино­чество. «Я и сам не заметил, – вспоминает Рахим, – как полюбил эту женщину, полюбил как мать» [2, с. 23–26].

 

Mother thought. 1956

Рисунок 1. Р. Ахмедов. Раздумье

 

После этого проводится беседа с классом по вопросам: Кто изображен на картине? Как изображена старая женщина, мать, потерявшая на фронте и мужа, и сыновей? Обратите внимание на ее портрет: какие у нее лицо, глаза, рот, щеки, какие у женщины руки, какая фигура, осанка? Что можно сказать о характере этой матери? Подавило ли ее горе, как она оста­лась твердой и мужественной? Как подчеркивает художник волю к жизни этой женщины? (Обратите внимание на гордую осанку старой женщины и изогнувше­еся старое дерево. Что хотел подчеркнуть художник этим сравнением?) Какие чувства вызывает у вас эта картина, образ матери?

Используя опорные слова и выражения, учащиеся составляют описание картины: На картине изображена погруженная в свои раздумья женщина. У нее печальное лицо, большие светлые глаза, под ними коричневые тени, сжатый рот, впалые щеки. Натруженные руки устало лежат на коленях. В центре картины фигура женщины, она выдвинута вперед, это подчеркивает ее масштабность. Прямая осанка фигуры, поза, типичная для пожилой узбекской женщины, пере­дает ощущение несгибаемости, твердости. Это подчеркивается сравнением с изогнувшимся стволом старого дерева.

Далее учащиеся вспоминают, что судьба героини картины Р.Ахмедова сходна с судьбой героини повести Ч. Айтматова «Материнское поле» киргизской колхозницы Толгонай, потерявшей на войне любимого мужа и сыновей, но не­смотря на все беды не сломившейся, не павшей духом.

Далее формулируют вывод о том, что картина Р. Ахмедова для них – это все матери Родины, это женщины Узбекистана, которые в годы второй мировой войны выполняли свой патриотический, интернациональный, просто человеческий долг, усыновляя детей, потерявших родителей на военных дорогах. Также в картине художника Абдулхака Абдуллаева «Большая семья» (Рис. 2) вспоминают о благородном поступке Бахрихон Акрамовой и ее мужа, кузнеца Шаахмеда Шамахмудова, которые приняли в свой дом четырнадцать мальчиков и девочек разных наци­ональностей.

 

Рисунок 2. А. Абдуллаев. Большая семья

 

Звучит стихотворение узбекского поэта Гафура Гуляма «Ты не сирота!», приводятся высказывания великих людей на тему материнства: «Нет ничего святее и беско­рыстнее любви матерей» (В.Г. Белинский), «Народ начинается с женщины» (Е. Евтушенко), «Поклонимся женщи­не, поклонимся той, которая неутомимо родит нам великих! Аристотель сын ее, и Фирдоуси, и сладкий, как мед, Саади, и Омар Хайям, Искандер и слепой Гомер – это все ее дети, и каждого она ввела в мир за руку, когда они были ростом не выше тюльпана, – вся гордость мира – от матерей!» (М. Горький), «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщин нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя» (М. Горький).

Далее в продолжение урока – гордость за родной край, за древнюю культуру своего народа приводит высказывания из хадисов пророка Мухаммеда: Сначала поклонись своей матери, еще раз и еще раз, а потом – отцу. Тот, кто хочет попасть в рай, должен получить благословение матери.

И здесь вспоминают о произведении Одила Ёкубова «Все вернется на круги своя», в котором повествуется о том, что сын совершивший паломничество в Мекку и вернувшийся на родину, должен первым делом прийти к матери и поклониться ей.

Открыть ребенку мир прекрасного, сделать его чутким к красивому и научить ценить прекрасное и создавать прекрасное своими руками нелегко и непросто, но надо. Следует ответить вырастить и воспитать детей способно приобщение к народному творчеству, освоение живописных картин художников с его образностью являются провод­никами живой традиции искусства.

 

Список литературы:

  1. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Изд. 2-е. – Казань: Центр инновационных технологий, 2008. – 223 с.
  2. Джураева Л. Мастер. Учитель. Живописец. Журн. Санъат. – Т.: Полиспектр. 2001, № 3, – 26 с.
  3. Каримов И.А. Гармонично развитое поколение – основа прогресса Узбекистана. // Собр. Соч. – Т. 6.
  4. Махмудов Т. Эстетика и духовные ценности. – Т.: Издательско-полиграфический концерн «Шарк», 1993. – 284 с.
  5. Махмудов Т. Жажда прекрасного. (Альбом художника А. Абдуллаева). – Т.: изд.-во Г.Гуляма. 1986.
  6. Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. – М.: Изд-во политической литературы, 1990. – 490 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий