Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 30 марта 2011 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Акутина Светлана Петровна
д. п. н., профессор АГПИ, г. Арзамас
E-mail: sakutina@mail.ru
Практика воспитания личности своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. В ее воспитании и развитии особое место занимают духовно-нравственные ценности. Российская педагогическая культура в своей теории и практике определяет высокую степень сложности формирования духовно - нравственных ценностей в становления личности, указывает на неизбежную протяженность этих процессов во времени. При этом образование выступает мощным фактором социализации личности, развития ее духовной и нравственной сущности.
В логике нашего исследования важное значение о духовно-нравственных ценностях имеют взгляды современных философов (С.Ф. Анисимов, М. Бубер, И.С. Нарский, И.И. Попов, В.И. Сагатовский, А. Гусейнов, И. Иррлитц, А.Г. Здравомыслов, М.С. Каган, В.П. Тугаринов, Л.Н. Столович, В.Г. Федотова и др.). В.П. Тугаринов, в частности, определяет ценности как предметы, явления и их свойства, которые необходимы людям определенного общества или класса или отдельной личности в качестве средств удовлетворения потребностей и интересов. Объективным критерием ценности, по его мнению, является мораль, выраженная в нравственных образцах [3, c. 168].
Достаточно глубоко, на наш взгляд, сущность понятий «духовность», «нравственность», «нравственные ценности» раскрываются в исследованиях А. Гусейнова и Г. Иррлитца. Они определяют нравственность как способ социальной регуляции, ценностного отношения к миру, общественную форму отношений между людьми, как - то, что остается в межчеловеческих отношениях, если вычесть из них все предметно обусловленное содержание. Это мера гуманности, человечности общественных отношений. Отношения людей принимают нравственный смысл тогда, когда они ориентированы на человека как высшую ценность [1, с. 12].
В воспитании духовно-нравственных ценностей мы выделяем несколько критериев. Первый – воспитание будет тем успешнее, чем профессиональнее и качественнее осуществляется духовное развитие личности учителя с учетом аксиологического компонента, содержащего в своей основе необходимость приобщения педагога к методологическим, теоретическим и прикладным знаниям о ценностях, а также о профессионально-педагогических ценностях, характеризующих профессиональное становление и самосовершенствование личности современного учителя. Второй критерий - связан с учетом особенностей среды (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.Д. Семенов и др.), состоящий из следующих показателей: морально-психологический климат школьных коллективов; морально-психологическая атмосфера семей учащихся; круг внеурочного и внешкольного общения детей. Третий критерий - мера реализации педагогического взаимодействия. Его эффективность можно оценивать по непосредственной и отсроченной реакции учащихся на проводимое воздействие. Чем выше мера воздействия, тем адекватнее будет восприятие и тем эффективнее единичное взаимодействие и процесс духовно-нравственного воспитания в целом [2].
Немаловажное значение для современной системы образования в деятельности педагогов, занимающихся воспитанием духовно-нравственных ценностей школьников, имеет методическая компетентность, понимаемая нами как совокупное, формируемое личностное качество учителя, позволяющее определить его как компетентного в области учебно-воспитательной работы; ценностные ориентации и социальные установки самого педагога. Мы относим к данной компетентности следующее: написание методической ежегодной темы по воспитанию духовно-нравственных ценностей школьников, включающую теоретические выкладки и практически наработанный опыт педагога - воспитателя; проведение психолого-педагогического консилиума с целью разрешения проблем одного ребенка, семьи, коллектива в целом; участие в заседаниях методического объединения классных руководителей; участие в работе научно-практической лаборатории по воспитанию духовно-нравственных ценностей школьников; активная подготовка и участие в городских, школьных семинарах, посвященных различным проблемам воспитания; посещение и обсуждение открытых классных часов, вечеров, собраний; выступление на ежегодной научно-практической конференции педагогов школы; обучение на курсах повышения квалификации, создание «портфолио» педагога, занимающегося воспитанием духовно-нравственных ценностей.
В данной статье рассмотрим значение деятельности созданной нами научно-практической лаборатории при образовательном учреждении. Наша работа в качестве научного руководителя научно-практической лаборатории классных руководителей МОУ гимназии г. Арзамаса, позволяет выделить основные направления данной деятельности. В создании научно-практической лаборатории, мы опирались на философские концепции антропологических идей теории духовно-нравственных ценностей (Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, П.А. Флоренский, Л.Г. Карсавин, С.Л. Франк); аксиосферной теории духовно-нравственных ценностей (М.С. Каган); социальных духовно-нравственных ценностей (Д.М. Архангельский, И. Иррлитц, А. Гусейнов, А.Г. Здравомыслов, Н.В. Наливайко, В.И. Слободчиков, В.Г. Федотова, В.Д. Шадриков). Научная лаборатория работает по пяти основным направлениям:
·отдел мониторинга занимается: динамикой уровня воспитанности и развития учащихся; изучением физического и психического здоровья учащихся класса, разработкой совместно с администрацией школы программ развития и коррекции здоровья детей в учебной и внеучебной деятельности; разработкой системы поощрений и стимулов для эффективно работающих воспитателей; формированием компьютерного банка данных методических наработок; разработкой проекта программы семейного воспитания; мониторингом диагностики сформированности духовно-нравственных ценностей школьников; уровнем воспитанности учащихся, диагностикой взаимодействия школы с семьей и другими социальными институтами; прогнозированием перспектив профессионального роста учителя; формированием педагогической культуры педагога, способствующей росту и совершенствованию методической культуры; разработкой научно-методических принципов системного анализа состояния и перспектив развития воспитательной работы в классе;
·адаптационная школа молодого воспитателя работает по следующим направлениям: занимается нормативно-правовым обеспечением профессиональной деятельности классного руководителя; обучение начинающих классных руководителей составлению плана работы на год с включением тематического раздела по работе с семьей и духовно-нравственному воспитанию учащихся; составлением циклограммы работы классного руководителя на неделю и на рабочий день, подготовка к классному часу; помощь в проведении родительских собраний по воспитанию нравственных основ воспитания; знакомство с инновационными формами воспитательной работы; обсуждение методической, педагогической литературы по проблемам воспитания духовно-нравственных ценностей;
·школа создания программ развития классных коллективов полностью занимается: проведением совместного заседания методического объединения классных руководителей, совета среднеклассников и старшеклассников; овладением теоретическими знаниями и практическими навыками новых воспитательных технологий; разработкой новых технологий ученического самоуправления; организацией жизнедеятельности классных коллективов; овладение методом научного исследования явлений и процессов классной воспитательной работы;
·школа непрерывного профессионального самосовершенствования предусматривает: подготовку к разработке новой, инновационной структуры составления воспитательного плана работы школы и класса; обмен опытом, проведение мини–конференций, фестивалей методических идей, семинаров–практикумов для всех членов м/о; проведение конкурсов, ярмарок, демонстрирующих эффективные методы и приемы воспитания; проведение городских семинаров по актуальным проблемам воспитания, сотрудничество с высшей школой; способность к рефлексии; умение обобщать и передавать свой опыт другим.
·школа семьеведения рассматривает различные направления деятельности с родителями учащихся, оказанием консультативной помощи; разрабатывает план методических учеб для родителей в контексте педагогического просвещения семьи, организацией семинаров для родителей и молодых педагогов, привлекает родителей для участия в работе классного (родительский комитет) и школьного коллективов (Совет гимназии, деятельность с различными социальными партнерами), организует совместно с психолого-педагогической службой школы диагностику семейного воспитания и на основе полученных данных проводит соответствующую коррекционную работу; проводит классные часы и встречи со школьниками по воспитанию духовно-нравственных ценностей.
Рассматриваемая в статье проблема воспитания духовно-нравственных ценностей является весьма своевременной в современном российском образовательном пространстве.
Список литературы:
1.Гусейнов, А.А., Иррлитц, Г. Краткая история этики [Текст] / А.А. Гусейнов, Г. Иррлитц. - М: Мысль.- 1987. - 589 с.
2.Петракова, Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков [Текст]: автореф. дис. … докт. пед. наук: 13.00.01. / Т.И. Петракова; Институт общего образования Министерства образования Российской Федерации. - Москва, 1999. - 39 с.
3.Тугаринов, В.П. Марксистская философия и проблема ценности [Текст] / В.П. Тугаринов // Проблемы ценности в философии. - М.-Л.: ЛГУ. - 1966. – С. 12-34.
дипломов
Оставить комментарий