Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 25 мая 2011 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Толерантность: история и современность
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО МИРООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
Поликашева Наталия Владимировна
аспирант ФГУ «Федеральный институт развития образования»,
зам. директора, ГОУ Центр дополнительного образования детей, г. Москва
E-mail: polikaseva_n@mail.ru
Мир становится теснее и начинает претерпевать фундаментальные изменения в процессе развития. В связи с этим сформировались новые требования к системе образования и воспитания учащихся, перед образованием встала важнейшая задача создания условий для обучения основным знаниям и навыкам, необходимым для совместной жизни. Проблема приобретает особую актуальность в условиях поликультурности, где общество диктует насущную потребность в утверждении культурного плюрализма средствами поликультурного образования. Понимание многообразия мира предполагает наличие внутренней толерантной позиции человека. В связи с этим значимым становится поиск путей, методов, технологий по созданию условий для воспитания ценностного сознания школьников и использование в этих целях потенциала средств образования толерантности и непосредственно толерантных начал.
В этой обстановке одним из важнейших условий построения позитивных отношений с представителями других национальностей является взаимодействие на основе толерантности, понимания, уважения взглядов, мнений, традиций, культур других стран и народов. Толерантность является ценностью, необходимой и фундаментальной для реализации прав человека и достижения мира. Эти проблемы в состоянии решить поликультурное образование, которое создает условия для полноценной самореализации личности в культуре.
Поликультурное образование помогает ребенку развиваться не только как субъекту познания, субъекта жизнедеятельности. Но и как субъекту культуры – ее носителю, хранителю, пользователю, творцу, помогает сохранить свою индивидуальность, повысить самооценку, реализовать весь творческий потенциал, признать и понять неповторимость и ценность каждой личности. Поликультурное образование помогает созданию толерантного диалога, сотрудничества обучающей и обучаемой сторон. Принцип диалога, неразрывно связанный с принципом толерантности, является не только средством образования, но и его целью.
Человек культуры, гармонично сочетающий в своем личностном образе общечеловеческую нравственность, национальную и индивидуальную самобытность, выступает в данной концепции общей целью образования.
Важность проблемы по созданию условий для развития толерантных качеств личности, ее актуальность вызваны тем, что в современном обществе выявлена несформированность социальных, культурных, национальных образовательных ценностей и смыслов, отвечающих реалиям многокультурного общества: разорванность связей между поколениями, отчуждение и противостояние в семье, школе и социуме; нечеткость общественных и педагогических позиций в достижении идеала личности школьника.
Понятие «толерантность» привлекает внимание многих исследователей не только в области философии, психологии, но и в педагогической науке. Идеи толерантности содержатся в работах многих педагогов прошлого и настоящего. Уже Сократ, родоначальник педагогики Древней Греции, учил своих учеников вести диалог, логически мыслить, сотрудничать в процессе поиска истины.
В XVII в. чешский педагог Я. Каменский говорил о школе, как о доме радости. Его дидактика построена на принципах целесообразности и природосообразности. Его девиз: никакого насилия над человеком!
Видный представитель толерантности в эпоху Просвещения XVII в. был Вольтер. Ему приписывают изречение: «Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение», – афоризм, в котором выражена классическая теория толерантности.
Большое внимание нравственному формированию личности уделяли западноевропейские педагоги XVIII века, представители свободного воспитания. Так, например, Ж-Ж. Руссо говорил о роли самовоспитания в процессе воспитания, о связи воспитания с жизнью, с личностным опытом ребенка, об индивидуальном подходе к каждому конкретному ребенку, об обучении и воспитании человека согласно его склонностям, потребностям, интересам. Идеи Ж-Ж. Руссо получили дальнейшее развитие в трудах педагогов XIX века И. Пестолоцци, И. Гербарта, А. Дистервега. И. Пестолоцци в сочинении «Лингард и Гертруда» развил идеи о гуманном характере воспитания, привитии детям сочувствия и сострадания к людям как основы их нравственного развития.
К XX веку в России получили развитие идеи свободного духовно-нравственного воспитания. Гуманистические идеи представлены в трудах Т. Шацкого, П. Блонского. Широкое распространение среди педагогической общественности получил опыт А. Макаренко, разработавшего теорию воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются отношения взаимоуважения и взаимной поддержки. В отечественной историко-педагогической науке накоплен значимый в контексте рассматриваемой проблемы материал для практико-ориентированных философско-педагогических обобщений.
Идеи толерантности, основные положения личностно-гуманистической педагогики встречаются в работах педагогов-новаторов Ш. Амонашвили, С. Лысенковой, В. Шаталова и многих других. Например, Ш. Амонашвили в процессе управления обучением и воспитанием детей вводит безусловные правила: принятие личности каждого ребенка, учет индивидуальных особенностей детей, воспитание и обучение с позиций уважения, достоинства и веры в возможности и способности учеников, совместное создание атмосферы сотрудничества, сотворчества [1, с. 296].
С начала 90-х гг. ХХ века в научный оборот введен новый археографический материал, опубликованы ранее неизвестные теоретические изыскания выдающихся русских педагогов, психологов, философов образования. Вместе с тем, и современный опыт воспитания толерантности заслуживает своего системного изучения, осмысления и обобщения.
Наиболее интересно, на наш взгляд, объяснение толерантности группой ученых – авторов сборников «На пути к толерантному сознанию», «Век толерантности», А. Асмолова, В. Глебкина, Г. Солдатовой, Л. Шагеровой и др. Толерантность связывается ими с принятием другого. С проявлением сочувствия и сострадания, с признанием ценности многообразия человеческой культуры.
Выявление и концентрация усилий на решении указанной социально-педагогической проблемы открывает возможность более глубокой современной интерпретации принципа культуросообразности личностно-ориентированного образования, суть которого раскрывается в обеспечении гармонии общечеловеческой, интернациональной, национальной и индивидуально-личностной культуры. Среди самых неотложных задач образования в настоящее время находится воспитание учащихся в духе готовности к культурному диалогу. Этот диалог возможен только при условии признания всеми его участниками равновеликости религиозной, этнической и культурной принадлежности людей [2, с. 32-35].
В отечественной науке и практике идеи толерантности реализуются в педагогике сотрудничества, педагогике успеха, диалоговой педагогике, педагогике ненасилия. Так, осознание объективно сложившейся ситуации привело государства – члены Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры к принятию Декларации принципов толерантности (1995 г.). Доклад международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI в. подчеркивает, что «одна из важнейших функций школы – научить людей жить вместе, помочь им преобразовать существующую взаимосвязь государств и этносов в сознательную солидарность. В этих целях образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире. И с другой – привить ему уважение к другим культурам».
Актуальность воспитания толерантного мироотношения у подрастающего поколения обусловлена спецификой современной ситуации, которая характеризуется динамичным развитием, лавинообразными темпами нарастания информации, противоречивостью точек зрения на одно и то же явление. В зависимости от мотивов, установок, представлений личности, поставленных целей, избранных способов взаимодействия и поведения конкретная ситуация может приобрести и конструктивный, и деструктивный характер. Умение ухватить, понять новой, появившееся здесь и сейчас, отказавшись от существующего стереотипа, составляет значимое качество современного человека, обусловливающее возникновение определенного типа отношения – толерантного или интолерантного. Возникновение такого отношения определяется имеющими знаниями, способами познания, ценностными ориентирами, способностью и готовностью понять и принять другую точку зрения, выстроить бесконфликтные взаимоотношения, определяющие мироотношение человека.
Сегодня необходимо знать дифференцированное понимание феномена толерантности, в состав которого входят:
· естественная (натуральная) толерантность – открытость, любознательность, доверчивость, – свойственная маленькому ребенку и еще не ассоциирующаяся с качествами его «Я» (толерантность типа «А»);
· моральная толерантность – терпение, терпимость, ассоциируемая с личностью («внешним Я» человека) (толерантность типа «Б»);
· нравственная толерантность – принятие, доверие, ассоциируемая с сущностью или «внутренним Я» человека (толерантность типа «В»).
Остановимся на этих типах подробнее.
Толерантность типа «А» – это естественное и безусловное принятие другого человека, отношение к нему как к самодостаточному и самоценному существу. Такая толерантность имеет место в жизни маленького ребенка, у которого процесс становления личности (процесс персонализации) еще не привел к расщеплению индивидуального и социального опыта, к формированию «персоны» или «фасада», к возникновению «двойного стандарта», к существованию обособленных планов поведения и переживания и т.д.
Младенец абсолютно нетерпим к своим нуждам – он не терпит голода, холода, эмоциональной заброшенности. Он готов требовать удовлетворения своих базовых потребностей плачем – тем инструментом, что ему доступен. Если бы ему были доступны другие средства, он бы ими воспользовался (данный феномен Л. Выготский называл «детским солипсизмом»). В этом смысле, действительно – родители учат ребенка терпению, а многие взрослые остаются «младенцами» в желании получить мгновенное удовлетворение своим нуждам [3, с. 128].
Именно этот тип толерантности ответственен за парадоксальное принятие маленькими детьми своих родителей даже в случаях крайне жестокого обращения, психологического, физического и сексуального насилия. С одной стороны, наличие у детей толерантности типа «А» обеспечивает им субъективную, психологическую защищенность от проявлений жестокости и позволяет сохранить позитивные отношения с родителями, а с другой стороны, расщепляет и невротизирует их формирующуюся личность, поскольку не может обеспечить достаточного уровня самопринятия, принятия собственного опыта, собственных чувств и переживаний. Данная «асимметричность» толерантности типа «А» ответственна за дальнейшее развитие толерантности в целом, осуществляющееся, как правило, в форме инволюции (обратного развития) естественной толерантности.
Толерантность типа «Б» – это по сути дела скрытая, отсроченная внутренняя агрессия. Хотя такая «терпимость» выглядит на первый взгляд лучше, чем «нетерпимость», и то, и другое являются, тем не менее, однопорядковыми и одноприродными явлениями. Различия между ними – лишь количественные, а не качественные, поскольку их психологическая основа идентична. В этом смысле можно сказать, что толерантность типа «Б» – это обратная сторона нетерпимости, различных форм насилия и манипулирования человеком, игнорирования его субъектных характеристик, всего того, что так деструктивно действует на отношения между людьми.
Толерантность типа «В» построена на принятии человеком, как окружающих, так и самого себя, на взаимодействии с внешним и внутренним миром в принимающей, диалогической манере. В противоположность насилию и манипулированию такое взаимодействие предполагает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание, и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Для человека, обладающего толерантностью типа «В», напряжения и конфликты вовсе не исключены, можно сказать, он постоянно живет в ситуации напряженного существования, не боится быть лицом к лицу с этим напряжением, достойно выдерживать и принимать его как безусловную экзистенциальную данность. Это подлинная, зрелая, действительно позитивная толерантность, основанная (в отличие от толерантности типа «А» и «Б») на гораздо более полном осознании и принятии человеком реальности.
Среди всех разнообразных видов и форм толерантности основанием общей толерантности человека является межличностная толерантность. Такой подход и диктует необходимость применения специальных технологий, которые помогают улучшить, оптимизировать результаты взаимодействия, диалога.
Полноценная толерантность не может быть результатом только внешних воздействий: толерантность не сколько формируется, сколько саморазвивается; помощь в становлении толерантности – это создание условий для развития толерантных установок, принципов толерантного взаимодействия. Таким образом, толерантность, является жизненно важным личностным свойством. Именно о создании условий для развития толерантных качеств личности идет речь, так как они являются итогом синхронной, слаженной работы семьи, психологов, педагогов и социума.
Список литературы:
1.Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн: Университетское, 1990. 560с.: ил.
2.Асмолов А.Г. Мы обречены на толерантность // Семья и школа. 2001. № 11-12.С.32-35.
3.Выготский Л.С. Педагогическая психология.М.: Просвещение, 1996. 500с.
дипломов
Оставить комментарий