Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VIII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 26 сентября 2011 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Общая педагогика, история педагогики и образования

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Лунёв Р.С. ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ИССЛЕДОВАНИЯХ П.Ф. КАПТЕРЕВА (1849-1922) // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VIII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  КОНЦЕПЦИЯ  РАЗВИТИЯ  ОБРАЗОВАНИЯ  В  ИССЛЕДОВАНИЯХ  П.Ф.  КАПТЕРЕВА  (1849-1922)

Лунёв  Роман  Сергеевич

аспирант  кафедры  педагогики,  РГПУ  им.  А.И.  Герцена

г.  Санкт-Петербург,  E-mail:  roman_lunev@mail.ru

 

В  истории  российской  педагогики  рубежа  ХIХ-ХХ  веков  известно  немало  выдающихся  личностей  -  ученых,  писателей,  педагогов,  политических  деятелей,  внесших  большой  вклад  в  развитие  отечественной  науки  и  практики,  обращение  к  изысканиям  которых  в  сегодняшнее  время  позволяет  оценить  и  проанализировать  накопленный  опыт.  В  ряду  наиболее  ярких  и  известных  прогрессивных  российских  ученых,  разрабатывавших  проблему  воспитания  и  образования  в  структуре  педагогического  процесса,  несомненно,  стоит  Петр  Федорович  Каптерев  (1849-1922)  -  ученый,  педагог,  историк  образования,  просветитель.  Период  его  жизни  и  творчества  -  это  время  интенсивного  социального,  экономического  и  культурного  развития  России,  и  столь  же  интенсивного  развития  педагогической  мысли,  время  небывалого  взлета  и  размаха  реформаторской  деятельности  передовых  общественных  сил  [3,  с.  117].

Либеральные  идеи  российского  освободительного  движения  60-70-х  годов  XIX  столетия,  органическую  часть  которого  составляло  общественно-педагогическое  движение,  у  истоков  которого  находился  Н.И.  Пирогов,  оказали  на  мировоззрение  П.Ф.  Каптерева  большое  влияние  и  способствовали  формированию  гуманистических  основ  его  педагогической  системы.  Мировоззрение  П.Ф.  Каптерева  развивалось  на  единой  антропологической  основе  (как  у  К.Д.  Ушинского)  в  самом  важном  и  непоколебимом  убеждении  о  необходимости  полного  раскрепощения  личности  человека  в  условиях  рационального  организованного  общественного  воспитания. 

Интенсивное  развитие  философии,  естественных  и  общественных  наук  раздвигало  границы  педагогического  знания.  Атмосфера  социальных  битв  предельно  накаляла  общественное  и  политическое  звучание  педагогических  проблем,  выявляла  различие  подходов  к  их  решению,  подчеркивала  все  более  четкие  грани  между  разными  социально-педагогическими  направлениями.  В  этом  отношении  сегодняшнее  развитие  педагогической  науки,  тем  или  иным  образом,  продолжает  исторически  сложившуюся  традицию  образования  минувшего  рубежа  конца  XIX-XX  веков.

Петр  Федорович  Каптерев  -  один  из  наиболее  крупных  педагогов-теоретиков,  внесших  значительный  вклад  в  развитие  педагогической  теории,  истории  русской  и  зарубежной  педагогики,  теории  семейного  и  дошкольного  воспитания,  педагогической  психологии;  автор  таких  фундаментальных  трудов,  как  «Педагогический  процесс»,  «Дидактические  очерки.  Теория  образования»  (1885)  [7,  с.  11],  «История  русской  педагогики»  (СПб.,  1915),  «Педагогическая  психология»  (1876),  «Новая  русская  педагогика,  ее  главнейшие  идеи,  направления  и  деятели»  (1876),  «О  школьном  самоуправлении  учащихся,  и  о  школьной  дисциплине»  (1876),  «Об  эстетическом  развитии  и  воспитании  детей»  [6,  с.  8],  и  множества  статей,  посвященных  физическому,  нравственному,  эстетическому,  трудовому,  умственному  воспитанию,  развитию  характера,  внимания,  памяти,  воли,  логического  мышления  и  т.д. 

В  своих  научных  трудах  П.Ф.  Каптерев  исследовал  один  из  важнейших  период  русской  педагогики  и  школы  –  после  отмены  крепостного  права  и  начала  первой  мировой  войны.  Ученый  научно  объяснил  происхождение  общественно–педагогического  движения,  указал  его  источник  и  причины,  а  также  его  влияние  на  последующее  развитие  отечественной  педагогики  и  школы.  Он  выдвинул  концепцию  о  борьбе  двух  педагогик  –  консервативной  и  прогрессивной  –  как  о  главной  причине  возникновения  разных  течений  внутри  педагогического  движения.  За  консервативной  педагогикой  стояли  силы  правящего  класса,  а  за  прогрессивной  –  по  преимуществу  земскообщественные.  Педагогика  правящего  класса  стремилась  быть  «оберегающей,  но  часто  является  просто  ограничительной,  задерживающей»  [12,  с.  7].  Прогрессивную  педагогику  он  характеризовал  как  творческую,  созидательную.  Вот  эта  борьба  двух  педагогик  и  есть  «одна  из  основных,  самых  главных  пружин  в  современной  педагогической  практике  и  отчасти  теории»  [9,  с.  65].

Отметим,  что  борьба  двух  течений  в  педагогике  особенно  обострилась  со  времени  реформ  60-х  гг.,  когда,  по  оценкам  П.Ф.  Каптерева,  личности  общества  получили  некоторые  права,  в  том  числе  и  некоторую  самостоятельность,  но  «дано  было  мало».  «Ожесточенная  борьба  этих  двух  педагогик…  сохраняет  основное  явление  новой  русской  педагогики,  которым  в  жизни  школы,  в  педагогической  практике  определяется  почти  все»  [9,  с.  65].

Говоря  об  источниках  развития  педагогических  идей  в  России,  он  называет  два:  собственные  исследования  («наблюдения  и  размышления»)  и  заимствования  идей  западноевропейской  педагогики.

Анализируя  школьный  опыт  и  педагогические  идеи  прошлого,  П.Ф.  Каптерев,  прежде  всего,  вычленяет  то,  что  помогает  решать  проблему  теории  и  практики  обучения  и  воспитания  своего  времени.  Он  не  ставит  перед  историей  русской  педагогики  отвлеченных  теоретических  задач,  предпочитает  извлекать  из  нее  лишь  то,  что  требуется  на  каждом  шагу  в  жизни  общества  и  школы.  В  своем  капитальном  труде  «История  русской  педагогии»  (1909)  ученый  с  этих  же  позиций  рассматривает  и  оценивает  факты  школьного  дела,  «которое  всюду  начинается  с  того,  что  путем  воспитания  и  образования  стремятся  приспособить  подрастающее  поколение  и  окружающих  детей  среде  общественно  –  политической  организации»  [10,  с.  90].

С  нашей  точки  зрения,  изучение  и  обобщение  историко-педагогических  работ  П.Ф.  Каптерева  позволяет  утверждать,  что  он  внес  значительный  вклад  в  разработку  проблем  истории  педагогики;  в  частности:  методологические  вопросы  происхождении  воспитания  и  педагогической  науки,  определение  предмета,  составных  элементов  и  ведущих  проблем  историко-педагогического  знания,  периодизация  истории  педагогики.

П.Ф.  Каптерев  трактовал  историю  педагогики  как  педагогическое  самосознание  человечества.  Как  мы  ранее  уже  обозначали,  он  придерживался  общепринятых  для  западноевропейской  и  отечественной  истории  педагогики  методов  воздействия  на  учебно-воспитательный  процесс  подрастающего  поколения  и  рассмотрения  истории  педагогики  как  одного  из  отделов  всеобщей  истории.  Еще  Рудольф  Штейнер  в  одной  из  своих  работ  говорил,  что  «когда  ребенок  появляется  в  физическом  мире,  мы  должны  осознать,  чем  для  него  является  переход  с  духовного  на  физический  план.  Мы  должны  понимать,  что  человеческое  существо  действительно  состоит  из  двух  членов.  Прежде  чем  человеческое  существо  вступит  на  физическую  Землю,  устанавливается  связь  между  духом  и  душой;  духом,  под  которым  мы  понимаем  то,  что  в  физическом  мире  еще  совершенно  скрыто  от  нас  и  что  мы  на  языке  антропософской  духовной  науки  называем  «духо-человек»,  «жизне-дух»  и  «само-дух».  Эти  три  высших  члена  существа  человека  некоторым  образом  пребывают  в  сверхчувственной  сфере,  куда  мы  еще  только  должны  пробиться,  но  в  период  между  смертью  и  новым  рождением  некоторая  связь  с  ними  у  нас  уже  есть.  Сила,  исходящая  от  этой  троичности,  пронизывает  душевное  начало  в  человеке  -  душу  самосознающую,  душу  рассудка  и  чувства,  а  также  душу  ощущающую»  [17,  с.  105].

Своеобразием  отличались  выделенные  ученым  основные  проблемы,  которые  должны  составлять  предмет  историко-педагогической  науки:  1)  исследование  развития  прав  детской  личности;  2)  возникновение  и  развитие  учебно-воспитательных  учреждений;  и  3)  история  педагогической  мысли.

Отличительной  особенностью  историко-педагогической  концепции  П.Ф.  Каптерева  является  постановка  проблемы  исследования  развития  прав  детской  личности  как  специального  предмета  историко-педагогической  науки,  что  отражает  гуманизм  и  демократизм  мировоззрения  ученого  (Эта  идея,  сохраняя  свою  актуальность  и  в  настоящее  время,  тесно  связана  с  его  определением  сущности  воспитания  в  рамках  личностно  ориентированного  подхода,  как  целенаправленного  процесса,  благоприятствующего  развитию  различных  способностей  человека.  –  Прим.  авт.)  [13,  с.  43].  Историко-педагогическая  концепция  П.Ф.  Каптерева  строится  на  антрополого-гуманистическом  подходе  к  интерпретации  педагогических  явлений.  Он  выделяет  в  мировом  историко-педагогическом  процессе  общечеловеческие,  гуманистические  и  демократические  ценности.

Интересна  трактовка  ученым  соотношения  общечеловеческого  и  национального  в  историко-педагогическом  процессе.  Национальный  характер,  считает  он,  был  присущ  древневосточным  и  античному  воспитательным  типам.  Значение  христианства  П.Ф.  Каптерев  видел  в  том,  что  с  его  утверждением  на  Западе  резкие  национальные  особенности  воспитания  стали  ослабевать.  Для  П.Ф.  Каптерева  характерно  более  широкое  обоснование  общечеловеческих  начал  в  христианский  период,  в  рамках  которого  всеобщей  основой  воспитания  он  считал  христианскую  религию;  греко-римскую  культуру,  определяющую  длительный  период  и  основное  содержание  образовательного  курса,  наряду  с  христианским  вероучением;  развитие  педагогической  науки,  истины  которой  не  имеют  национального  характера  [14,  с.  327].

Актуальной  является  широкая  трактовка  П.Ф.  Каптеревым  функций  истории  педагогики:  изучение  развития  воспитания,  школы  и  педагогических  теорий  в  различные  исторические  периоды  с  древнейших  времен  до  настоящих  дней,  как  имеющей  общечеловеческое  социокультурное  значение,  а  не  только  узкопрофессиональное,  учебно-информационное.

В  настоящее  время  на  наше  государство  возлагается  задача  по  обеспечению  интеграции  российской  образовательной  системы  в  мировое  образовательное  пространство.  История  отечественного  образования  свидетельствует  о  том,  его  становление  и  развитие  осуществлялось  во  многом  под  влиянием  западноевропейской  школы.  Это  проявлялось  в  виде  простого  копирования  зарубежных  школьных  порядков,  так  и  в  форме  переноса  на  нашу  почву  пртогрессивных  западноевропейских  педагогических  идей,  как  это  наблюдалось,  например,  в  пореформенные  десятилетия  [15,  с.  6].  Изучая  западноевропейскую  педагогическую  мысль,  П.Ф.  Каптерев  раскрывал  ее  общечеловеческое  значение.  Он  обращался  к  наследию  Я.А.  Коменского,  Дж.  Локка,  Ж.Ж.  Руссо,  И.Б.  Базедова,  И.Г.  Песталоцци,  И.Ф.  Гербарта,  Ф.  Фребеля,  А.  Дистервега,  Г.  Спенсера,  уделяя  основное  внимание  их  прогрессивным,  гуманистическим  и  демократическим  идеям,  антропологическому  обоснованию  педагогической  науки  [5,  с.  45].

Основное  внимание  в  работах  по  истории  отечественной  педагогики  П.Ф.  Каптерев  уделял  национальным  особенностям  генезиса  русской  школы  и  педагогической  науки,  значительно  меньше  раскрывая  их  общечеловеческие  аспекты. 

Отметим,  что  П.Ф.  Каптерев,  М.И.  Демков  и  А.П.  Медведков  рассматривали  обе  стороны  историко-педагогического  процесса  –  историю  воспитательно-образовательной  практики  и  педагогического  знания  –  в  их  единстве  (причем  Демков  ставил  «в  тесную  связь  историю  русской  педагогики  с  историей  просвещения  в  России»)  [2,  с.  21].

Наибольшей  фундаментальностью,  как  мы  ранее  уже  говорили,  отличалась  монография  П.Ф.  Каптерева  «История  русской  педагогии»  [16],  в  которой  педагогическая  теория  и  практика  раскрывались  в  их  глубинной  взаимосвязи  и  взаимовлиянии.  Он,  исследуя  историко-педагогический  процесс  намечал  три  периода  в  истории  отечественной  педагогики  –  «церковный»,  «государственный»  и  «общественный»  [4,  с.  13].

Изучение  историко-педагогических  работ  П.Ф.  Каптерева  позволяет  констатировать,  что  он  отразил  исторические  и  педагогические  особенности  развития  российской  системы  образования  и  теоретической  педагогики  во  второй  половине  XIX  века.  При  характеристике  педагогических  теорий  выдающихся  отечественных  мыслителей  (Н.И.  Пирогова,  К.Д.  Ушинского,  Л.Н.  Толстого)  [1,  с.  83]  П.Ф.  Каптерев  обращал  внимание  на  гуманистическую  направленность  и  связь  их  с  передовыми  западноевропейскими  педагогическими  идеями,  отечественной  духовной  культурой  в  целом,  что  сыграло  важную  роль  в  истории  русской  педагогики  [8,  с.  44].

Обращение  П.Ф.  Каптерева  к  национальным  традициям  русской  педагогики,  его  творческое  отношение  к  достижениям  зарубежной  педагогической  науки  и  критика  механического  перенесения  иностранного  опыта  в  практику  российского  образования  без  учета  его  специфики,  обоснование  им  взаимосвязи  общечеловеческих,  гуманистических  и  национальных  приоритетов  образования  делает  его  наследие  актуальным  в  современных  условиях  развития  отечественной  педагогической  теории  и  практики,  так  как  для  воспитания  гармоничной  и  развитой  личности,  достойной  своего  времени,  необходимы  принципы  гуманизма  в  воспитании  и  образовании  подрастающего  поколения.

Пропагандируя  русские  национальные  традиции  воспитания  и  обучения  подрастающего  поколения,  П.Ф.  Каптерев,  в  своих  произведениях  по  истории  русской  педагогики,  правомерно  акцентировался  на  отечественном  опыте,  ему  нельзя  отказать  в  последовательном  стремлении  трактовать  особенное  на  фоне  общего,  исследовать  историю  русской  педагогики,  тенденции  ее  развития  в  органической  взаимосвязи  с  прогрессивными  общечеловеческими  традициями  и  важнейшими  направлениями  западноевропейского  образования  [5,  с.  67].

Таким  образом,  в  период  второй  половины  XIX  -  начала  XX  вв.,  П.Ф.  Каптерев  воспринял  проблему  освобождения  личности  русского  гражданина  как  историческую  задачу,  в  решении  которой  наука  и  просвещение  призваны  сыграть  решающую  роль.  Поэтому  в  центре  его  историко–педагогических,  педагогических,  психологических  исследований  (концепций)  всегда  стояли  интересы  личности  и  гражданские  мотивы  (в  неразрывной  связи  с  расширением  прав  общества  в  деле  воспитания,  образования,  организации  народной  школы).  Не  государство  и  не  церковь,  а  только  само  общество  может  влиять,  управлять  и  направлять  школьное  дело  (Данные  позиции  уже  дают  основание  говорить  об  автономности  педагогического  процесса  -  Прим.  авт.)  [11,  с.  9].  Такой  главный  вывод  из  его  «Истории  русской  педагогии».

 

Список  литературы:

1.Ашихмин  А.Л.  О  некоторых  подходах  в  гармонизации  учебно-воспитательного  процесса  //  Психолого-педагогические  аспекты  многоуровневого  образования.  Сб.  науч.  тр.  Тверь:  Изд-во  ТвГУ,  1994.  С.  75-93.

2.Демков  М.И.  История  русской  педагогики.  Ч.  I-III.  М.,  1895-1909.  234  с.

3.Джуринский  А.Н.  История  педагогики.  Учебное  пособие  для  студентов  пед.  вузов.  М.:  ФОРУМ  -  ИНФРА-М,  1998.  272  с.

4.Днепров  Э.Д.  Становление  и  развитие  Отечественной  истории  педагогики:  основные  этапы  и  тенденции  //  Исторические  и  методологические  проблемы  изучения  отечественной  школы  и  педагогики.  Сб.  науч.  трудов  /  Под  ред.  Э.Д.  Днепрова,  О.И.  Кошелева.  -  М.:  Изд-во  АПН,  1989.  С.  4-50.

5.Золотарев  С.А.  Очерки  по  истории  педагогики  на  Западе  и  в  России.  СПБ.,  1910.  273  с.

6.Каптерев  П.Ф  Об  эстетическом  развитии  и  воспитании  детей.  //  Народная  школа.  1876.  №6-7. 

7.Каптерев  П.Ф.  Дидактические  очерки.  Теория  образования  //  Библиотечка  журнала  «Вестник  образования».  /  Под  ред.  О.Н.  Халюты.  №3.  2003.  С.  2-23.

8.Каптерев  П.Ф.  История  педагогики  (курс  лекций)  /  Лекции  подготовлены  к  печати  докт.  пед.  наук  Г.Д.  Михалевской.  Ижевск:  Изд-во  Удмурт.  ун-та,  1996.  185  с.

9.Каптерев  П.Ф.  История  русской  педагогики.  Учебное  пособие  для  студентов  высш.  и  сред.  спец.  учеб.  заведений.  /  Под  ред.  акад.  А.А.  Королькова.  СПб.  :  АЛЕТЕЙЯ,  2004.  559  с.

10.Каптерев  П.Ф.  Об  общественно-нравственном  воспитании  детей.  //  Энциклопедия  семейного  воспитания  и  обучения.  Вып.  5.  /  Ред.  П.Ф.  Каптерев.  СПб.,  1908.  С.  89-121.

11.Каптерев  П.Ф.  Педагогический  процесс  //  Русская  школа.  1905.  С  9-19. 

12.Каптерев  П.Ф.  Педагогический  процесс.  СПб.,  1905.  145  с.

13.Лебедев  П.А.  Общественно-педагогическая  деятельность  П.Ф.  Каптерева  в  годы  Советской  власти  (к  125-  летию  со  дня  рождения)  //  Советская  педагогика.  1974.  №8.  С.  21-43. 

14.Лещинский  В.И.  Личностная  парадигма  в  истории  образования  и  технологии  ее  реализации  //  Известия  Воронежского  государственного  педагогического  университета.  Личностно  ориентированное  образование:  история,  теория,  практика.  Сб.  научных  трудов.  Воронеж,  2000.  С.  318-327.

15.Педагогическое  образование  в  России:  становление  и  развитие:  монография.  /  Под  общ.  ред.  Л.Л.  Редько;  под  науч.  ред.  В.В.  Колпачева.  Ставрополь,  2008.  279  с.

16.Штейнер  Р.  Общее  учение  о  человеке  как  основа  педагогики.  Перевод  с  немецкого  Д.М.  Виноградова.  3-е  отредактированное  издание.  М.,  2005.  200  с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.