Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XLIV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 15 сентября 2014 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогика высшей профессиональной школы

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Иванова А.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ КОМПОЗИТОРОВ ПОВОЛЖЬЯ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLIV междунар. науч.-практ. конф. № 9(44). – Новосибирск: СибАК, 2014.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  ПОДГОТОВКА  БУДУЩЕГО  УЧИТЕЛЯ  МУЗЫКИ  В  КЛАССЕ  ФОРТЕПИАНО  В  ПРОЦЕССЕ  ИЗУЧЕНИЯ  ПРОИЗВЕДЕНИЙ  КОМПОЗИТОРОВ  ПОВОЛЖЬЯ

Иванова  Алла  Владимировна

канд.  пед.  наук,  доцент  Чувашского  государственного  педагогического  университета  им.  И.Я.  Яковлева,  РФ,  г.  Чебоксары

E-mail: 

 

VOCATIONAL  TRAINING  OF  A  FUTURE  MUSIC  TEACHER  IN  PIANO  CLASS  IN  THE  PROCESS  OF  STUDYING  WORKS  OF  POVOLZHYE  COMPOSERS

Alla  Ivanova

candidate  of  pedagogic  sciences,  associate  professor  of  Chuvash  State  Pedagogical  University  named  after  I.Y.  YakovlevRussiaCheboksary

 

АННОТАЦИЯ

Статья  посвящена  вопросам  освоения  фортепианного  творчества  композиторов  различных  народов  в  подготовке  педагогов-музыкантов.  Результаты  анкетирования  преподавателей  и  анализ  учебной  деятельности  студентов  позволили  выявить  показатели  готовности  учителей  музыки  к  использованию  фортепианного  творчества  национальных  композиторов  в  учебно-воспитательном  процессе  школы.  Применение  сочинений  композиторов  Поволжья  в  обучении  студентов  открывает  перед  ними  широкие  возможности  для  успешного  осуществления  будущей  профессиональной  деятельности  в  условиях  полиэтничности  образовательного  пространства.

ABSTRACT

The  article  is  devoted  to  the  questions  of  piano  oeuvre  acquisition  of  composers  of  different  nations  in  training  of  teachers-musicians.  Results  of  teachers’  survey  and  analysis  of  students’  learning  allowed  to  define  showings  of  music  teachers’  readiness  towards  use  of  piano  oeuvre  of  national  composers  in  the  education  process  of  school.  Use  of  works  of  Povolzhye  composers  in  teaching  students  gives  them  full  scope  for  successful  realization  of  future  professional  activities  under  the  conditions  of  polyethnicity  of  educational  environment.

 

Ключевые  слова:  Профессиональная  подготовка  учителя  музыки;  инструментально-исполнительская  подготовка  студентов;  фортепианное  творчество  национальных  композиторов.

Keywords:  vocational  training  of  a  music  teacher;  instrumental  and  performance  training  of  students;  piano  oeuvre  of  national  composers. 

 

Актуальность  и  значимость  освоения  творчества  национальных  композиторов  будущими  учителями  музыки  обусловлены  задачами,  стоящими  перед  педагогическими  вузами  сегодня  —  подготовка  специалистов,  осознающих  важность  сохранения  и  приумножения  нравственных,  культурных  и  научных  ценностей  народа  и  способных  осуществлять  свою  педагогическую  деятельность  с  опорой  на  них.  Бесспорно,  процесс  изучения  национального  музыкального  искусства  будущими  учителями  музыки  многомерен  и  сложен.  Он  должен  носить  системный,  непрерывный,  развивающий  характер  и  строиться  на  единстве  теоретической,  методической  и  практической  подготовки. 

Рассматривая  процесс  освоения  фортепианного  творчества  композиторов  различных  народов  будущими  педагогами-музыкантами,  следует  отметить  ряд  его  особенностей,  обусловленных  парадоксом  современной  ситуации  в  культуре:  с  одной  стороны,  стремление  к  включению  в  общемировой  культурный  контекст  с  признанием  приоритетов  общечеловеческих  ценностей;  с  другой,  важность  сохранения  самобытности  национальных  культур  с  их  особым  ценностно-смысловым  содержанием.  Школы  и  студенческие  аудитории  региона  многонациональны  по  составу,  следовательно,  условия,  при  которых  происходит  освоение  только  одной  определенной  культуры,  представляются  обедненными,  более  того,  неэтичными.  В  таких  условиях  от  педагога  требуется  умение  опираться  на  музыкальные  традиции  различных  национальных  культур  и  приобщать  учеников  к  музыкальному  разнообразию. 

С  целью  изучения  вопроса  подготовки  будущих  учителей  музыки  с  использованием  творчества  композиторов  Поволжья  нами  было  проведение  анкетирования  преподавателей  кафедры  фортепиано  Чувашского  государственного  педагогического  университета  имени  И.Я.  Яковлева.  Анкетирование  показало,  что  необходимость  включения  национальной  музыки  в  содержание  обучения  учителя  признается  всеми  педагогами  кафедры  фортепиано.  Составляя  индивидуальные  программы,  педагоги  в  основном  руководствуются  желанием  расширить  кругозор  студента  и  возможностью  его  профессионального  роста.  При  этом  выбор  обусловлен  не  только  художественной  ценностью  сочинений,  но  и  конкретными  задачами  исполнительства,  которые  нужно  решить  в  процессе  обучения  данного  студента.  Кроме  того,  немаловажное  значение  имеет  такой  фактор,  как  осознание  возможности  дальнейшего  применения  этих  произведений  в  их  будущей  педагогической  деятельности. 

При  характеристике  трудностей,  возникающих  в  процессе  работы  над  фортепианными  сочинениями  национальных  авторов,  все  педагоги  отмечают  сложность  усвоения  специфических  особенностей  пентатонической  музыки,  ее  интонационного  языка,  ритма,  гармонии  и,  как  следствие,  исполнительские  неудобства,  «корявый»  пианизм.  При  этом  педагоги  отмечают,  что  любая  музыка  станет  понятной  и  любимой,  если  больше  и  качественнее  заниматься,  чутко  относиться  к  национальному  наследию,  стараясь  в  каждой  пьесе  находить  свою  «изюминку».

Высказывая  свои  пожелания  по  совершенствованию  профессиональной  подготовки  будущих  учителей  музыки  в  процессе  изучения  произведений  композиторов  Поволжья,  педагоги  подчеркнули  необходимость  более  широкого  их  применения  в  учебной  деятельности  как  в  качестве  обязательного  для  изучения  репертуара,  так  и  при  эскизном  прохождении  в  классном  порядке.  Было  предложено  организовать  на  одном  из  курсов  зачет  по  исполнению  национальной  музыки,  возможно  в  виде  «беседы  у  рояля»,  подготовленной  для  детской  аудитории,  с  перспективой  ее  апробации  в  школе.  В  целях  формирования  потребности  и  развития  заинтересованности  студентов  в  изучении  творчества  композиторов  Поволжья,  а  также  повышения  их  общекультурного  уровня  преподаватели-пианисты  рекомендовали  чаще  организовывать  творческие  встречи  с  композиторами  и  исполнителями,  концерты,  фестивали.

По  мнению  преподавателей  фортепиано,  с  которыми  мы  безоговорочно  согласны,  основной  проблемой  в  подготовке  учителей  музыки  с  использованием  творчества  композиторов  поволжского  региона  является  недостаточность  нотного  материала.  Этот  фактор  оказывает  определяющее  влияние  на  весь  процесс  обучения  студентов-пианистов  и  становится  первопричиной  некоторой  пассивности  включения  национальных  фортепианных  сочинений  в  их  исполнительский  репертуар. 

Несмотря  на  то,  что  важность  изучения  творчества  композиторов  региона  осознается  всеми  преподавателями,  этнокультурный  компонент  в  репертуаре  будущих  учителей  музыки  остается  незначительным,  а  зачастую  отсутствует.  О  недостаточности  использования  национальной  музыки  в  процессе  обучения  на  дисциплинах  исполнительского  цикла  свидетельствуют  данные,  полученные  нами  в  ходе  анализа  индивидуальных  учебных  программ  по  основному  музыкальному  инструменту  —  фортепиано.  Полученные  в  результате  анализа  учебной  деятельности  данные  позволяют  утверждать,  что  большинство  из  них  —  56  %  —  в  процессе  инструментальной  подготовки  не  изучали  произведения  композиторов  Поволжья.  В  итоге  более  чем  половина  студентов-пианистов  не  владеют  навыками  исполнения  национальной  музыки,  не  знают  специфики  работы  над  ней.

На  наш  взгляд,  было  бы  не  совсем  правомерно  возложить  всю  ответственность  за  недостаточность  изучения  музыки  национальных  композиторов  в  классе  фортепиано  на  преподавателей.  Без  сомнения,  выбор  исполнительского  репертуара  зависит  и  от  пожеланий  самих  студентов,  от  понимания  ими  необходимости  изучения  данного  пласта  музыкального  искусства  для  будущей  практической  деятельности. 

Осознавая  значимость  подготовки  студентов  музыкального  отделения  факультета  к  осуществлению  своей  профессиональной  деятельности  в  условиях  полиэтничности  образовательного  пространства,  мы  определили  показатели  готовности  будущих  учителей  к  использованию  фортепианного  творчества  национальных  композиторов  в  учебно-воспитательном  процессе  школы:

·     владение  мастерством  исполнения,  необходимым  учителю  для  интерпретации  произведений  композиторов  народов  различных  этнических  групп;

·     усвоение  специальных  знаний  о  национальной  музыке  и  творчестве  композиторов  региона;

·     сформированность  мотивов  и  потребностей  студентов  в  изучении  национального  музыкального  искусства  и  использовании  его  в  работе  с  учащимися;

·     просветительская  направленность  интереса  к  творчеству  композиторов  различных  народов.

Спецификой  подготовки  учителя  музыки  является  необходимость  овладения  знаниями,  умениями  и  навыками  исполнительской  деятельности.  Любая  запись  должна  быть  только  дополнением  к  живому  исполнению,  а  не  заменой  его.  Живое  исполнение  оказывает  на  учащихся  большее  эмоциональное  воздействие,  чем  аудиозапись.  Кроме  того,  при  живом  исполнении  учитель  может  остановиться  и  повторить  какое-либо  место,  обращая  внимание  школьников  на  отдельные  моменты  музыкальной  выразительности.  И,  наконец,  играющий  учитель  всегда  обладает  в  глазах  учащихся  большим  авторитетом.

Говоря  о  мастерстве  исполнения,  необходимом  педагогу-музыканту  для  интерпретации  фортепианных  произведений  композиторов  народов  различных  этнических  групп,  мы  подразумеваем  наличие  таких  характеристик  как: 

·     адекватность  интерпретации  авторскому  замыслу  (точность  передачи  образа  произведений,  характера  звуковедения,  темпа);

·     качество  технического  воплощения  (точность  ритма,  штрихов,  динамических  оттенков,  качество  фразировки,  использования  педали,  наличие  или  отсутствие  остановок  и  фальшивых  нот); 

·     степень  исполнительской  самостоятельности  (яркость  воплощения  художественного  образа,  убедительность  интерпретации  произведения,  эмоциональность).

Формирование  исполнительского  мастерства  студентов-пианистов  в  стенах  вуза  происходит  в  фортепианном  классе  под  руководством  опытных,  высококвалифицированных  педагогов.  Практика  показывает,  что  освоение  произведений  композиторов  региона  рождает  проблему  национального  в  музыке  как  исполнительской  задачи.  Для  ее  решения,  необходимо  изучение  каждой  пьесы  связывать,  с  одной  стороны,  с  обогащением  слушательского  опыта  студентов,  с  другой,  с  переносом  знаний,  умений  и  навыков,  приобретенных  в  процессе  работы  над  традиционным  репертуаром,  на  освоение  нового. 

Качество  исполнения  любого  фортепианного  сочинения,  в  том  числе  относящегося  к  произведениям  национально-регионального  репертуара,  во  многом  зависит  от  точности  и  глубины  теоретических  и  историко-музыковедческих  знаний  исполнителя.  Важными  составляющими  специальных  знаний  о  национальной  музыке  и  творчестве  композиторов  региона,  на  наш  взгляд,  являются:

·     знание  истории  развития  национальной  музыки  различных  народов;

·     умение  выявить  связь  композиторского  творчества  с  общим  направлением  художественной  культуры  своего  народа  и  России  в  целом;

·     знание  стилевых  особенностей,  специфики  музыкального  языка,  средств  музыкальной  выразительности  произведений  национальных  авторов;

·     умение  анализировать  музыкальные  сочинения.

Сформированность  положительных  мотивов  и  потребностей  в  изучении  творчества  национальных  композиторов  позволит  будущему  учителю  музыки,  научившись  работать  над  родным  ему  национальным  репертуаром  или  музыкальным  наследием  региона,  самостоятельно  освоить  творчество  композиторов  других  народов  России  и  зарубежья.  Подобная  перспектива  открывает  студенту  широкие  возможности  для  успешного  осуществления  своей  будущей  профессиональной  деятельности  в  условиях  полиэтничности  современного  образовательного  пространства.

 

Список  литературы:

  1. Арчажникова  Л.Г.  Профессия  —  учитель  музыки:  Кн.  для  учителя  /  Л.Г.  Арчажникова  М.:  Просвещение,  1984.  —  111  с.
  2. Иванова  А.В.  творчество  композиторов  Чувашии  и  Марий  Эл  в  профессиональной  подготовке  учителя  музыки  (на  примере  фортепианной  музыки):  Дис.  канд.  пед.  наук  :  13.00.08.  Чебоксары,  2002.  —  256  с.
  3. Петрушин  В.И.  Музыкальная  психология:  Учеб.  пособие  для  студентов  и  преподавателей  /  В.И.  Петрушин.  М.:  Гуманит.  изд.  центр  ВЛАДОС,  1997.  —  384  с.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.