Статья опубликована в рамках: XLVIII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 19 января 2015 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Семейная педагогика и домашнее воспитание
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ЗАПРЕТЫ И НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ В СЕМЬЕ В КУЛЬТУРЕ ТРОМ-АГАНСКИХ ХАНТЫ
Орехова Анжелика Николаевна
педагог дополнительного образования, МБОУ «Русскинская СОШ», РФ, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, деревня Русскинская
PROHIBITIONS AND NORMS OF BEHAVIOR IN CULTURE, IN THE FAMILY TROM-KHANTY AGANSKOYE
Orehova Angelica
teacher of additional education, municipal budget educational institution "fields led to significant adjustment in school", Russia, Russkinskaya
АННОТАЦИЯ
Важную роль в воспитании подрастающего поколения и в жизни взрослого человека играют нормы поведения или запреты, существующие с древних времен. Запреты и предписания распределяются по темам, а также зависят от сферы деятельности человека на стойбище, в обществе.
ABSTRACT
Since ancient times behaviour or prohibitions existing play аn important role in the education of the younger generation and in adult life. Prohibitions and regulations are divided by topics, as well depend on the nature of human activities on the camp, in society.
Ключевые слова: запреты; нормы поведения; предписания; стойбище; ханты.
Keywords: prohibitions; rules; regulations; the camp; the Khanty.
У каждого народа существует определенный уклад жизни, когда сохранение и выполнение запретов идут испокон веков, передаются из поколения в поколение. У народа ханты до сих пор сохранились и выполняются многие традиции, обряды, связанные с жизнью на севере. В этнографической литературе имеется ряд работ, в которых подробно описаны поверья и запреты народа ханты. Сведения о запретах в традиционной хантыйской семье и на стойбище имеются в трудах В.М. Кулемзина, В.Н. Лукиной, Ю.К. Вэлло, З.П. Соколовой, А.С. Песиковой. Среди работ современных исследований необходимо указать монографию М.А. Лапиной, посвященную этическим традициям хантов [3].
В написанной в 1772 г. книге Г. Новицкого «Краткое описание о народе остяцком» отмечается следование законам предков в области отношений в семье, к женщинам. Также к изучению данного вопроса можно отнести труды К.Ф. Карьялайнена «Религия югорских народов», где автор детально описывает представления об окружающем мире, о традициях и обрядах, проводимых при рождении, смерти, подробно рассказывается о служителях культа, таких как «Золотая богиня», «Обской старик», «Духи неба» и др. [3].
У тром-аганских ханты существуют запреты, которые направлены на то, как себя вести на стойбище, в избушке, в лесу и в народе.
Этические установки хантов представляют собой сложную систему. При этом основной формой регламентации нравственной жизни у них были запреты, а не положительные предписания, которые были само собой разумеющимися и вытекали из поведения людей и зачастую не имели словесной формы выражения, существовали как бы в форме молчаливого диалога» [3].
У хантов можно выделить следующие группы запретов и предписаний:
1. Защита трудовой деятельности.
2. Защита огня и жилища.
3. Сбережение орудий и оружия.
4. Защита слабых — женщин, детей, стариков.
5. Охрана важных лиц — вождей и жрецов.
6. Защита от опасностей, связанных со смертью.
7. Защита от опасностей, связанных с употреблением некоторых видов пищи [3].
Запреты — это традиционные религиозно-этические нормы, регламентирующие нравственную жизнь народа. Важное значение в системе запретов имели возраст и пол человека. Различают запреты для людей пожилого возраста, подростков, взрослых и новорожденных детей. Например, по отношению к пожилому человеку запрещается: обходить людей старше себя со стороны спины, целовать первым пожилого человека, перешагивать через человека, особенно старше себя, и др.
Много запретов есть для мужчин, таких как стоять, а тем более сидеть или лежать у порога; устанавливать палатки перед входом в жилище, лучшее место для этого — по бокам дома; спать или жить в лабазе; ложиться головой ко входу; обходить людей старше себя со стороны спины; заниматься хозяйственными делами на не отведенном для этого месте. Также существуют правила, по которым мужчинам разрешается: ходить до угла «спины» дома (территория за домом); располагаться в жилище (сидеть и лежать) на возвышении вдоль противоположной от входа стены, кроме ее середины; перешагивать через любые вещи, кроме оговоренных случаев.
В традиционной хантыйской семье в отношениях мужчины и женщины строго и четко определены отношения между полами. Женщине необходимо соблюдать строгое отношение в поведении со свекром, деверем, мальчиками в семье. Под обычаем избегания в этнографической литературе понимается совокупность различных запретов, соблюдаемых членами семьи или родственниками. Женщины в присутствии родственников-мужчин натягивали платок на лицо, поворачиваясь к ним боком или спиной [3]. По отношению к женщинам существует множество запретов, например, такие: женщине запрещается стоять, а тем более сидеть или лежать у порога; занимать места у «спины» дома; спать головой ко входу; перешагивать через любые вещи; обходить за спиной пожилых людей; залазить на крышу дома; наступать, переступать через аркан или через любые мужские вещим (иначе не будет удачи в ловле оленей) и т. д. Женщине разрешается: ходить по совместной с мужчиной территории, располагаться по бокам дома (сидеть или лежать).
По отношению к вещам также существуют предписания. Практически каждая вещь в хантыйской традиционной культуре является фетишем, своеобразным божеством, по отношению к которому жизнь человека должна быть строго регламентирована. В отношениях человек–вещь человек занимает место ниже божества, но стоит выше вещей. Вещь здесь выступает как жертва божествам. Такой характер отношений характерен для шаманизма и христианства, в котором человек богоподобен, но не бог [2].
Детская люлька- колыбель не продается, долбленая лодка, ружье, лыжи подволоки, нарта, малица, кумыш — гусь и олень — равноценны [1]. Во время ночлега в лесу для растопки костра должно приготовить: летом — 3 стружки, зимой — 5 стружек, осенью — 7 стружек. Запрет на одну стружку и четное их количество. Но самое главное — нельзя считать стружки. Также не принято считать и объявлять, сколько у тебя оленей.
Все запреты или предписания предков имели свою историю или предание, появлению запретов способствовали определенные случаи из жизни людей.
Правила охотничьей этики предписывали особое отношение к объектам промысла. Обычай запрещал селиться близ обжитого зверями места, громко разговаривать, кричать и свистеть в лесу, добывать в непромысловое время, отстреливать молодых особей и беременных самок, а накануне промысла охотник должен был соблюсти ритуал, направленный на установление нормальных отношений с хозяином леса (первая добыча жертвовалась ему в качестве подарка).
Тром-аганские ханты по-особенному относятся к огню, поэтому есть такие правила: нельзя ходить по огню, огонь костра нельзя колоть, резать острыми предметами. Если не соблюдать эти приметы или противоречить им, то огонь потеряет силу своего духа. Детям говорили: «Не играй с огнем, иначе огонь может рассердиться и сделать так, что ты постоянно будешь мочиться». Существует также запрет не разжигать огонь в чужом доме, очаге, нарушение этой нормы влекло за собой болезнь в семье.
Из поколения в поколение целеустремленно наставляли и контролировали соблюдение правил поведения, согласно народной мудрости и приметам, запреты выполняют и соблюдают до сих пор. Для таежного человека природа и окружающий мир были живым пространством: для того, чтобы выжить, необходима гармония с ней, но на данный момент гармония нарушена. Нарушение правил поведения в природной среде влекло за собой несчастье в семье, доме, неудачи на охоте, в промысле — об этом помнили наши предки. Поэтому они веками вырабатывали правила и нормы поведения человека в природной среде, в обществе, которые поддерживали гармонию и порядок.
Список литературы:
- Вэлла Ю. Поговори со мной: Книга для ненецкого студента и для того, кто хотел бы послушать ненецкую душу. СПб.: ООО «Миралл», 2007. — 332 с.
- Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов. Томск.: Изд-во Том. ун-та, 1995.
- Лапина М.А. Этика и этикет хантов. Томск : ООО «Баско», 2008. — 120 с.
дипломов
Оставить комментарий