Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 27 ноября 2012 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогика высшей профессиональной школы

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Яненко О.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXII междунар. науч.-практ. конф. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

Яненко Оксана Андреевна

соискатель кафедры педагогики и образовательного менеджмента, преподаватель кафедры вокально-хоровых дисциплин и методики музыкального воспитания Кировоградского государственного педагогического университета имени Владимира Винниченка г. Кировоград, Украина

Е-mail: oksana_35@bigmir.net

 

Динамическое развитие современного обществаобусловливаетрост требований к профессиональной мобильности специалиста, которая, в значительной мере, определяет качество и вектор преобразований, относительно организации его профессиональной подготовки. Подготовленность современного педагога к эффективной профессиональной деятельности предполагает не только основательное усвоение профессиональных компетенций, но и высокий уровень сформированности профессионально значимых качеств личности, обусловливающих его профессиональный рост и самосовершенствование.

Профессиональная мобильность, на наш взгляд, является неотъемлемой составляющей профессиональной готовности специа­листа, который определяет механизм адаптации личности, обеспечивает согласованность отдельных звеньев его профессионального развития и совершенствования, умения приспособиться к новым условиям труда. Решение этой проблемы требует поиска новых подходов к организации учебного процесса и обоснования педагогических условий формирования профессиональной мобильности, какважного интергративного профессионального качества будущих специалистов.

Внутренним содержанием процесса профессиональной подго­товки будущегого педагога-музыканта выступает специфическая самоорганизация его личностного образовательно-развивающего пространства, в котором он выступает как субъект своего професиионального становлення, усваивает содержание и технологии современного музыкально-педагогического образования, выстраивает собственную индивидуально-творческую траекторию, основаним которой являются целевые, содержательные и процесуальные характеристики учебно-воспитательного процесса ВУЗа [4, с. 87]. Готовность будущого специалиста к использованию личностного потенциала, его профессиональный рост в процессе профессиональной деятельности, на наш вигляд, определяется именно сформирован­ностью его профессиональной мобильности.

Проблеме формирования профессиональной мобильности в различных ее аспектах, посвящены исследования многих учених, в том числе, и в области психолого-педагогического знания (А.А. Гераськов, Т.К. Горохов, Е.А. Иванченко, Ю.И. Калиновский, С.А. Константинов, В.О. Сластёнин, В.В. Сохранов и др.).

Современные украинские учёные в области музыкальной педа­гогики (Еременко О.В., О.Н. Олексюк, Г.Н. Падалка, А.Н. Растрыгина, А.Я. Ростовский, О.Ф. Щолокова и др.), занимающиеся теоретико-методологическими исследованиями проблем модернизации музыкально-педагогического образования, вопросами повышения качества подготовки будущего педагога-музыканта соответственно современ­ным европейским стандартам, подчеркивают необходимость осмос­ления и этого вектора профессиональной подготовки современного музыканта-профессионала.

Анализ современного состояния проблемыформирования профессиональной мобильности музыканта-профессионала в теории и практике, привело нас к выводу о том, что в традиционном музыкально-педагогическом образовании имеют место определенные противоречия, решение которых являются весьма актуальными на сегодняшний день.Это обусловило выбор темы нашого исследо­вания, анализ степени теоретической разработанности проблемы, определение категории «профессиональная мобильность будущего педагога-музыканта», ее структуры, критериев, уровней сформиро­ваности, а также педагогических условий эффективного формирования исследуемого качества в процессе профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта.

Рассматривая профессиональную мобильность будущего педагога-музыканта как интегрированное личностное качество, структурными компонентами которого являются ценностно-ориентационный, когнитивно-волевой и деятельно-творческий, мы выделили ряд педагогических условий, которые, по нашему мнению, обеспечат эффективное формирование профессиональной мобильности будущего педагога-музыканта. А именно: развитие потребности будущих педагогов-музыкантов в постоянном самосовершенствовании с ориентацией на будущую профессию, стимуляция самостоятельности и активности в творческой деятельности, использование методов интерактивного обучения в процессе освоения специальных дисциплин.

В рамках этой статьи, мы хотели бы раскрыть возможности осуществления вышеуказанного пед. условия в процессе изучения дисциплин специального блока, а именно, на примере включения студентов в эстрадно-исполнительскую деятельность.

Вовлечение каждого студента в активный познавательный процесс, а именно: создание творческих проектов, активное участие в фестивалях и вокальных конкурсах. Такой опыт обеспечивает раскрытие личностного потенциала студентов и располагает к развитию их творческой самореализации. Современный будущий педагог должен достичь достаточного уровня исполнительской и педагогической культуры, чтобы быть способным прилучать к искусству школьников. Как известно, именно эстрадный вокал вызывает у сегодняшних детей большую заинтересованность и желание его осваивать. Лучшие примеры эстрадного искусства, на наш взгляд, играют не последнюю роль в процессе становления и развития личности, одновременно являются природной музыкально-эстетической потребностью молодого поколения.

Эстрадно-исполнительская деятельность студентов способствует значительному росту умений и навыков сольного пения, которыми необходимо владеть сегодняшнему педагогу-музыканту, а именно: содержательностью, художественной выразительностью и сценической культурой исполнения; вокально-техническими навыками и навыками работы с микрофоном и звукоусилительной акустической аппаратурой.

Вместе с традиционными методами постановки голоса работа в классе эстрадного пения проходит с использованием фонограмм «минус» и поэтому, при условии сокращения репродуктивных форм работы с учебным материалом, работа в классе эстрадного пения неоднократно демонстрирует позитивный эффект: эффективное развитие мелодичного слуха студента, возможность анализировать манеру исполнения того или другого эстрадного исполнителя, навыки работы с микрофоном и другой звуковой усилительной аппаратуры.

Важным условием формирования профессиональной мобильности будущих специалистов-музыкантов является обеспечение быстрого и свободного доступа к необходимой информации, что позволит оперативно подобрать песенный репертуар, сравнить разные аранжировки произведений, обращая внимание на их специфические особенности.

Использование инновационных средств и технологий профес­сионального образования — есть немаловажным условием, которое способствует эффективному развитию компетенций, что обеспечивают повышение уровня собственной конкурентоспособности, выявления новых возможностей собственной профессии и форм профес­сиональной самореализации. На примере дисциплины «Основы компьютерной аранжировки и звукозаписи» можно проследить влияние вышеупомянутого педагогического условия на формирование профессиональной мобильности будущих педагогов-музыкантов. Владение основными навыками компьютерной аранжировки, звукорежиссуры, превращения звукового сигнала в электрический сигнал способствует значительному росту собственного профессио­нализма и даёт возможность быть востребованным не только в одной профессиональной деятельности, а и за её пределами.

Подобные занятия дают возможность определить готовность студентов к музыкально-студийной работе и реализации разно­образных функций будущих специалистов как педагогов-музыкантов в условиях урока, так и музыкальных аранжировщиков и звукорежис­сёров внеклассных и внешкольных музыкально-воспитательных мероприятий. Время требует от будущего специалиста овладения именно такими профессионально мобильными умениями и навыками.

Рассмотрение выделенных педагогических условий формиро­вания профессиональной мобильности, способствует более качественной подготовке будущих специалистов, способных быстро адаптироваться к различным жизненным условиям, самостоятельно осваивать и использовать новое, критически мыслить, эффективно взаимодействовать с другими людьми, постоянно находится в состоянии творческого поиска. Технологии такого типа подразу­мевают развитие у будущего педагога-музыканта способности активно приобщаться к осмыслению своих профессиональных возможностей с целью их критического анализа, оценки эффективности и построения собственного жизненного и профессионального пути. Уровень сформированности профессиональной мобильности характеризует степень подготовленности будущего педагога-музыканта к образова­тельной работе в современной школе и выступает предусловием эффективности его профессиональной деятельности.

 

Список литературы:

  1. Б.М. Игошев. Развитие профессиональной мобильности специалистов — перспективное направление деятельности педагогического универ­ситета — М.: Педагоическое образование и наука. Научно-педагогический журнал. 2008. № 6.
  2. Жарков А.А. Принципы и условия становления профессиональной мобильности студентов — М.:2010. № 7 — С. 98—101.
  3. Дичківська І.М. Інноваційні педагогічні технології. — К.: Академвидав, 2004. — 352 с.
  4. Растригіна А.М. Фундаменталізація вищої музично-педагогічної освіти в контексті сучасного цивілізаційного розвитку: до постановки проблеми // Наукові записки. Серія Педагогічні науки — Кіровоград — 2007 — С. 86—90.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.