Статья опубликована в рамках: XXII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 27 ноября 2012 г.)
Наука: Психология
Секция: История психологии
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: К ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ
Ясин Мирослав Иванович
канд. социол. наук, доцент кафедры психологии, Российского государственного торгово-экономическогоуниверситета, г. Москва
E-mail: nadsaw@yandex.ru
История психологии как научной дисциплины началась с открытия экспериментальной лаборатории в Лейпциге в 1879 году. Первоначально психология использовала эмпирический метод ― исследования непосредственного опыта сознания, и использовала интроспекцию как основной исследовательский метод. Однако, к началу ХХ столетия ученые все больше внимания стали уделять объективному методам исследования психики, который стал оттеснять субъективный (эмпирический) подход.
На рубеже веков разгорелись жаркие споры об исследовательских методах психологии. В 1910―1930-е гг. в психологии возникло большое количество несовместимых и даже несопоставимых подходов [5, с 356], в результате борьбы в университетах была утверждена «естественнонаучная» психология. Многие исследователи истории психологии утверждают [3; 4; 5], что, подражая биологии и физике, психология надолго забросила исследования души как таковой: были оставлены без внимания воля, создание, чувства и индивидуальные переживания, ценности и этические взгляды. В первой половине XX века в западной психологии царили две научные школы: психоаналитическая и бихейвиористская.
Особые позиции в мировом научном пространстве занимала советская психология, которая никогда не отрицала «высоких материй» ― сознания, воли и нравственности, но на нашей земле психология подпала под гнет материалистической марксистско-ленинской концепции и испытала серьезные гонения с конца 20-х лет и вплоть до оттепели 60-х. Российская психология, одинаково успешно развивала оба направления ― и объективное и субъективное изучение психики, ― и конструктивный диалог этих двух подходов обещал быть плодотворным. Однако, после прихода новой власти, в 1923―1924 годах «идеализм» был изгнан из психологии. Богданчикова С.А. указывает, что переход к чисто психофизиологическим взглядам произошел под влиянием политических сил. Подчинение психологии марксистско-ленинской идеологии и материализму происходил не безболезненно, однако оказавшие сопротивление были просто уволены [2].
Таким образом, мировая история психологии демонстрирует один интересный факт: начиная с рубежа веков и вплоть до культурной революции 60-х лет XX столетия наука о душе избегала упоминаний многих истинно душевных реалий. Эта ситуация вполне может быть названа «историческим парадоксом».
Во второй половине XX века произошел коренной поворот в психологической науке: от измерений и экспериментально проверяемых простых фактов ― к изучению психики как цельного, живого и динамичного образования. На сцену вышла так называемая «третья сила» ― гуманистическая психология. (В тот же период времени возникает и трансперсональная психология, которую либо относят к гуманистической, либо рассматривают как отдельное направление.) Причем, явление миру новых идей было массовым ― одновременно множество психологов столкнулись с невозможностью работать в рамках существовавших концепций, они испытали дефицит имевшегося знания. Факты и цифры, описывающие простые психические процессы никак не подходили для психотерапевтической работы, они никак не объясняли сложных душевных явлений, таких как страдание, моральный конфликт, смысл жизни, боль утраты, стремление к любви и счастью. Не помог здесь и классический психоанализ с его широкой трактовкой человеческого либидо, простирающегося вплоть до пространств искусства, культуры и политики.
Этот период подарил миру столь замечательных психологов, психотерапевтов и авторов, как А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм, Ф. Перлз, Р. Ассаджиоли, С. Гроф. Характер эпохи очень верно обозначил Д. Мосс словами: «Сложно обрисовать единую идею гуманистического направления в психологии, ибо она складывается из достаточно разрозненных концепций отдельных авторов» [1, с. 34]. Как и в начале века, мы видим многообразие подходов, что, на наш взгляд, является свидетельством того, что психология как цельная теория испытывала кризис, и рост числа концепций есть попытка психологов найти дальнейший путь науки о душе.
У данного времени есть своя «печать»: всех психологов-гуманистов объединяет ряд общих идей: внимание к функциональной норме бóльшее, чем к патологии; употребление термина «клиент» для обозначения человека, обратившегося за психологической помощью; отношение к терапевту как помощнику клиента на пути к выздоровлению; акцентированное внимание на «внутренней мудрости» человека и способности его психики к самоисцелению.
Естественно, у ведущих психологов стали появляться последователи, ученики и единомышленники и множество филиалов их школ с достаточной быстротой распространилось по миру. Подобное лавинообразное вовлечение в новое психологическое течение не удивительно и не случайно: кризис бихевиоризма и психоанализа был налицо, а человеческие души продолжали нуждаться в квалифицированной помощи.
Попробуем проследить причины поворота научной мысли от лабораторных измерений к гуманистической концепции. Зададимся вопросом, почему это произошло именно в 50―60 годы прошлого века? Кроме кризиса существовавших теорий, сыграли роль и ряд внешних факторов.
Первую причину стоит искать в крупнейшем историческом событии XX века: гитлеровском режиме, Второй мировой войне и последующей победой над фашизмом. Прижив все тяготы и ужасы военного времени общество по-новому, теперь уже более ясно и четко, увидело ценность человеческой жизни. Обращение к гуманистическим ценностям в широком смысле стало знаменем времени.
Посмотрим на поствоенные события: в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята «Всеобщая декларация прав человека»; в 1948 года принят устав Всемирной организации здравоохранения, в том числе ставящей своей задачей борьбу за права инвалидов;в 1955―1956 г.г. поднимается движение чернокожих за равноправие; 1963―1968 ― новый мощный период борьбы женщин против дискриминации.
О чем говорили философы этого времени? Экзистенциалисты К. Ясперс и Ж.П. Сартр подняли проблему уникальности человеческой личности, свободы выбора и неповторимости судьбы. Индивидуальные ценности оказываются явно важнее групповых, национальных и государственных. Ж. Бодрийяр вторит им в критике безликого общества потребления ― подчеркивая важную роль индивидуального. Ключевая фигура неомарксизма ― Г. Маркузе ― проводит резкую критику массового общества, общества потребления и «промывания мозгов» политиками при помощи масс-медия, подчеркивая ценность самостоятельного мышления и индивидуального сознания. Это лишь некоторые вехи философской мысли второй половины ХХ века, основную суть которой можно выразить как ценность индивидуального и смертоносность массового.
И в психологии идет аналогичный процесс: гуманисты подчеркивают уникальность каждого человека, условий становления его души, мироощущения, оставляя за ним право самостоятельно интерпретировать события и символы. Человек, обратившийся за психологической помощью, является уникальной личностью, у него есть достоинства и бесконечный потенциал развития, и задача терапевта ― лишь помогать, подсказывать, «идти рядом» с человеком. С точки зрения гуманистической психологии ― только сам человек, в конечном счете, знает свой путь к исцелению. Терапевт не может навязывать ему свою точку зрения и интерпретировать по-своему события его внутренней жизни.
Э. Фромм ― посвятил ряд работ критике гитлеровского режима, В. Франкл пережил заключение в концентрационном лагере и это событие во многом определило его психологическую теорию, А. Маслоу тесно общался с вынужденными беженцами, избежавшими гитлеровских репрессий, и его идеи формировались во многом под влиянием настроений, ходивших в эмигрантской среде.
Вторым условием роста популярности гуманистической психологии послужило широкое распространение в среде интеллигенции и в творческих кругах моды на духовный поиск. Стали популярными философские идеи об истинных духовных ценностях и ложных ценностях общества потребления. Крайним выражением этой тенденции явились так называемые контркультурные молодежные движения. Их поиски, которые часто называли эскейписткими, по сути были поиском выхода из напрягавшего их положения бездуховности западного мира. Музыка, кинематограф и изобразительное искусство обращались к теме политического «промывания мозгов» и поиска собственного, духовного пути [3]. Невозможно сказать ― философы и художники выражали общий дух эпохи, или они вели за собой массы. Оратор не существует без слушателя, а художник ― без зрителя. Важно одно ― существовало определенное социокультурное пространство, готовое поддержать и подхватить идеи гуманистической психологии.
Мировые геополитические события так же послужили катализатором возвращения к эмпирическим мотивам в психологии. В послевоенный период идет экспансия восточных проповедников на запад, связанная с завоеванием Тибета и сложной социально-политической обстановкой в Китае и Индии. Духовные знания, пришедшие с востока, во многом повлияли на психологов-гуманистов. Известно, что психологи-гуманисты в ИнститутеИсаленинтересовались восточной философией [4]. Там же с лекциями выступали Алан Уотс, последователь дзен-буддизма; Энтони Сутич, психолог и последователь Кришнамурти. Станислав Гроф прямо указывает, что без восточных практик холотропное дыхание как метод не мог появиться. И даже К.Г. Юнг называл психологию «йогой запада».
Выходу на историческую сцену гуманистической психологии, не считая внутреннего кризиса психологии как науки, поспособствовал и ряд внешних причин:
a.Вторая мировая война, заставившая по-новому оценить место человека в мире, в первую очередь этот процесс затронул гуманитарные науки;
b.неформальные общественные молодежные движения 60-х, которые были приверженцами и распространителями новых философский идей;
c.геополитические условия и более активной обмен идеями между Западом и Востоком, можно даже сказать ― очередная волна моды на Восточную философию.
В середине прошлого века эмпирический подход снова завоевал уверенную позицию в психологической науке. Без понимания внутреннего содержания душевных переживаний оказалось невозможным исследовать психику человека, тем более оказывать терапевтическую помощь. Гуманистическое направление в психологии смогло набрать обороты и закрепиться, ибо они подняли ряд важнейших вопросов изучения души: о произвольности человеческого действия, свободе, праве выбора. Используемый ими эмпирический подход во многих случаях лучше отвечает задачам исследований и психотерапии, чем объективные исследования.
Списоклитературы:
- Богданчикова С.А., Почему был уволен Г.И. Челпанов? (История одного факта) // Вопросы психологии, № 1, 1996 г, с. 85―97.
- Друри Н. Трансперсональная психология / Львов: «Инициатива», 2001. ― 208 с.
- Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б., «Социология контркультуры», ― М.: «Наука», 1980, ― 386 с
- Психология / Под ред. Дружинина В.Н. ― 2-е изд. ― СПб.: Питер, 2009. ― 656 с.
- Шульц Д.П., Шульц С.Э., История современной психологии / Под ред. А.Д. Наследова. ― СПб.: Изд-во «Евразия», 2002. ― 532 с.
- Humanistic and Transpersonal Psychology: A Historical and Biographical Sourcebook. / Donald Moss ― editor. Greenwood Press. Place of Publication: Westport, CT. Publication Year: 1999.
дипломов
Оставить комментарий