Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXII Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 27 ноября 2012 г.)

Наука: Педагогика

Секция: Педагогическая психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Федоренко С.В. МОЛОДЕЖЬ И ИНФОРМАЦИННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: УГРОЗЫ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ИНТЕРНЕТ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

МОЛОДЕЖЬ И ИНФОРМАЦИННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: УГРОЗЫ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ИНТЕРНЕТ

Федоренко Светлана Вячеславовна

аспирант НПУ им. М.П. Драгоманова, г. Киев

E-mail: sd7227@rambler.ru

 

С доступом к Интернету молодежь получила не только новые возможности, но и угрозы. Если в середине 90-х годов среди любимых занятий молодежь выделяла прослушивание музыки и просмотр телепередач, то сегодня основное место в их интересах занимает компьютер. Чрезмерное увлечение компьютером приводит молодежь к зависимости от игровых программ и Интернет [3].

Компьютерная зависимость — новый вид поведенческой аддикции, для которой характерно стремление к отходу от реальности с помощью изменения своего психического состояния без исполь­зования химических веществ [8; 20].

По мнению Дж. Сулера [17], киберпространство — один из спо­собов изменения состояния сознания, когда все, что в нем происходит, воспринимается реальнее, чем действительность.

Представление об искусственной среде Интернет сформировалось с появлением мультимедийной техники и распространением компьютера среди населения. В словаре LINGVO 12 подано следующее определение. Виртуальная реальность — это: созданная компьютером трехмерная модель любой среды, которая позволяет пользователю почувствовать иллюзию реальности; разновидность субъективного восприятия действительности, которая представляет мир как продукцию воображения. Следовательно, виртуальная реальность — это высокоразвитая форма компьютерного моделирования, которая позволяет человеку погрузиться в искусственный мир. При этом чувства пользователя заменяются их имитацией, которую генерирует компьютер.

О. Коваленко выделяет такие определения виртуального пространства: информационное поле, которое содержит ведомости людей, предметов, фактов, событий, явлений и процессов, которые представлены в математическом, символьном или в любом другом виде и такие, которые пребывают в процессе движения по компьютерным сетям, или ведомости, которые хранятся в памяти любого физического или виртуального устройства, а также другого носителя, который специально создан для сохранения, обработки и передачи информации [11].

Институт виртуалистики создал «Манифест виртуалистики», в котором извещается про следующие свойства виртуальной реальности:

1.Виртуальная реальность продуцируется активностью любой другой реальности, внешней по отношению к ней.

2.Актуальность. Виртуальная реальность существует только сейчас и здесь, пока активна порождающая реальность.

3.Автономность. В ней есть свое время, пространство и законы существования.

4.Интерактивность. Может взаимодействовать со всеми иными реальностями [12].

М. Карпицкий, доктор философских наук, определяет три типа виртуальной реальности. Первый тип — виртуальная реальность,продуценты которой возникли в древности — зеркало, алкоголь, наркотики и т. д. Второй тип является продуцентом индустриального общества,например, фотография, телефон, кинематограф. К третьему типу относитсяэлектронная виртуальная реальность, которая продуцируется мультимедийной техникой [9]. В Интернете выделяют группы его населения — Сообщества Сети, — группы людей, которые принимают участие в социальном взаимодействии способом виртуального общения и находятся в любых связях между собой в едином пространственно-временном промежутке, заданном веб-сайтом и осознают себя членами данного сообщества. Примеры Интернет-сообществ: компьютерные фирмы и организации, а также неформальные группы: Википедия, ЖЖ-комьюнити, «Yahoo Groups», веб-форумы, чаты, игры в Сети [5].

Иногда Интернет становится единственным источником общения для таких людей. Перемещаясь из реальной действительности с ее ограниченными возможностями в киберпространство, со всем его богатством и разнообразием, отсутствием ограничений физического, социального и реального планов, индивид увлекается, постепенно утрачивая волевой и эмоциональный контроль над собой. Виртуальная реальность полностью заменяет реальную жизнь индивида, вызывая психологическую зависимость.

Стремление к уходу в киберпространство обусловлено рядом причин психологического и социального характера: коммуникативные и интимно-личностные проблемы, учебно-производственные конф­ликты, стресс, депрессия и т. д. Пользователь, испытывающий проблемы в реальном мире, погружаясь в виртуальную среду, пытается уйти от психотравмирующей ситуации и компенсировать неудачи, имеющие место в его действительной жизни.

Вместе с тем, возникновение компьютерной зависимости зависит от определенных психологических особенностей личности, среди которых: слабый волевой контроль, высокий уровень нейротизма, эмотивность, экстернальность, неадекватное самовосприятие, неадек­ватная заниженная или завышенная самооценка, неудовлетворенность собой, стеснительность, стремление к независимости, социальные фобии, чувство одиночества и недостатка взаимопонимания, осознание недостатка социального статуса и внимания к своей персоне, склонность к фантазиям и азартным увлечениям. В межлич­ностных отношениях такие личности чувствуют трудности в непосред­ственном общении, имеют стремление к доминированию, независи­мости, агрессивности, тенденцию к подозрительности и обману.

М. Шоттон исследовано, что компьютер аддиктами воспри­нимается как логический, высокоинтеллектуальный «конкурент». Они пытаются установить над ним контроль. Ученый отметил, что это происходит из-за невозможности достичь адаптации в других жизненных сферах, особенно в социальных отношениях, — многим зависимым кажется необходимым контролировать поступки и слова других, но у них это плохо получается [21].

Ш. Текл отмечает, что для респондентов значимым является установление тотального контроля над компьютером, — методом регулирования всех без исключения процессов, исполняемых им [22].

Из выше сказанного следует, что если стремление доминировать в личных отношениях, общественной жизни наталкивается на неудачи, это вынуждает молодежь с высокоразвитыми интеллектуальными способностями и недостаточно развитым социальным интеллектом сделать выбор в направлении отторжения от социальной жизни в поглощении новыми технологиями, связанными с исполь­зованием компьютеров.

Ю.Л. Арзуманов изучил, что в зависимость попадают генетически неблагополучные личности, например, рожденные от больных алкоголизмом, и которые сами не пьют. Они имеют слабые нервные клетки и слабо развитую когнитивную деятельность [1].

У людей, которые страдают Интернет-аддикцией, чаще бывают депрессии с повышенным риском развития суицида, нарушения аутосоматического восприятия, эмоциональная неустойчивость, стремление к интеллектуализации, негативизму, заниженная самооценка, склонность к избеганию проблем и ответственности, существование одной или больше фрустрированных потребностей, чувства одиночества [7].

По мнению Л.В. Куликова [12], возникновение Интернет-зависимости рассматривается как последствие снижения психоло­гической стойкости личности. Поскольку психологическая стойкость оберегает личность от дезинтеграции и личностных расстройств, составляет основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, то снижение психологической стойкости приводит к дезинтеграции личности, нарушению регуляции поведения и деятельности, распада жизненных ценностей, мотивов, целей, что повышает риск возникновения зависимости.

Было изучено также эмоциональные и мотивационные причины возникновения компьютерной зависимости: высокий уровень тревож­ности, фрустрации, одиночества,неудовлетворенные потребности в признании;отсутствие целей, осмысленного процесса жизни, неуверенность в достижении результатов в жизни; неудовлетворенность потребностей: социальных, в безопасности и в самовыражении.Мы отметили еще такие причины возникновения компьютерной зависимости: побег от одиночества, возможность избежать окружающих и проблем, связанных с ними, избегание ответственности и страх морального осуждения; невозможность занять позицию лидера в реальном мире, потребность сделать это в виртуальном мире [18].

Существуют виды Интернет-зависимости:

1.Компульсивный веб-серфинг — неспособность ограничить количество просматриваемой информации в Интернет.

2.Киберсексуальная зависимость — непреодолимое влечение к посещению порнографических сайтов и занятий киберсексом. По данным зарубежных исследователей, до 20 % лиц обоего пола, страдающих киберсексуальной аддикцией, стремятся перевести киберсексуальные знакомства в реальную жизнь. Неудачи сексуального характера воспринимаются аддиктами травматично, вызывая агрессивную и аутоагрессивную реакцию. Лица, страдающие киберсексуальной зависимостью, перестают строить отношения с реальным партнером или требуют от него изменения сексуального поведения. Это может спровоцировать непонимание и конфликты между партнерами. По мнению Д. Гринфилда [19], зависимость от Интернета опережает в 20 процентах случаев сексуальная аддикция. Экран монитора действует гипнотически и вводит пользователей в трансоподобные состояния, от чего любовные послания приобретают особенную эффективность.

3.Посещение сайтов агрессивной (пропагандирующих ксенофобию, терроризм) или аутоагрессивной направленности (киберсуицид, суицидальные договоры, информационные ресурсы в применении средств для суицида с описанием дозировки и степени летальности).

Одной из серьезных проблем, связанных с расширением информационного поля глобальной Сети, является отсутствие контроля за данными, размещаемыми в Интернет, которые могут содержать материалы дезинформационной, агрессивной или противозаконной направленности. По данным United States Itstitute of Pease к началу 2000 года фактически все террористические группы проникли в сеть Интернет. Тысяча девятсот девяносто девятого года житель Великобритании Дэвид Коупленд, пользуясь технической информацией из Интернет «Справочник террориста» и «Как сделать бомбу» изготовил вручную бомбы и подбросил их в три района Лондона. В результате террористического акта были убиты 3 человека и ранены 139 [15].

Еще одной проблемой, связанной с активностью молодежи в Интернет-пространстве является медиа-насилие. В связи с этим отме­тим событие, которое случилось 20 апреля 1999 года в Литтлтоне, штат Колорадо, которое поразило весь мир: 17-летний Дилан Клеболд и 18-летний Эрик Харрис убили из винтовок 13 своих товарищей-лицеистов и еще 23 ранили, после чего покончили с собой. Следствие выявило, что они были фанатами игр Doom, Quake, в которых герои которых уничтожают своих врагов и побеждают [10].

Киберсуицид — достаточно новая разновидность группового или индивидуального самоубийства, совершаемого в результате использования Интернет. При этом участники прямого эфира подстрекают суицидально настроенных пользователей, подталкивая их на аутоагрессивные действия.

Киберсуицид разделяют на четыре типа:

·Коммуникативный «flashmob-cybersuicide» (предполагает сетевое общение суицидально настроенных лиц, которые незнакомы, но объединяются с целью совершения коллективного самоубийства через заключение между ними виртуального договора через Интернет).

·Информационный «information-cybersuicide» (совершение суицида вследствие получения с помощью Интернета сведений о том, каким способом и с помощью каких средств лучше совершить самоубийство).

·Аддиктивный «addiction-cybersuicide» (совершение суицида аутоагрессивных действий, спровоцированных Интернет-зависи­мостью: гемблинг, киберсекс и др.).

·On-line суицид (совершение самоубийства в реальном времени, перед web-камерой).

Первый оn-line суицид с использованием файлообменного видеосервиса был совершен в США 5 февраля 2003 года 21-летним Интернет-пользователем, проживающим в г. Феникс (штат Аризона). Брэндон Ведас принял смесь сильнодействующих медицинских препаратов и алкоголя, обсуждая свои действия с участниками чата [14].

Двадцать первого марта 2007 года 42-летний житель Великобритании города Тенфорд, графства Шропшир, также совершил оn-line суицид, транслируя через web-камеру компьютера процесс самоповешения [4].

4.Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — зависимость от общения в чатах и групповых играх.

Cоциальные сети (Facebook, Одноклассники, В контакте) вызывают у людей желание сформировать свой идеальный образ. Виртуальный двойник зачастую совершенно не похож на свой реальный прототип. Например, необщительный и замкнутый молодой человек в социальной сети может быть душой компании и веселым шутником. Несмотря на возможность самовыражения в социальной сети, человек становится еще более замкнутым, появляется желание уйти от реальной жизни и погрузиться в электронный мир, где у него много друзей и он пользуется популярностью.

5.Навязчивая финансовая потребность — стремление совершать новые покупки в Интернет-магазинах, без необходимости их приобретения и учета собственных финансовых возможностей, участие в on-line аукционах, игра в Сети в азартные игры.

6.On-line гемблинг — гиперувлеченность индивидуальными или сетевыми On-line играми — стрелялки «Doom», «Quake», «Unreal», стратегии типа «Star Craft»); On-line лудомания (патологическая склонность к азартным играм в виртуальных казино.

7.Аддиктивный фанатизм (религиозный (сектантство), политический (партийный), национальный, спортивный, музыкальный и т. д. [16].

Итак, угрозы ненормированного пребывания молодежи в Интернет-пространстве сводятся к таким:

1.потребление суррогатной информации: ужасов, порно­графии, рекламы, другой информации сомнительного качества;

2.«искусственное» общение, которое вытесняет коммуни­кацию с близкими людьми, друзьями, референтными «другими» в пользу виртуальных отношений, в результате чего человек «выпадает» за грань действия традиционных институтов социализации, у него формируются искривленные социальные ценности, обесценивается авторитет семьи, закона;

3.виртуализация жизненного пространства пользователей Интернета, признание приоритета виртуальной реальности перед реальностью каждодневной социальной жизни, реальностью «живой» действительности;

4.увлечение виртуальным насилием, жестокими видеоиграми;

5.полово-ролевые, сексуальные угрозы (удовлетворение половых потребностей неприродным, суррогатным способом);

6.угрозы для психического здоровья: Интернет-зависимость, разрушение социальных связей, снижение социальной активности [6].

Выводы. Общество должно обеспечивать безопасность жизнедеятельности человека, в том числе и информационную. Личность же, в свою очередь, должна осознать собственную ответственность в использовании мощных информационно-коммуникативных средств и заботиться о полезной и неопасной для психики информации, а не занимать позицию пассивного пользователя по поводу предложенногоей информационного продукта. Важно осознать, что ответственность за выбор: становиться виртуально зависимым или информационно перегруженным — лежит, прежде всего, на самой личности. Что касается подрастающего поколения, то его взрослое окружение должно осознать, что развитие современного ребенка сопровождается всеми достижениями информационно-технологического прогресса, а активное применение их в повседневной жизни несет потенциальную угрозу, которая может актуализироваться, если не создать условий для его развивающего, а не деструктивного влияния на подрастающую личность.

 

Список литературы:

  1. Арзуманов Ю.Л. О медицинских аспектах игромании. Методы выявления, реабилитации, профилактики. / Ю.Л. Арзуманов. — М.: — 2001. — 257 с.
  2. Бондаровська В.М. Психологічні аспекти використання комп’ютера: Небезпека нових інформаційних технологій та розвито к здібностей дітей за допомогою комп’ютера / В.М. Бондаровська // Психолог. — К.: Шк. Світ, 2005. — 25 (169). — 64 с.
  3. Бондаровська В.М. Інтернет-залежність: сучасний стан. Ситуація в Україні. / В.М. Бондаровська // Наукові записки Інституту психології ім. Г.С. Костюка АПН України / за ред. акад. С.Д. Максименка. — К.: Главник, 2005. — Вип. 26. — Т. 1. — С. 130—134.
  4. Британец совершил самоубийство перед веб-камерой. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.content-filtering.ru/doc.asp?ob_no=2842.
  5. Васюков И. Село Компьютеррово и его обитатели (Законы жизни компьютерной и Интернет-культуры). [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http: // flogiston.ru/articles/netps.
  6. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологической зависимости от Интернета // Психологический журнал. — 2004. — № 1. — С. 90—100.
  7. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http: // nest.udm.net/unter/flowvois.htm.
  8. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. — СПб.: Речь, 2007. — 190 с.
  9. Карпицкий Н. Онтология виртуальной реальности. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.tvfi.narod.ru/virtual.htm.
  10. Керделлан К., Грезийон Г. Дети процессора: Как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006. — 272 с.
  11. Коваленко О.В. Кіберпростір — гуманістичний потенціал цивілізації / О.В. Коваленко // Психологічні перспективи. — № 18. — Луцьк.: Волин. нац. ун-т імені Лесі Українки, 2011. — С. 111—121.
  12. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. / Л.В. Куликов. — СПб.: Питер, 2004. — 464 с.
  13. Носов Н.А. Манифест виртуалистики. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http.://www.virtualistica.ru/vip_15.html.
  14. Первое в мире самоубийство оn-line. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http:// www.strana.ru/stories/02/12/05/3230/170744.html.
  15. Пропаганда терроризма в Интернете. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.usip.org/pubs/specialreports/sr116.html.
  16. Старшенбаум Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. / Г.В. Старшенбаум — М.: Когито-Центр, 2006. — 367 с.
  17. Сулер Дж. Люди превращаются в электроников. Основные психологические характеристики виртуального пространства. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http:// flogiston.ru./project/translate/electronic.shtml.
  18. Федоренко С.В. Емоційно-мотиваційні чинники виникнення комп’ютерної залежності у студентської молоді. / С.В. Федоренко// Актуальні проблеми психології: Психологічна теорія і технологія навчання. / за ред. С.Д. Максименка, М.Л. Смульсон. — К.: ДП «Інформ.-аналітичне агенство», 2010. — Т. 8, вип. 7. — 282 с.
  19. Greenfield D.M. Virtual Addiction: Help for Netheads, Cyberfreaks, and Those Who Love Them, Oakland / D.M. Greenfield // New Harbinger. — 1999. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://sash-list.net/griffin-shelley1.pdf.
  20. Marks I. Behavioural (non-chemical) addiction / I. Marks // British J. Addict. – 1990. — V. 85. — P. 1389—1394. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.blackwell-synergy.eom/doi/abs/10.11.11/j.1360-0443.1990.tb016 18.x.
  21. Shotton M.A. Computer Addiction / M.A. Shotton // A Study of Computer Dependency. — London: Taylor & Francis. 1989.
  22. Turkle Sh. Parallel lives: working on identity in virtual spase / Sh. Turkle // Constructing the self in a mediated world: inquiries in social construction. — N.Y., 1996. — P. 156—175.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.