Статья опубликована в рамках: XXIX Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 26 июня 2013 г.)
Наука: Педагогика
Секция: Инновационные процессы в образовании
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
О НЕОБХОДИМОСТИ СТРОГОГО РАЗЛИЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ ГУМАНИЗАЦИИ И ГУМАНИТАРИЗАЦИИ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Зыков Михаил Борисович
д-р филос. наук, проф. кафедры Философии и молодежной политики Елецкого гос. университета им. И.А. Бунина, г. Москва
Сабанина Наталия Рафаэлевна
директор музея «Человеческий капитал», соискатель кафедры Философии и молодежной политики Елецкого гос. университета им. И.А. Бунина, г. Москва
ON THE NESSECITY TO DIFFERENTITATE STRICTLY THE TERMS «HYMANITARIZATION» AND «HYMANIZATION» IN SCHOOL EDYCATION
Zykov Mikhail Borisovich
Ph.D., Prof. Chair of Philosophy and Youth policy, Eletz State University named after I.A. Bunin, Moscow
Sabanina Nathaly Rafaelevna
Director of the "Human Capital" Museum, the postgraduate student, Chair of Philosophy and Youth Policy, Elets State University named after I.A. Bunin, Moscow
АННОТАЦИЯ
Термин «гуманитаризация» не удовлетворяет современным требованиям научности, поскольку используется во множестве очень неопределенных значений. Термин «гуманизация» выгодно отличается от него солидной педагогической историей, являясь продолжением термина «природосообразность». Категории «человеческий капитал» и «социальный капитал» позволяют его наполнить новым содержаниеи и сделать основой гуманизации российской национальной системы образования. Полученный результат позволяет существенно ускорить инновационные процессы в национальной системе образования России.
ABSTRACT
The term "humanitarization" does not meet the criteria of the modern scientific nature, being used in many undetermined meanings. The term "humanization" differs from the first term by solid pedagogical history and is the continuation of the term "the nature fitness". The categories "human capital" and "social capital" fill in this last term with the new content and make it the most appropriate basis for the Russian national system of education humanization. The results received enable accelerated innovational processes in Russian education.
Ключевые слова: гуманитаризация, гуманизация, человеческий капитал, социальный капитал, национальная система образования, воспитание, управление образованием.
Key words: humanitarization, humanization, human capital, social capital, national education system, upbringing, education management.
Мне не нужны знания о Боге в голове ребёнка,
мне нужна любовь к Богу в сердце его.
Алексий II
В последнее время педагогической общественностью общепризнана необходимость резкого наращивания духовно-нравственного развития и воспитания [1]. Достигается это на практике проведением в жизнь так называемыми гуманизацией и гуманитаризацией образования.
Чтобы разобраться в этом вопросе объективно, научно, напомним о том, что культурное развитие человечества в филогенезе и индивидуальное развитие каждого человека в онтогенезе происходит прибавлением «пакетов» культур к каждой предыдущей ступени цивилизационно-экономического развития. К настоящему времени развитые страны освоили шестую цивилизацию и «штурмуют» седьмую (Рис. 1).
Современным человеком (собственно человеком в современном понимании) может считаться только индивид, который «поспевает» за культурным развитием всего человечества. Связано это с нарастающими темпами глобализации и частными политическими событиями вроде вступления России во Всемирную Торговую Организацию.
Рисунок 1. Стадии цивилизационного развития общества
Человек взаимодействует с окружающим миром используя три формы активного психического отражения (АПО), опирающиеся на важнейшее свойство сознания — его интенциональность, то есть необходимость опоры на внешние центральной нервной системе материальные предметы и процессы (рис. 2). Сознание формируется и развивается, опираясь на рукотворную природу человека — культуру, досознание сформировано АПО нерукотворной природы, — той, которая внутри его тела и той, которая снаружи, а подсознание — построено только на инстинктах с присущими им эмоциями.
Рисунок 2. Когнитивная рамка человеческой познавательной способности
Когнитивная рамка познавательной способности человечества и человека при этом скачкообразно растет за счет новых возможностей, открываемых новыми формами культуры. Так, Интернет появился всего двадцать два года назад, но изменил до неузнаваемости современное человечество. Этот процесс наращивания когнитивной рамки происходил, происходит и будет происходить всегда, только идет он все более ускоряющимися темпами. На очереди дня — инновационный скачок качества Российской национальной системы образования.
Особенностью современной Российской образовательной системы является её почти исключительно знаниевый характер: по нашим оценкам от 95 % — в обычном классе или вузовской аудитории, — до — во время подготовки и проведения ЕГЭ-экзаменов — 100 %. То есть из трёх видов активного психического отражения используется только одна — понятийно-знаниевая. Две другие формы активного психического отражения (АПО) — инстинктивно-эмоциональная и нерукотворно-природная (чувственно-ценностная) практически изымаются из образовательной активности. Это осуществляется, как правило, чисто формально, на уровне составления программ и расписаний учебных занятий, определения содержания и методов контроля, и так далее.
К сожалению, в человеческой психике эти три формы психического отражения отъединить друг от друга невозможно: они всегда идут вместе, они всегда идут рядом, они всегда составляют часть одна другой, одним словом они являются единой системой нормальной здоровой психики человека.
Можно представить себе, что где-то в художественной школе или художественном вузе происходит нечто вроде этого, только единственной или доминирующей формой АПО является инстинктивно-эмоциональная (например, во всех театральных или художественных училищах).
Но, если используется только одна, а две другие формы АПО не используются, то деградируют все три формы активного психического отражения. При этом человек становится нравственно слепым и глухим, то есть у него не формируются высшие ценности, а следовательно, угасает совесть, он перестает чувствовать страдания других людей, не ценит, не любит и не желает создавать счастливое будущее для своей Родины, при первой же возможности сбегает за границу — в поисках более лёгкой и счастливой жизни для себя и своих детей (мы не говорим, о ситуации, когда происходит фашизация страны, и всякий порядочный человек должен либо умереть в борьбе с фашистами, либо выехать из страны, чтобы не поддерживать палачей).
У ситуации использования в образовании не всех трёх, а только одной формы АПО (понятийно-знаниевой) есть три очевидных отрицательных следствия:
1. Резкое ухудшение дисциплины учащихся в образовательных учреждениях, являющееся естественной защитной реакцией здорового организма ребенка на попытку изуродовать его психику со стороны преподавателей (от нянечек в детском саду до профессоров в университетах).
2. Происходит стремительная деградация культуры общества вообще, духовно-нравственного развития и воспитания детей — в частности.
3. Ухудшаются все три вида здоровья — физического, психического и социального, что проявляется в высокой заболеваемости, неврастениях, алкоголизации и наркотизации населения, депрессиях и суицидальном поведении.
Все эти три следствия в современной России приобрели такие размах и влияние, что педагогическая общественность не может не уделять внимание нарастающей угрозе национальной безопасности, осознавая сам факт дегуманизации населения и необходимость гуманизации системы образования. На практике это вылилось в развитие двух подходов, которые часто смешиваются, — так называемых «гуманизации» и «гуманитаризации». Бюрократы и формалисты от образования взяли на вооружение понятие гуманитаризация. На практике под этим обычно понимается введение в процесс обучения дополнительных предметов из так называемого «гуманитарного цикла» (отсюда и название этого подхода — «гуманитаризация»). Поскольку дополнительных часов при этом никто не дает, ничего хорошего из такого «знаниевого окультуривания» не получается (см. эпиграф к настоящей статье). При такой «модернизации» никакого качественного изменения не происходит, поскольку продолжает развиваться одна из трёх — понятийная — форма АПО, в ущерб двум другим, то есть продолжает происходить всё та же дегуманизация: всё так же формально читаются лекции про искусство, нужно помнить даты рождения и смерти композиторов, и на экзамене задаются те же самые формальные вопросы, которые ничего не добавляют в плане духовно-нравственного развития и воспитания.
Правильной стратегией в данном направлении является развитие гуманизации образования. Её самым точным определением является задействование во всех типах образовательных занятий одновременно всех трёх видов активного психического отражения. Это настолько трудоёмкий и финансово ёмкий путь развития образования, что о нём в современной России приходится только мечтать. Связано это с тем, что учитель, работающий по гуманизированной системе образования, то есть учитель-гуманист (практически это новая профессия, в которой так нуждается современная Россия) способен рассказать не только то, что «прописано» в программе Минобра, но и о том, какими усилиями, жертвами, а иногда и смертями героев давался общественный прогресс в истории человечества. Например, рассказывая о порохе, как взрывчатом веществе, учитель напомнит детям, что изобретён он был в Китае, и отнюдь не для того, чтобы делать огнестрельное оружие, а исключительно для развлечений — красочных фейерверков. Упомянет он также о великом химике Лавуазье, который, когда под угрозой оказались завоевания французской революции, которая не могла сдержать натиска роялистских войск из-за отсутствия пороха, невероятным усилием творческого гения и человеческих сил, меньше чем за сутки, за считанные часы изобрёл новый метод производства пороха, организовал это производство и вооружил республиканцев. Расскажет он и о том, что великий шведский инженер и химик Нобель, изобретший динамит и осознавший всю ужасную силу этого нового и производственного инструмента и оружия, объявил, что все доходы от этого изобретения, будут направлены исключительно и только на гуманизацию человеческой жизни (так родились современные Нобелевские премии — премии Нобеля). Поскольку, по его мнению, иное использование получаемых от производства оружия средств является исключительно безнравственным.
Откуда взять таких учителей в школах или в ВУЗах России сегодня?! Понятно, что подход с позиций гуманизации ставит срочно на повестку дня полное реформирование системы педагогического образования России, что, естественно, связано с гигантскими затратами ресурсов человеческих и финансовых. Ведь одних школьных учителей и воспитателей у нас 1,5 миллиона. Как переобучить их сегодня, как перевоспитать? Обойтись одной процедурой повышения квалификации в 72 часа, проводимой раз в пять лет, заведомо невозможно в принципе.
В этой ситуации, когда «люди сверху» отдали приказ «прекратить оболванивание молодёжи» или прямо — «провести гуманизацию системы образования», а «люди снизу» не имеют для выполнения этого приказа ни идей, ни средств, ни ресурсов, — у некоторых педагогов и теоретиков возникает желание смешать понятия гуманизации и гуманитаризации. Использование такой «нехитрой» процедуры позволяет бодро отрапортовать о выполнении приказа наверх и, одновременно, не изменить ничего или даже ухудшить положение внизу, — за счёт новых необоснованных перемен. Рассмотрим в качестве примера, действующий на данный момент документ одной из городских инновационных площадок Москвы «Гуманитаризация образования в условиях комплексного освоения социокультурной среды города Москвы» [3]. Вот заимствованное из него определение термина «гуманитаризация образовательного процесса» (прямого определения, что такое гуманитаризация, нам в документе найти не удалось, но зато перечислены 46 результатов, которые получатся, если гуманитаризацию произвести):
1. Гуманитаризация (от лат. humanitus — «свойственный человеческой природе») — (кстати, точный перевод — гуманный, а не гуманитарный, — примечание от авторов данной статьи).
2. Гуманитаризация — целостная концепция (то есть — это не практика, а теоретический конструкт, — примечание от авторов статьи).
3. Гуманитаризация — это некая процедура, последовательность действий (на рис. 2 она обозначена «Х»), осуществление которой обеспечивает получение следующих результатов (в скобках после определения задач помещен комментарий авторов настоящей статьи):
1) воспитан культурно развитый человек;
2) воспитан человек, уважающий родной язык (интересно, А.С. Пушкин уважал свой язык или чувствовал еще что-то, когда реформировал его практически полностью?);
3) —8) учащиеся знают историю, культуру своей страны (снова знание?) и ряд других подобных задач…
9) ученик приобщен к гуманитарной культуре (истории, искусству, философии);
10) ученик приобщен к развитию важнейших компетенций: коммуникативной, информационной, исследовательской, научной, социальной, языковой, поликультурной, юридической, которые в совокупности стали особым инновационным полем для изучения предметов естественнонаучного цикла, основанного на освоении гуманитарных технологий и комплексных образовательных блоков (?!);
11) преподаватели направлены на поиск проблематизирующих содержание предмета ситуаций, вопросов, подходов;
12) и 13) сделано так, что ученики осознали культуру, — культуру как живое и целостное воплощение мира человеческих ценностей…
14) и 15) сблизились в образовании две параллельно идущие парадигмы познания и картины мира — естественнонаучная и гуманитарная;
16) сменились технологии обучения в направлении не на накопление знаний, а на освоение технологий самообучения, самовыражения в деятельности, самореализации индивидуальных интеллектуальных качеств, как ученика, так и учителя;
17) созданы и используются гуманитарные технологии развития личности, сформированы потребности в её самоопределении, стремление понять «кто я», кем я хочу быть в этом мире; Для того, чтобы внедрять гуманитарные технологии необходимо создана благоприятная социокультурная среда, включающая:
18) педагогическое сопровождение,
19) интегрированные формы освоения новых знаний,
20)—27) атмосферу , уклад школы… и так далее
Произойдёт «очеловечивание» процесса образования и повышение приоритета гуманитарных наук, реализуемого по шести направлениям:
28) «приближение всех обучающих методик, технологий к человеку-ребёнку, который рассматривается главным достоянием образовательного процесса;
29) логическая образная и понятийная основа, одновременно направленная на расширение познавательного пространства, которое обеспечивают предметы гуманитарно-художественного цикла;
30) передача знаний через призму понимания их значения для духовного, культурного и общечеловеческого значения;
31) интеграция и комплексное взаимодействие всех изучаемых дисциплин, сотрудничество педагогов;
32) Опора на принципы педагогической поддержки, педагогики успеха, отказ от эксплуатации авторитарных и репродуктивных форм обучения» [3, c. 9]
Произойдут сущностные изменения всех компонентов образования:
33)—43) Целей, содержания, методов, моделей расшифровываемых авторами методического пособия подробно.
Проявятся объективные черты гуманитарных технологий:
44) общая познавательная активность;
45) индивидуальное толкование;
46) художественно-символическое выражение информации.
Таким образом, очевидно, что двумя основными задачами площадки является:
·дать определение — чему же равен Х (или, вообще, что это за преобразование такое?);
·определить, какие должны быть предприняты действия, чтобы этот Х был реализован практически в системе образования и привел к 46 перечисленным следствиям.
Очевидное решение первой задачи состоит в замене термина «гумантаризация» на термин «гуманизация», понимаемый как: обязательное использование во всех процессах учебно-воспитательного процесса, то есть образования, всех трёх форм активного психического отражения человека сочетанно. Авторы Пособия составили, фактически, систему из сорока шести уравнений с одним неизвестным. В самом деле, образование должно быть устроено природосообразно. Психике органично использовать постоянно все три вида активного психического отражения действительности. Инстинктивно эмоциональная сфера хранит «архетипы» — коллективное бессознательное (по К. Юнгу). Чисто человеческие инстинкты, главным из которых является ксенофобия — неприятие всего нового, передового, «иностранного», — должны преодолеваться в процессе культурного развития рационализмом современного сознания (сфера понятий, убеждений и логики) на основе системы ценностей (сфера чувств). Гуманизация национальной системы образования и всей общественной жизни в целом состоит в возвращении к этой природосообразной конструкции, — сообразной природе человека.
После замены «гуманитаризации» на «гуманизацию», все 46 задач, поставленных авторами научно-методического пособия, решаются автоматически (рис. 3). Кстати, не только эти сорок шесть, но и тысячи других, не упомянутых авторами вообще. На рис. 2 когнитивная рамка познавательной способности человека зиждется — условно — на трех формах культуры. С ростом числа культур, освоенных данным обществом и данным человеком, бесконечно расширяется число задач, решение которых им под силу. В настоящее время, когда многие Нобелевские премии вручены за научную разработку категорий «человеческий капитал» и «социальный капитал», рационально при размышлениях о гуманизации общественной жизни оперировать именно этими понятиями. Так, совершенно очевидно, что целью, содержанием и объективно измеримым результатом национальной системы образования являются человеческий и социальный капиталы. Человеческий капитал, шестью компонентами которого являются три вида здоровья (телесное, психическое и
Рисунок 3. Проблема гуманитаризации образования и её решение
социальное, два вида интеллекта (критическое смысловое мышление и творческая интуиция) и совесть — самое главное свойство современного человека, — открывает дорогу к успешной и счастливой жизни каждого человека.
Социальный капитал, являющийся суммой человеческих капиталов членов данного общества, определяет «долю мирового пирога богатства», причитающегося этому обществу (в экономических терминах — Внутреннего Валового Продукта — ВВП). Формирование и развитие человеческого и социального капиталов позволяет обществам всех стран мира быть успешными и самодостаточными, жить в мире и дружбе со всеми народами мира, в согласии с Природой. Гуманизация и состоит в стремлении к такому положению вещей [2].
Дидактика человеческого и социального капиталов к настоящему времени достигла такого развития, что навряд ли целесообразно заниматься «изобретением велосипеда», «рамой», «колесами» и «рулем» которого является устаревшее понятие «гуманитаризация».
Список литературы:
1.Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (проект) // Вестник образования. — № 17 — сентябрь 2009 г. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской федерации [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.cultura.spb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=529%3Akontceptciya&catid=85&Itemid=5 (дата обращения 01.06.13).
2.Зыков М.Б., Сабанина Н.Р. Создание эколого-социально-экономического союза как необходимое продолжение деятельности Римского клуба // Экологическое образование и экологическая культура населения: Материалы Международной научно-практической конференции. 25—26 февраля 2013 г. — Прага, 2013. — 191 с. — С. 151—162.
3.Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Олесина Е.П., Стукалова О.В., Фоминова М.А., Хурумов С.Ю. Гуманитаризация образования в условиях комплексного освоения социокультурной среды города Москвы (педагогика искусства в школе): научно-методич. пособие — М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. — 376 с. ISBN 978-5-4257-0136-7.
дипломов
Оставить комментарий