Статья опубликована в рамках: XXV Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» (Россия, г. Новосибирск, 06 марта 2013 г.)
Наука: Психология
Секция: Психология семьи
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ЦЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ ДОБРАЧНЫХ И СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАЗАХОВ
Абенова Саулет Уразбековна
магистрант Евразийского Национального Университета имени Л.Н. Гумилева
г. Астана
E-mail: sauleta_astana@mail.ru
Тынышбаева Ане Арзиевна
д-р социол. наук, профессор ЕНУ,
г. Астана
Происходящие социальные и экономические изменения непосредственно затрагивают сферу брачно-семейных отношений. В этой ситуации в поддержке особенно нуждаются молодые семьи, поскольку семья берет на себя главную заботу о здоровье и воспитании детей. Здесь закладываются основы для развития личности, прививаются моральные и нравственные ценности, в семье личность приобретает навыки ,так необходимые в современной жизни, усваивает ценности и нормы, получает психологическую, экономическую поддержку и защиту.
Многоплановый и глубокий социально — антропологический анализ семьи и брака у казахов показывает значение традиционных форм заключения брака, свадьбы и свадебных обрядов. Казахи придерживались следующих правил бракосочетания: женщина не должна была быть старше своего мужа более чем на 8 лет, а мужчина — старше женщины на 25 лет. Осуждались брачно-семейные отношения между мужчинами и женщинами с большой разницей в возрасте, так как они могут иметь несогласованность, а, следовательно, трения и напряженность в силу социально-психологических и психофизиологических особенностей супругов, проявляющихся в разных предпочтениях и интересах, представлениях о семейных ролях, ценностях и укладе семейной жизни. Как показывает опыт и эмпирические исследования в области психологии семьи, социально неравные браки, как правило, непрочны и не стабильны. Тем не менее, такие браки стали нередкими для современного Казахстана [1, с. 17].
При заключении брачных союзов еще с давних времен немаловажное значение имела социальная принадлежность сторон. И в настоящее время социально-экономический фактор указывается одним из основных, поскольку среди причин развода не последнюю роль имеют различия в социальном и материально-экономическом статусе партнеров. Равенство же жениха и невесты в социально-экономическом плане (уровень образования, сходство среды социализации, уровень дохода) дает ощущение психологического равенства.
Казахский народ имеет множество самобытных традиций и обрядов. Казахов всегда отличало серьезное отношение к проблеме создания семьи и стремление к тому, чтобы она была прочной. Брачный союз у казахов считался священным и должен был быть нерушимым. Свадебный комплекс городских казахов в настоящее время, таким образом, распадается на ряд обрядовых циклов:
1) Сватовство. Издревле существующая, незабытая, обязательная традиция казахского народа.
Отец юноши с близкими родственниками едет сватать девушку. Процесс сватовства был довольно непростым и интересным. Приезд сватов носит название "куда тусер". Отец девушки, извещенный заранее о приезде сватов, оповещает своих родных и близких. Сватов торжественно принимают. После того как отец девушки соглашается, обе стороны по традиции преподносят друг другу полагающийся презент. Самый главный представитель из сватов называется "бас куда" (бас — главный). В свою очередь отцы жениха и невесты — бауыздау куда, т. е. самые близкие.
"Бас куда" (главный сват) всегда дорог девушке после замужества. Она будет называть его "агатеке" (дядя), который будет обязан всегда заботиться о ней. Девушка (невестка) всю жизнь почитает его.
"Куда тусу" — самый высокочтимый, значительный той, несущий в себе особый колорит национальной традиции.
2) «Проводы» проводятся родителями невесты («кыз узату тойы») по желанию и материальным возможностям. Вступление в брак — значительное событие в жизни родителей невесты. Радуются — вырастили красивую, умную, достойную дочь, за которую не будешь краснеть, грустят — жаль выдавать дочь замуж, когда каждому кажется, что она еще ребенок. За девушкой сваты приезжают в количестве 5—7 человек (нечетное число), а то и больше. Среди них "бас куда" (главный сват), "кудалар" (сваты) и друг жениха (здесь как советник, очевидец). В северных и центральных областях Казахстана за девушкой едут только мужчины. Сваты обычно прибывают вечером. Близкие родственники девушки официально приглашают сватов в тот день в гости. Девушку по обычаю отправляют вместе со сватами утром рано, с восходом солнца. Восход солнца — символ нового дня, новой жизни. Перед отъездом девушка песней прощается (коштасу жыры) с провожающими родственниками.
3) Торжественная регистрация брака и религиозный обряд бракосочетания («неке кыю») по желанию молодых и их родителей.
4) Основное торжество («улену тойы»).
5) «Куда шакыру», «киыт кигызу» - встреча родителей и родственников невесты (после основного торжества) сначала в доме родителей жениха, позже у родителей невесты и обмен подарками.
6) Визиты молодых к родителям невесты, а также к родственникам жениха и невесты, которые можно отнести к семейно-родственным отношениям [6, с. 25].
Важным остается обычай, когда после рождения ребенка мать роженицы должна посетить ее первой, и только потом молодую маму могли навестить другие родственники. Сейчас этот обычай принято называть «суйиндир». В его основе заложен глубокий психологический смысл встречи дочери в новом социальном статусе и новой роли матери: подготовка к встрече с родственниками со стороны мужа, приветствие своего внука или внучки, осуществление моральной и эмоциональной поддержки, одобрения и благословения своих детей и многое другое. Все действия матери молодой роженицы можно обозначить как помощь в социально-психологической адаптации дочери к новому этапу семейной жизни, связанному с рождением ребенка [3, с. 27].
Также традицией является право на наследство отца. Младший сын после женитьбы не образовывает собственное хозяйство, так как он является наследником отцовского очага. На него возлагается и опека над престарелыми родителями. Ранее эта традиция строго соблюдалась. Сейчас ее придерживаются в основном в сельской местности. В городе же родители обычно живут отдельно от своих детей как от старших, так и от младших.
Психологический анализ традиций и обычаев казахского народа показывает, что национальные традиции представляют собой особый ценностный смысл — она соединяет личное с общественным. Приобщаясь к семейным традициям, человек существенно повышает психологическая стабильность и тем самым уровень эмоционального комфорта. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье у его родителей. На сегодняшний день изменилась психология казахских мужчин и женщин, их отношения, трансформировались и упростились многие элементы народных традиций, обычаи и обряды, а некоторые и вовсе исчезли.
Для сельской казахской семьи структура остается все еще традиционной — это дедушки, бабушки, братья, сестры, а также множество других родственников. Такая семья существует как относительно долговременная группа с постоянным местом проживания, организуя тем самым общество со сложной и многоуровневой системой родственных связей, влияя на различные формы психологической жизни человека. Совсем иное образование представляет собой современная городская семья, состоящая обычно только из родителей и детей, иногда бывает из одного- двух человек. Современные городские семьи формируются в ритме городской жизни, как ее малые элементы и совершенно противоположны традиционным семьям. Если в сельских семьях традиции усваиваются еще с раннего детства, то в городских семьях у детей формируются неполные представления о традициях и ценностях семьи [4, с. 5].
Урбанизация населения в крупные города Казахстана делает невозможным сохранение большой семьи в силу экономических трудностей, с которыми сталкивается она, а также вследствие жилищной проблемы в городах. Таким образом, индустриализация и урбанизация обусловливает все более частое отделение супругов и тем самым все более часто образование «малой семьи», к утрате преемственности [5, с. 43].
Раздельное проживание родственников разных поколений- процесс нуклеаризации семьи вызывает изменения в переоценке ценностей [2, с. 33]. Ценности, приобретаемые в семье, обеспечивают человеку психологический комфорт. Трансформация института казахстанской семьи характеризуется активной переоценкой семейных ценностей. Семья все меньше справляется со своими сущностными функциями. Налицо имеет место снижение ценности семьи, под влиянием социально-экономических изменений структура домов изменились в сторону уменьшенного размера семьи[7, с. 15]. Увеличивается доля людей, сознательно выбравших одиночество в качестве приемлемого стиля жизни.
Таким образом, под влиянием социально- экономических изменений формируются новые типы семейных отношений. Происходящая урбанизация не позволяет придерживаться традиционных ценностей. На современном этапе семья приобретает все новые характерные ей черты.
Список литературы:
- Аргынбаев Х.А. Семья и брак у казахов: Автореф.дис…..доктора ист.наук. — Алма-Ата, 1975. — 130 с.
- Аргынбаев Х.А.Свадьба и свадебные обряды у казахов в прошлом и настоящем// Советская этнография. — 1974. — 56 с.
- Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузо / Под ред. проф. В.И. Добренькова. — М.: Гардарика, 1998. — 244 с.
- Давлетова А.Д., Шабельников В.К. Личность в структуре многодетной семьи // Семья в России.— 2004, —№ 4. —С. 46—57.
- Джуманова Г., Кудышева Б. Самопознание в контексте казахской традиционной культуры. — Алматы 2008. — 5 с.
- Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе. М: ВЛАДОС,1997. — 254 с.
- Тынышбаева А.А. Приоритетные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей и семьи в Казахстане Гражданское общество и социальный прогресс в XXI веке: Материалы второго конгресса социологов тюркоязычных стран и третьего конгресса социологов Казахстана. — Алматы, 2008. — 577 с.
дипломов
Оставить комментарий